Конспект урока- исследования на тему "Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах". Самоанализ урока.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Меренова Людмила Леонидовна

Данная работа содержит конспект урока- исследования по русскому языку на тему "Правописание имён собственных. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах", самоанализ данного урока и презентацию к уроку. Урок проводился в рамках районного конкурса "Учитель года", поэтому время урока рассчитано на 30 минут. 

На уроке применялась групповая исследовательская деятельность, целью которой было познакомить с историей происхождения некоторых русских имён, фамилий, отчеств; научить образовывать имена собственные (фамилии, имена, отчества).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку во 2- м классе

Педагог:  учитель начальных классов МБОУ «Подпорожская средняя общеобразовательная школа №1 им. А.С.Пушкина» Л.Л.Меренова

Предмет: русский язык.

Класс: второй.

Программа: «Школа России».

Тема урока: Заглавная буква в именах собственных. Правописание фамилий, имён, отчеств.

Данная тема изучается в разделе «Части речи. Имена существительные»

Тип урока: открытие новых знаний

Новое знание: что можно узнать по имени, фамилии, отчеству

Проблема: как можно узнать имя отца и о прошлом семье по фамилии, имени, отчеству

Планируемый результат: правильное написание имён собственных; умение образовывать имена собственные

Форма организации работы:

  1. Фронтальная;
  2. индивидуальная;
  3. исследование в группах;
  4. коллективная.

Оборудование:

  1. Презентация по теме «Имя собственное».
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Карточки с заданиями.

Цели урока.

  1. Образовательные:
  1. открыть новое знание – «что можно узнать по фамилии,  имени, отчеству?» ;
  2. учить узнавать и применять в речи имена собственные;
  3. наблюдение над образованием имён собственных (имён, фамилий, отчеств).
  1. Развивающие:
  1. развивать общеучебные навыки: сравнивать, обобщать, делать выводы, навык работы в группе;
  2. развивать речь, воображение, память, образно-логическое мышление;
  3. развивать умения детей к самостоятельному поиску информации, ее анализу и обобщению;
  4. развитие словарного запаса учащихся;
  5. развивать интерес учащихся к истории своей семьи.

III. Воспитательные:

  1. формировать умение заниматься коллективно – поисковой работой;
  2. формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими;
  3. воспитывать добрые и уважительные чувства по отношению друг к другу.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

I. Орг. момент

Цели:

Проверить готовность детей к уроку

  1. Настроить детей на урок
  2. Повторить правила посадки

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Людмила Леонидовна. Я работаю в городе Подпорожье в школе №1 во 2-м классе. А с вами я познакомлюсь в течение урока.

У нас урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку.

Как вы думаете, что пригодится нам для успешной работы на уроке?

А ещё нам пригодится хорошее настроение. Слайд 2

Поэтому улыбнитесь мне, друг другу и гостям.

Покажите, как красиво вы научились сидеть на уроке.







Ученики высказывают свои мнения

II. Актуализация знаний.

Повторить знания об имени существительном; умение ставить вопрос к именам существительным;

установить различие по принадлежности имен существительных: собственных и нарицательных.

(на слайде 3 записаны слова)

Прочитайте про себя слова: 

девочка, учитель, сорока, Лена, товарищ, Сергеевич, Жуковы, Михаил, школьник

Какую работу вы можете предложить с этими словами?






Высказывают свои мнения

Много идей у вас возникло. Я вам предлагаю  определить, к какой части речи относятся все эти слова?

Докажите

имя существительное;



отвечают на вопрос кто?

Молодцы! А теперь разбейте эти слова на  2 группы.

Какие слова вы отнесли в первую группу?


Во вторую?

имена собственные- имена нарицательные


девочка, учитель, сорока,  школьник, товарищ

 Лена, Жуковы, Сергеевич, Михаил

Как вы получили эти группы? Как рассуждали? Объясните свой выбор.

объясняют принцип деления слов на группы: в первой группе...; во второй группе-...

Назовите только имена собственные.

Слайд 4

Что должны помнить, когда записываем имена собственные?

Объясните, что обозначает каждое слово.

(символы- человечки: Ф. И. О.)

С заглавной буквы


Лена- имя;

Сергеевич- отчество;

Жуковы- фамилия.

Какую орфограмму мы повторили? Расскажите. Слайд 5

Правописание заглавной буквы в именах собственных

III. Формулирование темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель:

повторить виды имён собственных;

  1. закреплять умение правильно писать имена собственные;

Я вам открою один секрет: слова, которые вы сейчас записали, жители города Большебуковск.

Как вы думаете, почему город так называется?

