Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание -тся, -ться" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Звегильская Татьяна Викторовна

Материал содержит конспект урока и презентацию к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока35.71 КБ
Файл Презентация к уроку572.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4б классе по теме: «Правописание -ться и -тся в глаголах»

Цели урока:

обучающая: познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам;

развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;

воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности;

деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;

содержательная: расширение понятийной   базы за счет включения в нее новых элементов.

 Планируемые результаты:

  Личностные: формировать интерес к учению.

  Метапредметные:

  Познавательные УУДуметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения

   Регулятивные УУД: уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

   Предметные: уметь задавать вопросы к глаголам; научиться алгоритму проверки правильному написанию изучаемой орфограммы.  

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Этап мотивации

Цель этапа: вовлечение учащихся в постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися, мотивация ее достижения.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Повернитесь и поприветствуйте их. Присаживайтесь.

- Начинаем наш урок русского языка. А начнём его с разминки для ума.

- Посмотрите на доску. На доске «рассыпаны» слова. (Грамоте, пригодит…ся, учит…ся -, всегда). Составив из них предложение, вы прочтете пословицу, которая будет эпиграфом нашего сегодняшнего урока (слова напечатаны на кленовых листочках).

- Как понимаете значение пословицы?

- Откроем тетради, запишем число, классную работу.

Шестнадцатое ноября.

Классная работа.

Лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок.

Грамоте учит…ся – всегда пригодит…ся

Грамотному человеку открыты все дороги, а безграмотному человеку даже на работу сложно будет устроиться. Грамота такая вещь, что всегда пригодиться, что бы не случилось в жизни.

Словарные слова, безударную гласную в корне слова, непроизносимые согласные, удвоенные согласные.

Формирование познавательного интереса (Л.)

Умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других(К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные доя построения нового способа действия.

Минутка чистописания.

- Как обычно, урок мы начинаем с чистописания. Но, прежде чем к нему перейти, посмотрите на пословицу. Что нужно сделать в этом предложении?

- Скажите, какие буквы нужно вставить? Ваня пойдет к доске и вставит пропущенные буквы.

- Ребята, как вы думаете, что будем прописывать в минутке чистописания?

- На следующей строчке, после классной работы, пропишите всю строчку ь.

- На следующую строчку спишите слова с ь и ъ. (Семья, въезд, вьюга, подъехать, листья).

Индивидуальное задание: Разбор слов по составу – подъехать, листья, въезд (3 человека).

- На какую орфограмму записаны данные слова?

- Какое из этих слов лишнее? Почему? Что такое глагол?

- В какой форме стоит этот глагол?

- Какого вида?

- На следующую строчку спишите предложение. (От мороза листья на деревьях съёжились).

- Подчеркните орфограммы. Какие подчеркнули?

- Подчеркните в предложении главные члены. Назовите их.

- Над каждым словом в предложении укажите части речи (1 человек у доски).

Вставить пропущенные буквы.

Мягкий знак.

Ь

Списывают с доски.

Разделительные ь и ъ знаки.

Подъехать, т.к. это глагол.

В начальной форме.

Совершенного

Списывают предложение.

Подчеркивают главные члены, подписывают части речи.

Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей(П.)

III. Создание проблемной ситуации (метод проб и ошибок)

Цель этапа: создать проблемную ситуацию.

 

-Давайте проверим, как Ваня справился с заданием. Все согласны?

- Ребята, какую проблему вызвало у вас это задание?

-Можете вы её сейчас сразу решить? Почему?

-Тогда попробуйте сформулировать тему урока. (Слайд)

- Ребята, почему у меня на слайде рядом с темой стоит вопросительный знак?

-Какую цель должны достичь к концу урока? (Записать на доске)

Нет.

Где поставить Ь, а где нет. Нет, нам не хватает знаний.

Тема «Правописание тся, ться».

