конспект урока по русскому языку 3класс «Правила правописания разделительных Ъ и Ь».
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Даный конспект урока может быть применён на уроке русского языка в 3 классе по учебной программе "Школа 2100" . На этом уроке учащиеся знакомятся с правилом написания разделительных Ъ и ь знаков. В ходе урока ребята работают индивидуально, группами и в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdelitelnye_znaki.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Правила правописания разделительных Ъ и Ь».

Цели урока: развитие умения видеть орфограмму - разделительный Ъ и Ь в звучащем и написанном слове, умения графически обозначать ее, продолжать работать над орфографической зоркостью.

Задачи урока:

Образовательные:

формировать умение видеть орфограмму разделительный Ъ и Ь;

формировать умение обозначать графически данную орфограмму;

развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь;

учить анализировать, рассуждать.

Воспитательные:

воспитывать интерес к русскому языку, прививать интерес к учёбе.

Развивающие:

развить память, наблюдательность,  чувства взаимопомощи и самостоятельности.

Оборудование: карточки с текстами для самостоятельной и индивидуальной  работы, учебник «русский язык», мультимедийный проектр.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент.

- Прочитайте отрывок из стихотворения С.Я.Маршака. Определите его тему. (Слайд 1.)

Вьюга снежная, пурга,
Напряди нам пряжи.
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.

- Подберите к слову вьюга близкие по значению слова.

- Придумайте предложения ( по рядам):

     1 ряд – метель;

      2 ряд – пурга;

      3 ряд – вьюга.

- Запишите их.

- Проверим.

II. Орфографическая минутка.

-Продолжите ряд слов … (слайд 2.)

(Снег… )

– Какие еще снежные слова знаете? 

- Я тоже потрудилась для вас… (Слайд 3. слов с пропущенными орфограммами)

– Моро…, кон…ки, ле…, лыж…, саноч?ки, сн…жинки, Де… М…роз, (С/с…негурочка, ёлоч?ка сн…говик, снежная крепост…, сн…г…ход.

-Какие орфограммы пропущены?

-Найдите однокоренные слова.

     

-В этом стихотворении тоже есть слова на тему «Зима», прочтите его. (Слайд 4.)

У подъезда дома пять,

Объявление опять
“Марьи, Дарьи и Татьяны,
Ольги, Софьи и Ульяны!
На коньки пора вставать,
По льду скользкому гонять!”

III. Формулирование темы и цели урока.

-Посмотрите ещё раз, исследуйте.

-Что скажите? Каких орфограмм много?

– Определите тему урока, поставьте цель.

IV. Работа  в парах:

-Выписать в первый столбик слова с разделительным ъ , во второй с разделительным ь знаком. Доказать свой выбор.

-Проверьте. (Слайд 5. Проверка)

- Почему не все слова  с ь вы выписали?

-Расскажите, что вы знаете о  Ь знаке.

-Расскажите, что вы знаете о  разделительном ъ знаке.

V. Работа с правилом.

- Сформулируйте своими словами правило правописания разделительных Ъ и Ь.

-Прочитайте правило в учебнике на странице 113  про себя, затем вслух.

VI.Как пользоваться правилом. (Слайд 6.)

  • Четко прочитай слово.
  • Выдели в слове корень.
  • Посмотри, где нужно писать разделительный знак – в корне или между приставкой и корнем слова.
  • Разделительный твердый знак – пиши только перед корнем после приставок на согласную.
  • Разделительный мягкий знак – пиши в корне слова, в начале или в конце.
  • Запиши слово.
  • Проверь написание: обозначь орфограмму.

VIII. Первичное закрепление

   

  1. Пошаговая работа с упражнением 165 из учебника.

  1. – Запишите следующие слова и докажите: нужны ли в этих словах ъ и ь: (Слайд 7.)

    Реч(?)ка, с(?)ёжился, сем(?)я, раз(?)езд, в(?)юга, лен(?).

  - Определите количество букв и звуков в этих словах. (Слайд 8. С эффектом)

 

 с(?)ёжился (-б-зв), сем(?)я (-б-зв), раз(?)езд (-б-зв), в(?)юга (-б-зв).

- Что вы наблюдаете? Почему?

