Урок русского языка. ОС "Школа 2100",3 класс по теме :Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь.
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Романенко Ольга Александровна

Вашему вниманию   представлен урок по теме « Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь » по предмету « Русский язык» в рамках программы «Школа 2100». Данный урок относится к разделу « Слово», является  обязательным для изучения.  На данную тему   отводится 6 часа. Это первый урок по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_romanenko_o.a.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Ф.И.О. педагога: Романенко О.А.       

Урок  русского языка ОС «Школа 2100»  3 класс .

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Цель: ученики научатся  писать слова с разделительными ъ и ь, объяснять выбор разделительного знака.

Задачи:

1.Актуализировать знания о роли разделительных ь и ъ знаков  в словах.

2. Развивать умения различать в звучащей речи отдельные звуки, слышать звук [й'].

3.Развивать умение выявлять различия в правописании букв разделительного ъ и ь.

4.Развивать умение работа над  правилом и его применением в новой ситуации.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные  УУД

1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс часть1 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева; листы А4 для работы в группах; карточки для работы в парах.

Сценарий урока.

 I.Самоопределение к деятельности и актуализация знаний.

1.Организационный момент.

Скажите, какой праздник приближается? Кого мы поздравляем в этот день? Какой подарок вы можете  сделать  маме?

2.   Определение темы, задач урока.

    -  У вас на столах лежат  открытки, которые вы готовили на уроке технологии.  Что мы должны добавить в них?  Какой это должен  быть  текст? (красивый, используем ласковые слова) Что мы можем пожелать маме в этот праздник? (крепкого здоровья, счастья, объяснения в любви,  съездить в  путешествие, дружной семьи)  

Один мальчик уже подписал открытку маме. Давайте вместе посмотрим на неё (дать текст с ошибками) 

                                        Дорогая мамочка!

Поздравляю тебя с праздником.  Пусть у тебя будет много   здоровья, счастя, любви. Желаю благополучия в семе, обязательно сьездить в отпуск.

Твой сын Саша.

         Вы  заметили в записанных словах ошибки? Какой вывод сделаем? (красивые слова знаем, но писать их грамотно умеют ещё не все) Какая орфограмма встретилась в словах? (разделительные ь и ъ знаки)

         Что мы должны знать, чтобы правильно написать эти слова? (на доске – запросы детей).

Составляем план работы:

  1. Определить, надо ли писать разделительные ь и ъ знаки.
  2. Выбрать какую букву писать - разделительный ъ или ь знак.
  3. Учиться правильно обозначать орфограммы.
  4. Тренироваться в написании слов с разделительным ъ или ь знаками.

  Дописываем цель для детей: Если мы выполним все пункты плана, то сможем подписать открытку маме без ошибок.

3. Актуализация знаний.  Вспоминаем то, что знаем .

1. Наблюдение над словами с разделительным ъ и ь.

а) Упр. 163 – совершенствуется умение слышать звук [й'] в словах, определять, как он обозначен на письме. Выполняется под руководством учителя.

Рассуждение: в слове прибой звук [й'] слышится после гласного [о], на письме звук [й'] обозначен буквой «и краткое». В слове ладья звук [й'] слышится после согласного [д'] и перед гласным [а]. Звук [й'] обозначен буквой я, на наличие этого звука в слове указывает разделительный ь.

Ученики самостоятельно списывают слова и подчёркивают буквы, которые обозначают звук [й'].

– Почему урок, тема которого – разделительные ь и ъ, мы начинаем с повторения обозначения звука [й']? (Если после согласного звука перед гласным есть звук [й'], то в слове пишется ь или ъ.)

Посмотрите на план нашего урока. Ответили мы на первый вопрос? (если в слове после согласного перед гласным слышится звук й надо писать ъ или ь знак)

– Вспомните, какую «работу» выполняет ь в словах? (Обозначает мягкость согласного звука, разделяет согласный и гласный звуки.)

Физминутка

Упр. 164 – развивается умение выявлять различия в правописании букв разделительного ъ и ь для указания на наличие звука [й'] в словах.

Выполняется по «шагам» – заданиям в упражнении.

– Чем отличаются слова в 1-м и 2-м столбике?

– Почему в 1-м столбике пишется буква ь, а во 2-м – ъ?

Вывод: разделительный ь пишется в корне  слова, ъ – между приставкой и корнем.

– Вспомните и сформулируйте правило написания разделительного ь и ъ.

