ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК» АВТОРА А.В. ПОЛЯКОВОЙ
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК»

АВТОРА А.В. ПОЛЯКОВОЙ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК»

АВТОРА А.В. ПОЛЯКОВОЙ

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования содержание учебников и тетрадей для 1—2 классов направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностные результаты

1.  Чувство гордости за свою Родину, российский народ  и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование уважительного отношения к культуре других народов.

С этой целью в учебники и тетради 1—2 классов включены  тексты, позволяющие ребёнку познакомиться со своей культурой и культурой других народов и национальностей; осознать себя гражданами своей страны; положить начало формированию ценностей общества и семьи.

Эти тексты, в частности, используются при изучении тем «Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей», «Большая буква в кличках животных, названиях улиц, сёл, деревень, городов и рек», «Русская азбука, или алфавит», «Имена собственные», «Секреты речи», «Текст», «Речь».

Кроме того, в упражнениях используются литературные произведения классической и современной детской литературы, что позволяет  познакомить ребёнка с творческим наследием России и  формировать чувство гордости за свою страну.

2.  Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур.

О многообразии животного и растительного мира и необходимости бережного к нему отношения рассказывается в текстах упражнений учебника и тетрадей. Природоведческие  и литературные тексты знакомят детей  с явлениями природы, растениями и  животными; через содержание текстов  дети узнают о забавных случаях из жизни животных, о  необходимости бережного отношения к природе (1 кл. — упр. 10, 43, 44, 82, 113;  2 кл., ч. 1 — упр.  132, 177, 178, 190, 212, 219; 2 кл., ч. 2 — упр. 17, 61, 241, 246 и др.)

В учебниках и тетрадях использованы тексты З. Александровой, С. Аксакова, К. Бальмонта, В. Бианки, Е. Благининой, С. Городецкого, В. Лунина, Д. Мамина-Сибиряка, С. Маршака, С. Михалкова, Н. Некрасова,  А. Плещеева, Е. Серовой, Г. Скребицкого, Н. Сладкова, Г. Снегирева, И. Соколова-Микитова, И. Сурикова, А. Твардовского, Е. Трутневой, Ф. Тютчева, К. Ушинского, К. Чуковского и др., а также загадки, пословицы и поговорки, посвящённые животному и растительному миру.

О многоликости нашей страны, о традициях и обычаях её народа, о её культуре учащиеся узнают из текстов Л. Успенского, а также  при работе над объяснением значений народных примет, пословиц, поговорок, устойчивых выражений. Задания, предлагаемые к упражнениям, побуждают детей высказывать собственное мнение и выслушивать другие мнения, рассуждать, доказывать, объяснять.

3. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Формированию мотивов учебной деятельности служит система  так называемых «хитрых вопросов». Они выступают в качестве «пускового механизма» умственной деятельности, направляют внимание ребёнка на предстоящую работу, вызывают интерес, создают условия для  попытки самостоятельно ответить на вопросы.  Формулировка вопросов усложняется от класса к классу, что мотивирует школьника на поиск ответа при изучении темы, способствует полноценному становлению мотивов учения и осознания изучаемого материала на личностном уровне — это мне надо знать как носителю русского языка.

Приведём примеры «хитрых вопросов»,  которые ставятся перед учениками в рамках одной темы: 1 класс — «Как получается предложение?», «Нужны ли в речи разные предложения?»; 2 класс — «Что такое предложение?», «Что такое основа предложения?», «Какие члены предложения главные?», «Как установить связь слов в предложении?».

С учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей детей младшего школьного возраста в учебниках 1—2 классов на материале упражнений создаются коллизии (противоречия), способствующие формированию мотивов учения, осознанию личностного смысла учения и активизации учебной деятельности ребенка. Например, 1 кл.:  упр. 21, зад.  2;  упр. 64, зад. 3; упр. 94, зад. 2; упр. 148, зад. 1, 2 и др.; 2 кл, ч. 1: упр. 65, зад. 2; ч. 2: упр. 16, зад. 2, 3; упр. 109, зад. 2; упр. 123, зад. 4 и др.

