Главные вкладки

    Методическая разработка урока русского языка в 4 классе «Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи"
    методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

    Тип данного урока: изучение нового материала. Методическая разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Подробно прописаны этапы урока, деятельность учителя, учащихся, а также планируемые результаты.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkr_urok_tipy_rechi_4_kl.doc100 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока русского языка в 4 классе

    Ф.И.О. учителя: Козырева Вера Геннадьевна,  учитель высшей кв. категории.

    Класс: 4

    Тип урока: изучение нового  материала.

    Тема урока: «Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи».

    Задачи урока:

    1. Образовательные:
    1. Познакомить учащихся с отличительными признаками типов речи.
    2. Определять  роль имён прилагательных в речи.
    1. Развивающие:
    1. Развивать умение правильно, последовательно излагать свои мысли, оформлять их  в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
    2. Развивать коммуникативные навыки учащихся.
    1. Воспитательные:
    1. Воспитывать интерес к предмету.
    2. Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, парной работе.

    Основные понятия: тип речи, повествование, описание.

    Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.

    Ресурсы:

    1.  компьютер, проектор, маркерная доска;
    2.  презентация к уроку;
    3.  листы с заданиями для работы в парах;
    4.  раздаточный материал для проведения АМО.

    Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Планируемые результаты

    УУД

    1.Инициация (начало урока)

    Учитель: - Ребята! Мы сегодня с вами снова будем раскрывать тайны русского языка. Готовы?








    Учитель: - Откройте тетради, запишите  число, Классная работа.

    Учитель: - Сегодняшний урок будет проходить под девизом:

               ВОДА  КАМЕНЬ  ТОЧИТ      

    Учитель: - Как вы понимаете эту пословицу?


    Учитель: - Вы правы. Упорство, старание, терпение помогают нам преодолеть незнание и неумение. Умение грамотно писать и красиво говорить – основной путь к успешному обучению в дальнейшем.


    Учитель: -  Умение грамотно писать и красиво говорить необходимо людям многих профессий. Как вы думаете, каких?

    А вот чтобы книга или журнал вышел в свет, их проверяет редактор. Вот и мы с вами сегодня побываем в роли редакторов. А я буду направлять вашу работу. Можно?

    Учащиеся хором, держась за руки, произносят стихотворение.

    Мы – умные.

    Мы – дружные.

    Мы – внимательные.

    Мы – старательные.

    Мы – отлично учимся,

    У нас всё получится!



    Дети садятся.

    Работа в тетради.



    Предположения  учащихся.









    Ответы учащихся (экскурсоводам, учителям, писателям т.д.)

    Коммуникативные УУД:

    высказывать и аргументировать свою точку зрения,

    уметь слушать и понимать других.


    Регулятивные: 

    уметь самостоятельно организовывать соё рабочее место.


    Личностные УУД:

    мотивировать образовательный процесс,

    осваивать личностный смысл учения,

    обеспечивать личностный моральный выбор.

    2.Введение в раздел.

    Повторение изученного ранее материала.

    Учитель: - Решив следующую задачу, вы узнаете, с какой частью речи мы продолжаем работать в разделе «Слово»:

    приставка в слове присоединить +

    корень в слове слагаемое + (предлагать)

    1 буква алфавита +

    1 суффикс в слове писатель +

    2 суффикс в слове сонный +

    окончание  в слове знакомое


    Учитель: - Какое слово у вас получилось? Учитель: - Молодцы.  Для того,  чтобы работа прошла успешно, нам нужно подтвердить, насколько глубоки наши  научные знания об этой части речи.

    Чистописание  

    Учитель: - Помощники главного редактора  читают  высказывания, если высказывание ложное, неверное,  то вы в тетради записываете строчную  букву н, а если истинное, верное  – то  строчную букву в.  















    Учитель: - Сверьтесь с образцом.

    - У кого такая же последовательность букв?

    - У кого получились красивые, ровные буквы?  

    - Молодцы.



    (слайд)

    По одному учащиеся выходят к доске, выделяют часть слова, остальные работают на месте.





    - Прилагательное.






    Учащиеся – помощники  зачитывают высказывания вслух, а остальные работают в тетради.  

    1.Раздел науки о языке, в котором изучается имя прилагательное,  называется морфологией. 

