Правописание разделительного ь. 2 класс ОС "школа 2100"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Староверова Валентина Васильевна

Урок по русскому языку 2 класс О.С."школа 2100" с презентацией. Тема:Правописание разделительного мягкого знака.

Тема:  Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.

Цель: развитие умений обозначать звук [й'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию и писать слова с разделительным ь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_28_fevralya.rar161.78 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ь И Ъ

Урок 110 .

Тема:  Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.

Цель: развитие умений обозначать звук [й'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию и писать слова с разделительным ь.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Орг. момент







Ι. Актуализация знаний.

Введение в тему/постановка учебной проблемы









–Число записано на доске.

Двадцать восьмое февраля.

Классная работа.

-ставим ударение

-выделяем графически все орфограммы.

(Пишем и проговариваем.)

1. – Вспомните, какие гласные буквы обозначают мягкость ( И,Е,Ё,Ю,Я)

– Как вы думаете, почему я о них спрашиваю?

-  Какая функция есть ещё у этих гласных букв?

-  Какие буквы русского языка, кроме гласных обозначают мягкость предыдущего согласного? (ь, мягкий знак)

- О чём говорили на предыдущем уроке?  Слайд  №1

План (примерный).   Слайд №2

 Попробуем составить план урока.

1.Определим тему урока

2. Поработаем над изученными орфограммами, словарными словами…

3.Выясним, о какой орфограмме пойдёт речь сегодня.

4.Поработаем над написанием слов с новой орфограммой.

5.Сделаем выводы.

6. Оценка  своей работы и класса в целом.

Что мы сейчас делали?

 (Планировали свою деятельность.)

-Попробуем определить тему урока сегодня.

Опорные слова на доске (первая подсказка). Слайд №3.

Буква ь, буква  й, буквы и, е, ё, я, ю, слышится, два звука, разделительный.

Подсказка вторая:

На протяжении многих уроков мы с вами работали над различными орфограммами, самое время вспомнить все, что мы об этом знаем.

Кроме того, как я уже сказала, сегодня у нас с вами новая тема урока, которую вы определите сами, а в этом нам поможет языковая разминка

3   3

2. Языковая разминка

(Предложение записать)

  1. Определить и проверить все известные орфограммы (эта работа может быть и устной и письменной.  Во 2-ом классе чаще устная, ребёнок у доски ставит ударение, называет орфограммы и проверочные слова.  Он же выделяет части слова, если есть в этом необходимость.)      слайд№4    (ребёнок работает маркерами)

    10 минут

Запись на доске:  слайд №5 (проверяем, правильно ли мы  нашли орфограммы и определили их)

   /                              /                /                      /

Ветер          с      деревьев      листья       сорвал.

   


слов.слово; пред.; дерево; ь разделител.      приставка со


    /                       /                           /                   /

Дождь       золотой          на        землю        упал.

                                   


Ь об.мягк.; золото       предлог;  ю обозн. мягк.

                    позолота

  1. Прочитать
  2. Списать
  3. Поставить ударение
  4. Найти известные орфограммы

(Оценка себя, ребёнок оценивает свою работу)

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе  учились оценивать свою работу.

3.Словарная работа.  Слайд №6

Слово ВЕТЕР.

Лексическое значение (дети) – движение воздуха

Подобрать однокоренные слова – ветерок, ветрище

Образованы при помощи суффиксов -ок- и –ищ-

(дети предполагают тему урока)

Возможно: слайд №7

Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию .

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4.  Делать выводы.

5. Обобщать и классифици-ровать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.


II. Формулирование проблемы








ΙΙI. Открытие новых знаний

                                                                                             

  1. 3  3

Наблюдение над словами с ь и без ь в упр. 200

 Наблюдение проводится без опоры на учебник, пары слов записаны на доске.

– Прочитайте пары слов: полю – полью, Коля – колья, солю – солью. Слайд №8

– Чем они похожи и в чём отличие? (Похожи написанием и произношением, отличаются одной буквой и значением.)

– Сформулируйте проблемный вопрос.

Зачем нужен ь и в каких случаях он пишется? Слайд №9

1. Звукобуквенный анализ слов.

– Произведите звукобуквенный анализ первой пары слов: полю

[пал'у] – 4 б., 4 зв., полью [пал'й'у] – 5 б., 5 зв. Слайд №10

(Самостоятельно дети делают в тетрадях).

– Сравните написание и произношение. Слайд №11

- Проверьте друг у друга и посовещайтесь, как должно быть правильно.

