Конспект урока по теме "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Шеховцова Валентина Викторовна

Урок поможет организовать изучение темы "Большая буква в именах, отчествах, фамилиях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bolshaya_bukva_v_imenah_otchestvah_i_familiyah_lyudey.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей».

Цель:

1. Образовательные:

  •  формирование умения употреблять заглавную букву в именах, отчествах и фамилиях;
  • углубление понятия «орфограмма»;
  • совершенствовать умение делить слова на слоги и определять ударный слог;
  • совершенствование навыка каллиграфического письма.

2. Развивающие:

  •  продолжить работу по формированию мыслительных процессов: анализа, синтеза, классификации; развитию речи, кругозора;
  • развитие орфографической зоркости;
  • развитие речи детей.

3. Воспитательные:

  • воспитание любви к русской поэзии;
  • воспитание аккуратности у учащихся;
  • воспитание взаимоуважения, дисциплинированности, честности, уверенности в своих силах.

Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД:

Познавательные универсальные учебные действия: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.

Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре).

Личностные универсальные учебные действия: формировать учебно-познавательный интерес к предмету, способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.

Приемы: фронтальный опрос,  работа в парах, комментирование, беседа, взаимопроверка.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный

Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

Оборудование:  проектор, интерактивная доска.

Демонстрационный материал:  презентация к уроку,

Межпредметные связи: «Литературное чтение»

Ход урока.

1. Организационный момент.

Цель этапа: организация  учащихся, настрой на продуктивную работу на уроке (дети произносят хором). (Слайд 2)

2. Постановка целей урока. Сообщение темы урока.

Цель этапа: воспитание интереса к учению, изучению родного языка, русской литературы.

- Ребята, мне на ум пришли строки  стихотворения (читаю со слайда 3)

«Тиха украинская ночь.

Прозрачен воздух.

Звёзды блещут…»

- Кто автор? (А. С. Пушкин)

-Назовите первые буквы имени, отчества и фамилии автора (а, эс, пэ)

3. Чистописание.

 - Запишем в строке чистописания заглавные буквы .            

А С П

- Подчеркните лучшую букву.

- Какая буква может быть лишней в этом ряду? Почему?

(«А», т.к.  она обозначает гласный звук.

«С», т.к. в написании используется один элемент.)

 

4.Словарная работа   

1) – На слайде записаны словарные слова с пропущенными орфограммами. Слова читает ученик. (Слайд 4)

 - . вария, . бзац, с.бака, с.мья, п.нгвин, пр.студа

- Какая орфограмма встречается во всех словах? Какие гласные пропущены? (а, о, е, и)

- На сколько групп  и по какому признаку можно разбить все эти слова?

(2 группы – начинающиеся на гласный и согласный звуки)

(2 группы – одушевлённые неодушевлённые)

(3 группы- деление по слогам)

(3 группы- начинаются с букв чистописания)

- Запишите слова самостоятельно, выделяя орфограммы. 

     2) Взаимопроверка.

-А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа-одноклассника. (исправления выполнить зелёной ручкой)

5. Физкультминутка для глаз

Давайте выполним физкультминутку для глаз.

 

6. Постановка проблемы урока. (Слайды 13 – 16)

Цель этапа:  Создать условия для развития речи, внимания, памяти, образного мышления; совершенствовать орфографические умения написания слов с безударными гласными; развивать навыки выразительного чтения; расширять словарный запас учащихся; отработать умение пользоваться правилом.

А)- Ребята, вы сказали, что во всех словарных словах пропущены безударные гласные непроверяемых ударением. В каком слове встречается другая орфограмма?   (СЕМЬЯ – разделительный мягкий знак)

- Подберите слова характеризующие семью и отвечают на вопрос какая?)

(трудолюбивая, весёлая, большая, дружная и т.д.)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с семьёй одного из известнейшего человека. Посмотрите на портрет и догадайтесь, о ком пойдёт речь).

Б)_ А. С. Пушкин родился в известной дворянской семье, в которой было трое детей. Семья Пушкиных была дружной, весёлой, образованной.

-Давайте запишем предложение «Александр Сергеевич Пушкин родился в дружной семье». Как правильно записать некоторые слова?

(Слайд )

(А,а )лександр (С, с)ергеевич (П,п)ушкин жил в дружной (С,с) емье.

В) - Какова тема нашего урока?

Комментированное письмо.

Г) Сформулируйте правило написания имён, отчеств и фамилий.

Д) Анализ правила в учебнике.

7. Упражнения для закрепления. (Слайд 18)

- С творчеством А. С. Пушкина вы будете знакомиться  на протяжении многих лет, но вам уже знакомы его сказки. Давайте вспомним имена героев сказок и запишем некоторые из них.

Царь          Салтан

Князь        Гвидон

Работник    Балда

Царь         Дадон

Королевич   Елисей

- Повторяем деление на слоги и выделение ударного слога.

- Назовите слова, которые нельзя перенести (царь, князь)

-  Назовите слова, в которых есть слог, состоящий из одной буквы (Елисей)

- Назовите слова, которые можно перенести разными способами (работник, королевич)

- Во всех ли словах можно поставить ударение? ( Нет. Царь, князь – односложные)

8.Закрепление  Работа в парах .

  Упражнение  из учебника № 88. Фронтальная проверка.

9. Итог урока. Рефлексия.

-Ребята, сегодня мы говорили о А. С. Пушкине, о его семье. Дома вам нужно будет записать имена, отчества и фамилии членов вашей семьи. Чтобы это сделать, давайте вспомним как они пишутся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока.Тема: Имена собственные. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях.

Разработка урока.Тема: Имена собственные. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях. Цели:   развитие умения употреблять большую букву в именах, отчествах и  фамилиях; учить отличать...

Проект урока развивающего обучения по русскому языку "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс

Проект урока развивающего обучения по  русскому языку  ( система Л.В.Занкова)...

Урок по русскому языку "Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс

Знакомство с именами собственными и нарицательными. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе « Имена собственные. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях.»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема: « Имена собственные. Большая буква в именах,отчествах и фамилиях.»...

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей." 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.Цели урока:•  формировать умение писать с заглавно...

конспект урока по русскому языку на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс

Конспект урока по русскому языкуТема "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей"Цели деятельности учителя: формировать умения писать с заг...

Конспект открытого урока русского языка по теме "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей"

Конспект урока русского языка во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей"...