    2. Имя прилагательное – это «служебная» часть речи.

    3. Имя прилагательное  обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и является второстепенным членом предложения.

    1.Начальная форма имени прилагательного – это форма ж.р., ед.ч. 

    2. Имена прилагательные изменяются только по падежам и числам.

    3.Два слова, обозначающие предмет и признак предмета, связанные по смыслу, согласуются в роде, числе, падеже называются словосочетанием существительного с прилагательным.

    1. Имя прилагательное стоит в том же роде, числе, падеже, что и имя существительное.

    2 .Прилагательные, близкие по смыслу называются антонимами.

    3. Прилагательные, противоположные по смыслу называются синонимами.

    Коммуникативные УУД:

    использовать средства речи для передачи информации,

    самовыражение,

    обучение сотрудничеству.


    Регулятивные УУД:

    учить контролю в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений,

    давать самооценку.


    Личностные УУД:

    учить оценивать качество и уровень усвоения учебного материала.


    Познавательные УУД:

    учить анализировать, сопоставлять,

    самостоятельно делать выводы.

    3. Языковая разминка. Вхождение в тему

    Учитель: - В редакции из-за сбоя компьютера нарушился порядок слов в предложении. Составьте его из следующих словосочетаний:

    день (какой?) короткий

    бросил (что?) луч

    луч (чей?) свой

    луч (какой?) последний


    Учитель: - А теперь запишите авторский вариант из стихотворения  М. Лифшица

     Короткий день свой луч последний бросил.

                                            (М.Лифшиц)


    Учитель: - Выполним синтаксический разбор предложения.


    Учитель: - Попробуйте прочитать это предложение без имён прилагательных. Что заметили?


    Учитель: - Значит, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?

    Итог: - Верно, имена прилагательные делают нашу речь более точной, образной, красивой, живописной, яркой.



    Ученики вслух проговаривают варианты предложений.













    1 учащийся записывает предложение на доске, даёт характеристику,

    2 учащийся разбирает по членам предложения и по частям речи,

    остальные в тетрадях.



    -украшают речь

    Коммуникативные УУД:

    участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.


    Познавательные УУД:

    строить речевое высказывание,

    логически рассуждать,

    делать выводы.

    4.Изучение нового материала

    (постановка проблемы)

    Учитель: - Так как мы сегодня работаем в роли редакторов, вам необходимо ориентироваться в таких научных понятиях,  как:

                                тип речи

     

    повествование       описание      рассуждение

    Учитель: - Как вы понимаете фразу тип речи? Каким другим словом можно заменить?

    Учитель: - Итак, какие бывают типы (виды) речи? Сегодня мы работаем с двумя из них.

    Учитель: - Что такое повествование? Описание? Как вы понимаете?

    - Как об этом написано в словаре нам найдет и прочитает … .

    - Вы оказались правы, молодцы.

    Учитель: - Попробуйте сформулировать цель нашего урока, над чем же мы будем работать сегодня на уроке? (ответы детей)

    Учитель: - В редакции нам поручили подготовить к печати текст – описание. Прочитайте внимательно предложенные тексты.

    1. Утром я просыпаюсь рано, с трудом встаю. Прежде всего, я убираю постель, затем делаю зарядку. После зарядки и обливания холодной водой чувствую себя бодрым и спортивным. Мама зовёт меня завтракать. Наконец я выхожу из дома и иду в школу.

    2. Я люблю зимний  лес. Особенно он хорош в ясный  морозный день. Солнце освещает  могучие вершины деревьев. Пушистым снегом укрыты  ветки елей. Тонкие стволы молодых берёз прогибаются под тяжестью снега. Вот стучит одинокий дятел. С широкой еловой ветки падает снежный ком.  

    Учитель: - Как вы считаете, который из предложенных текстов текст – описание? Почему?







    Ответы детей  (вид речи)







    Работа учащихся со словарём.



    - Будем работать над типами речи – повествованием и описание.



    Учащиеся выполняют задание учителя.















    Ответы учащихся.

    Коммуникативные УУД:

    аргументировать свою точку зрения, принимать точку зрения другого, участвовать в диалоге,

    объяснять смысл слов.


