Урок русского языка в 3 классе по теме: "Проверка парных согласных в корне и на конце слов"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Придворова Мукарама Ахмадовна

На уроке дети овладевают  способами проверки слов с парными согласными в корне и на конце слов, учатся подбирать  проверочные слова с парным согласным в корне слов, развивается орфографическая зоркость по правописанию слов с парными согласными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Придворова Мукарама Ахмадовна, учитель начальных классов МБОУ «Лекаревская СОШ» ЕМР РТ  

Урок русского  языка в 3 классе по теме: « Проверка слов с парными согласными в корне».

Цели урока: 1.Познакомить учащихся с проверкой слов с парными согласными  в корне.

2.Овладеть с последовательностью действий при обозначении согласных звуков    буквами. 3.Развивать первоначальные умения  проверять слова с парными согласными в корне,                              4.Формировать умение работать в паре, в группе.

5.Воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.

Планируемые результаты: 1.Знать способы проверки слов с парным согласным на конце.

2.Уметь подбирать проверочные слова к словам с парным согласным  в корне слова.

3.Научиться распознавать слова с парным согласным в корне слова, правильно писать слова с парными согласными в корне слова и на конце.

Оборудование: Учебник Т.Г. Рамзаева «Русский язык» 3 класс, картинки, карточки со стихами,  алгоритм проверки парного согласного в корне, перфокарты для проверки написания слов с парным  согласным в корне.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок,

К нам без опоздания

 Приходи старание,

Мы пришли сюда учиться,

Помоги нам потрудиться.

II.Актуализация знаний.

1.Чистописание.

ЗСА                                              - Какая буква лишняя? Почему?      (Буква А, она гласная, ЗС –     парные   согласные)

ЗС зс  ссс  ззз

Сказка    сказочка сказочник    - Что общего у этих слов?  (Они однокоренные, родственные, общий корень)

                                                      - В написании какого слова мы могли ошибиться? (Сказка)

                                                      - Какое из этих слов проверяемое? (Сказка) А проверочное? (Сказочка, сказочник)

Сказка мёд – так и течёт.           – Как понять поговорку?  (Сказка как мёд сладкая, любимая, так и течёт как речка)

Как вы думаете, ребята, о чём же пойдёт речь сегодня на уроке?  (О проверке слов с парными согласными в корне слов)

2.Словарная работа.

- Я взмахну волшебной палочкой и мы  окажемся в сказке.

        Жили – были в Стране Русского Языка парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Жили они дружно, но вот характер у них был разный: звонкие  согласные были весёлыми, голосистыми, а вот глухие – немножко сердитыми. Чуть что сразу начинают шипеть, свистеть, ворчать. И звонкие,  и глухие согласные были ужасными спорщиками. Очень часто не могли  решить, кому из двух согласных встать в слово.

       Так и получилось, когда парные согласные отправились на прогулку. Бегут они по дорожке, а там стоит красивая, стройная, кудрявая берёзка, только одной буквы в ней не хватает. Она просит: «Помогите мне! Буквы З и С начали громко спорить о том, кому быть в этом слове. Но тут их стал пробирать мороз, но в этом слове тоже нет последней буквы. Ещё пуще разругались буквы З и С.                   Неподалёку был зоопарк, парные согласные отправились посмотреть на животных. У входа им встретился  медведь, ему нездоровилось так как не хватало последней буквы. Буквы  Д и Т хотели ему помочь, но никак не могли договориться кому из них встать в это слово. А вылечить медведя можно было, дав ему ягодку, ведь он так любит их. Но в ней тоже не хватало буквы. А рядом зайцы никак не поделят морковь, потому что  В и Ф хочется встать в это слово.

            Шёл мимо дед Буквоед, услышал шум, крики, споры и решил навести порядок. Позвал на помощь  гласные буквы и сказал: « В этих словах поставьте после согласной гласную букву, она и укажет, кто из вас будет стоять в слове».

            Так и сделали: берёзка – берёза, мороз – морозы, медведь – медведи, ягодка – ягода, морковь – морковный (сок). Всё встало на свои места. С тех пор парные согласные всегда зовут на помощь  гласные, чтобы проверить слова.

       - Запишите словарные слова, обозначьте ударение, подчеркните непроверяемые гласные.

(Берёзка, мороз, медведь, ягодка, морковь.)

III.Изучение нового материала.

- Как проверить слова с парным согласным в конце слова? (Изменить слово, чтобы после согласной стояла гласная)

- А как проверить слова с парным согласным в корне слова?

1.Игра «Один – много» Играет весь класс. Учитель называет проверочное слово в единственном числе, учащиеся записывают проверочное слово и это же слово  во множественном числе, подчёркивают проверяемую парную согласную в корне слова.

Пловец …. (пловцы), молодец….(молодцы), кружок…..(кружки), пирожок….(пирожки), дружок…..(дружки), молоток …..(молотки), прыжок…..(прыжки), стишок…..(стишки), флажок….(флажки), снежок….(снежки), продавец….(продавцы)

Вывод: Напиши проверочное слово, выдели корень, подчеркни букву, которую нужно  было проверить.

Напиши проверяемое слово, выдели в нём корень, подчеркни букву, которую проверяли.

Парные согласные – самые опасные!

В корне ты их проверяй –

Рядом гласный подставляй!