      Физическая разминка.

- Я буду произносить слова. Если произнесу слово с  Ъ знаком вы приседаете, а с  Ь - бег на месте.

- Коньки, въехал, вьюга, семья, вьюн, подъезжать, память, объехал, бьют, съемка.

X. Самостоятельная работа.

- Запишите одним словом:

  • Животное, наиболее близкое к человеку по строению тела – обезьяна.
  • Кондитерское изделие – печенье.
  • Втолковал, разжевал и в рот положил – разъяснил.
  • Сообщение, извещение, доводимое до всеобщего сведения – объявление.
  • Участок дороги, поднимающейся в гору – подъем.
  • События перед юбилеем – предъюбилейное.

- Проверка. Сделайте вывод.

XI. Тренировочные упражнения.

  1. Дифференцированная работа в парах:

Учащиеся получают листки с текстами, в словах которых есть Ъ и Ь. учащиеся предлагают друг другу подчеркнуть те слова, которые относятся к теме урока и учатся доказывать орфограмму (зелёной пастой слова с ь знаком, синей пастой – слова с ъ знаком).

1 текст:

У съедобных грибов главный - белый. У поганок - бледная поганка. В ней содержится самый сильный из грибных ядов. Съеденный кусочек бледной поганки сильнее укуса змеи. К счастью, узнать бледную поганку легко. От съедобных грибов её отличает вот что. Ножка будто вылезает из широкого горшочка, на шляпке белые обрывочки. (По Н. Павловой)

2 текст:

Друзья – Татьяна, Дарья, Илья – решили  укреплять  своё  здоровье: делать  зарядку, бегать  на  коньках,

кататься  на  лыжах, съезжать  с  горок.  Дарье  больше  нравились коньки, Илья  не  всегда  выбирал  

лыжи.  

3 текст:

В  зимнем  лесу  мы  можем  увидеть  заячьи  и  лисьи  следы.

На  высокой сосне  воронье  гнездо.

Под  раскидистой  елью  медвежья  берлога.

Зимой  в  лесу  слышно  сорочье  стрекотанье.

Хорошо  съезжать  на  лыжах  с  крутых  горок.

Опасно  встретить  в  лесу  разъярённого  медведя.

 2. Работа со сладом. (Слайд 9.)

 -Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить. Через минуту оставить слова только 2 столбика

-Ориентируясь на второе слово, напишите словосочетания полностью. Выделите орфограммы.

съедобный
объяснил
подъем
съемка
съежилась

гриб
задачу
флага
фильма
от холода

(В это время проверить листочки с текстами). Проверка задания по слайду. И объявить результаты по листочкам.

XII. Выставление отметок учащимся.

 XIII. Итог урока. Оценка своей работы учащимися.  Рефлексия.

- Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?

-Какую цель вы поставите на следующий урок? Нужно ли вам ещё поработать над этой темой? Почему?

XIV. Домашнее задание.

 Тема – зима.

-Метель, пурга…

(вьюга, пурга

и т. д.)

Записывают предложения в тетрадь и читают их.

Ответы детей.

Дети списывают слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

-снежинки, Снегурочка, снеговик, снежная, снегоход.

-Тема нашего урока разделительный ъ и ь знак. Мы будем писать слова с разделительным ъ и ь знаком.

Дети распределяют свои роли в парах и выполняют задание в тетрадях.

- Так как –ь – показатель мягкости согласного.

Вывод:

Ь знак – смягчает согласную букву        

Если Ь стоит в между согласным и гласным, то тогда Ь называется разделительным и пишется после согласных и перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

Вывод:

Ъ  - пишется после приставок, которые заканчиваются на согласный перед гласными Е, Ё, Ю, Я.

Дети читают правило

 

комментируют письмо учащиеся.

Учащиеся определяют количество и делают вывод: колич-во букв и звуков одинаковое, потому что ъ и ь знаки это буквы, а гласные, которые стоят перед этими знаками имеют два звука.

Работа в тетради.

Вывод. 

Разделительный Ъ знак нужно писать только после приставки.

Разделительный ь знак в корне слова.

 

Дети в парах читают тексты, обсуждают, доказывают и подчёркивают.

Учащиеся восстанавливают словосочетания.