Урок русского языка в 3-м классе по теме "Правописание правил корня"
план-конспект урока по русскому языку

Кощеева Наталья Александровна

Данный урок – Урок закрепления

 При проведении урока  использовались современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС. Это информационно-коммуникативные технологии, что позволило сделать урок ярким, материал урока интересным и лёгким для восприятия.  На уроке использовалась компьютернаяпрезентация  на всех этапах урокаЧтобы добиться цели урока,  к каждому этапу были подобраны задания, которые логически связаны с темой урока. Практически все задания имеют поисковую направленностьВсе вопросы и задания соответствовали возрастным особенностям обучающихся и были направлены на достижение метапредметных, предметных и личностных результатов.Материал урока был доступным, легким, интересным для учащихся.В ходе урока были организованы индивидуальная, фронтальная и групповая формы работы учащихся.Наиболее эффективной оказалась  групповая форма работы,  потому что при совместной деятельности ученики выясняли друг у друга всё, что им было не ясно, особенно слабые ученики, которые получают больше возможностей, чем при фронтальной форме работы. Соотношение деятельности учитель-ученик  соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении. В процессе работы осуществлялось постоянное взаимодействие между учителем и детьми, а также учеников между собой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Правописание правил корня"

Цели:

  • Развивать навык правописания корня слов на основе сопоставления трех правил;
  • Формировать умение сравнивать;
  • Обогащать устную речь учащихся;
  • Прививать любовь к слову через произведения устного народного;

УУД:

Личностные: развивать навыки саморегуляции поведения, эмоционального состояния;  проявлять внимание к эмоциональному состоянию одноклассников, оценивать ситуацию взаимодействия и противостоять негативному давлению со стороны окружающих;  осознавать, что дружеские отношения между одноклассниками являются основой душевного благополучия, интересных совместных дел, игр и успешной учёбы.

Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой

- Мы продолжаем работуи сейчас у нас урок русского языка. И мы  готовы к совместной творческой работе. Вот мне и хочется  узнать ваш настрой на  работу.Перед каждым из вас лежит карточка с буквами (А,О,И,Е,Я). Оцените своё настроение на данный момент. Закрасьте любую букву соответствующим цветом.

Зелёный цвет - настроение отличное, хочу работать. Синий цвет- работать буду, но без особого желания. Красный цвет - настроение плохое, ничего не хочется делать.

Спасибо. И думаю, что сегодня урок принесет нам всем радость общения. Успехов и удачи вам.

(Звучит музыка, начало сказки: “В некотором царстве, в некотором государстве…”)

II. Работа по теме.(Слайд № 1)

Учитель: … Во славном селе Виткулове жили-были детушки. Жили себе, не тужили, да вот пришли они в школу учиться. И пришлось им русский язык изучать, а язык-то этот мудрёный. Вот и сидим-то мы с детушками, головушку ломаем: какое окончание написать, да какую букву в корне вставить.

Слайд 2

И вспомнилось мне, как сказочный Иван-царевич подъехал на коне к камню, прочитал надпись на том камне, да и стал голову ломать, куда ему ехать.

- А, может быть, вы помните, что было написано на том камне?

(Ответы учащихся).На камне было три надписи: первая гласила - коня потерять, вторая гласила - женатым быть, а третья гласила - коня спасти.

- А перед нами не камень, а замок.Сейчас мы узнаем, кто живет в этомзамке. (Слайд № 3)

Перед вами слова. Из каждого слова мы возьмём по одной букве и узнаем, что это за надпись.

  1. Буква, обозначающая парный согласный звук в слове лук;
  2. Окончание в слове зёрнышко;
  3. Буква, обозначающая звонкий согласный звук в слове репка;
  4. Буква, обозначающая проверяемый безударный гласный в слове звездочёт;
  5. Буква, обозначающая мягкий согласный в слове конь;
  6. Буква, которая не имеет звука в слове камень.

- Какое слово получилось? (корень)
- А что такое корень?

Тяжело живется дедушке Корню. Дел у него много. Правит в своей стране он мудро и справедливо. И все спешат к нему за советом. Все жители русского языка почитают его и выполняют все его правила.

Слайд 4

От замка идут три дороги.
- Кто догадался, почему от замка идут три дороги?

-Так что мы сегодня будем повторять?

(Три правила правописания корня).

-Чему будем учиться на уроке?

- И так отправляемся в путь. На пути нам повстречаются богатыри. Они приготовили различные испытания

1-ая дорога: Прямо пойдёшь – к словам с безударным гласным придёшь.

(Слайд № 5,6)

- Я загадаю загадки, отгадками являются сказочные предметы. Назовите отгадку и безударный гласный в корне слова:

а) Жилище Бабы – Яги (избушка);
б)  С её помощью Иван – царевич нашёл себе жену 
(стрела);
в) Сказочный способ передвижения 
овёр – самолёт).

г)Кораблик бежал в волнах, на раздутых (парусах)

III. Минутка чистописания.(Слайд № 6)

-Запишем в тетрадь эти буквы: о, е, и, а

-Какие они гласные или согласные?

-Вспомните, где вы уже сегодня их видели?

- Как проверить слова с безударным гласным в корне?

На следующей строчке запишем проверочное слово

Самооценка минутки чистописания

-Проконтролируйте выполненную работу. Давайте оценим, как смогли себя проконтролировать: если выполнили все 4 условия, поставьте звездочку на самом верху шкалы успеха; если 3, чуть ниже; 2 условия, еще ниже; 1 еще ниже, ни одного, в самом низу.

