Конспект урока по безотметочному обучению, тема "Правописание глаголов с –тся, -ться".
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Хамченко Зоя Викторовна

 

Цели:

  • научить правилу написания сочетаний -тся, -ться;
  • научить безошибочно записывать глаголы с сочетаниями -тся, -ться, различая неопределённую форму и 3 лицо глагола;
  • развивать самоконтроль, адекватную самооценку; логическое мышление, внимание, речь;
  • формировать коммуникативность, уважение к мнению других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_bezotmetochnomu_obucheniyu_-_kopiya.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык, 4 класс

(урок в условиях безотметочного обучения)

Тема: Правописание глаголов с  –тся, -ться.

Цели: 

  1. научить правилу написания сочетаний -тся, -ться;
  2. научить безошибочно записывать глаголы с сочетаниями -тся, -ться, различая неопределённую форму и 3 лицо глагола;
  3. развивать самоконтроль, адекватную самооценку; логическое мышление, внимание, речь;
  4. формировать коммуникативность, уважение к мнению других людей.

ХОД УРОКА

I. Активизация знаний, умений и навыков.

Учитель. Начать урок мне хотелось бы словами Л. В. Успенского: «Все, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Из всех орудий язык – самое удивительное и сложное. Так достаточно ли мы знаем его?» Надеюсь, что помогла зажечь в вас “огонек любознательности”  к открытию новых знаний. Но прийти к открытию вы должны сами! Будьте наблюдательны и внимательны на уроке.

Проверка домашнего задания.

Учитель. На прошлом уроке мы обсудили, что необходимо сделать при выполнении домашней работы, и какова “цена” каждого задания. Итак, назовите 1 задания. Его “цена”?

Дети. Необходимо было выписать предложения с глаголами, имеющими возвратное значение и подчеркнуть эти глаголы. “Цена” – 6 баллов.

Учитель. Каково 2 задание и его “цена”?

Дети. Выполнить  разбор глаголов по составу: дожидается, обращается.  “Цена” – 2 балла.

Учитель. Итак, максимальное количество баллов – 8. Выполнив взаимопроверку, поставьте ручкой с зелёной пастой – то количество баллов, которое заработал ваш товарищ по парте. Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями, если необходимо обсудите оценку. Поднимите руки те ребята, кто доволен своей оценкой? Прошу ребят, не получивших максимальное количество баллов, определить в чём причина ошибок.  (Дети называют ошибки, стараясь определить их причины).

II. Интеллектуальная разминка.

Учитель. Сейчас мы будем работать со словарем. Слова в словаре подобны живым существам, у каждого свой нрав, свой характер. В словах заключаются человеческие чувства. Французский писатель Анатоль Франс писал: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке»

Спишите слова с доски: лаборатория, резвишься, брить, извинюсь, сочинить, подготовимся. Найдите “лишнее” слово, докажите свой выбор. Для определения “лишнего” слова прошу рассмотреть грамматические признаки данных слов.

Дети. 

  1. “Лишнее” слово – лаборатория. Это существительное, а остальные слова – глаголы (данное слово убирается, и дети выбирают “лишнее” слово среди оставшихся слов).
  2. “Лишнее” слово – брить. Это глагол 1-го спряжения, а остальные 2-го спряжения.
  3. “Лишнее” слово – сочинить. Это глагол неопределённой формы, а все остальные – личные глаголы.
  4. “Лишнее” слово – резвишься. Это глагол 2-го лица, а остальные 1-го лица.

Учитель. У нас остались 2 глагола: извинюсь,  подготовимся. Чем они похожи?

Дети. Это глаголы с возвратным значением, будущего простого времени, 2-го спряжения, 1-го лица.

- Рядом с выполненным заданием на шкале поставьте отметку уровня вашего участия в интеллектуальной разминке.

III. Знакомство с новой темой. 

Учитель.  Глаголы с возвратным значением будут сегодня объектом наших наблюдений. Но какой именно будет наша тема – вы попробуете определить сами, глядя на данное задание

На доске запись:

Спишите, заменив звуки буквами:

Учитель. Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

Дети. Правописание сочетаний -тся, -ться в глаголах с возвратным значением.

Учитель. Чему мы должны научиться на уроке?

Дети. Мы должны научиться без ошибок записывать сочетания -тся, -ться.

Учитель. Что нам необходимо знать, чтобы правильно записывать сочетания -тся, -ться?

Дети. Мы должны знать, когда пишется -тся, -ться.

На магнитной доске появляются карточки:

Учитель. Отчего зависит написание данных сочетаний? Ваши гипотезы?(дети высказываются, на доске записывается имя ребёнка и его гипотеза.)

Учитель. Итак, у нас несколько гипотез. Подтвердить или опровергнуть ваши предположения нам поможет упражнение 276, стр.85.

Дети записывают глаголы в неопр.ф. и в форме 3-его лица ед. и мн. числа, определяя, когда пишется -тся, а когда -ться.

Учитель. Итак, каковы результаты ваших наблюдений?

Дети. Гипотеза, выдвинутая Лией, была верной. Действительно, глаголы, отвечающие на вопрос что (с)делать? пишутся с сочетанием -ться, а глаголы, отвечающие на вопрос что (с)делает? – с сочетанием -тся. Был прав и Ренат, предположив, что глаголы 3-го лица пишутся с сочетанием -тся, а глаголы неопределённой формы с -ться.

На  доске появляются карточки с детскими выводами:

Глаголы неопределённой формы.
Что (с)делать?
-ТЬСЯ

Глаголы 3-го лица.
Что (с)делает?

Что (с)делают?
-ТСЯ

?

Учитель. Давайте, наши выводы сравним с выводами учебника. Прочитайте, пожалуйста, правило на странице 84. (дети читают).