Потому что мы не знакомы с этой темой и сегодня с ней будем работать. Научиться определять написание тся, ться

Фиксирование, какого знания недостает
для решения задачи (Р,) Умение самостоятельно формулировать цель, умение проговаривать последовательность действий на уроке (Р.)

IV. Поиск решения проблемы

Цель этапа: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Итак, возникла проблема.  Нам необходимо найти способы проверки и решить проблему.

- Посмотрите на слайд. Что это? (Кусаться, старается, купается, стараться, кусается, купаться).

- Как вы догадались, что это глаголы?

- На какие две одинаковые группы вы бы разделили эти глаголы? Запишите их по группам. Работаем в парах.

- В 1 столбик вошли слова какой формы? Назовите их. Задайте вопрос к этим словам. Запишите вопрос.

- А во 2 столбик? Прочтите их. Задайте к ним вопрос. Запишите.

- Сравните вопросы, форму глаголов и слова. Что заметили? Попробуйте определить, когда пишется –тся, а когда –ться.

- Сравним наше открытие с правилом в учебнике на стр. 115.

Слова, глаголы.

Отвечают на вопросы что делать? Что делает?

-тся и –ться; н.ф. и 3 л.ед.ч.;

Что делать? И что делает? Начальной: кусаться, стараться, купаться - Что делать? Формы 3 лица: старается, купается, кусается - Что делает?

Формулируют правило.

Умение строить монологическое высказывание (К.) 

Умение вести диалог на основе равноправных отношений (Л.)

 Умение объяснять процессы, выявленные в ходе наблюдения (П.)

V. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения

Цель этапа: развивать умение самостоятельно находить новый способ действия.

- Ребята, давайте вернемся к нашему эпиграфу. Прочтите его еще раз. Теперь мы можем определить, где поставить мягкий знак? Докажите. Проговорите эту пословицу орфографически и запишите ее в тетрадь по памяти. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и оцените на полях простым карандашом.

Индивидуальное задание: Определить написание –ться, -тся в словах (боит…ся, трудит…ся; одевает…ся, стучат…ся; прощает…ся, промчат…ся).

Проверка: В каком слове вы поставили ь? Почему?

Можем. К слову «учиться» зададим вопрос- что делать? (пишем –ться), а к слову «пригодится» - Что сделает? (пишем –тся)

 Умение объяснять процессы, выявленные в ходе наблюдения (П.)

Умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера. (К.)

VI. Физкультминутка

Цель этапа: снятие напряжения, что способствует положительному эмоциональному фону на уроке.

– Ребята, я вам буду называть слова. Если надо мягкий знак – хлопните в ладоши, если нет- потопайте:

Двигаться, смотрится, разговориться, пробежаться, приближается, прогуляться, разболеться, крутится, прислушаться, слушается, подняться, разминается, потянуться, улыбается, согнуться, смеется, разогнуться, посмеяться, покачаться, покружиться, наклониться, трудиться.

Выполняют физические упражнения.

Умение сохранять учебную задачу, умение самостоятельно осуществлять контроль деятельности. (Р.)

VII. Первичное закрепление

Цель этапа: организовать самостоятельное групповое выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

- Задание по группам. Разделитесь на 3 группы. Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы в группе.

- Каждой группе дана табличка. В таблице 3 столбика: 1) глаголы в начальной форме, 2) глаголы в форме 3 лица единственного числа; 3) глаголы в форме 3 лица множественного числа. Ваша задача – дополнить таблицу недостающими глаголами, предварительно задав к ним вопросы.

1 группа:

Начальная форма

3 лицо ед.ч.

3 лицо мн.ч.

Что делает?

гордится

Что делают?

садятся

2 группа:

Начальная форма

3 лицо ед.ч.

3 лицо мн.ч.

Что делать?

виться

Что делают?

льются

3 группа:

Начальная форма

3 лицо ед.ч.

3 лицо мн.ч.

Что делает?

смеётся

Что делать?

