Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь.
план-конспект урока русского языка (3 класс) на тему

Нилова Марина Владимировна

Ученики выступают в роли исследователей института Грамматики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razdelitelnyy__i__znaki_3_klass.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь.

Цель:

  1. познакомить с правилами написания разделительных Ъ и Ь знаков;
  2. развивать умение сравнивать и различать слова с Ъ и Ь разделительными знаками;
  3. обогащать словарный запас учащихся, работать над развитием речи.

Задачи:

1. Обучающие:

  1. продолжать учить писать слова с разделительными Ъ и Ь знаками;
  2. различать части слова;
  3. уметь находить и обозначать орфограмму в слове

2. Развивающие: 

  1. обогащение словарного запаса;
  2. развитие логического мышления;

3. Воспитывающие: 

  1. умение работать в малых группах (обсуждать, договариваться, приходить к единому мнению);
  2. уважительное отношение друг к другу;
  3. внимание;
  4. самостоятельность

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики!

  1. Тема и цели урока

(СЛАЙД 1)

- Сегодня вы не просто ученики, а исследователи института Грамматики. В нашем институте две лаборатории. Но вот над какой проблемой они работают, попробуйте догадаться.

Названия каких букв состоят из двух слов, одно из которых звучит одинаково? (Ъ и Ь).

- Верно! Одна лаборатория занимается изучением слов с разделительным Ъ знаком, а другая – с разделительным Ь знаком. (Появляются карточки).

3. Словарная работа.

Оладьи, съезд, варенье, подъем, листья, съемка.

(СЛАЙД 2)

Возникли ли какие –нибудь трудности при написании этих слов?

- Не подскажите ли тему урока?

(СЛАЙД 3)

- А какие цели будем преследовать на уроке? (Повторить и сравнить правила написания разделительных Ъ и Ь знаков, уметь различать знаки при написании слов с ними).

(СЛАЙД 4)

4. Новый материал.

- Итак, мы будем сопоставлять разделительные Ъ и Ь знаки.

1. (Чтение стихотворения. Инсценирование).

- Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.
- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
Знак Ь твёрдому на это отвечал.
- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!..
- Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова, -
Услышав этот спор, сказала буква А.
- Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте.

- Что общего и чем интересны эти буквы? В чём их различие? На эти вопросы мы найдём ответы, проведя исследование.

2. Упр.163. Выполняется под руководством учителя.

 Рассуждение: В слове прибой звук [й] обозначен буквой «и-краткое». В слове ладья звук [й] слышится после согласного [д] и перед гласным [а]. Звук [й] обозначен буквой я.

 –Почему урок, тема которого разделительные ь и ъ, мы начинаем с повторения обозначения звука [й] ? (Если после согласного звука перед гласным есть звук [й], то в слове пишется ь или ъ.)

–Вспомните, какую «работу» выполняет ь в словах? (Обозначает мягкость согласного звука, разделяет согласный и гласный звуки.)

3. Упр.164 САМОСТОЯТЕЛЬНО

- Запишите слова в тетрадь, выделите орфограмму и приготовьтесь к ответу по плану.

(СЛАЙД 5)

  1. В какой части находится буква?
  2. Перед какими буквами стоит?
  3. Для какой цели служит?


Расскажем об употреблении ъ и ь знаков и составим схему помощницу:

Вывод:

(СЛАЙД 6)

Что общего у разделительных Ъ и Ь знаков?

  1. Не допускают слияния гласного и согласного.
  1. В какой части слова пишется  разделительный Ь знак?

-Разделительный Ь пишется в корне слова.

-В какой части слова пишется разделительный Ъ знак?

-Разделительный Ъ пишется между приставкой и корнем.

4. Работа с правилом.

- Сформулируйте правило правописания разделительных ь и ъ.

 – Прочитайте про себя (затем вслух) правило на с. 113.

- Вы прекрасно справились с теорией. Можно и отдохнуть.  А потом займёмся практической работой.

 5. Физминутка

Мы с товарищем вдвоем шли на лыжах на подъем,
А потом с горы спускались, разъезжались и съезжались.
Объезжали все пеньки, доезжали до реки.
Снова лезли на подъем, чтобы съехать вниз потом

6. Чтение алгоритма и его освоение.

Теперь постараемся научиться пользоваться правилом с 133.

Упр. 165.Осложнённое списывание с проговариванием вслух. Например: Зав…южить. В этом слове я слышу звук [й] после согласного  [в] и перед гласным [у]. Значит, здесь орфограмма – разделительный знак. Определяю, какую букву надо писать- ь или ъ. В слове корень –вьюж-. Орфограмма в корне, значит, надо писать разделительный ь. Пишу, обозначаю: завьюжило.

7. Закрепление. (Тренировочные упражнения)

Отгадывание загадок

Самостоятельная работа по карточкам, проверка в парах.

Игра «Замени одним словом»

Метель, пурга – (вьюга)

Сжался, скорчился – (съежился)

Товарищи, приятели – (друзья)

Животное, от которого произошел человек – (обезьяна)

Спуск с горы – (съезд)

(СЛАЙД 7)

8. Самостоятельная работа. Упр. 166. (ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ)

Последовательность действий: Сил…но. В этом слове вообще нет звука  [й], значит, нет орфограммы-разделительные ь и ъ. Звук [л] согласный, мягкий, для его обозначения на письме нужен ь. Пишу: сильно. Слово болеет. В этом слове произносится звук [й] после гласного [э],поэтому здесь нет изученной орфограммы.

9. Обобщение.

- Вспомните стихотворение, которое мы слышали в начале урока, о ссоре разделительных Ъ и Ь знаков. Мы закончили нашу исследовательскую работу и указали Ъ и Ь знакам их законные места. Давайте ещё раз вспомним об этом. Теперь они перестанут ссориться и никогда не забудут своё место в словах. Не путайте и вы их, ребята!

10. Подведение итогов.

- Оцените свою работу на уроке и поставьте отметку на полях в тетради.

11. Домашнее задание.

Упр. 1, с. 117, выучить правило на с. 113.