Пути индивидуализации и интеграции обучения детей младшего школьного возраста.
статья по русскому языку на тему

Боярова Ирина Васильевна

 

 

 

 

Дидактические проблемы, над котор0й я работаю на протяжении многих лет «Языковое образование младших школьников.»

На мой взгляд, более адекватно этой цели

отвечают различного вида комбинированные интегрированные уроки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пути индивидуализации и

интеграции обучения

детей младшего школьного возраста.

Дидактические проблемы, над котор0й я работаю на протяжении многих лет «Языковое образование младших школьников.»

На мой взгляд, более адекватно этой цели

отвечают различного вида комбинированные интегрированные уроки.

Особенности обучения в современной школе во многом определяются

все нарастающим объемом информации, интенсификацией прохождения

материально постоянной модернизацией и усложнением учебных программ.

Ясно, что подобные условия обучения требуют соответствующей

организации этого процесса. При этом важно иметь в виду также

здоровьесберегающий аспект обучения, так как современный ученик часто

испытывает колоссальный психоэмоциональные и физические перегрузки в процессе обучения, приводящие к подрыву здоровья. Поэтому важно

стремиться к такой организации учебного процесса, при которой не

наносился бы ущерб здоровью учащихся, не угасал интерес к знаниям, не

утрачивалась вера в себя и свои силы и при этом в полном объеме решались задачи обучения.Кроме того, на нетрадиционных уроках необычных по замыслу,организации, методике проведения, создаются условия для самостоятельного переноса ранее усвоенных знаний и умений в новую, подчас неожиданнуюситуацию, формируется важное умение выделять проблему, оформлять видение новой функции знакомого объекта, альтернатив, вариантов решения.Каждая новая ситуация, требующая творческого поиска, создает условия для развития учащихся, приобретения ими опыта. Эмоционально -целостно отношения к действительности и опыт творческой деятельности.Я считаю, что практиковать такие уроки следует, хотя отношение учителей к ним неоднозначно. Одни видят в них прогресс педагогической мысли, другие – нарушение педагогических принципов. На мой взгляд,

достоинства нетрадиционных уроков очевидны, но превращать их в главную форму работы вряд ли целесообразно. Ведь такие уроки требуют серьезной подготовки, что приводит к большим потерям времени учителя. Кроме того, на подобных уроках часто внешняя занимательность преобладает над серьезным познавательным трудом, что, конечно, может снизить результативность процесса обучения. Альтернативой этим недочетам должны стать педагогическое мастерство учителя и осознание им того, что межпредметные связи при систематическом и целенаправленном осуществлении – это объективное требование современного процесса обучения.

Педагогической наукой давно установлено, что межпредметные связи -

важнейший фактор организации процесса обучения, повышения его

результативности устранения перегрузки учителей и учащихся. При

подобном подходе к обучению знания приобретают качества системности,

умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается

мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся.

Особое значение имеют межпредметные связи для эффективного

использования целенаправленной перестройки всех звеньев учебно-

воспитательного процесса.

К системе нетрадиционных уроков можно отнести и такой тип урока,

который получил название повторительно-обобщающий. Именно на такой

тип урока возлагается задача приведения в систему, а в необходимых случаях и углубления изученного материала. В своей педагогической практике этим урокам я уделяла и раньше внимание, а сейчас решила уделить особое внимание. Они стали предметом моих инновационных изысканий. Мне бы хотелось поделиться некоторыми своими соображениями о построении и содержании таких уроков. Условно я

их называю нетрадиционными повторительно-обобщающими уроками с

элементами интеграции.Такие уроки по содержанию объемны, по структуре разнообразны и именно этим важны в современных процессах обучения, а поэтому должны занимать в них соответствующее место, т.е. стать неотъемлемым элементом обучения.Повторительно-обобщающие уроки с элементами интеграции выступают как эффективное средство обучения, если:

1) используется приемлемое сочетание предметов для интеграции;

2) реализуется интегративно - тематический подход;

3) осуществляется тщательный отбор содержания материала;

4) обеспечивается адекватность действий учителя и учащихся на урок