Конспект урока по русскому языку "Состав слова" в 3 классе.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме

Евсеева Оксана Павловна

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний

Форма урока: урок- соревнование

Цель: обобщение знаний учащихся о составе слова.

Задачи: - закрепить знания учащихся о частях слова;

              - развивать интерес учащихся к изучению русского языка;

              - развивать речь учащихся;

              - воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon evseeva_o._p._urok_russ.yaz_.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.

Тема: Состав слова.

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний

Форма урока: урок- соревнование

Цель: обобщение знаний учащихся о составе слова.

Задачи: - закрепить знания учащихся о частях слова;

              - развивать интерес учащихся к изучению русского языка;

              - развивать речь учащихся;

              - воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Оборудование: схемы слов, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Орг. момент.

         Учитель приветствует детей. Сообщает, что урок необычный. Он будет проходить в виде соревнования.  

         Учащиеся приветствуют жюри, состоящее из приглашенных учителей.

         Учащиеся делятся на три команды.

2. Повторение теоретического материала.

        Перед началом соревнования учитель предлагает детям вспомнить изученные морфемы и их роль в словообразовании.

       1 ученик.

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье,

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

       2 ученик:

Если знаешь части слова,

То напишешь их толково.

Помни! При разборе слова

Окончанье и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставки- впереди.

        3 ученик:

Корень слова- значимая часть.

Над словами родственными

Держит власть.

Выясни умело линию родства-

Однокоренные подбери слова.

          4 ученик:

У корней иных, представьте-ка,

Есть дама гордая- Приставка,

Стоит всегда лишь перед ним.

           5 ученик:

За корнем суффиксу

 Нашлось местечко,

Заняв его, конечно,

Он сел навечно.

           6 ученик:

Часть слова, которая изменяется,

Окончанием называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

             1 ученик:

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

Но когда с умом, толково

Их построишь в четкий ряд,-

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят!

Учитель:  Итак, мы начинаем соревнование. Каждая команда получает задание.

Конкурс 1.

«Третий лишний»

Найдите лишнее слово.

Желток, железо, желтый.

Носильщик, нос, носатый.

Часовщик, часть, час.

Печурка, печать, печка.

Циркуль, циркач, цирк.

Конкурс 2.

«Дальше, дальше, дальше…»

Назвать как можно больше слов с заданным корнем.

- вод-

- зем-

-сад-

Побеждает команда, последней назвавшая слово.

Физминутка.

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

 За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их все лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети,

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем, ногами топаем!

Хорошо мы погуляли и немножечко устали.

Конкурс 3.

«Самые внимательные»

Найдите в стихотворении С. Есенина слова с приставками и выпишите их.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем- совсем недолго

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

Конкурс 4.

«Конкурс капитанов»

Капитаны работают у доски.

Разделить на два столбика.

1. (по) бежал (по) полю, (за)гадал  (за)гадку, (в)ъехал (в)гору,  (из)влечь  (из)ящика, (до)стать  (до)яблока, (с)дул  (с)руки.

2.  (по)смотрел  (по)сторонам, (за)шел  (за)дом,  (на)резать  (на)кусочки,

(на)шел  (на)дороге,  (до)шел  (до)ворот, (во)шел   (в)воду.

3. (на)крыл  (на) стол, (с)двинул  (с)места,  (по)ставил  (под)ножку,  (про)читал  (про)собаку,  (до)шли  (до)школы,  (по)ехал  (по)дороге.

В это время команды выполняют следующий конкурс.

Конкурс 5.

Выписать слова, состоящие из корня, суффикса.

Дома, кораблик, повара, лесники, садик, запахи, вырубка, жучок, заморозки, молоток, больница, моряк, листы, всходы,

Физминутка.

 На зарядку солнышко

Поднимает нас.

Поднимаем руки мы

По команде «раз».

А над нами весело

Шелестит листва.

Опускаем руки мы

По команде «два».

        

Конкурс 6.

«Графический»

Придумать и записать  по три слова к каждой схеме.

1 команда          

2 команда        

3 команда         ¬

Конкурс 7.

«Угадай-ка»

1. Корень тот же, что и в слове сказка,

    Суффикс тот же, что и в слове извозчик,

    Приставка та же, что и в слове расход.

                                            (Рассказчик)

2. Корень мой находится в цене.

    В очерке найди приставку мне,

    Суффикс мой в тетрадке вы встречали.

    Весь же- в дневнике я и в журнале.

                                              (Оценка)

3. Корень извлечь из начинки несложно,

    Приставка в сосуде хранится надежно,

     Суффикс в гудении явно услышишь.

    Вместе- на темы различные пишешь.

                                            (Сочинение)

Конкурс 8.

«Знатоки»

Каждый ребенок получает бланк, в который вписывает свою фамилию. Задача: во всех словах, данных на бланке, выделить все части слова.

Затем дети сдают листочки с работами, за которые получают оценки.

Нагрузка, грядки, пододеяльник, выставка, звоночек, соседка, кораблик, подоконник, оценка.

Итог

 Жюри подводит итоги. Сообщает результаты соревнования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс «Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова»

Тема урока: «Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова»....

конспект урока по русскому языку 3 класс ФГОС "Школа России" Правописание слов с безударными гласными в корне слова

На  уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать  умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем  над развитием не только письменной,...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки"

Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"

Конспект урока по русскому языку, 2 класс "Перспективная начальная школа"...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по русскому языку 2 класс Перспектива «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении»

Конспект урока по русскому языку по теме «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении» + презентация...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...