Обращение в заданиях к упражнениям вида «Объясни. Докажи» и др. показывает персональную обращённость к ребёнку, учёт его собственного мнения, что также способствует появлению личностного смысла в учении и росту мотивации учебной деятельности.

4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Формированию эстетических потребностей, ценностей и чувств подчинены, по сути, все тексты упражнений, поскольку это заложено самой системой русского языка. Особый подбор словесного материала, текстов известных детских писателей, различных народных песенок, пословиц, народных изречений и т.д. позволяет организовать систематическую работу  с единицей языка, несущей смысл, — словом, предложением и текстом. Дети наблюдают, сравнивают, анализируют, при этом происходит развитие их речи, формируются познавательные мотивы общения, интерес к явлениям окружающей действительности.

Языковой материл часто представлен в форме загадок, шуточных стихотворений, диалогов, оригинальных текстов о животном и растительном мире, что открывает возможность обсуждения чувств героев, их ценностей, а также возникающего настроения.

Формированию эстетических потребностей и чувств способствуют, например, такие задания: «Подбери по рифме пропущенные слова», «Напиши рифмующиеся слова»  (1 кл. — упр. 43, 73, 83, 2 кл., ч. 1 —  64 и др.), «Подбери к слову противоположное (близкое) по значению слово» (1 кл. — упр. 44, 96, 2 кл., ч. 1 — упр. 18, 19 и др.), «Какое сравнение есть в этом стихотворении?», «Подчеркните строчку с эпитетом» (1 кл. — упр. 53, 147, 154; 2 кл., ч. 2 — упр. 155 и др.), «Найди секрет речи» (1 кл. — упр. 10, 136, 2 кл., ч. 1 — упр. 40, 181 и др.) и многие другие.

5. Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

В учебниках всех четырёх лет обучения содержится достаточное количество текстов, направленных на воспитание человека, способного осознавать свои чувства и чувства близких ему людей, сопереживать им, соблюдать общепринятые этические нормы. На это направлены и упражнения тематики, непосредственно касающейся данного вопроса: «Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей», «Большая буква в кличках животных, названиях улиц, сёл, деревень, городов и рек», «Имена собственные», «Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные», «Текст», «Секреты речи», «Речь». В последних трёх темах постоянно фигурируют тексты (например, В. Осеевой, Е. Пермяка и др.), которые побуждают детей к осознанию вежливого общения, к осмыслению норм поведения, принятых в обществе (1 кл. — упр. 142, 143, 145 и др.; 2 кл., ч. 1 — упр. 191, 192, ч. 2 — упр. 185, 227 и др.).

Учащиеся, познавая родной язык, одновременно обсуждают заботу о старших и младших членах семьи; прорабатывая содержание упражнений, дети учатся осознавать свои ошибки, заботиться о друзьях, делиться с ними своими переживаниями, уважать другого человека.

Языковым материалом многочисленных упражнений учебников и тетрадей являются пословицы и поговорки, фразеологические обороты, осмысление значений которых побуждает учеников задуматься над осознанием этических понятий,  смыслом, который вложил народ в эти понятия (1 кл. — упр. 133; 2 кл., ч. 1 — упр.  27, 40, 45 и др., ч. 2 — упр. 122, 129, 138 и др.).

6.  Навыки сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Дети младшего школьного возраста практически ещё только начинают приобретать навыки общения в коллективе, они учатся соблюдать правила работы и поведения в паре, группе. В связи с этим в учебники и тетради 1—2 классов включены упражнения и задания, которые дети могут выполнять в парах или в группах (например, творческие задания, связанные с нахождением «секретов речи», составлением текста, восстановлением текста, а также совместный поиск ответа на «хитрые вопросы» или работа по памятке). Такие задания учат детей общению и сотрудничеству со взрослым и со сверстниками. Выполняя такие задания, школьники приобретают первоначальные навыки работы в группе и учатся соблюдать правила, находить компромиссы при возникающих разногласиях.

Метапредметные результаты

 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

На достижение этой цели работает весь методический аппарат учебников.  