отозваться

- Проверка по одному человеку из группы.

- Сравните вопросы и глаголы. Как легко определить, где пишется мягкий знак?

Называют правила работы в группе.

Работа по карточкам в группах. 

Формулируют правило и затем читают его со слайда

Умение находить изучаемую орфограмму, обозначать её графически, задавать вопросы, объяснять правописание; развивать внимание, зрительную, слуховую память (П.)

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: контроль знаний, организовать самопроверку учащимися своих решений по
эталону.

Дифференцированные задания с правом на выбор.

- Ребята, у вас на столе лежат конверты с разными заданиями.

1 ур. Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте розовую карточку.

2 ур. Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор желтая карточка.

3 ур. Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш выбор зеленая карточка.

1 ур. – Запишите пословицы, подчеркивая изученную орфограмму

 Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени
 (что делает?) боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно
 (что делать?) не учит…ся
За всё 
(что делать?) брат…ся  – ничего не сделать.

2 ур. Запишите пословицы, подчеркивая изученную орфограмму

 Кто на уроке старает…ся,

У того всё получает…ся.

Если не будешь стремит…ся,

Нечем будет гордит…ся!

3 ур. Спишите и замените словосочетания одним словом.

Подчеркните ТСЯ, ТЬСЯ

  1. Проявлять стремление – стремит…ся
  2. Они испытывают волнение -  волнуют…ся
  3.  Допускать ошибки -            ошибат…ся           
  4. Он испытывает радость -  радует…ся                                          

Проверка 1 и 2 уровня вместе. Проверка 3 уровня самостоятельно со слайда.

- Ребята, у вас на столе лежат кленовые листочки. Тот, кто не допустил ни одной ошибки – поднимите зеленый листочек, у кого 1-2 ошибки – желтый, а у кого 3 и более ошибок – розовый листочек.

Работают самостоятельно

Умение находить изучаемую орфограмму, обозначать её графически. (П.)

IX. Включение в систему знаний и умений 

Цель этапа: организовать включение учащимися новых знаний в уже полученные ранее.

- Прочитайте стихотворение (стихотворение с ошибками на слайде):

Солнце садица, струица водица,

Птица синица в водицу глядица,

Чистой водицы синица напьеца –

Славно сегодня звеница – поёца.

Будем сегодня дружно трудица

Ведь без знаний жизнь никуда не годица.

- Посмотрите на выделенные слова. Что вы можете сказать?

- Во всех словах нужно вставить сочетание –тся, -ться?

-А в каких не нужно? Почему?

- Выпишите выделенные слова в два столбика в зависимости от части речи.

- Слова какой части речи в 1 столбике?

- А во 2 столбике?

- Можно ли сказать, что в глаголах никогда не пишется ца? А какой вывод сделала Лида мы прочтем в учебнике на стр. 115.

- Все глаголы написали одинаково? Какой глагол лишний? Почему? Как проверяли?

Есть ошибки, нужно писать –тся или – ться. Нет.

Не нужно в существительных.

Существительные

Глаголы.

Можно.

Нет. Трудиться, т.к. пишется -ться. Задавали вопрос.

Умение понимать задания, извлечение необходимой информации(П.); построение логической цепи рассуждений (П); доказательство (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К.)

X. Итог урока

Цель этапа: cовместно с детьми соотнести запланированные и достигнутые результаты

 – Какое орфографическое правило мы узнали на сегодняшнем уроке?

– Как определить, когда в конце глаголов следует писать –тся, а когда –ться?

  • Что было трудным?
  • Какое задание было самым интересным?

Отвечают на вопросы.

Умение логически рассуждать, делать выводы (П.)

Умение слушать и понимать речь других(К.)

XI. Домашнее задание

Цель этапа: организовать выбор учащимися задания на дом

Стр. 116 упр. 4 или составить рассказ, употребив в нем как можно больше глаголов на –ться, -тся (по выбору).

Записывают домашнее задание.