II. «Открытие» нового знания.

  1. Работа с правилом.Технология сотрудничества. «Снежный ком».  

– Прочитайте про себя   правило на с. 134.

–  Как с помощью схемы показать это правило?

  1. Работа в парах.

На партах лежат задания. Вам надо составить в парах схему к той части правила, которое обозначено у вас в задании.

Но сначала необходимо повторить правила работы в парах. 

- Первый рассказывает второму, второй – первому.

- Говорим по очереди (договориться кто первый, кто второй).

-Один говорит и доказывает с помощью учебника – второй слушает и поддерживает (кивание головой). Готовится задать вопросы и исправить ошибку в случае необходимости.

- Если работа выполнена, то поднять руки вместе.

( работают в парах, составляют схему).

  1. Работа в четвёрках.

 Объединитесь в четвёрки. Обсудите схемы, которые у вас получились. Внесите изменения, если это необходимо.

     А правила работы в группе будут отличаться от правил работы в парах?

+ напомнить сигнал о затруднении и об окончании работы

Я буду наблюдать за вашей работой, как вы

  • слушаете друг друга
  • помогаете друг другу
  • вместе решаете возникшую проблему
  1. Работа в группах.

Объединитесь по группам: 1 группа - те, кто работал со схемой к правилу - написание разделительного ь;

2 группа – те, кто работал с правилом написания разделительного ъ.

Вам необходимо внимательно рассмотреть схемы, обсудить и выбрать лучший вариант. Договоритесь, кто будет представлять работу вашей группы.

( в группах  проверка, выделение лучшего)

Представление схемы от каждой группы.

III. Применение новых знаний по изученному алгоритму. Творческое применение полученных знаний с переносом на другой языковой материал.

  Работа над алгоритмом и его применением.

а) Прочитайте название в рамке после правила.

– Что вы поняли из названия? Что будет вам предложено дальше?

(Алгоритм, последовательность действий, инструкция по применению правила.)

– Прочитайте алгоритм.

– Сколько в нём «шагов»?

– С чего нужно начинать поиск орфограмм-букв разделительного ь и ъ знака?

– От чего зависит выбор разделительного знака? (От места в слове.)

– Как проверить правильность написания? (Обозначить части слова, подчеркнуть буквы, перед которыми пишутся разделительный ъ и ь.)  

б) Образец применения алгоритма.

 1)Возвращаемся к словам, которые мы будем использовать для поздравления в открыткам.  Доказываем выбор букв.

Давайте подпишем открытки. Не забудьте. Что это поздравления – пишем красиво, стараемся уйти от ошибок.

Оцените свои работы. Мы знаем как оцениваем - на5, на 4, на 3. Но какой критерий добавим к оценке работы? (аккуратность, старание)

 IV. Рефлексия: эмоциональная и оценочная

Посмотрите на план урока. Все ли вопросы мы рассмотрели?  Достаточно ли времени уделили тренировке в написании слов по данному правилу.

«ЛЕСЕНКА «МОЁ СОСТОЯНИЕ»

У вас на партах у каждого лежат сердечки. Прикрепите их на лесенку на ту ступеньку, которая соответствует вашему состоянию в конце урока.

Учащийся отмечает соответствующую ступеньку лесенки.

                                                        Комфортно

                                Уверен в своих силах

                        Хорошо

                Плохо

Крайне скверно

VI. Домашнее задание.

с.140 упр.1, правило

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь.

Ученики выступают в роли исследователей института Грамматики....

Урок русского языка во 2-ом классе по теме «Разделительный мягкий знак».

Данный урок позволяет доступно объяснить учащимся правописания  разделительного мягкого знака...

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Разделительный Ь и Ъ знаки. Обобщение»

Отработка умения писать слова с разделительным ь и ъ знаками....

Сценарий урока "Звук "й" и и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ь и ъ."

Учащиеся проводят исследование над правописанием  разделительных ь и ъ и делают вывод. На уроке используется парная ,групповая и индивидуальная фрмы работы. Также применяются формы самоконтроля и...

Конспект урока русского языка во 2-м классе на тему «Закрепление знаний о разделительном мягком знаке»

Формировать умение правильного употребления слов с разделительным Ь;совершенствовать навыки правописания слов с разделительным Ь;развивать орфографическую зоркость, речь учащихся;воспитывать интерес к...

Технологическая карта урока русского языка во 2 «Б» классе по теме: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»»

Технологическая карта урока русского языка  во 2 «Б» классе по теме:«Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»»...