Учитель. Вы сделали правильные выводы! Открытие состоялось! Спасибо тем, кто предложил верные гипотезы.

На  доске карточка со знаком вопроса заменяется карточкой с восклицательным знаком.

Учитель. Ребята, давайте вернёмся к первому заданию, написанному на доске и смело выполним его, доказывая выбор сочетаний -тся, -ться

Дети выполняют задание, доказывая выбор букв.

IV. Первичное закрепление изученного материала (работа в парах).

Учитель. Перед вами одна карточка, т.к. вы будите работать в парах.

Вставьте пропущенные буквы, заменяя звуки буквами:

Оценочный лист

Критерии

Самооценка (кол-во баллов)

Оценка учителя

Максимальное количество баллов:_____

Учитель. Прочитайте задание и определите его “цену”, выполните задание в парах, помогая друг другу, заполните оценочный лист. Отметьте на карточке максимальное количество баллов, которое вы можете заработать.

Дети. Максимальное количество баллов – 8, т.к. в карточке 8 словосочетаний. (Дети выполняют задание в парах, доказывая, друг другу выбор букв.  Но при выполнении последней орфографической задачи дети предъявляют два варианта решения: вернутся из дальней поездки, вернуться из дальней поездки).

Учитель. У нас два варианта решения, но верные ли они? Придумайте два предложения, в которых данное словосочетание будет написано по-разному.

Дети. Я хочу вернуться из дальней поездки. Родители вернутся из дальней поездки.

Учитель. Вы правы – здесь возможны два варианта решения. Оцените работу своей пары, прибавив ещё 1 балл, если вы нашли 2 способа решения последней орфографической задачи.

V. Физкульминутка.

Игра на внимание “Карлики и великаны”. Сначала игра идёт по существующим правилам, затем правила изменяются.

Учитель. Если слышите глагол с сочетанием -тся, то нужно показать “карликов”, если глагол с сочетанием -ться – “великанов”.

VI. Самостоятельная работа.

Учитель. Теперь предлагаю попробовать свои силы в самостоятельной работе. Прочитайте песенку из «Радионяни» Э. Успенского, стр. 78, упр. 157  (дидактический материал). Задание: выписать глаголы, вставить –тся или – ться, доказать свой выбор. Давайте, определим “цену” задания и каждый поставит себе предварительную оценку.

Дети определяют “цену” в зависимости от количества глаголов, которые нужно выписать, выполняют прогностическую самооценку и приступают к выполнению задания. Учитель: Давайте проверим правильность выполнения задания с помощью взаимопроверки. Если вы будете не согласны с выбором буквосочетаний, попросите своего товарища по парте повторить алгоритм проверки написания данных сочетаний. Дети меняются тетрадями друг с другом и проверяют выполнение задания. Определяют результат работы своего товарища и меняются тетрадями.

Учитель. Кто доволен своей оценкой? Ребята, не получившие максимальное количество баллов, в чём причина ваших ошибок?

Дети. При выполнении задания не использовали весь алгоритм проверки написания глаголов с сочетаниями -тся, -ться.

VII. Рассмотрение домашнего задания и подведение итогов.

Учитель. Сегодня на уроке вы очень хорошо работали. Вам предлагается домашнее  задание на выбор: 1) упражнение 158 на странице 79.(дидактический материал) Каково задание? Определите его “цену”. (Дети читают задание к упражнению и определяют его “цену”)

2) задание повышенной трудности:

Спишите, заменяя звуки буквами:


Максимальное количество баллов: _____
Самооценка: _____б.
Оценка учителя: _____б.

Учитель. В данном задании есть глаголы с двумя способами написания -тся, -ться. Чтобы доказать выбор того или иного сочетания, надо придумать с такими глаголами два предложения, в которых данные глаголы будут написаны по-разному. Давайте, определим “цену” этого задания.

Дети. За это задание, возможно, получить 15 баллов, т. к. 4 глагола имеют по два варианта написания.

Учитель. Ребята, чем запомнился вам урок? Какое новое открытие вы сегодня сделали? Назовите удобный для вас способ определения написания -тся, -ться.

Дети. Мне удобно определить написание, задав вопрос: что делать? или что делает?

– А мне удобнее определить, в какой форме находится данный глагол: в форме 3-го лица или в инфинитиве.

Учитель. Начертите на полях “Линейку наших достижений”. Отметьте на ней крестиком ответ на вопрос: “Смог ли я сегодня безошибочно писать глаголы с сочетаниями -тся и -ться, доказывая выбор букв”. За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят? Над чем нам надо поработать на следующих уроках?

Дети указывают на необходимость тренировки в написании глаголов с сочетаниями -тся, -ться.

Учитель. Спасибо за урок! Желаю вам каждый день совершать новые открытия и добиваться успехов в изучении русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Словообразование глагола" 3 класс "Школа "21 века"

Урок по теме "Словобразование глагола". Буду рада, если кому-то понадобится....

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Глагол. Неопределенная и личная форма глагола. Закрепление изученного".

Урок направлен на восстановление и закрепление знания учащихся об общем понятии глагола как части речи....

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание -тся, -ться" 4 класс

Материал содержит конспект урока и презентацию к нему....

Конспект урока русского языка в 4 классе Тема: «Правописание -ться и -тся в глаголах»

Цели урока: - познакомить с правописанием  глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться;  научить задавать вопросы к глаголам;- развивать умение самостоятельно находить в словах...

Конспект урока русского языка, тема: «Число глаголов. Изменение глаголов по числам», 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные:     - Уметь правильно ставить вопросы к глагол...

Конспект урока русского языка, тема: «Число глаголов. Изменение глаголов по числам», 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные:     - Уметь правильно ставить вопросы к глагол...