Умение оценить свою работу и выбрать подходящее задание (Р.)

XII. Рефлексия.

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

- Посмотрите снова на тему урока. Теперь мы можем убрать вопросительный знак? Почему?

- Какова была цель урока?

- Достигли ли мы ее?

- Были ли у нас затруднения?

- Смогли ли мы их преодолеть?

- Что бы вы могли рассказать об уроке по схеме:

                               

                                знаю

я                              умею

                                могу                          

Учитель оценивает работу класса и отдельных ребят на уроке.

- Подарите друг другу и мне свои улыбки, если у вас хорошее настроение, ваша работа на уроке понравилась вам, урок был интересный.

– Как приятно видеть ваши радостные лица! И не забывайте, всегда помните: Грамоте учиться –всегда пригодится. Спасибо за урок!

- Урок окончен!

Оценивают свою работу и работу всего класса в целом.

Умение соотносить цель и результаты своей учебной деятельности, фиксирование степени их соответствия (Р.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание – тся , - ться в глаголах ?

Слайд 2

к усаться старается купается стараться кусается купаться

Слайд 3

Н.ф . к усаться с тараться купаться 3 лицо с тарается к упается кусается Что делать? Что делает?

Слайд 4

Грамоте учит… ся – всегда пригодит ся . ь …

Слайд 5

1 уровень Друзья (что делают?) познаю тся в беде. Трус своей тени (что делает?) бои тся . Не стыдно не знать, стыдно (что делать?)не учи ться . За всё (что делать?) бра ться – ничего не сделать.

Слайд 6

2 уровень Кто на уроке старае тся , У того всё получае тся . Если не будешь стреми ться , Нечем будет горди ться !

Слайд 7

3 уровень Проявлять стремление – стреми ться . Они испытывают волнение – волную тся . Допускать ошибки – ошиба ться . Он испытывает радость – радуе тся .

Слайд 8

Солнце садица , струица водица , Птица синица в водицу глядица , Чистой водицы синица напьёца – Славно сегодня звеница – поёца . Будем сегодня дружно трудица Ведь без знаний жизнь никуда не годица .

Слайд 9

Имя существительное в одица п тица синица Глагол с адится с труится г лядится н апьётся з венится п оётся т рудиться годится

Слайд 10

Домашнее задание Стр. 116 упр. 4 (уч.) Составить рассказ, употребив в нем как можно больше глаголов на – ться , - тся . (на выбор)

Слайд 11

Правописание – тся , - ться в глаголах ?

Слайд 12

знаю Я умею могу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты уроков по русскому языку на 2 четверть 2 класс ФГОС

развернутые планы конспекты уроков по русскому языку...

Конспект урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные". 4 класс (УМК "Школа 2100")

Урок построен  с учётом программных требований с использованием занимательного материала. На уроке используется презентация. Перед уроком класс делится на группы и обучающиеся сразу рассаживаются...

Конспект урока по русскому языку "Состав слова" в 3 классе.

Тип урока: урок закрепления и обобщения знанийФорма урока: урок- соревнованиеЦель: обобщение знаний учащихся о составе слова.Задачи: - закрепить знания учащихся о частях слова...

Развернутый конспект урока по русскому языку. "Безударные окончания прилагательных". 3 класс. Образовательная система "2100".

Образовательные технологии: Исследовательская деятельность.Опережающее обучение (успешное обучение в старших классах).  Работа в парах.Методика самооценки....

План-конспект урока по русскому языку с применением ЭОРв 3 классе

Урок по теме "Упражнение в проверке безударных гласных" в 3 классе....

Конспект урока по русскому языку с презентацией во 2 классе по теме "Развитие умения находить в словах суффиксы." по программе "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок по данной теме.

Работа на уроке направлена на развитие умений находить суффиксы в словах. Наблюдая за изменением суффикса и изменением его значения, составляются группы суффиксов по их значениям. Структура урока позв...