Наверное, в нём живут слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Подумайте, а мы с вами можем стать жителями этого города?

Что для этого надо сделать?

Правильно, написать свои имена, фамилии, отчества.

Знание какой орфограммы поможет нам правильно справиться с этим заданием?

Как пишутся Ф.И.О.?

Запишите свои собственные имена, отчества, фамилии.

Кто справился с заданием, повесьте листочки на доске


Да

Написать свои Ф.И.О.



Записывают фамилию-имя-отчество





вывешивают листочки с заданием

Какая тема сегодняшнего урока. слайд 6

Правописание заглавной буквы имён собственных

Чему мы будем учиться на уроке?

Правильно записывать имена собственные

Молодцы! Мы будем учиться правильно записывать имена-фамилии-отчества.

IV.Создание проблемной ситуации.

Цель:

организовать и направить мыслительную деятельность учащихся на достижение цели урока;

подготовка к исследованию для решения учебной задачи.


Слайд 7 Как-то почтальон Печкин принёс жителю города Больщебуковск посылку. А почтальон Печкин- очень любопытный. Прочитал он, кому предназначена посылка и говорит: - А я знаю, что твоего отца зовут Василий и кто-то из твоих предков был кузнецом.

Ребята, а какой у вас возник вопрос?





Как он узнал имя отца друга и кем был его предок

Попробуйте сами предположить, как один из друзей узнал о предках своего друга и имя его отца.  

Я думаю ...

Смогли ли мы сразу ответить на этот вопрос?

Почему у нас возникли затруднения? Может, мы что-то не знаем об именах собственных?

Наверное, мы ещё не всё знаем об именах собственных

Как вы думаете, что мы сегодня узнаем на уроке?

Как можно узнать о прошлом семье по фамилии?

Как можно узнать имя отца по отчеству? ...

Какой же вопрос будем решать на уроке? (слайд 8)

Что можно узнать по Ф.И.О.?

V.Исследовательская работа в группах.

Цель: познакомить с историей возникновения некоторых русских имён собственных;  учить образовывать имена собственные;

развитие умения групповой работы

Чтобы ответить на вопросы, которые мы поставили, вы будете работать в группе. Вспомните правила работы в группах  слайд 9.

1. Каждый может высказать свою версию решения.
2. Один говорит, а остальные слушают.
3. Каждая версия обсуждается в группе.
4. В группе согласуется общее решение.
5. Представитель группы защищает согласованное решение перед всеми.

Каждая группа получает задание. Обсуждает и выполняет его, а затем отчитывается о проделанной работе. В ходе исследования вы сможете лучше узнать жителей города Большебуковск.

1 группа: Происхождение русских имён (приложение 1)- слайд 10-11

2 группа: Происхождение русских отчеств (приложение 2)- слайд 12

3 группа: Происхождение русских фамилий (приложение 3)- слайд 13

Работа в группах

Сейчас каждая группа должна отчитаться о проделанной работе.

Слушаем внимательно отчёт каждой группы. Их задание на слайде.

Отчёт о проделанной работе:

  1. Расскажи, какое задание выполняла группа.
  2. Что вы сделали для выполнения задания?
  3. Достигли ли вы результата?
  4. Оцените работу группы.

Отчитываются с места

Оценка учителя работы группы:

  1. умение правильно писать имена собственные;
  2. умение работать в группе;
  3. применение полученных знаний в практическом задании.

Какое правило вы использовали для того, чтобы выполнить работу без ошибок?

VII. Подведение итогов урока.

Цель: дать оценку успешности достижения цели урока;

наметить перспективу на будущее.

Вспомните, на какой вопрос мы не смогли получить ответ в начале урока? (слайд 14) 

Как вы ответите на вопрос?

Печкин узнал имя отца по отчеству, профессию предка- по фамилии


Что ещё вы хотели бы узнать об именах собственных?

Вы обязательно найдёте ответы на свои вопросы на следующих уроках

  1. Рефлексия

Цель: самооценка работы учащихся;

осознание учащимися результатов своей работы

Продолжи предложения:

Сегодня я узнал …

Я понял, что …

Я учился …

Я смогу ...

Меня удивило, что …

Мне захотелось ...

Дома я расскажу, что ...

Домашнее задание

Цель: повышение интереса к предмету на основе  узнавания истории своей семьи

Обсудите со взрослыми, что им известно о происхождении фамилии вашей семьи. Расскажите об этом на следующем уроке.


Литература:

  1. Как построить урок в соответствии с ФГОС/ А.В.Миронов. - Волгоград: Учитель, 2013.-174 с.
  2. Канакина В.П./ Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х ч. Ч. 2/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2012. -144 с.:ил. - «Школа России»
  3. Саплина Е.В., Саплин А.И./ Введение в историю. 3 кл.: Учебник для четырёхлет. нач. шк. - М.: Дрофа, 2006.- 104 с.: ил.

