Работа со словарными словами
занимательные факты по русскому языку по теме
Работала по теме самообразования "Обогощение словарного запаса или как работать над словарными словами".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Одной из основных задач, поставленных перед школой, является развитие умения самостоятельной работы. Самостоятельная работа предполагает умение грамотно записывать свои мысли. Вопросы формирования навыков грамотного письма в начальной школе традиционно решаются главным образом в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определённых правил и запоминания ряда так называемых « словарных» слов, т. е. слов с непроверяемым написанием. Для того, чтобы ребёнок запомнил какую – либо информацию, необходимо повторить её 77 раз – так говорят учёные – психологи.
Возникает вопрос: как же сделать работу со словарными словами интересной, разнообразной, результативной?
Работа со словарными словами ведётся с первого класса. Я решила организовать словарную работу так, чтобы она была нацелена не только на « насилие» памяти ребёнка младшего школьного возраста, а больше на развитие его мыслительных процессов (анализа, синтеза), на развитие лексики.
Формирование прочного навыка работы со словарём начинается с первых шагов ученика в школе, т. е. с 1 – го класса.
В первом классе учащиеся только знакомятся со словарными словами.
Начиная со 2 – го и в последующих начальных классах, все слова, предусмотренные программой, для каждого класса, можно группировать по темам:
- « Животные и птицы».
- « Поле, сад, огород».
- « Город».
- «Путешествие».
- « Машины».
- « Дом».
- « Школа».
- «Люди».
- «Праздники».
- «Родина».
В 4 – м классе темы дополняются:
- «Дни недели».
- «Названия месяцев».
- «Наречия».
На уроках русского языка, работа над словами словарика проводится как общий ежедневный элемент урока, как в устной, так и в письменной форме. Правильность написания слов в устной форме устанавливается при помощи сигнальных карточек, специально изготовленных учащимися для такой работы, устным комментированием, орфографическим произношением.
Работу над темой планирую понедельно:
Понедельник: учитель знакомит учащихся со словами, пишет их на доске, проговаривает. Учащиеся выделяют орфограммы, проговаривают, записывают. Задания для учащихся (примерное):
- Составить предложения с этими словами.
- Выделить словосочетания из предложений.
- Определить склонение имен существительных и т.д.
Вторник.
- Вставить пропущенные буквы.
- Найти «лишнее» слово (соловей, воробей, дрозд).
- Какую работу вы можете предложить со словами? (сгруппировать, по родам, изменить по числам, падежам).
- Подберите синонимы к некоторым словам.
Среда.
- Выборочный диктант (учитель диктует текст, а учащиеся выписывают слова из данной темы).
- Словообразовательная работа: образовать новые слова с помощью суффиксов - ок, -ик.
Четверг.
- Письмо по памяти (по заданной теме)
- Написать слова, употребляя предлоги родительного (дательного, винительного, творительного, предложного) падежа
- Подобрать прилагательные к этим словам.
Пятница:
- Составление рассказа, мини-сочинения на эту тему. После изучения нескольких тем, учащимся для повторения предлагаются такие виды заданий:
- Продолжите ряд слов:
а) по тематике слов (горох, огурец, помидор);
б) по количеству слогов в словах (машина, картина);
в) по начальной букве слова (капуста, карандаш);
г) по порядку написания (аллея, береза, вокзал);
д) по наличию -оло- (молоко, молоток);
е) по наличию -сс- (касса, русский).
Также для повышения интереса к работе, учащимся предлагаются
игры:
о | р | о | ||
о | р | о | ||
о | р | о |
Кар тина
андаш
Загадки:
- Что ученик кладёт в портфель?
-Что Таня принесёт из огорода на борщ?
-Дом сторожит, с людьми дружит.
- Без рук, без ног, а рисовать умеет. И т. д.
Дописать предложения:
- Весело чирикает……(воробей).
- В лесу живут ..( заяц, медведь, лисица).
- Столица нашей Родины - ….( Москва).
- На грядке растут..( морковь, огурцы, помидоры).
Это не полный перечень различных видов заданий, используемых мною на уроках русского языка, в целях прочного усвоения правописания слов словаря.
Точной цифры о словарном запасе младшего школьника нет. По мнению М. Р. ЛЬВОВА у 6 – 7 летних малышей объём слов составляет от3 до 7 тысяч слов. Средний объём словаря ребёнка младшего школьного возраста не может соотноситься размерами словарей, адресованных детям. В орфоэпическом словаре около 2 тысяч слов, в толковом – примерно 4 тысячи. Само содержание каждого из словарей определяется их спецификой. Задача словаря «Говори правильно» - научить детей правильному произношению слов и их грамматических форм. Толковый словарь вводит ребёнка в мир лексических значений слов русского языка.
ЗНАКОМСТВО СО СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ.
Говори правильно – так называется словарь. Чему он учит? Зачем нужно говорить правильно?