Учебный материал в каждой теме или подтеме структурирован следующим образом:

1) сначала даётся система заданий, вопросов поискового характера, которая ведёт к раскрытию определённой единицы усвоения (действия, понятия, правила). Ученики в процессе наблюдения должны самостоятельно заметить или найти в материале те или иные особенности, попробовать сформулировать правило;

2) вводится определение или правило, осуществляется корректировка самостоятельной работы учащихся;

3) предлагаются упражнения для применения  знаний, полученных на предыдущих этапах.

Такой подход позволяет ученику осознать цель предстоящей учебной деятельности, планировать ход её достижения и, если надо, корректировать её сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно.

 2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

С этой целью в учебники и тетради для 1 и 2 классов включены задания повышенной трудности и творческого характера. Они нацеливают учащихся на освоение нестандартного подхода к решению языковых задач, развивают творческие способности у школьников, способствуют развитию речевой деятельности. Их основная задача — побуждать ученика использовать знания в новых условиях: непривычная формулировка задания; оперирование новым языковым материалом, перенос знаний.  На случай затруднения детей при выполнении заданий повышенной трудности в конце каждого учебника имеются два вида дозированной помощи к одному и тому же заданию (упражнению), даются несколько вариантов инструкций с переходом от более трудной формулировки к более лёгкой.  Рубрика «Советы по выполнению трудных заданий»  помогает ребёнку организовать свою деятельность, предлагая план действий,  а  рубрика «Подробные разъяснения» предлагает пооперационный (более развернутый) ход выполнения задания.  Например: 1 кл. — упр. 23, 36, 42 и др., 2 кл., ч. 1 — упр. 102, 143; ч. 2  — упр. 10, 19, 56 и др.

3. Формирование умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

С этой целью в учебниках и рабочих тетрадях  введена система заданий, главным критерием построения которой является ориентация на характер мыслительной деятельности учеников, что предполагает усложнение заданий по мере развития самостоятельности мышления учеников. Формулирование  заданий — это своего рода мыслительная задача, для решения которой ученику необходимо ставить цель, планировать деятельность, сравнивать на разных уровнях, обобщать, находить разные способы решения и оценивать результат. Задания в учебниках рассчитаны на значительную долю самостоятельности, для того чтобы каждый ученик смог обдумать и осмыслить способ выполнения задания.

В учебниках  и тетрадях используются два типа заданий. Первый тип — это самостоятельные работы репродуктивного характера (воспроизводящие, тренировочные), при выполнении которых учащиеся оперируют имеющимися знаниями в условиях заданных способов решения. Второй тип — это работа поискового характера, при выполнении которой учащиеся применяют  имеющиеся знания и известные способы действий в новых условиях, вырабатывая новые способы действий. Задания второго типа позволяют формировать умение рассматривать ряд объектов по одному общему признаку или с различных точек зрения, делать выводы.  Например, в учебниках: 1 кл. — тема «Слово и предложение», упр. 3 (1-й тип), упр. 4, 5 (2-й тип);  тема «Части речи», упр. 110,  111, 112 (1-й тип), упр. 113, 114, 115 (2-й тип) и др.; 2 кл., ч. 1 — тема «Разделительные ь и ъ», упр. 147, зад. 1, 2 (1-й тип), зад. 3 (2-й тип) и др.

Способность к рефлексии формируется в процессе становления общей самооценки школьника и оценки своих учебных действий. В учебниках 1—2 классов эту способность предполагается формировать путём введения таких заданий, как: «Спиши, диктуя себе по слогам», «Запиши по образцу», «Обрати внимание на слово …», «Что ты можешь сказать о пропущенных буках?», «Расскажи о красной строке дома», «Как ты понимаешь эти пословицы?», «Какую особенность в этих словах ты заметил?», «…? Объясни почему», «Как ты думаешь, пословицы — это устойчивые, постоянные сочетания слов?», «Можно ли считать эти глаголы однокоренными? Почему? Вспомни, как нужно находить корень слова», «Прочитайте стихотворение Г. Новицкой. Согласны ли вы с таким выводом?», и многих других.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Очевидно, что в силу особенностей детей младшего школьного возраста им необходимо представление информации в виде знаково-символических средств (схем, моделей, рисунков и т. д.). В связи с этим в учебниках и тетрадях 1—2 классов практически по всем темам вводятся различные схемы, модели, алгоритмы, а также предусматривается возможность составления самими детьми схем слов, предложений, создания алгоритма действия, формулирования и фиксации школьниками  выводов в ходе решения учебных задач.  Например: 1 кл. — с. 6, 8, 21 и др.; 2 кл., ч. 1 — с. 43, 67, 106, 121 и др.  

5. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

В силу специфики предмета «Русский язык» невозможно не говорить о том, насколько активно происходит вовлечение школьников в использование речевых средств. «Язык», «речь» — основные понятия, изучаемые в курсе «Русский язык» для начальной школы, а развитие и обогащение речи младших школьников — одна из главнейших задач общего развития учащихся, поэтому центральным звеном изучения родного языка становится раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь. Этому подчинены все тексты и задания упражнений учебников и тетрадей для 1 и 2 классов.

Материалы упражнений побуждают учащихся вести диалог, обмениваться мнениями, предоставляя простор для высказываний,  творческой активности учащихся,  выражения  своей индивидуальности, своего опыта.

Сведения о языке и речи систематизируются через работу со словом, предложением, текстом, через наблюдение и сравнение их признаков. Организация практики устного общения, устные речевые упражнения, преобразующая речевая деятельность учащихся в форме письменной речи нацелены на связь языкового и речевого содержания курса, анализ языковых явлений, предложений, текстов, овладение навыками общения в различных формах и ситуациях.

6. Использование различных способов поиска (в справочных источниках, у взрослого), сбора, анализа, информации.

Становлению первоначального навыка поиска информации и её анализа способствует побуждение учащихся обратиться к словарику в конце каждого учебника, к словарям других типов (толковым, фразеологическим и др.), к взрослому (родителю, учителю). Это можно наблюдать при изучении правил  правописания слов с непроверяемыми орфограммами,  при работе с фразеологизмами (устойчивыми сочетаниями слов), а также на протяжении всего курса обучения русскому языку, когда, работая с текстами, учащиеся обнаруживают незнакомые им слова, устаревшие слова и вынуждены обратиться за разъяснениями к толковому или этимологическому словарю.

7. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах.

Целенаправленное обучение связной устной и письменной речи осуществляется с помощью различных упражнений. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с текстами, их  составление и обсуждение, выработка композиционных умений.

В учебниках русского языка и тетрадях 1 и 2 классов дети работают с текстами различных стилей (книжный, разговорный), типов (повествование, описание, рассуждение), жанров (рассказ, стихотворение, басня, сказка и др.), знакомятся с их особенностями и учатся их различать. Например: 1 кл. — упр. 10, 140 и др.; 2 кл., ч. 1 — упр. 62, 64, 177, 178, 191 и др.

Кроме того, школьники изучают особенности построения высказываний разного рода, их отличительные признаки; учатся осознанно строить речевое высказывание в соответствии с ситуацией, задачами коммуникации, осуществляя это как в устной, так и в письменной форме. Этому подчинены практически все упражнения и задания учебников 1—2 классов. В список специальных условных обозначений вынесен значок «Секреты речи», который обращает внимание детей на особое, речевое задание, связанное непосредственно с решением речеведческих задач.

8. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

Формирование данного результата является одним из необходимых условий реализации системы Л.В. Занкова. Учебный материал курса направлен на осознание учащимися грамматических явлений языка, которые раскрываются в единстве их формальных и содержательных признаков.    Включение теоретических знаний не исчерпывается определением понятий, а предполагает ещё и  установление взаимосвязей, закономерностей.  

Реализация принципа ведущей роли теоретических знаний в сочетании  с использованием эмпирических знаний  создаёт условия для использования в учебном процессе наблюдения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей

Становление данных навыков происходит на протяжении всего периода обучения в начальной школе и формируется при выполнении заданий следующего вида: «Распредели слова в 2 (3, 4) группы по разным основаниям»; «Сравни звуки (слоги, слова, предложения, тексты…). Что ты заметил?»; «Подбери и запиши слова (предложения) по заданному основанию или признаку»; «Прочитай, сравни. Что ты заметил? Сделай вывод»; «Выпиши слова (словосочетания, предложения) по заданному основанию или признаку»; «Прочитай, объясни знакомые орфограммы»; «Объясни написание…»; «Объясни  почему…»; «Сходно ли …; докажите…» и т. д.

9. Готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

         Во все учебники и тетради 1—2 классов включены такие задания, которые предполагают обсуждение разных точек зрения, побуждают рассуждать и размышлять, сравнивать своё мнение с мнением одноклассника, героя, персонажа.  Кроме того, в 1 классе дети знакомятся (а в дальнейшем углубляют эти знания) с понятиями «монолог» и «диалог», осознают их различие, особенности применения, учатся строить диалоги. На  текстах диалогов и других упражнениях дети учатся конструктивно разрешать конфликты, договариваться. Если педагог сочтёт необходимым организовать работу по решению учебных языковых задач в парах или группах, то появляется возможность обучать школьников умению договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль. Такая целенаправленная работа способствует как принятию чужого мнения, так и формированию и отстаиванию своего, учит культуре ведения диалога, умению аргументировать собственную точку зрения, терпимости к различным мнениям.

Среди заданий на становление описанных умений —  «хитрые вопросы», которые позволяют организовать дискуссию: «Как узнать, сколько в слове слогов?», «Зависит ли смысл слова от ударения?», «Какую работу выполняют предлоги?», «Есть ли родственники у слов?», «От чего зависит род имён прилагательных?», «Как узнать время глагола?» и многие другие.

10. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Тексты упражнений, представленные в учебниках и тетрадях для 1—2 классов,  предоставляют учащимся возможность применить знания по русскому языку для получения первоначальных сведений из области разных предметов: литературы,  истории, географии, биологии и некоторых других.

Базовыми предметными понятиями данного курса являются языковые единицы: звук, буква, слово, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, текст и др. Базовые межпредметные понятия: речь, диалог, слово, текст, модель, результат. Овладение этими понятиями происходит в процессе овладения учащимися знаниями, общеучебными умениями, навыками и способами деятельности.

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

 В учебниках и рабочих тетрадях представлены соответствующие младшему школьному возрасту выразительные тексты о русском языке Н. Некрасова, К. Бальмонта, А. Толстого, К. Ушинского, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка и др. (см.: Личностные результаты, п. 2), которые способствуют воспитанию чувства уважения к родному русскому языку, пробуждению интереса к его изучению, формированию национального самосознания.  

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

Языковым материалом почти каждой темы являются русские народные пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки, загадки — в них ребёнок обнаруживает своеобразие фольклорных элементов языка, исторический пласт лексики, слова, присущие русскому народу и появившиеся на русской земле. Таким образом школьники учатся прослеживать связь культуры и языка. Данный языковой материал используется в учебниках и тетрадях для овладения  школьниками определёнными языковыми единицами в процессе изучения языка, языковыми формами, в которых отражаются особенности национальной культуры, а также для постижения самих фактов и явлений национальной культуры русского народа.

В учебнике и тетрадях представлены отрывки из произведений классиков русской литературы — И. Бунина, И. Соколова-Микитова, М. Пришвина, А. Пушкина, Л. Толстого, Ф. Тютчева и др. Чтение этих произведений и работа с ними позволяют знакомить детей с достоянием национальной культуры и способствуют духовному развитию личности.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

Достижению этого результата способствует языковая среда учебников и тетрадей (слова, предложения, тексты, особая формулировка заданий — с обращением к ученику, а также задания, требующие от ученика объяснений и рассуждений, доказательства и др.), работа со словарями, работа по развитию письменной речи: списывание, письмо по памяти, написание изложений, работа по восстановлению деформированных текстов, а также речевое общение на уроке русского языка (диалоги учителя и ученика, автора учебника и ученика, ответы на вопросы и др.).