Самоанализ урока

Цель и задачи урока поставлены в полном объеме, в 3-х аспектах в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ усвоения новых знаний. Они направлены на формирование у учащихся общенаучных  специальных умений и навыков, развитие их мыслительной и познавательной активности, воспитания личности школьника.

Поставленные на уроке цели достигались следующими способами:

  1. использование мультимедийного проектора и компьютера и применение презентации;
  2. отбором содержания и привлечения дополнительного справочного материала;
  3. выбором типа урока;
  4. выбором определенных форм работы (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная);
  5. выбором методов обучения (создание проблемной ситуации; наглядный: иллюстративный и демонстрационный; практический: поиск информации с помощью    справочного материала и применение полученных знаний на практике, работа в группах);
  6. отбором и использованием средств обучения (дидактические карточки – задания и справочный материал, рабочие листы).

Данный урок был направлен на формирование интереса к предмету,  на формирование коммуникативных качеств учащихся, на развитие  мыслительных способностей, памяти, внимания. На уроке ребята учились слушать товарищей, высказывать свои мысли, выполнять работу по заданиям,  тренировали и закрепляли ранее приобретённые навыки работы, учились работать в группах.

Все этапы урока выдержаны. Отведенное время на все этапы урока были распределены рационально. Урок прошёл при высокой активности детей и быстром темпе работы. Также активность детей  поддерживалась сменой видов деятельности, при этом учитывались интересы детей и их возрастные особенности. 

Сделаны логические переходы между этапами урока. Задания подбирались по принципу постепенного усложнения.

Для создания положительного настроя на работу, снятия напряжённости - в начале урока проведена рефлексия.

На этапе актуализации знаний для закрепления изученного ранее материала  была направлена работа со словами. Она помогла вспомнить необходимые знания об имени существительном - установить различие по принадлежности имён существительных: одушевлённых - неодушевлённых, нарицательных - собственных. Учащиеся активно предлагали возможные варианты работы со словами. Им не составило труда разделить предложенные слова на группы и, используя алгоритм определения части речи - существительное, доказать, почему они сделали так. Также на этапе актуализации знаний устно закреплялась изученная ранее орфограмма - заглавная буква в именах собственных и выделение видов имён собственных: фамилии, имени, отчества.

На этапе формулирования темы и целей урока была предложена игровая форма работы. Знакомясь с жителями города Большебуковск, учащиеся вспомнили правописание имён собственных и записали свои собственные имена, фамилии, отчества. На мой взгляд, задания, выполняемые учащимися, создали условия для определения темы урока и постановки цели урока. Чтобы сменить вид деятельности, был организован выход к доске, который заменил физкультминутку. Цели данного этапа - повторение видов имён собственных (Ф.И.О.) и закрепление их правописания - были достигнуты.

Для актуализации  мыслительной деятельности учащихся, направленной на достижение цели урока и подготовки к исследованию, следующим этапом видом работы было создание проблемной ситуации.  Учащиеся сами сформулировали вопрос урока.

Образовательная цель являлась стержневой на протяжении всего урока. Для решения этой цели учащиеся на этапе открытия нового знания проявили себя в умении находить информацию, анализировать её, рассуждать, отвечать на поставленные вопросы, используя полученную информацию; активно взаимодействовать с товарищами в группе. В ходе работы со справочным материалом ученики познакомились с историей возникновения некоторых русских имён, фамилий, отчеств;  учились образовывать имена собственные; развивали умения групповой работы. На этапе отчёта групп проводилась оценка работы группы.

При подведении итогов урока была дана оценка успешности достижения цели урока - смогли ответить на проблемный вопрос, намечена перспектива на будущие уроки.

Рефлексия была направлена на осознание учащимися результатов своей работы, прогнозирование дальнейшего использования полученных на уроке знаний и опыта исследовательской деятельности.

Одним из требований к современному уроку является использование компьютерных технологий. Думаю, что посредством наглядности достигается эффективность обучения, поэтому на уроке была использована презентация по теме «Имена собственные. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах».  

В целях закрепления изученного материала, развития интереса к истории своего имени и своей семьи было дано творческое домашнее задание.

Я считаю, что поставленная мною цель (закрепление орфографических навыков - заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах; выявление способов образования имён собственных) достигнута. Данный урок был проведен с использованием современных педагогических технологий, таких как: коммуникативная, здоровье-сберегающая, работа с информацией, проблемно-диалогическая, исследовательская и технология оценивания учебных успехов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: