Памятки по русскому языку.
материал по русскому языку по теме

Мешкова Наталья Александровна

Распечатывали и оформляли в виде книжки. Очень хорошие "помощники"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatki_-_kopiya.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКИ

по

русскому языку

Фонетический разбор слова.


1.     Сколько в слове слогов, какой по счёту ударный?

2.     Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?

3.     Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?

4.     Количество звуков и букв в слове?


Пример:


  морковь


м -  [м]  - согл., непарн., зв., тв.

о  -  [а]  - гласн., безударн.

р  -  [р]  - согл., непарн., зв., тв.

к  -  [к]  - согл., парн., глух., тв.

о  - [о] – гласн., ударн.

в  -  [ф] – согл., парн., глух., мягк.

Ь________________________                                             

7 букв, 6 звуков

Морфологический разбор имени существительного.


1.     Часть речи.


2.     Начальная форма (им.п., ед.ч.).


3.     Постоянные признаки:


- собственное или нарицательное;

- одушевлённое или неодушевлённое;

- род;            

- склонение.



4. Непостоянные признаки:


- падеж;    

 - число.



5. Роль в предложении.


Пример:  Лёгкий морозец покрывает лужицу тонким ледком.


1. Морозец – сущ.

2. Н. ф. - мороз

3. Пост.  пр. -  нариц., неодуш., м.р., 2 скл.

4. Непост. пр. - И.п., ед.ч.

5. Морозец покрывает лужицу. (Подлежащее).


Морфологический разбор имени прилагательного.


1.  Часть речи.


2.  Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).


3.  Пост. пр. – разряд (качественное, относительное, притяжательное).

 

4. Непостоянные признаки:

- число;

- род (только в ед.ч.);

- падеж (только у полных прилаг-х).


5. Роль в предложении.


Пример: Я вышел из душной комнаты.


1. (Из) душной (комнаты) – прилаг.

2. Н. ф. – душный.

3. Пост пр. –качеств.

4. Непост. пр. -  ед.ч.,  ж.р., Р. п.

5. (Из) душной (комнаты).  (Определение).


Синтаксический разбор простого предложения.


1. По цели высказывания:

    повествовательное,   побудительное,     вопросительное.


2. По эмоциональной окраске:

    восклицательное,   невосклицательное.


3. Подчеркни грамматическую основу.


4. Подчеркни второстепенные члены предложения.


5. По наличию второстепенных членов:

            распространённое,      нераспространённое.


6. Укажи, есть ли в предложении однородные члены (схема).



Пример:


От петуха летели пыль и пух.                 

(Повеств., невоскл., распр., с однород. чл.              и        )

                   


Синтаксический разбор простого предложения.


1. По цели высказывания:

    повествовательное,   побудительное,     вопросительное.


2. По эмоциональной окраске:

    восклицательное,   невосклицательное.


3. Подчеркни грамматическую основу.


4. Подчеркни второстепенные члены предложения.


5. По наличию второстепенных членов:

            распространённое,      нераспространённое.


6. Укажи, есть ли в предложении однородные члены (схема).



Пример:


От петуха летели пыль и пух.                 

(Повеств., невоскл., распр., однород. чл.                   и         )


Синтаксический разбор простого предложения.


1. По цели высказывания:

    повествовательное,   побудительное,     вопросительное.


2. По эмоциональной окраске:

    восклицательное,   невосклицательное.


3. Подчеркни грамматическую основу.


4. Подчеркни второстепенные члены предложения.


5. По наличию второстепенных членов:

            распространённое,      нераспространённое.


6. Укажи, есть ли в предложении однородные члены (схема).



Пример:


От петуха летели пыль и пух.                 

(Повеств., невоскл., распр., с однород. чл.                и         )


Синтаксический разбор простого предложения.


1. По цели высказывания:

    повествовательное,   побудительное,     вопросительное.


2. По эмоциональной окраске:

    восклицательное,   невосклицательное.


3. Подчеркни грамматическую основу.


4. Подчеркни второстепенные члены предложения.


5. По наличию второстепенных членов:

            распространённое,      нераспространённое.


6. Укажи, есть ли в предложении однородные члены (схема).



Пример:


От петуха летели пыль и пух.                 