-Сверим с доской…

-Оцените эту работу на полях тетради. Как и кому, она удалась.

( помните, что оцениваете вы себя, чтобы понять, над чем ещё необходимо поработать, чтобы всё сделать правильно со следующей группой слов.)

-Выполните эту же работу с другими словами.

Сделайте вывод: для чего нужен ь в словах, на что он указывает?

(Он нужен, чтобы показать, что за согласным произносится звук [й'].)

– А за какими буквами «прячется» этот звук? (За буквами гласных я, ю, е, ё.) слайд №12

Прошу поднять руки тех детей, кто без ошибок выполнил задание.

2. Наблюдение над написанием ь в словах.

– Понаблюдайте, в каких случаях он пишется.

 - Между какими буквами пишется ь?

Подчёркивают буквы перед ь и после него, затем делают вывод: пишется после букв согласных перед буквами гласных ю, я.

– Предположите, почему ь в этом случае называется разделительным? (Разделяет буквы гласных и буквы согласных и указывает, что перед гласным есть звук [й'].)

Сделайте общий вывод: для чего нужен раздельный ь и в каких случаях он пишется?

 Работа с правилом.

Чтение правила в рамке после упр. 200.

Сравните свои выводы и правило.

– Что нового из него вы узнали? (Буква разделительный ь пишется перед буквой и.)

– Приведите пример с этой буквой (ульи, воробьи, соловьи).

– Давайте проверим: о каком звуке предупреждает буква разделительный ь? (О звуке [й'].)

– Произнесите без этого звука. Что получится? (Теряется смысл: ули, вороби,  солови)

– Какая  орфограмма? Как её подчёркиваем?

– В каких буквах «спрятался» звук [й']? Как их подчёркиваем?

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия .

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

ΙV. Развитие умений – применение знания.

1  3  4  3  1    

 Работа на доске.

– Замените предложение одним словом. Запишите его.

Животное, наиболее близкое к человеку по строению тела. (Обезьяна.)

Фрукты или ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье.)

Кондитерское изделие из печёного теста. (Печенье.)

Маленькие перелётные птички, которые очень красиво поют по ночам

(соловьи)

Небольшие чирикающие птички, живущие у жилища человека (воробьи)

Слайд № 13


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме и письменной.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к действиям и героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению.


ΙV. Итог урока.





Рефлексия

1.Вернёмся к началу урока и посмотрим, всё ли мы по своему плану сделали?

а) какие орфограммы повторили?

б) какие части слова?

2.Назовите ещё раз тему урока… (дети говорят)

3. Что нужно помнить, чтобы правильно писать слова с буквой ь?

4.Что у вас получалось сегодня лучше всего?

5.В чём испытали затруднения?

6.Кто сегодня получил отметку в дневник?

7.За что?

Оцениваем свою работу в тетрадях при помощи  кружочков


всё получилось отлично


получилось с недочётами


ещё необходимо работать





V. Домашнее задание.


Упр. 191 («Дидактический материал»).

Учитель Староверова ВВ, ГБОУ №212, Санкт-Петербург, 2013 у.г Использовала частично материалы с сайта  «школа 2100», УМКа  «школа 2100»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Правописание слов с разделительным ь". Программа "Школа 2100"

Цельданного урока: развитие умений определять на слух звук [й\'] после согласных перед гласными, писать слова с разделительным ъ и различать написания с разделительным ъ и разделительным ь....

Урок русского языка. ОС "Школа 2100",3 класс по теме :Звук [й\'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь.

Вашему вниманию   представлен урок по теме « Звук [й\'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь » по предмету « Русский язык» в рамках программы «Школа 2100». Данный...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Правописание слов с разделительным ъ". ОС Школа 2100

На данном уроке показаны технологии, используемые в ОС "Школа 2100"...

Проект урока русского языка . Тема: «Правописание слов с разделительными ъ и ь . 3 класс школа 2100

Проект урока по теме"Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками" с презентацией. В проекте показана работа по развитию у детей рефлексии, использован учебник по программе "Школа 2100"...

Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" : Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.Цели урока: обозначать звук [й\'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию и пи...

Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" : Правописание слов с разделительным ь и с ь для обозначения мягкости согласных на письме.

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Правописание слов с разделительным ь и с ь для обозначения мягкости согласных на письме.Цели урока: различать слова с разделительным ь и ь для обозначения мягк...

Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" : Правописание слов с разделительным ъ.

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Правописание слов с разделительным ъ.Цели урока: определять на слух звук [й\'] после согласных перед гласными, писать слова с разделительным ъ и различать напис...