3 класс Открытый урок по русскому языку на тему: "Правила правописания разделительных ъ и ь знаков"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Георгиева Светлана Валерьевна

Данный урок русского языка способствует формированию навыков проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Открытый урок по русскому языку, проведённый в 3 «Л» классе

Классный руководитель: Георгиева С. В.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ И Ь ЗНАКИ

Урок 52 (47).

Слайд 1

Тема: «Правила правописания разделительных ъ и ь знаков»

Цель:

 – развитие умения различать в звучащей речи отдельные звуки, слышать звук [й'];

 – развитие умения писать слова с разделительным ъ, обозначать орфограмму, различать написания с разделительным ъ и разделительным ь, объяснять выбор разделительного знака.

Оборудование: таблички с названиями инициативных групп, заготовки для выполнения проекта, раздаточный материал (буквы для составления слов, полоски из бумаги для выполнения заданий, зелёные и синие кружочки), цветные карандаши, клей, надписи с названиями этапов осуществления проектной деятельности.

Ход урока

1 Организационный момент

Распределение по группам.

На партах таблички с надписями:

аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели.

Приветствие гостей.

Сегодня на уроке мы будем заниматься проектной деятельностью.

2. Формулирование темы и целей урока

Её этапы:

  1. Обдумывание проекта и составление плана.
  2. Разработка составных частей проекта.
  3. Иллюстрирование.
  4. Испытание.

Определение проблемы урока

Слайд  2     Учитель:

Запомните! Проще простого!
Пишите его в корне слова.
Пишите его без опаски,
Но только лишь после согласной.

И перед гласными, друзья:
Е, Ё, а также И, Ю, Я

С приставкой на согласный
Он дружит с давних пор,
И перед ним лишь гласные
Стоят как на подбор.

Вот эти гласные, друзья:

Е, Ё, Ю, Я.

Дети определяют тему урока:

«Правила правописания разделительных ъ и ь знаков».

Слайд 3 Требования к проекту

Он должен являться дидактическим пособием

Помогает тренироваться в нахождении и обозначении орфограмм

Интересный и увлекательный

Работать с ним может сразу несколько человек

Использовать можно многократно

3. Подготовительный этап

Обдумывание проекта и составление плана

Слайд 4

 «Мозговой штурм»  Дети предлагают свои идеи.

Это будет опорная таблица

 

На месте предполагаемого проекта появляется заготовка:

Правописание разделительных ъ и ь знаков

Слайд 5 Инициативные группы

Аналитики

Экспериментаторы

Иллюстраторы

Исследователи

Слайд 6 Задания

Выработка правил в схемах. (Выполняют «аналитики»)

Слова в загадках. (Выполняют «иллюстраторы»)

Алгоритм действий. (Выполняют «экспериментаторы»)

Знаки-фокусники. (Выполняют «исследователи»)

Промежуточный контроль. (Выполняют участники проекта, свободные от заданий на данном этапе)

4. Разработка основных частей проекта и иллюстрирование.

1) Фиксирование проблемы. В каких случаях необходим разделительный знак и какой?

2) Правила.

В экспериментальной лаборатории появляются слова:

1-в_юга

весел_е

руж_ё

мурав_и

2-об_явление

пред_юбилейный

под_ём

раз_яснил

3-апел_син

дел_фин

сирен_

4-прибо_

поко_

комба_н

5-по_ёт

боле_ет

по_яснил

вы_езд

«Экспериментаторы» определяют буквы, «Аналитики» разделают слова на 5 групп, на доску вешают нужные слова и составляют схемы по результатам эксперимента.

Выполните – встаньте, чтобы мы проверили.

«Иллюстраторы» и ещё 2 группы восстанавливают деформированное стихотворение, отражающее проблему урока и алгоритм действий.

Озорной разделительный мягкий знак

Не мог озорной мягкий знак

Найти себе место никак.

В журчащем прозрачном ручье

Заплыл мягкий знак перед «Е».

Заметил, летит вороньё,

И ловко взлетел перед «Ё».