    Регулятивные УУД:

    вносить необходимые дополнения и коррективы в план действий.


    Познавательные УУД:

    формулировать  познавательные цели, отбирать информацию,

    анализировать, самостоятельно делать выводы.

    5.Пути решения проблемы

    Учитель: - А вот по каким ещё признакам с точки зрения науки о русском языке описание отличается от повествования  мы сегодня и выясним.

     Учитель: - Положите текст-описание перед собой.

    Учитель: - Давайте будем рассуждать и заполнять таблицу.









    Учитель: - Какую цель ставил автор, составляя данный текст?

    1. Нарисовать словами картину
    2. Рассказать о последовательности событий?


    Учитель: - Какой вопрос можно поставить к данному тексту:

    1. Что происходит с предметом (человеком)?
    2. Каков предмет (человек)?


    Учитель: - Слова какой части речи чаще всего встречаются в тексте, т. е. ключевые слова?


    Учитель: - Давайте восстановим цепочку рассуждений и аналогично заполним второй столбик таблицы.









    Учитель: - К какому типу речи относятся эти строчки?


    Учитель: - Ребята, а где в жизни мы можем встретиться с этими типами текстов – описанием и повествованием?






    По ходу рассуждения учащиеся заполняют таблицу


    описание

    повествование

     Цель

    Нарисовать словами картину.

    Рассказать о последовательности событий.

    Вопрос к тексту

    Каков предмет (человек)?

    Что происходит с предметом (человеком)?

    Ключевые слова

    Прилагательные

    Глаголы



    Один ученик заполняет таблицу на доске, остальные на местах.












    Ученик ведёт у доски рассуждение, остальные на месте заполняют второй столбик таблицы.


    Рисунок опиши  любой,

    Ответив на вопрос « какой?»

    А чтобы не было возни,

    Ты прилагательных возьми.


     О чем – то хочешь рассказать?

     Глаголов нужно больше взять,

     Что происходит, описать,

     Картинок множество создать.




    - Газетные статьи о каких-либо событиях – это повествование, в литературном чтении произведения М.Пришвина, К.Паустовского о природе, о животных – это описание

    Коммуникативные УУД:

    сотрудничать в поиске путей решения проблемы, аргументировать свою точку зрения, принимать точку зрения другого, участвовать в диалоге, выделять необходимую информацию.


    Регулятивные УУД:

    вносить необходимые дополнения и коррективы в план действий,

    сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом.



    Личностные УУД:

    оценивать жизненные ситуации. 


    Познавательные УУД:

    отбирать информацию,

    анализировать,

    выбирать  критерии для сравнения,

    строить логическую цепь рассуждения.



    6.Физкульт-минутка

    Учитель: - Потрудились не на шутку,

                       Отдых наш – физкультминутка.

    АМО «Массаж»



    Учащиеся под музыку выполняют массаж спины друг другу.

    Регулятивные УУД:

    снять усталость и напряжение, внести элемент непринуждённости и расслабления 

    7.Закрепление

    Учитель: Ребята, главный редактор поручил нашему редакторскому отделу внести исправления, т. е. сделать корректировку текстов. В предложенные тексты нужно вставить подходящие по смыслу слова, записать его в тетрадь и определить, к какому типу речи относится данный текст. Работаете  по рядам в парах.

    На катке

        Чудесные стоят деньки. На улице …сильный мороз. Большой пруд в деревне Дубки уже … . Ребята … там каток. Илюша и Полина … на пруд. Хорошо … коньки! Полина … на одной ноге и упала.    

    Звери зимой

        Уснули до весны звери в … лесу. Залёг в … яму медведь. В норку забилась … лисица. В моховом гнезде уснула … белочка. Без жилья зимой только зайчишка - … уши.    

    На лесной поляне

        Над поляной кружился … снежок. Солнце сияло  … светом. Вокруг дремали … ёлочки. Снег укрывал  их …  лапки.   Только … ветерок покачивал еловые макушки.

    Учитель: - Проверяем текст 1 ряда. К какому типу речи вы его отнесли? Почему? Для ответов используйте опорные слова из нашей таблицы.


    Устная работа по закреплению типов речи.

