I. Организационный момент. - Прочитайте отрывок из стихотворения С.Я.Маршака. Определите его тему. (Слайд 1.) Вьюга снежная, пурга, Напряди нам пряжи. Взбей пушистые снега, Словно пух лебяжий.
- Подберите к слову вьюга близкие по значению слова.
- Придумайте предложения ( по рядам): 1 ряд – метель; 2 ряд – пурга; 3 ряд – вьюга. - Запишите их. - Проверим.
II. Орфографическая минутка.
-Продолжите ряд слов … (слайд 2.) (Снег… ) – Какие еще снежные слова знаете? - Я тоже потрудилась для вас… (Слайд 3. слов с пропущенными орфограммами) – Моро…, кон…ки, ле…, лыж…, саноч?ки, сн…жинки, Де… М…роз, (С/с…негурочка, ёлоч?ка сн…говик, снежная крепост…, сн…г…ход. -Какие орфограммы пропущены? -Найдите однокоренные слова.
-В этом стихотворении тоже есть слова на тему «Зима», прочтите его. (Слайд 4.) У подъезда дома пять, Объявление опять “Марьи, Дарьи и Татьяны, Ольги, Софьи и Ульяны! На коньки пора вставать, По льду скользкому гонять!”
III. Формулирование темы и цели урока. -Посмотрите ещё раз, исследуйте. -Что скажите? Каких орфограмм много?
– Определите тему урока, поставьте цель.
IV. Работа в парах: -Выписать в первый столбик слова с разделительным ъ , во второй с разделительным ь знаком. Доказать свой выбор.
-Проверьте. (Слайд 5. Проверка) - Почему не все слова с ь вы выписали?
-Расскажите, что вы знаете о Ь знаке.
-Расскажите, что вы знаете о разделительном ъ знаке.
V. Работа с правилом. - Сформулируйте своими словами правило правописания разделительных Ъ и Ь. -Прочитайте правило в учебнике на странице 113 про себя, затем вслух. VI.Как пользоваться правилом. (Слайд 6.) - Четко прочитай слово.
- Выдели в слове корень.
- Посмотри, где нужно писать разделительный знак – в корне или между приставкой и корнем слова.
- Разделительный твердый знак – пиши только перед корнем после приставок на согласную.
- Разделительный мягкий знак – пиши в корне слова, в начале или в конце.
- Запиши слово.
- Проверь написание: обозначь орфограмму.
VIII. Первичное закрепление - Пошаговая работа с упражнением 165 из учебника.
- – Запишите следующие слова и докажите: нужны ли в этих словах ъ и ь: (Слайд 7.)
Реч(?)ка, с(?)ёжился, сем(?)я, раз(?)езд, в(?)юга, лен(?). - Определите количество букв и звуков в этих словах. (Слайд 8. С эффектом) с(?)ёжился (-б-зв), сем(?)я (-б-зв), раз(?)езд (-б-зв), в(?)юга (-б-зв). - Что вы наблюдаете? Почему?
Физическая разминка.
- Я буду произносить слова. Если произнесу слово с Ъ знаком вы приседаете, а с Ь - бег на месте.
- Коньки, въехал, вьюга, семья, вьюн, подъезжать, память, объехал, бьют, съемка.
X. Самостоятельная работа.
- Запишите одним словом: - Животное, наиболее близкое к человеку по строению тела – обезьяна.
- Кондитерское изделие – печенье.
- Втолковал, разжевал и в рот положил – разъяснил.
- Сообщение, извещение, доводимое до всеобщего сведения – объявление.
- Участок дороги, поднимающейся в гору – подъем.
- События перед юбилеем – предъюбилейное.
- Проверка. Сделайте вывод.
XI. Тренировочные упражнения.
- Дифференцированная работа в парах:
Учащиеся получают листки с текстами, в словах которых есть Ъ и Ь. учащиеся предлагают друг другу подчеркнуть те слова, которые относятся к теме урока и учатся доказывать орфограмму (зелёной пастой слова с ь знаком, синей пастой – слова с ъ знаком).
1 текст: У съедобных грибов главный - белый. У поганок - бледная поганка. В ней содержится самый сильный из грибных ядов. Съеденный кусочек бледной поганки сильнее укуса змеи. К счастью, узнать бледную поганку легко. От съедобных грибов её отличает вот что. Ножка будто вылезает из широкого горшочка, на шляпке белые обрывочки. (По Н. Павловой) 2 текст: Друзья – Татьяна, Дарья, Илья – решили укреплять своё здоровье: делать зарядку, бегать на коньках, кататься на лыжах, съезжать с горок. Дарье больше нравились коньки, Илья не всегда выбирал лыжи. 3 текст: В зимнем лесу мы можем увидеть заячьи и лисьи следы. На высокой сосне воронье гнездо. Под раскидистой елью медвежья берлога. Зимой в лесу слышно сорочье стрекотанье. Хорошо съезжать на лыжах с крутых горок. Опасно встретить в лесу разъярённого медведя.
2. Работа со сладом. (Слайд 9.) -Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить. Через минуту оставить слова только 2 столбика -Ориентируясь на второе слово, напишите словосочетания полностью. Выделите орфограммы. съедобный объяснил подъем съемка съежилась | гриб задачу флага фильма от холода |
(В это время проверить листочки с текстами). Проверка задания по слайду. И объявить результаты по листочкам.
XII. Выставление отметок учащимся.
XIII. Итог урока. Оценка своей работы учащимися. Рефлексия.
- Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке? -Какую цель вы поставите на следующий урок? Нужно ли вам ещё поработать над этой темой? Почему?
XIV. Домашнее задание.
|
Тема – зима.
-Метель, пурга… (вьюга, пурга и т. д.)
Записывают предложения в тетрадь и читают их.
Ответы детей. Дети списывают слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. -снежинки, Снегурочка, снеговик, снежная, снегоход.
-Тема нашего урока разделительный ъ и ь знак. Мы будем писать слова с разделительным ъ и ь знаком.
Дети распределяют свои роли в парах и выполняют задание в тетрадях.
- Так как –ь – показатель мягкости согласного.
Вывод: Ь знак – смягчает согласную букву Если Ь стоит в между согласным и гласным, то тогда Ь называется разделительным и пишется после согласных и перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.
Вывод: Ъ - пишется после приставок, которые заканчиваются на согласный перед гласными Е, Ё, Ю, Я.
Дети читают правило
комментируют письмо учащиеся.
Учащиеся определяют количество и делают вывод: колич-во букв и звуков одинаковое, потому что ъ и ь знаки это буквы, а гласные, которые стоят перед этими знаками имеют два звука.
Работа в тетради.
Вывод. Разделительный Ъ знак нужно писать только после приставки. Разделительный ь знак в корне слова.
Дети в парах читают тексты, обсуждают, доказывают и подчёркивают.
Учащиеся восстанавливают словосочетания. |