Конспект урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Ащина Наталья Владимировна

Предлагаю Вашему вниманию конспект  урока русского языка для 4 класса по теме "Неопределенная форма глагола". На уроке используются разные виды работ: фронтальная, индивидуальная, дифференцированный подход в обучении, работа с одаренными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Тема: Неопределенная форма глагола.

Класс: 4 «А»

Учитель: Ащина Наталья Владимировна, I квалификационная категория

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Технология: на диалоговой основе с элементами ТРКМ

Цель: способствовать  ознакомлению  с неопределенной формой глагола.

Задачи:

  1. познакомить уч-ся с неопределенной формой глагола и ее признаками; научить находить глаголы неопределенной формы в устной и письменной речи, ставить глаголы в неопределенную форму;
  2. способствовать обучению школьников умению выделять главное в тексте учебной статьи, составлять кластер; способствовать обучению умения конструировать вопросы по содержанию урока;
  3. воспитывать чувства патриотизма;  любви к родному языку; развивать навыки сотрудничества; развивать способности школьников рефлексировать, целеполагать, моделировать.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа с одаренными детьми.

Виды работы: работа по карточкам, самостоятельная работа, тестирование, работа с      

                           текстом, игра

Умения и навыки: определять падеж имен существительных, разбор слова по

                                   составу, работа с текстом, знание орфограмм, умение находить в

                                   тексте глаголы н.ф., ставить глаголы в н.ф.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютеры, интерактивный плакат, листы с    

                            заданиями для детей

Ход урока:

  1.   Организационный момент:

  1. Актуализация опорных знаний:

- Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и  ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

 – Что вы больше всего любите?

 – Люблю действовать.

Что вы больше всего не любите?

 – Не люблю предлоги и известную всем частицу.

 – Что бы вы пожелали ребятам?

 – Чтобы русский все ребята.

    на "десятку" знали.

   На письме и в разговоре

   нас употребляли.

- Какая часть речи отвечала на вопросы анкеты?

- Какую часть речи продолжаем изучать?

-Для того, чтобы систематизировать знания по теме «Глагол» мы с Вами поиграем в игру «Да-нет». Я буду читать Вам утверждения, а вы если согласны со мной будете хлопать в ладоши. Готовы?

  1. Глаголы отвечают только на вопросы что делать? что сделать?
  2. Глаголы обозначают действие предмета.
  3. Слова лежит, спит не глаголы, так как это не действия.
  4. Глаголы изменяются по числам.
  5. Глаголы изменяются по временам.
  6. Все глаголы изменяются по родам.
  7. Некоторые глаголы изменяются по лицам.
  8. Только у глаголов прошедшего времени есть суффикс –л-.
  9. Глаголы будущего времени обозначают действие, которое уже прошло.
  10.  Идти, светить – это глаголы н.в.

     

          III. Словарная работа:

      Приплыть   на корабле (П.п)

прове сти экскурсию (В.п.)

ра ботать  шофером (Т.п.)

пройти около вагона (Р.п.)

преодолеть расстояние (В.п.)

- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Определите падеж имен сущ. (Проверка проходит фронтально)

     

        IV. Вызов

- Обратите внимание на глаголы в словарной работе.

- Что можете сказать об этих глаголах?

- Можно ли определить, кто действующее лицо, когда происходит действие?

- Как бы вы назвали глаголы, у которых нельзя определить число, время?

- Какова тема нашего урока?

– Глаголы неопределённой формы имеют 3 названия:

                                Неопределённая форма глагола

                                           

                                               

                                     Начальная форма глагола

                                                      Инфинитив

- Какое из этих названий вам   незнакомо?  Инфинитив – лат. слово "неопределённый".

– Что хотите узнать о глаголах неопределённой формы? 

– Сформулируйте задачи урока. (Задачи урока – ответить на поставленные вопросы и научиться определять глагол – инфинитив в устной и письменной речи.)

            V. Осмысление:

                     1. Инсерт

– Предлагаю найти ответы на эти вопросы в сказке об Инфинитиве. При чтении отмечайте признаки инфинитива прямо в тексте, пользуясь обозначениями:

«V» – знаю;

«+» – для меня новое.

«?» - не понял(а), есть вопросы

– Что вы знали о глаголе неопределённой формы?
– Что нового узнали?
– Кто нашёл все грамматические признаки глаголов неопределённой формы?    

  - Попробуйте составить кластер по неопределенной форме глагола.
– Пользуясь кластером, расскажите о глаголах неопределённой формы.
(Отвечают на вопросы…; суффиксы ть, ти, могут заканчиваться на чь; нет окончаний, нет числа, нет лица, не имеют формы времени.)

                                                Физминутка

– Я называю глаголы, если это глагол неопределённой формы – вы приседаете, если это любой другой глагол – встаёте.

Гудеть, пишет, бежать, читает, стеречь, рисует, шьёт, научить, поёт, блестит, блистать, желаю, иметь, пляшет.

                 

                  2. Первичное  закрепление

Дети работают по вариантам: упр. 1 - сильные учащиеся, упр.2 - слабые

Упражнение 1 

Выпишите глаголы в неопределённой форме, выделите ту часть в слове, которая указывает на неопределённую форму.

Как поступить, если хочется драться,
Плакать, кричать и щипать, и бодаться?
Хочется очень
толкать и брыкаться,
Прыгать скакать и юлой извиваться

Упражнение 2

Выпишите глаголы в неопределённой форме, выделите ту часть в слове, которая указывает на неопределённую форму.