IV. Работа по теме в парах

-Попадаем в лес безударных гласных

Слайд(Слайд № 7)

Цепочкой

- Прочитайте отрывок из сказки: (Слайд № 8)

А ц.ревну в глушь л.сную
И, св .зав, её живую
Под с.сной оставить там
На съедение в.лкам.

- Как называется эта сказка?
- Кто автор?

1 вариант
- К словам с пропущенной буквой подберите проверочное слово.

2 вариант

-Запишите проверяемоеслово, обозначьте орфограмму.

Проверь. (Слайд № 9)

- В каких случаях для проверки подбирали однокоренное слово?
- А когда изменяли форму слова?
- Да, трудно было, но и мы-то не лыком шиты.

Скажите, ребята, а все ли гласные можно проверить?

- Как они называются?

Словарный диктант (Слайд10)

а пути нам встретилась «река словарных слов». Чтобы ее перейти, мы должны построить мостик из словарных слов

-Вот дощечки слова

Работают двое у доски. Выбирают слова, вставляют буквы и записывают. Ставят ударение

1 в-одушевленные, 2в- неодушевленные

Проверка

V. Физминутка Колобок, колобок, теплый и румяный (наклоны вправо, влево)

2.Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.

САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.

 Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок (прыжки и бег на месте)

 То направо повернул, то налево он свернул (повороты направо, налево)

 То с листочком закрутился (поворот на 360 градусов)

То с бельчонком подружился (приседание)

Покатился по дорожке (бег по группе)

 И попал лисе в ладошки (дети подбегают к воспитателю).

VI. Работа по теме.

- Отправляемся по второй дороге

2-ая дорога: Направо пойдёшь – в гости к парным согласным зайдёшь.

(Слайд № 11)

- А неплохо было бы вспомнить и сами парные согласные.
-Вотмы попали «
в рощу парных согласных»

Составить пары слов

ягоды

дубки

дождь

травушка

дожди

ягодка

травка

дубок

- Как проверить парный согласный в корне слова?Сделайте вывод.

(Слайд № 12)

-Богатырь просит напоить коня(Слайд 13)

3-я дорога: Налево пойдёшь – с непроизносимыми согласными время проведёшь.

(Слайд № 14)

- Чтобы непроизносимые согласные не играли с нами в прятки, мы запишем их в тетрадки.
- А какие звуки иногда не произносятся, а буквы их обозначающие пишутся?
- Запись букв д, т, в, л.

- Как узнать, есть ли в слове непроизносимый согласный?
- Как проверить непроизносимый согласный в корне слова?

(Слайд № 15)

-Какя буква спряталась?

-Тропинка привела нас на «ягодную поляну слов». (Слайд 16)

Делимся на группы. Каждая группа собирает свои ягодки и в свою корзину.

Проверкана доске

VII. Итог урока.

- Вот мы с вами и прошли три дороги и вернулись к дедушке Корню. (Слайд 17)

-Какие три правила учат писать буквы в корне слова?

1.Если буква гласная вызвала сомнение, то немедленно её ставь под ударение!

2Согласный в слове проверяй, рядом гласный подставляй!  

3Чтобы проверить непроизносимые согласные в, д, л, т в корнях, надо подобрать проверочные слова, в которых эти звуки чётко произносятся.

-Вы назвали три правила, которые учат писать буквы в корне слова. Что общего между ними?

Чтобы проверить написание слов, нужно слово изменить или подобрать проверочное однокоренное слово.

Любая сказка когда-то заканчивается.

А в народе говорят, что у хорошей сказки – счастливая развязка.

- А у нашего урока счастливая развязка?Слайд 18

Рефлексия.
-Но мы должны вернуться домой. Какой обычно предмет в сказке помогает найти дорожку?

А у нас это будет кубик. (Кубик Блуме)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Безударные гласные в корне слова".

Цели:Формировать умение подбирать проверочные слова.Развивать устную связную речь, орфографическую зоркость, творческое мышление, внимание.Воспитывать трудолюбие, дружбуФормировать нравственные чувств...

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Парные звонкие и глухие согласные звуки на конце и в корне слова"

Урок проводится в виде представления в цирке. На уроке используются картинки с изображением цирковых артистов. От лица артистов даются задания учащимся. Ребята с удовольствием разгадали кроссворд. При...

УМК «Планета знаний» Конспект урока русского языка в 1-м классе. Тема: "Повторение. Правило безударной гласной в корне слова"

УМК «Планета знаний»Конспект урока русского языка в 1-м классе.Тема: "Повторение. Правило безударной гласной в корне слова" Цель: формирование орфографической зоркости обучающихся с опорой на пра...

Урок русского языка во 2-ом классе "Безударная гласная в корне слова"

Закрепление знаний о правописании безударной гласной в корне слова...

Конспект урока русского языка во 2-ом классе УМК «Гармония» Тема: «Узнаём буквы корня в названиях признаков предметов» Тип урока: Получение новых знаний.

Цели урока:1) Познакомить учащихся с общими способапми поиска проверочных слов для корневых безударных гласных и парных согласных в именах прилагательных.2) Формировать умения подбмрать проверочные сл...

Открытый урок русского языка в 3 Б классе по теме «Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне, на стыке приставки и корня, корня и суффикса»

Открытый урок русского языка  по теме: "Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне, на стыке  приставки и корня, корня и суффикса"  УМК "Школа России"...

Урок русского языка в 1-м классе по теме « Правила переноса слов»

Урок русского языка разработан с применением технологии проблемно- диалогического, группового обучения....