(Повеств., невоскл., распр ., с однород. чл.               и        )

Знаки препинания в предложениях с однородными членами


O и О        

         

О да = и О        

         

О и О, О и О        

         

О, О и О        

         

и О, и О, и О


или О, или О, или О

         

О, и О, и О


О, или О, или О


О, а О


О, но О


О, О, О

        

О, О, О - О                 

Знаки препинания в предложениях с однородными членами


O и О        

         

О да = и О        

         

О и О, О и О        

         

О, О и О        

         

и О, и О, и О


или О, или О, или О

         

О, и О, и О


О, или О, или О


О, а О


О, но О


О, О, О


   О, О, О - О                                             

Знаки препинания в предложениях с однородными членами


O и О        

         

О да = и О        

         

О и О, О и О        

         

О, О и О        

         

и О, и О, и О


или О, или О, или О

         

О, и О, и О


О, или О, или О


О, а О


О, но О


О, О, О

        

О, О, О - О                 

Знаки препинания в предложениях с однородными членами


O и О        

         

О да = и О        

         

О и О, О и О        

         

О, О и О        

         

и О, и О, и О


или О, или О, или О

         

О, и О, и О


О, или О, или О


О, а О


О, но О


О, О, О

        

О, О, О - О                                                                                            

Относительные прилагательные


Разряд прилагательных, указывающих на признак предмета не прямо, а через отношение к другому предмету, действию, обстоятельству и т. д.


Лимонный напиток (напиток из лимона), ореховая скорлупа (скорлупа от орехов), лабораторное оборудование (оборудование для лаборатории), местный житель, утренний час, двойная порция


Притяжательные прилагательные


Разряд прилагательных, обозначающих принадлежность предмета определенному лицу или животному.  Отвечают на вопросы  ЧЕЙ? ЧЬИ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?


 Дедова шуба, сестрин платок, кошкин хвост.




Относительные прилагательные


Разряд прилагательных, указывающих на признак предмета не прямо, а через отношение к другому предмету, действию, обстоятельству и т. д. Лимонный напиток (напиток из лимона), ореховая скорлупа (скорлупа от орехов), лабораторное оборудование (оборудование для лаборатории), местный житель, утренний час, двойная порция



Притяжательные прилагательные


Разряд прилагательных, обозначающих принадлежность предмета определенному лицу или животному.  Отвечают на вопросы  ЧЕЙ? ЧЬИ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?  


Дедова шуба, сестрин платок, кошкин хвост.





Относительные прилагательные


Разряд прилагательных, указывающих на признак предмета не прямо, а через отношение к другому предмету, действию, обстоятельству и т. д. Лимонный напиток (напиток из лимона), ореховая скорлупа (скорлупа от орехов), лабораторное оборудование (оборудование для лаборатории), местный житель, утренний час, двойная порция


Притяжательные прилагательные


Разряд прилагательных, обозначающих принадлежность предмета определенному лицу или животному.  Отвечают на вопросы  ЧЕЙ? ЧЬИ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?  


Дедова шуба, сестрин платок, кошкин хвост.



Относительные прилагательные


Разряд прилагательных, указывающих на признак предмета не прямо, а через отношение к другому предмету, действию, обстоятельству и т. д. Лимонный напиток (напиток из лимона), ореховая скорлупа (скорлупа от орехов), лабораторное оборудование (оборудование для лаборатории), местный житель, утренний час, двойная порция



Притяжательные прилагательные


Разряд прилагательных, обозначающих принадлежность предмета определенному лицу или животному.  Отвечают на вопросы  ЧЕЙ? ЧЬИ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?

 

Дедова шуба, сестрин платок, кошкин хвост.

Качественные прилагательные


1) наличие, как правило, полной и краткой формы: белый — бел, высокий — высок;


2) способность большинства из них изменяться по степеням сравнения: белый — белее — белейший, высокий — более высокий — самый высокий;


3) возможность образования от большей их части наречий на-о,-е или-м: высокий — высоко, волнующий — волнующе, ритмический — ритмически;


4) способность сочетаться с наречиями меры и степени: очень высокий,  весьма добрый;


5) возможность образования отвлеченных имен существительных; добрый — доброта, новый — новизна, нежный — нежность, богатый — богатство;


6) возможность образования форм субъективной оценки: светлый — светленький, светлехонек, светлешенек;


7) образование  антонимических пар: белый - чёрный

Качественные прилагательные


1) наличие, как правило, полной и краткой формы: белый — бел, высокий — высок;


2) способность большинства из них изменяться по степеням сравнения: белый — белее — белейший, высокий — более высокий — самый высокий;


3) возможность образования от большей их части наречий на-о,-е или-м: высокий — высоко, волнующий — волнующе, ритмический — ритмически;


4) способность сочетаться с наречиями меры и степени: очень высокий,  весьма добрый;


5) возможность образования отвлеченных имен существительных; добрый — доброта, новый — новизна, нежный — нежность, богатый — богатство;


6) возможность образования форм субъективной оценки: светлый — светленький, светлехонек, светлешенек;


7) образование  антонимических пар: белый - чёрный                           

Качественные прилагательные


1) наличие, как правило, полной и краткой формы: белый — бел, высокий — высок;


2) способность большинства из них изменяться по степеням сравнения: белый — белее — белейший, высокий — более высокий — самый высокий;


3) возможность образования от большей их части наречий на-о,-е или-м: высокий — высоко, волнующий — волнующе, ритмический — ритмически;


4) способность сочетаться с наречиями меры и степени: очень высокий,  весьма добрый;


5) возможность образования отвлеченных имен существительных; добрый — доброта, новый — новизна, нежный — нежность, богатый — богатство;


6) возможность образования форм субъективной оценки: светлый — светленький, светлехонек, светлешенек;


7) образование  антонимических пар: белый – чёрный


Морфологический разбор глагола.


