урок русского языка "Звуки русского языка"- 1класс
методическая разработка (русский язык, 1 класс) по теме

Авдалова Людмила Эдуардовна

знакомство учащихся со звуками русского языка, их отличием от букв

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_russkogo_yazyka.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Звуки русского языка.

Цели: развивать умения распознавать звук и букву; орфографическую зоркость учащихся; систематизировать фонетические знания детей, познакомить с транскрипцией (без использования этого термина) и научить записывать слова условными значками звуков.

Оборудование:  интерактивная доска, карточка с ребусом, картинка

                            с изображением зайца.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

(Учитель проверяет готовность детей к уроку)

  1. Проверка домашнего задания.

Учитель: Какая книга любимая?

Учитель: Зачитайте предложения со словами-помощниками, которые вы выписали из своей любимой книги.

Учитель: Какую роль играют слова-помощники в речи?

Ученик: Они необходимы для связи слов.

  1. Чистописание.

Учитель: Сегодня на минутке чистописания мы будем повторять написание      буквы З.

Учитель: Из каких элементов состоит эта буква?

Ученик: Из двух полуовалов.

Учитель: Посмотрите, как правильно писать эту букву.

(Учитель с объяснением показывает написание на доске)

Учитель: Пропишите в воздухе.

Учитель: А теперь напишите в тетради.

Учитель: Посмотрите на свои написанные буквы и подчеркните ту, которая на ваш взгляд получилась лучше всего.

  1. Словарная работа.

Учитель: Чтобы узнать, с каким новым словарным словом мы сегодня познакомимся, разгадайте ребус:

                                                                

                                                                                        (Заяц)

Учитель: Сколько в этом слове слогов? Какой слог ударный?

Ученик: Два слога, первый слог ударный.

Учитель: Написание какой гласной нужно запомнить?

Ученик: Гласной Я.

(Орфографически правильно слово проговаривают и, комментируя, записывают в тетрадь)

Учитель: Назовите первую букву этого слова. А теперь назовите первый звук этого слова.

Ученик: Буква З, звук [з]

  1. Работа над новым материалом.

Учитель: В чем отличие букв от звуков?

Ученик: Звуки слышим и говорим, а буквы пишем и читаем.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем учиться записывать слова значками звуков.

                З – буква                                [з] – звук

Учитель: Такая запись – настоящее письмо, а придуманный способ точного указания звуков; но раз мы это делаем ручкой, то и используем слово «писать». Для отличия звуков от букв им приписывают «ушки» - скобки.

Учитель: Посмотрите на доску и скажите, что я сейчас обозначила: звук или букву? Как только узнаете, правильно назовите.

[и] и     п [п]   р [р]      [м] м

  1. Физминутка.

  1. Работа по учебнику.

Выполнение задания 68.

Учитель: Проверь себя! Вместо точек впиши нужные слова.

(Дети самостоятельно выполняют задание, а затем идет взаимопроверка; или учитель читает правильный ответ, а учащиеся исправляют)

Игра «Отгадай звук».

Какой я звук, отгадай-ка друг,

Я – согласный, звонкий, твердый.

Меня услышишь в словах: мак, сом.

Учитель: А какой первый звук в слове сом?

Ученик: Звук [с].

Учитель: Сколько разных слов можно придумать, меняя звуки?

Ученик: Сом – дом – лом – ком – ром …

Учитель: А сколько разных слов можно придумать, меняя звуки в слове мак?

Ученик: Мак – рак – бак …

Учитель: Составьте звуковую схему слов мак, рак, лук. Что заметили?

Ученик: Схемы одинаковые.

Учитель: А кто попробует показать звуки этих слов?

[м] [а] [к]       [р] [а] [к]      [л] [у] [к]

Выполнение задания 70.

Учитель: Почему слова гусь и лось вам не удалось записать этим способом?

Ученик: Недостает знаний о способах обозначения.

Учитель: Чтобы показать, что согласный звук мягкий, используют значок, похожий на запятую.

                                [п’]    [н’]

Учитель: Произнесите эти звуки.

Ученик: [с’]

Учитель: придумайте слова, в которых встречаются эти звуки.

Ученик: рысь, соль, моль, пень.

Учитель: Сделайте звуковую запись слов гусь, лось.

Ученик: [г][у][с’]; [л][о][с’]

Звуковой диктант.

Учитель: Я буду называть звуки, а вы должны записать их в тетради.

(Один ученик выполняет задание на обратной стороне доски. Проводится проверка, где ребята сами исправляют допущенные ошибки)

  1. Вывод.

Учитель: Давайте проверим, как вы усвоили звуковую запись. Для этого выполним задание 74.

(Параллельно с выполнением в учебнике-тетради эта  таблица оформляется на доске)

Учитель: Чем последняя группа звуков отличается от двух других?

Ученик: Ничего не изменилось потому что [ч’] [щ’] – всегда мягкие, а [ж] [ш] – всегда твердые.

  1. Подведение итогов урока.

Игра «Угадай звук».

Учитель: Я задумала 3 звука – это твердые звонкие парные согласные. Назовите такие звуки.

Учитель: А теперь – два твердых звонких непарных согласных. А еще – два мягких звонких непарных.

Учитель: Назовите 3 мягких глухих парных.

Учитель: Чем занимались на уроке? Что нового узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для дополнительных занятий по русскому языку . 1класс.

Дополнительный материал по русскому языку 1 класс...

Итоговые тестовые работы по русскому языку 1класс

Итоговые тестовые работы по русскому языку 1класс по программе "Школа Россия", разработаны специально для учащихся школ VII вида по 3 уровням знаний...

календарно- тематическое планирование Русский язык 1класс УМК "планета знаний"

Календарно- тематическое планирование в соответствии с ФГОС...

Русский язык. 1класс.Словарные слова.

Презентация для работы на интерактивной доске...

Рабочая программа по русскому языку 1класс ОС "Школа 2100"

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса ОС "Школа 2100" составлена в соответствии с требованиями ФГОС ....

Русский язык 1класс открытый урок

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по теме:    «Буква Ю» построена на основе использования мультимедийной презентации и СD диска «Русский язык. 1 класс. Электронное прил...

Проект урока русского языка русский язык 2 класс

Урок русского языка 2 класс по теме "Слог"...