Бинарный урок речевой практики по рассказу Л.Н. Толстого "Филипок"
методическая разработка по русскому языку по теме

Второй урок по теме. Проводится совместно с логопедом. Разрабатывался также совместно с учителем логопедом Куденковой Марией Николаевной. При необходимости возможно проводить и по одиночке. Включает в себя как задания по тексту, так и грамматические упражнения по теме "Суффикс".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бинарный урок речевой практики

 по рассказу Л.Н.Толстого «Филипок»

 (Второй урок по теме)

Цель: Достижение полного понимания прочитанного. Овладение словообразовательными процессами.

Задачи:

  1. Образовательные:

- формирование полноценных представлений о морфологическом составе слова.

- развитие навыков чтения, объяснения слов, понимания прочитанного

- развитие навыков связной речи

2. Коррекционные:

- Совершенствование словаря через умение подбирать родственные слова

- развитие языкового чутья путем совершенствования зрительного и слухового внимания к слову

- развитие мышления

3.Воспитательные:

- развитие функций контроля и самоконтроля

- этическое воспитание  

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация урока, иллюстрации к рассказу, индивидуальные карточки с кроссвордом, тексты рассказа

Ход занятия

 1. Организационный момент, объявление темы.

Учитель:

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Кто это? (Это Филиппок.) А кто такой Филиппок? (Маленький мальчик, герой рассказа «Филипок».) Кто написал этот рассказ? (Рассказ написал Л.Н. Толстой)

2. Повторение

Посмотрите на экран. Что это? (Это дом) Какой это дом? (Это деревянный) Где можно увидеть такой дом? (Такой дом можно увидеть в деревне.) Вспомните, как можно назвать такой дом. (Его можно назвать изба.) Скажите, пожалуйста, изба, в которой живет Филиппок, похожа на эту? (Да, похожа.) Филиппок живет в деревне? (Да, он живет в деревне) Давайте посмотрим, правильно ли вы сказали. Найдите в тексте место, где Филипок идет в школу. Прочитайте, где была школа? («Школа была за селом у церкви».) Значит, где жил Филиппок? (Он жил в селе.) Чем отличается село от деревни? (Село больше деревни.)

3. Основная часть

Я подготовила для вас картинки, но в компьютере они перепутались. Помогите, пожалуйста, разобраться, что было в начале, а что потом. (Демонстрирует слайды, задавая к каждому вопросы) Кто на картинке? Что происходит? Это было в начале, в конце или в середине рассказа? Найди в тексте и прочитай.

Отдельно к слайду с собаками: как зовут этих собак? (Их зовут Жучка и Волчок.) Подумайте, от какого слова образовано слово «Волчок»? (От слова «волк».) А от какого слова «Жучка»? (От слова «жук».) Как вы думаете, если собаку зовут Волчок, на кого она похожа? (Она похожа на волка.) Скажите, какого цвета Жучка? (Черного цвета.) Покажите, где какая собака? (Жучка справа, Волчок слева.)

Какого рода слово «Волчок»? («Волчок» мужского рода.) А «Жучка»? («Жучка» женского рода.) Как бы вы назвали черную собаку-мальчика? (Жучок). Как вам кажется, что больше жук или жучок? (Жук больше.) Волк или волчок? (Волк.) Крюк или крючок? (Крюк.) Мел или мелок? (Мел.) Волчок, жучок, крючок, мелок какие? (Они маленькие). С помощью чего мы образовали новые слова? (С помощью суффиксов.)

4. Физминутка.

Гимнастика для глаз по слайдам.

Следите за движущимся предметом только глазами. Не вращайте головой.

 Логопед:

Что такое суффикс? (Суффикс - это часть слова). А какие еще части слова бывают, мы с вами сейчас вспомним. Для этого нужно разгадать кроссворд. (Раздает кроссворды)

По горизонтали:

  1. Как называется общая часть родственных слов? (корень)

По вертикали:

  1. Какая часть слова стоит после корня и служит для образования новых слов? (суффикс)
  2. Какая часть слова стоит перед корнем и служит для образования новых слов? (приставка)
  3. Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (окончание)

«Выехал, уехал, заехал». Что общее в этих словах? («ехал») Чем они различаются? (Вы, у, за.) Что это? (Это приставки.) Найдите в тексте однокоренные слова к слову «шёл», образованные разными приставками. (Вышел, пошли, ушла, ушли.) Составьте другие однокоренные слова к слову «шёл». (пришел, зашел и т.д.) Давайте подумаем, какое действие Филиппок выполнил сначала. Сначала он… (вышел). Потом… (пошел, прошел, подошел, зашел). (Учитель выписывает на доску, добавляя к предложениям иллюстрации)

Составьте предложения о Филипке с этими действиями.