Ударил гром двенадцать раз
И замер в стороне.
Природа отдала приказ
Салютовать весне.
Приказ – черёмухе
цвести,
крапиве
быть не злой,
дождю дорожки
подмести
серебряной метлой.
Чтоб каждый кустик был певуч,
Всем птицам звонче
петь,
А солнцу
выйти из-за туч,
И веселее
греть!

- Кто правильно выписал и обозначил суффиксы – ставит знак« +».

Кто допустил ошибку – «^».

У кого не получилось самостоятельно выполнить работу – «–».

(Двое учащихся работают за компьютерами и выполняют тестовое задание с последующей самопроверкой и самооценкой.)

Упражнение 3

Выпишите глаголы и  поставьте их в неопределенную  форму.

Снег теперь уже не тот –

Потемнел2 он в поле.

На озерах треснул2 лед,

Будто раскололи.

Облака бегут2 быстрей.

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

           С.Я. Маршак

У доски проводим разбор  2 слов по составу. Сам- но разбираем глагол бежать

           3. Рефлексия:

Формирование учителем способности учащихся к анализу своего эмоционального состояния и работоспособности на уроке.

Ответы на вопросы:

1)      Расскажите о ваших впечатлениях на уроке: показался ли он длиннее, или короче, чем всегда?

2)      Поднимите руки,  кто не устал во время урока, а кто устал?

3)      Кто доволен своей работой на уроке?

4)      А кто недоволен? Чем именно?

5)      У вас на парте  есть анкеты. Оцените ваше впечатление от урока и отметьте выбранную клеточку:

Анкета

1.      Оцени, насколько сложными для тебя оказались задания.

1

2

3

4

5

2.      Оцени свой вклад в работе группы (насколько ты оказался полезен группе).

1

2

3

4

5

3.      Хотел(а)  бы ты ещё раз побывать на таком уроке?

Да.                              Нет.

VI. Домашнее задание

- Составить синквейн по теме «Неопределенная форма глагола»

Сказка об Инфинитиве

         В одной книге девочка Оля попадает в гости к этому Инфинитиву. На двери зала, где он живёт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив.
Оля постучала и чуть-чуть приоткрыла дверь.
– Часы! – услышала она голос.
– Что?
– Часы! Я сказал: снимите часы! В моё жилище запрещено входить в часах. Я не хочу иметь ничего общего со временем.
        Оля сняла часы и положила их под камень у входа. Сгорая от любопытства, она распахнула дверь и вошла. Перед ней стояла странная фигура, закутанная в чёрный плащ, в чёрной маске, в зелёной шляпе, совершенно неопределённой формы. Фигура была похожа не то на разбойника с большой дороги, не то на скрывающегося от своих врагов принца.
– Почему вы живёте здесь один?
– Во-первых , у меня не бывает окончания, хоть многие суффикс ть принимают за окончание. Ещё у меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьёзные!
– Расскажите, пожалуйста, это так интересно!
– Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка – загадка:

Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец –
Инфинитив – звучит занятно, –
Я вам назвался, наконец.
Ко мне летят лишь два вопроса,
В них смысл жизни для меня.
А если про другое спросят,
Молчу, – меня не обвинят.
Вид у меня бывает разный…
А про лицо я дам ответ:
Его не видели ни разу,
Его по-видимому нет.
Всегда по горло делом занят.
Нет времени – так где же взять?
Тому, кто этого не знает,
Инфинитива не понять…

        Оля уже не первый раз была в Волшебной стране, и поэтому ей нетрудно было отыскать очень важный грамматический смысл, спрятанный за строчками этой песенки. Она поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила:
– Только я так и не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего общего?
– И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я всегда имею вид.
– Ну, а что за история с вашим суффиксом ТЬ?
– Мягкий знак в моём суффиксе очень капризен и непрочен – ведь он такой мягкий. Иногда я заменяю его буквой И тогда получается суффикс ТИ. Звучит тоже совсем неплохо: нести, везти, плести… Правда, сознаюсь тебе, глаголов так много, некоторым из них не хватило этих моих суффиксов. Но они не обиделись. А собрались в дружную компанию. Печь, течь, стеречь… Про них даже сочинили целое правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица"

Подробный план-конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица". К конспекту прилагается красочная презентация с музыкальной физмин...

Конспект урока русского языка. Тема: «Неопределенная форма глагола»

Цель деятельности учителя: -формирование и обобщение знаний учащихся о начальной форме глагола.Планируемые результаты:         Предметные: ...

Конспект урока русского языка. Тема: Неопределенная форма глагола

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; знакомство с понятием неопределенной (начальной) формы глагола. Планируемые результ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...

Конспект урока русского языка «Начальная (неопределенная) форма глагола» (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о неопределенной форме глагола; формирование умений распознавать глаголы в неопределенной формеПланируемые результаты:·...

Конспект урока русского языка. Тема: "Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме»Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления со способом определения спряжен...


 

Комментарии

Тимофеева Тамара Алексеевна

Добрый день, Наталья Владимировна. Скачала Ваш урок по русскому языку в 4 классе. Большое спасибо! Скажите, а сказку Вы сами сочинили или позаимствовали? Тогда подскажите ссылку, может я и другими сказками смогу воспользоваться. Спасибо.