К несчастью свалился в репьи,

Попав прямиком перед «И».

Оттуда залез к муравью,

Усевшись как раз перед «Ю».

А шла когда мимо свинья,

Забрался он к ней перед «Я».

И громко запел: «Перед Е, Ё, И, Ю

Всегда разделительным знаком стою.

Я знак разделительный, знайте, друзья,

Меня вы найдёте в словах перед Я!»

(Т. Крюкова)

Разделительный твёрдый знак

Молчаливый твёрдый знак

Не произносится никак!

Но нужен многим он словам,

Его учить придётся вам.

Хотите – не хотите,

Стоит он в алфавите!

Было СЕЛИ,

Стало СЪЕЛИ,

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник?

- Твёрдый знак.

Восстановите алгоритм действий, экспериментаторы.

  1. Читаю (произношу) слово, слушаю, есть ли в нём звук [й,] после согласного звука перед гласным.

Вьюга – звук [й,] после согласного [в,] перед [у], разъезд – звук [й,] после согласного [з] перед [э]. Вывод: нужен разделительный знак.

  1. Выделяю в слове корень. Вьюга, разъезд.
  2. Смотрю, где нужно написать разделительный знак – в корне или между приставкой и корнем.      Если в корне – пишу ь (вьюга), если между приставкой и корнем – пишу ъ (разъезд).
  3.  Записываю слово.
  4. Проверяю написание: обозначаю орфограмму.

Вьюга, разъезд.

Знаки-фокусники - исследователи

Подели –

Обели –

Сел –

Сёмка-

Обедать –

Полёт –

Семя –

Коля –

Уля –

Отгадайте загадки, найдите слова с орфограммой и обозначьте её на карточке.

Пять братьев вместе родятся, а росту разного. (Пальцы.)

Записываем слово братья.

Придёт зима, объявится, на праздник ёлки явится. (Мороз.) Объявится.

За лесом усатое море лежит,

Волна за волною по морю бежит.

Объедет его великан-пароход.

И каждую каплю с собой заберёт. (Комбайн.) Объехать.

Ночью ходит, днём он спит. Если сердится, ворчит. Он живёт в лесу дремучем, сам он круглый и колючий. (Ёж.) Ночью.

Аналитики заходят на Началку сем и отправляют по 5 слов с разделительными знаками

В ходе работы всех групп продукты деятельности фиксируются на заготовке для проекта:

Проблема  В каких случаях пишутся разделительные ъ и ь знаки

Правила в стихах и схемах Алгоритм

Знаки-фокусники

  1. Итоги урока

Анализ схем-опор

Положительные и отрицательные стороны разработанного проекта

Анализ хода работы над проектом

Рекомендации для дальнейших уроков проектной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс Открытый урок по русскому языку «В лабиринте слов» (работа в парах, игровые технологии)

На уроке использованы активные методы обучения с использованием коммуникативно- диалоговой технологии. Они позволяют сформировать регулятивные УУД: эмоциональное состояние, оценить ее влияние на настр...

"Орфография .Обобщение." 5 класс. Открытый урок по русскому языку

Конспект открытого урока с презентацией  по русскому языку в 5 классе на тему  "Орфография. Обобщение."...

"Орфография .Обобщение." 5 класс. Открытый урок по русскому языку

Конспект открытого урока с презентацией  по русскому языку в 5 классе на тему  "Орфография. Обобщение."...

Открытый урок по русскому языку на тему: "Закрепление правописания изученных букв. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц,ц."

Открытый урок по русскому языку на тему: "Закрепление правописания изученных букв. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц,ц."...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Открытый урок по русскому языку по теме "Правописание слов с разделительным ь знаком" 2кл.

Конспект открытого урока по русскому языку 2кл." Правописание слов с разделительным ь знаком"...

открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Правописание слов с разделительным мягким знаком и другими орфограммами"

На этапе закрепления пройденного материала классу предлагается вспомнить все  пройденные орфограммы, которые прошли в 1 и во 1 классе. работа проводится на тексте....