(Филиппок вышел из дома. Он пошел в школу. Мальчик прошел мимо чужого двора. Он подошел к школе. Он зашел в класс.)

 

Попробуйте, опираясь на предложения и картинки, пересказать весь текст. (дети пересказывают рассказ)

5. Итог занятия.

Учитель.

Вы только что рассказали, как Филиппок пришел в школу. Как вы думаете, он будет хорошо учиться? (Да) Почему? (Потому что он «ловкий», потому что он умеет читать) А самое главное? Почему он вышел из дома зимой, пошел тайком в школу, не испугался войти? (Потому что он хотел учиться.) Да. И это очень важно. Какое задание вам больше всего понравилось? Что было труднее всего? На этом наш урок окончен. Спасибо, молодцы.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Филипок

Толстой Л.Н.

Был мальчик, звали его Филипок. Однажды все ребята пошли в школу, Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему:

- Куда ты, Филипок собрался?

- В школу.

- Ты еще мал, не ходи.

И мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец еще утром уехал в лес, а мать ушла на работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке. Стало Филиппку скучно, бабушка заснула. И пошел Филипок в школу.

Школа была за селом у церкви. Когда Филипок шел по своей улице, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок побежал, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал.

Вышел мужик, отогнал собак, и Филипок пустился бежать во весь дух. Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе слышны голоса ребят. Филипок испугался: «А что, если учитель меня прогонит?» И стал думать, что ему делать. Шла мимо школы баба и говорит ему: «Все учатся. А ты что тут стоишь?» Филипок и пошел в школу. Он снял шапку и открыл дверь.

В школе было много ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине.

- Ты что? –закричал он на Филиппка. Филиок ничего не говорил. - Да кто ты? – Филипок молчал.- Или ты немой? Так иди домой, если говорить не хочешь.

Филипок так испугался, что говорить не мог. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учитель пожалел его и погладил по голове. Он спросил у ребят, кто этот мальчик.

- Это Филипок, брат Костюшки. Он давно просится в школу, но мать не пускает его, и он тайком пришел.

- Ну садись возле брата, а я попрошу, чтоб мать пускала тебя в школу.

Учитель стал показывать Филиппку буквы, а Филипок их уже знал и немножко читать умел.

- Ну-ка, сложи сове имя.

Филипок сказал:

- Фе-и – фи, ле-и – ли, пе-ок – пок.

Все засмеялись.

- Молодец, сказал учитель.- Кто же тебя учил читать?

Филипок осмелел и сказал:

- Костюшка. Я сразу все понял. Знаете, какой я ловкий!

Учител засмеялся и сказал: «Ты подожди хвалиться, а поучись».

С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.

Словарь:

Мал – краткая форма от «маленький»

Изба – дом в деревне

Бежать во весь дух – бежать так быстро, как только можешь, изо всех сил.

Тайком – так, чтобы никто не знал

Возле – около

Стал показывать – начал показывать

Хвалиться – рассказывать о себе только хорошее.



Предварительный просмотр:

2.

1.

3.

4.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему Особенности планирования и проведения уроков "Речевая практика" 1 класс

В докладе представлен материал по  проведению уроков "Речевая практика" в 1 классе в образовательных организациях, реализующих АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью...

Конспект урока речевой практики по теме «Интонационная выразительность речи. Игровые интонационные ситуации»

Цели:- способствовать формированию у учащихся интонационной выразительности;- продолжить работу по формированию у учащихся разговорно-диалогической речи;- обогащать, уточнять и активизировать словарны...

Конспект урока речевой практики по теме «Средства выразительности речи. Громкость речи в общении»

Цели:- показать на практике значение громкости речи как средства её выразительности;- упражнять учащихся в использовании различных средств общения;- продолжить работу по формированию у учащихся разгов...

Технологическая карта урока речевой практики "Готовимся к Новому году"

Конспект урока предназначен для обучающихся 8 вида (класс разноуровневый). Учащиеся научатся строить простые предложения и короткие рассказы, отвечать на вопросы в беседе и инициировать общение, образ...

Конспект урока речевой практики. Тема: Давайте знакомиться.

Конспект урока речевой практики , проводимого в 1 классе с детьми с ОВЗ. Материал можно использовать и во 2 классе при знакомстве с вновь прибывшими учащимися....

Урок и перемена. Конспект урока речевой практики.

Урок и перемена. Конспект урока речевой практики.2 класс....

Урок речевая практика Составление рассказа-описания "Мой питомец"

Урок речевая практика Составление рассказа - описания "Мой питомец".  Аудио презентация для обучающихся по АООП (вариант 1)....