    Учитель: - Ребята,  на уроках окружающего мира вы готовили сообщения об эпохе «Средневековье». Как вы помните, именно в «Средневековье» было изобретено книгопечатание. Я попрошу озвучить отрывки из своих докладов для того, чтобы определить тип речи.



    Учитель: - К какому типу речи относится данный текст? Как вы определили?








    Учитель: - К какому типу речи относятся данные тексты? Как вы определили?









    1 ряд  (розовые листочки)





    2 ряд  (зеленые листочки)





    3 ряд  (голубые листочки)










    Ученик 1. Изобретение книгопечатания

    В Средние века многие изобретатели пытались открыть способы создания книг. Удалось это сделать немцу Иоганну Гутенбергу. Гутенберг предложил использовать разборный шрифт. В наборной кассе помещались металлические буквы – литеры. Наборщик брал их из кассы и выкладывал на особой доске текст – строка за строкой. Литеры смазывали типографской краской, а сверху накладывали лист влажной бумаги. Печатный станок работал вручную. Годом рождения книгопечатания считается 1445 год.

    Ученик 2. Из Средневековья пришло к нам прекрасное слово рыцарь! Жили рыцари в замках, которые воздвигали на высоком холме, обрывистом утёсе, острове среди реки. Вокруг замка высились могучие стены. Рыцарский замок был окружён глубоким рвом с водой. К воротам шёл подъёмный мост. Вход в замок преграждала металлическая решётка с острыми зубьями наверху. Внутри замка находилась главная башня и другие постройки.


    Ответы учащихся

    Коммуникативные УУД:

    аргументировать свою точку зрения с помощью полученных знаний,

    слушать и понимать других,

    оформлять свои мысли в устной и письменной речи.


    Регулятивные УУД: 

    самостоятельно корректировать работу,

    определять правильность выполненного задания.


    Познавательные УУД:

    сотрудничать в парах в совместном решении учебной задачи,

    определять, какая информация нужна для решения учебной задачи,

    строить логическую цепочку рассуждений.






    Коммуникативные УУД:

    аргументировать свою точку зрения с помощью полученных знаний


    Познавательные УУД:

    определять, какая информация нужна для решения учебной задачи

    8.Итог урока. Домашнее задание.

    Учитель: - Что было новым для вас на уроке? Чем же отличаются эти типы речи?

    Учитель: - В каком тексте имена прилагательные играют важную роль?

    Учитель: - Как вы считаете, достигли  мы своей цели, которую поставили вначале? Ответили на вопрос: чем отличается описание от повествования?  Что нам помогло в этом?

    Учитель: - А что важнее: описание или повествование?

    На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Всё зависит от того, какую цель ставит автор. Вот и вы в домашней работе должны будете составить на выбор текст – описание или текст – повествование на заданную тему:  

    «Как прошёл открытый урок»

    «Портрет соседа по парте»

    Оценивание. -  Кого из своих одноклассников вы похвалили бы за активную работу на уроке?








    -Умение слушать, сотрудничать, быть внимательным…

    Ответы учащихся.








    Ответы учащихся

    Коммуникативные УУД:

    высказывать свою точку зрения.


    Личностные УУД: 

    оценивать личностный смысл учения,

    оценивать своё отношение к процессу обучения.


    Познавательные УУД: 

    анализировать,

    делать выводы на основе полученных знаний,

    осуществлять контроль и оценку результатов деятельности.





    9.Рефлексия.  

    Учитель: - У вас на столах лежат солнышко и облачко. Кто доволен своей работой на уроке, вывешиваете на доску солнышко. А кому было сложно и непонятно, прикрепляете  облачко.

    Для гостей:  метод «Солнышко, облачко». На солнышке написать то, что понравилось на уроке, на облачке – пожелание учителю, детям и прикрепить на доску.

    Учащиеся выходят по одному и выполняют задание учителя.


    Регулятивные УУД:

    давать оценку деятельности другим,

    давать оценку своей деятельности


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

    Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

    Методическая разработка урока русского языка в 3 классе по теме: "Суффикс и его роль в слове"

    Целью  данной методической разработки является уточнение знаний учащихся о суффиксе как части слова, которая служит для образования новых слов. В ней используется презентация, флеш-анимации, что ...

    Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

    Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

    Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

    Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

    Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».

    Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....