достижение планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования
статья по русскому языку по теме

Пермякова Ольга Викторовна

формирование адекватной самооценки на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Петухова О.В.

МОУ НОШ №2

Формирование адекватной самооценки у младших школьников на уроках русского языка

       В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Одна из центральных задач общеобразовательной школы – подготовка учащихся самостоятельному совершенствованию своих знаний – делает особенно значимой проблему формирования активной позиции школьника в учебном процессе.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является сфера личностных универсальных учебных действий. В разделе «Личностные универсальные учебные действия» говорится, что у современного выпускника должна быть сформирована способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  «Самооценка – это важнейший орган душевной жизни, служащий для регуляции поведения и деятельности человека, его успехов и неудач». (Г.А.Цукерман)

        Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе -  основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.

     Формирование у учащихся деятельности оценивания позволит сделать школьника активным субъектом образовательного процесса. Поэтому ее формирование необходимо начинать с первого года обучения ребенка в школе. От того, насколько полноценно младшие школьники освоят оценочную деятельность, будет зависеть успешность их дальнейшего образования. Оценочная деятельность, как правило, сосредотачивается в руках учителя. Критерии и эталоны, по которым учитель оценивает и контролирует учащихся, большей частью школьникам не сообщаются и поэтому ими не усваиваются. Результатом всего этого является то, что ученики не обладают развитыми формами рефлексии в деятельности; у них нет потребности в самоконтроле и самооценке, что приводит к невозможности целенаправленного осуществления собственной деятельности, порождает негативное отношение к учению, неуспеваемость. Данный факт позволяет нам сделать вывод о том, что инновационный путь развития отечественной системы образования, предъявляющий новые требования к его целям и содержанию, должен опираться на идею формирования универсальных учебных действий учащихся в оценочной деятельности.

                   Да, критерии и способы оценивания дети получают от взрослых. Но если ребенок не допущен к производству оценочных критериев, к их деликатной подстройке к каждой конкретной ситуации, то он несамостоятелен в оценке своих достижений. Последнее под силу самым сознательным учащимся.

         Например, уже в 1 классе ребята вместе со мной выбирают те критерии, по которым они могут оценить свою работу. Это может быть аккуратность, правильность написания букв, их соединение с другими буквами в словах, написание цифр, выполнение отдельных видов работ: деление слов на слоги, обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков и др.

            В 3 классе учащиеся уже с большей степенью самостоятельности могут устанавливать критерии оценок, по которым они будут оценивать работу или отдельные виды работ.

          На уроках  русского языка    для  выработки навыка самооценки  использую шкалы.

          На полях дети рисуют шкалу и ставят на ней крестик, который обозначает, по их мнению,  на сколько правильно они выполнили своё задание. Чем выше они ставят крестик на шкале, тем выше они оценивают свою работу. Затем учитель на этой же шкале ставит свою оценку, а потом идёт анализ поставленных знаков.

           Оценочные шкалы должны быть всё время разные, обладать гибкостью,  показывать успехи и неуспехи в успеваемости ученика.              

Так же я использую балльную систему.     Баллами можно оценивать и работу на уроках русского языка. Например, словарный диктант. Количество правильно написанных слов может соответствовать количеству баллов за работу  и т.д.

          Выставляя баллы или оценивая на шкалах результаты ученических работ,  исхожу из того, что каждое детское усилие должно быть оценено, и в построении шкал участвуют сами ребята.  

                Для выработки самоконтроля очень эффективно также использую такой вид работы, как составление различных видов проверочных работ для соседа.

                Результаты использования  мною указанных приемов подтверждают, что они действительно способствуют формированию у учащихся полноценной контрольно-оценочной деятельности.          

             Самооценка - сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приёмами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Для изучения динамики самооценки использовала методику А.И.Липкиной «Три оценки». Ученикам предлагаю выполнить упражнение по заданию в письменной форме. Даются три оценки: адекватная, завышенная, заниженная. Перед раздачей тетрадей с выполненным упражнением говорю ученикам: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось своё мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные отметка. Обведите кружком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе выясняются ответы,   интересующие учителя вопросы. ( Приложение5)

    Очень  эффективны карточки (на одной стороне карточки пишется вопрос, а на другой стороне - правильный ответ). При самоконтроле происходит сличение ответа с эталоном, учащиеся откладывают в сторону карточки, на вопросы которых дали верный ответ, фиксируют зону, где совершена ошибка, и продолжают работать с оставшимися карточками. После 5-6 прокручиваний карточек почти не остается. Так можно готовиться к тестам, диктантам, зачётам.

                  Основа учебной самооценки - это умение школьника осознавать границы собственных знаний, понимание им того, чего он еще не знает, поэтому в 4 классе я планирую давать  самим детям составлять  задания:

-отделить известное от неизвестного;

- выбрать какое-либо выполненное ранее творческое задание (сочинение) сделать в нем правку и затем выполнить его заново. Фактически школьники «редактируют» свои прошлые работы. Такая деятельность помогает им взглянуть на свою работу с позиции читателя и легко найти недочеты, ошибки, которые ранее оставались незамеченными;

  Используя эти  приёмы, особо важно пошагово отрабатывать с детьми наиболее значимые  умения. Например, третьеклассники знают, что для безошибочного списывания с образца существуют свои секреты письма, а для диктовки - свои.  Для того чтобы убедить учеников использовать эти секреты, побудить к напряжению воли и концентрации внимания,  можно употреблять разные приемы, но в них есть одно общее: акцент на позитивное, на успех, на стремление к достижению цели. Важно убедить ребенка в том, что у него есть способности и возможности, а ошибки исчезнут - надо только организовать свой труд правильно. Нужно не исправлять недостатки ребенка, а развивать его сильные стороны. Поэтому чаще всего на  занятиях  должен звучать вопрос: "Как у тебя получилось выполнить работу грамотно? Что ты для этого сделал?" Без рефлексии не может быть ученика в настоящем смысле этого слова. Как показывает  опыт, развитию рефлексии  в значительной степени способствует использование карт самонаблюдений. Делая отметки в предложенной карте, ребенок может увидеть, как он выполняет то или иное задание, соблюдает ли все правила выполнения. (Приложение1,2,3,4)

         Результаты использования данных приемов показали, что происходит динамика развития самооценки: увеличивается процентное соотношение детей имеющих адекватную самооценку и изменяется количество детей, имеющих завышенную  или заниженную самооценку.  