Что это? Кто это? – так называется толковый словарь русского языка. Толковый, толковать – слова - родственники. Толковать – значит объяснять. Чему же научит толковый словарь? Зачем он нужен?
«Словарь» - почему книга так называется? Чем словарь похож на другие книги? Чем отличается?
Знакомство со словарём надо начинать тогда, когда начинается работа с букварём.
1 – й класс.
При изучении гласных и согласных букв дети находят эти буквы в словаре (в алфавите, среди выделенных букв в тексте, в начале заголовочных слов). Эта работа приучает детей к мысли, что словарь – это книга особенная, в ней есть строгий порядок следования слов. После знакомства с алфавитом умение видеть этот порядок и пользоваться им при поиске нужного слова оттачивается.
2 – 4 классы.
Каждый словарь – своеобразное справочное бюро, которое может дать ответы на любые вопросы.
В практике начальной школы очень распространён такой вид работы над произношением слова: «Спишите слова, обозначьте ударение, проверьте по словарю». Я думаю, это упражнение словно перевёрнуто с ног на голову. Младший школьник ещё не умеет говорить правильно. Такое упражнение заставляет его оценить свое произношение нормам уже постфактум: после того как ошибка зафиксирована им в собственной тетради. Словарь выступает в роли контролёра, рецензента, верховного судьи. В начальной школе ситуацию «словарь – контролёр» надо переводить в ситуацию
«словарь – помощник», «словарь – подсказчик». Я практикую такое упражнение наоборот: списать слова, обозначить ударение, пользуясь словарём, и прочитать слова так, как этого требует знак ударения.
УПРАЖНЕНИЯ.
« Наоборот»
1) Найдите слово с противоположным значением (страница словаря записывается на доске):
мир – с. 22 (война)
дорогой – с.31 (дешёвый)
веселиться – с. 30 (грустить)
«Близкие по смыслу»
заменить слова одним словом, близким по смыслу:
большой, громадный – с. 77 (огромный)
сверкать, сиять – с. 15. (блестеть)
сообразить, догадаться – с. 127. (угадать)
«Загадки из словаря»
Найдите отгадку в словаре. Указывается страница или буква, на которую начинается слово – отгадка. Загадка полностью берётся из самого словаря, опускается лишь загадываемое слово. Например: слово – тыква. Тыква больше всех овощей в огороде. Из нее варят сладкую кашу. Раньше в тыквах, как в бочках, солили огурцы.
В загадке на уроке:
Она больше всех овощей в огороде. Из неё варят сладкую кашу. Раньше в этом, как в бочках солили огурцы. ( с. 126. , тыква).
Ребёнок учится понимать, что словари – книги, которым можно как и взрослым, задавать вопросы, и ответы на эти вопросы всегда будут конкретными. Детям становится ясно, что к каждому словарю нужно о обращаться со своими вопросами. К орфоэпическому – о произношении, к толковому – о значении слова, к орфографическому – о написании.
СЛОВАРЬ - УЧЕБНИК.
Все программные разделы по русскому языку могут осваиваться на материале словарей. Словарь выступает в роли дополнительного учебника русского языка на любом уроке.
При изучении раздела « Звуки и буквы» словарь « говори правильно» представляет собой широкие возможности для проведения фонетико – графических упражнений по данному разделу.
Найди слово!
- Слово находится среди первых пяти слов на букву а. Оно заканчивается на последнюю букву алфавита. Запишите слово, разделите его на слоги для переноса (авария).
- Слово начинается и заканчивается последней буквой алфавита. Запишите слово. Обозначьте ударение, подчеркните безударные гласные (яблоня).
- Слово прячется на странице 87, столбик справа. В слове 2 слога, второй ударный, а все согласные мягкие. Спишите, подчеркните согласные буквы (щавель). И т. д.
При изучении правописания сочетаний жи – ши, чу – щу, ча – ща:
Выпишите из словаря слова, начинающиеся этими сочетаниями.
При изучении темы «Родственные слова. Состав слова». Словарь «Говори правильно»
- С. 18, столбик слева. Найдите пары родственных слов. Выпишите их из словаря (велосипед, велосипедист; верблюд, верблюдица; весело, весёлый).
- С. 65. К данным существительным подберите родственные прилагательные, разберите их по составу:
Сила (сильный)
Слива (сливовый)
Смола (смолистый). И. т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронный тренажер. Система работы со словарными словами "Восстанови слово"
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-27664-20...
Презентация-тренажер "Система работы со словарными словами "Словарные слова от А до Я"
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-27643-20...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/09/picture-140413-1352457879.jpg)
Работа над словарными словами ( из опыта работы.)
Материал можно использовать на уроках русского языка в 2-4 классах....
работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения
Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2 класс ...
Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."
Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-135120-1478306090.jpg)
Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.
ВСТУПЛЕНИЕ. (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/07/picture-573605-1423341168.jpg)
Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)
Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....