2. Алгоритм проверки парного согласного в корне слова:

  1. Подберу однокоренное слово, в котором после  проверяемого согласного слышится гласный звук или звук [н].
  2. Выделю корень  в словах.
  3. Сравню написание корней.
  4. Вставлю пропущенную букву в проверяемое слово.

3.Отработка алгоритма проверки парного согласного  в корне  слова. Выполнение упражнения 191 стр. 85 (с проговариванием алгоритма)

4.Вопрос Почемучки стр. 84.  Работа с правилом по учебнику стр.  85

5.Физкультминутка.

Лёгкие прыжки.

Мягкие шажки.

Вот и вся зарядка.

Тихая посадка.

- Какие слова из этой физкультминутки  на нужную  нам  орфограмму вы услышали? Докажите.

-Лёгкие – лёгок, лёгенький;

-Прыжки – прыжок;

-Мягкие – мягок, мягенький;

- Шажки – шажок;

-Зарядка – зарядочка;

-Посадка – посадить.

6.Практическая работа в парах.  Игра «Какие буквы убежали»?

Каждая пара получает стихотворный текст с пропущенными парными согласными:

Я и круглый, я и гла.кий,

И на вкус приятно-сла.кий,

Знает каждый карапу.,

Что зовут меня арбу. .

На ушах его серё.ки,

А на но.ках есть сапо.ки.

На голо.ке гребешок.

Вот какой наш петушок!

Кто сидит на крепкой но.ке?

В бурых листьях у доро.ки?

Встала ша.ка из травы –

Нет под ша.кой головы!

Сла.кие кро.ки

На короткой но.ке.

Кто проходит бли.ко,

Кланяется ни.ко.

Участники игры читают текст, говорят какая буква «убежала», доказывают проверочным словом свой ответ.

7.Я взмахну палочкой и вот мы опять  в сказке.

- Жила – была девочка Мальвина. Умная, способная  и любознательная. Она любила заниматься с Буратино. Мальвина говорит: «У домика парных согласных есть пруд». А Буратино ей в ответ: «Да, прут, тоненький такой берёзовый! Как шлёпнешь им…» - «Да нет же, нет! Чистый, голубой, прозрачный пруд!» - «Ничего не понимаю!» - сказал Буратино.

- Ребята, вы знаете, почему произошла эта путаница? (Прежде чем написать слово нужно выяснить  его смысл)

Мы отправились на пруд,

На тропе валялся прут.

Вот пруды, а это прутик,

 И не путайте их люди!

Как же нам проверить их? (Нужно чтобы рядом с парным согласным оказался гласный)

Запишите эти слова с проверочными: пруд – пруды, прут – прутик.

IV.Закрепление изученного.

1.Работа по учебнику стр. 86  упражнение 193 (самостоятельно)

2. Работа с карточками для  проверки написания слов с парными согласными.

б

п

в

ф

г

к

д

т

ж

ш

з

с

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

Учитель диктует слова, дети устно подбирают проверочное, определяют парную согласную в корне и ставят + в столбике с данной буквой (первое слово в первой строке, второе во второй и т.д.):

Варежка, сапожки, головка, трубка, рыбка, лодка, мороз, пирог, ошибка.

V. Итог урока. Рефлексия деятельности.

-Чему вы научились на уроке?                                               знаю        

Расскажите по схеме:                                  Я                         запомнил

                                                                                                смог  

Не говори чему учился, а говори что узнал.                                                

- Что же помогло сегодня на уроке вам так хорошо  подбирать проверочные слова с парными согласными в кроне слова? (Практическая работа)

- Назови ещё раз алгоритм проверки  слов с парным согласным в корне слова.

VI. Домашнее  задание: упражнение 194 стр.86.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Проверка слов с парными согласными в корне и на конце слова. 3 класс

Материал данного урока создаёт  условия для закрепления  у учащихся умения  проверять парную согласную на конце и в середине слов, показаны разные способы подбора проверочных слов...

Урок русского языка 4 класс УМК «Начальная школа XXI века». Тема «Мягкий знак на конце слов после шипящих»

Данный конспект урока помогает систематизировать знания о написании мягкого знака после шипящих в словах разных частей речи; развивать мышление учащихся с помощью составления схемы-опоры и классификац...

Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему "Проверка слов с парными согласными в корне"

Данная презентация создана специально для урока по русскому языку. В данной презентации представлены интересные материалы....

Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему "Проверка слов с парными согласными"

Данная презентация создана специально для урока по русскому языку....

Урок по Русскому языку 2 класс. УМК "Перспектива" Тема: Парные согласные в конце слова

Пример открытого урока по Русскому языку 2 класс. УМК "Перспектива" Тема: Парные согласные в конце слова...

Технологическая карта открытого урока русского языка. 2 класс "Школа России". Правописание парных согласных в корне слова

Технологическая карта открытого урока с презентацией по теме "Правописание парных согласных в корне слова" 2 класс "Школа России".Первый урок по теме....

Урок с элементами театрализации (русский язык,2 класс) Тема: Звонкие и глухие согласные в середине и на конце слова.

Работа по теме урока.   - В класс входит Незнайка. В руках у него учебник русского языка и «Орфографический словарь»   Незнайка Дорогие ребятишки!И я взял нынче в руки ...