           Самооценка относится к наиболее важным аспектам формирования личности. Развитие адекватной самооценки — не просто способ сделаться счастливым человеком. Это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь, поэтому особое внимание следует уделять формированию самооценки в младшем школьном возрасте.

Самооценка младшего школьника характеризуется отражением в ней собственной активности ребёнка, его интеллектуальных возможностей, способностью преодолевать трудности. Это проявляется в поведении учащегося, в образовательном процессе, а также в его социальной адаптации.

Для того чтобы помочь ребёнку повысить самооценку, нужно учить его умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Это важно не только непосредственно в процессе учёбы, но и в любой другой деятельности.

            Важно также помочь ребёнку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение учителя, товарищей.  Я считаю, что неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности. Родители и педагог могут содействовать тому, чтобы ребёнок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывает затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих, поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них.

             Таким образом, организуя учебную деятельность, учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку школьника. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться.


 

                                          ПАМЯТКА

                         "Учись контролировать себя”

                             (схема самооценки)

    Чем эта схема может быть тебе полезной?

    Чем старше ты становишься, тем большая ответственность за твою

работу возлагается на тебя самого. Успевающие ученики - это те, кто

умеет проверить свою работу и исправить свои ошибки. Они также умеют

ставить перед собой цели по улучшению своей деятельности.

    Как пользоваться схемой самооценки?

    Есть несколько приемов. Ты можешь:

    а) попробовать оценить часть выполненной работы и посмотреть,

насколько она тебя удовлетворяет;

    б) попросить своего друга помочь тебе оценить, насколько хорошо

выполнено тобой задание;

    в) воспользоваться схемой самооценки для того, чтобы улучшить свои

        умения выполнять задания.

    Внешний вид твоей работы:

    1. Выглядит ли она аккуратной?

    2. Есть ли у нее заголовок (если он необходим)?

    3. Пользуешься ли ты полями?

    4. Аккуратно ли ты подчеркиваешь заголовок и другие разделы работы?

    5. Начинаешь ли ты каждый абзац с необходимого отступа?

    6. Возможны ли какие-либо способы, с помощью которых ты мог бы

         улучшить внешний вид работы?

    Важные элементы твоей работы:

    1. Легко ли прочесть то, что ты написал?

    2. Проверяешь ли ты правильность написания?

    3. Проверяешь ли ты знаки препинания?

    4. Можешь ли ты сказать, что  выполнено

        аккуратно?

    5. Исправляешь ли ты ошибки?

    6. Можешь ли ты с чистой совестью сказать, что сделал все, на что

        способен?

    Совершенствуй себя!

    За словами “я буду стараться” мало что стоит,  надо выяснить, что

       и как ты станешь совершенствовать.

    Реши для себя, что конкретно ты выполнишь с максимальным

      старанием при работе над ближайшим заданием. Когда закончишь,

       проверь его по схеме самооценки и оцени свой результат.

    1. Что я собираюсь улучшить в моей работе над этим заданием?

    2. Как я буду это делать?

    3. Моя оценка за старание. (Отлично. Очень хорошо. Хорошо.  Удовлетворительно.

Тема: Проверка орфограмм слабых позиций.

  1. Проверь орфограммы слабых позиций; объясни способ проверки.

                 В_сна-                                                                                            

                 С_сна-

                 Сн_га-

  1. Соедини слова и буквы, которые должны стоять на месте пропуска

           Др_зды           е

                Ч_сло              я

                Ст_на              а

      М_чи               и

          С_ды               о

             Устно объясни выбор орфограмм

 Приложение

Листок самооценки

1. Я знаю, что такое орфограмма сильной и слабой позиции гласного и согласного.

2. Я умею списывать слова и предложения с орфограммами слабых позиций, используя алгоритм.

3. Я знаю закон русского письма.

4. Я умею проверять орфограммы слабой позиции по орфографическому словарю, знаю секреты словаря.

5. Я научился проверять орфограммы слабой позиции по сильной, изменяя слово по числу.

2б. - уверен в знании материала, умею проверять орфограммы слабых позиции;

1б. – не совсем уверен в знаниях, учусь проверять орфограммы слабых позиций;

0б. – пока слабо разбираюсь в теме, проверяю орфограммы слабых позиций только с помощью взрослых

                                             Приложение

В «Тетрадях достижений» таблица

Умею

Затрудняюсь

Не умею

Я

Учитель

Я

Учитель

Я

Учитель

Выделять  гласные звуки в слабой позиции

Выделять  согласные звуки в слабой позиции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования

В презентации (составлена на основе технологии оценивания образовательных достижений в системе "Школа 2100", автор Д .Д. Данилов)  даётся обоснование введения новой системы оценки дости...

Требования к результатам основной образовательной программы начального общего образования

Требования к результатам основной образовательной программы начального общего образования....

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК» АВТОРА А.В. ПОЛЯКОВОЙ

ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫНАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК»АВТОРА А.В. ПОЛЯКОВОЙ...

Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

          В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8)....