1.  Часть речи.

2.  Начальная форма (неопределённая форма).

3.  Постоянные  признаки –  вид, спряжение.

4. Непостоянные признаки:

- наклонение;

- время (только у глаголов изъявительного наклонения);

- лицо (у глаголов настоящего и будущего времени);

- число;

- род (у глаголов прошедшего времени в единственном числе).

5. Роль в предложении.


Пример: Ребята катались на  санках с горки.


1. Катались  – глагол.

2. Н. ф. – кататься

3. Пост пр. –нес. вид,  I спр.

4. Непост. пр. -  из. нак.,  пр. вр., мн. ч.

5. (Ребята) катались – сказуемое.




Морфологический разбор глагола.


1.  Часть речи.

2.  Начальная форма (неопределённая форма).

3.  Постоянные  признаки –  вид, спряжение.

4. Непостоянные признаки:

- наклонение;

- время (только у глаголов изъявительного наклонения);

- лицо (у глаголов настоящего и будущего времени);

- число;

- род (у глаголов прошедшего времени в единственном числе).

5. Роль в предложении.


Пример: Ребята катались на  санках с горки.


1. Катались  – глагол.

2. Н. ф. – кататься

3. Пост пр. –нес. вид,  I спр.

4. Непост. пр. -  из. нак.,  пр. вр., мн. ч.

5. (Ребята) катались – сказуемое.



Качественные прилагательные


1) наличие, как правило, полной и краткой формы: белый — бел, высокий — высок;


2) способность большинства из них изменяться по степеням сравнения: белый — белее — белейший, высокий — более высокий — самый высокий;


3) возможность образования от большей их части наречий на-о,-е или-м: высокий — высоко, волнующий — волнующе, ритмический — ритмически;


4) способность сочетаться с наречиями меры и степени: очень высокий,  весьма добрый;


5) возможность образования отвлеченных имен существительных; добрый — доброта, новый — новизна, нежный — нежность, богатый — богатство;


6) возможность образования форм субъективной оценки: светлый — светленький, светлехонек, светлешенек;


7) образование  антонимических пар: белый - чёрный                                                                          

Морфологический разбор глагола.


1.  Часть речи.

2.  Начальная форма (неопределённая форма).

3.  Постоянные  признаки –  вид, спряжение.

4. Непостоянные признаки:

- наклонение;

- время (только у глаголов изъявительного наклонения);

- лицо (у глаголов настоящего и будущего времени);

- число;

- род (у глаголов прошедшего времени в единственном числе).

5. Роль в предложении.


Пример: Ребята катались на  санках с горки.


1. Катались  – глагол.

2. Н. ф. – кататься

3. Пост пр. –нес. вид,  I спр.

4. Непост. пр. -  из. нак.,  пр. вр., мн. ч.

5. (Ребята) катались – сказуемое.



        Морфологический разбор глагола.


1.  Часть речи.

2.  Начальная форма (неопределённая форма).

3.  Постоянные  признаки –  вид, спряжение.

4. Непостоянные признаки:

- наклонение;

- время (только у глаголов изъявительного наклонения);

- лицо (у глаголов настоящего и будущего времени);

- число;

- род (у глаголов прошедшего времени в единственном числе).

5. Роль в предложении.


Пример: Ребята катались на  санках с горки.


1. Катались  – глагол.

2. Н. ф. – кататься

3. Пост пр. –нес. вид,  I спр.

4. Непост. пр. -  из. нак.,  пр. вр., мн. ч.

5. (Ребята) катались – сказуемое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по русскому языку "Работа над ошибками".

Перечень орфограмм,изучаемых в начальной школе....

Это надо знать (памятка по русскому языку)

Основные правила по русскому языку для младших школьников с примерами. Материал взят с сайта http://naurokax.ru/nuzhno-znat.htm...

Памятки по русскому языку для 2 класса

Звуки и буквы в русском языке, Ь, обозначающий мягкость, безударная гласная, парный согласный, разбор предложения, имя существительное, имя прилагательное, глагол, личное местоимение, предлоги ...

Памятки по русскому языку

в памятках подробно описывается работа с орфограммами...

памятки по русскому языку

памятки по русскому языку помогают детям легко выполнить фонетический анализ слова...

памятка по русскому языку

как делать работу над ошибками...