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Поставленная задача решается при изучении всех разделов курса русского языка: фонетики, графики, орфоэпии, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, а также при обучении написанию изложений и сочинений. В учебниках и тетрадях представлены задания, которые:

1) формируют навыки правильного произношения звуков в слове и расстановки ударения в них, например: конечно [шн], что [шт], позвони́т, то́рты,  правильного образования форм слов (чулок, носков), употребления в речи неизменяемых слов (кофе, пальто), навыки работы с фразеологическим, этимологическим и орфографическим словарями (последний представлен во всех учебниках);

2) формируют интонационные навыки (при работе над постановкой смыслового ударения в предложении, при работе над предложениями, разными по цели высказывания и интонации, предложениями с однородными членами и др.);

3) побуждают к выбору языковых средств при анализе авторского текста и созданию собственного текста в зависимости от поставленной коммуникативной задачи («Прочитай. Это текст разговорный или научный? Докажи»; «Запиши фразеологизмы со значением «безделье»; «Составь предложение, используя образные сравнения (эпитеты, фразеологические обороты)», «Какие слова употреблены в переносном значении?», «Прочитай и сравни описания цветов в двух стихотворениях. Какой автор использует в описании восклицательное и вопросительное предложение?», «О чём говорится в тексте автора? Выбери заглавие из предложенных», «Какую часть стихотворения можно назвать монологом? Попробуй составить диалог в данной ситуации», «Найди в тексте олицетворение» и др.);

4) формируют правила речевого этикета (например, 1 кл. — упр. 134—136 и др.); умения осуществлять контроль и оценку своих действий (например: «Проверь написанное по словарику»; «Запиши по памяти текст, диктуя себе по частям»; «Спиши, замечая место запятых»; «Спиши, пользуйтесь образцом»; «Напиши изложение, пользуясь памяткой «Готовимся к изложению»);

5) способствуют овладению учебными действиями с языковыми единицами и умению использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Учащиеся овладевают учебными действиями с такими языковыми единицами, как звук, буква, слог, часть речи, член предложения, простое предложение, сложное предложение, учатся их находить, сравнивать, давать им характеристику. Это станет в дальнейшем основой для формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных учебных действий с языковыми единицами (см.: Метапредметные результаты, пп. 5, 6, 7, 8).

Примеры заданий, направленных на овладение учебными действиями и умениями использовать знания для решения учебных задач, тема «Звонкие и глухие согласные звуки» (1 кл., стр. 73—76): 1) Вслушайся, как звучат слова … . 2) Какими буквами различаются слова на рисунке? Какие звуки они обозначают? 3) Выпиши слова, в которых первый согласный звонкий. 4) Произнеси звуки, обозначенные выделенными буквами. 5) Сколько звуков и букв в слове … . 6) Сравни первые звуки в словах. Как они называются? 7) Выпиши из слов буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки и др.

Содержание упражнений и методического аппарата учебников  1—2 классов предполагает формирование у школьников первичных навыков работы с информацией: осуществления поиска и фиксации необходимой информации, определения способов её поиска (в учебнике, словарях, из наблюдений, при общении с учителем, со взрослыми); умения работать с информацией, представленной в разных форматах (тексте, рисунке, таблице, схеме, модели слова, памятке), понимать, анализировать, преобразовывать и дополнять её; умения создавать свою собственную информацию (сообщения, алгоритмы, письма, небольшие сочинения и др.) и представлять её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования

В презентации (составлена на основе технологии оценивания образовательных достижений в системе "Школа 2100", автор Д .Д. Данилов)  даётся обоснование введения новой системы оценки дости...

Требования к результатам основной образовательной программы начального общего образования

Требования к результатам основной образовательной программы начального общего образования....

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

РУССКИЙ ЯЗЫК. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки качества начального образования

Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработан на основе федераль...

Комплект КИМ для оценки индивидуальных достижений обучающихся 4-х классов при освоении образовательных программ начального общего образования по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Данный методический материал направлен для оценки индивидуальных достижений обучающихся 4-х  классов при освоении образовательных программ начального общего образования по предмету «РУССКИЙ...