Конспект урока по русскому языку 2 класс "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Маркова Екатерина Владимировна

Конспект урока по русскому языку, 2 класс "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15.03.docx36.59 КБ
Файл 15.03.pptx239.89 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока.

Методы и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1.

Орг. Момент

Словес.: приветствие

1 мин.

Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим,
И тихонечко сидим.
Тихо сели девочки,
Тихо сели мальчики.
Проверь, дружок, 
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок.

2.

Мотивационный

Практич.: каллиграфическое упражнение

Словес.: ответы на вопросы 

Актуализация опорных знаний.

5 мин.

I. Работа над каллиграфией.

  • Сравните обе записи. Объясните их написание.

Формулируют  правила поведения на уроке и аргументируют их.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые  высказывания.

3.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: ответы на вопросы

2 мин.

Анишит Йокоповна предложила Маше и Мише сравнить, как пишутся частички "до" и "за" в словосочетаниях:

  • добежать до аптеки;
  • забежать за лекарством.

Почему в одном случае они пишутся слитно, а в другом - раздельно? - спросила Маша.

Это разные частички, - ответила Волшебница. - В одних случаях это ПРИСТАВКИ. В других случаях это ПРЕДЛОГИ.

Как различить: где приставки, а где предлоги? - спросил Миша.

Как же нам быть? Как разобраться, где приставка, а где предлог?

Над чем сегодня будем работать на уроке русского языка?  Какую цель поставим? )(Учиться различать предлоги и приставки.)

Давайте попробуем разобраться. Обратимся к учебнику или попробуем сами?

Одна голова хорошо, а две - лучше, поэтому искать ответ на вопрос вы будете в группах.  Давайте повторим правила работы в группах. (Выслушать мнение каждого участника, постараться прийти к общему мнению и представить одного выступающего.)

(Слайд № 16) Еще раз внимательно прочитайте словосочетания, написанные на доске. Назовите слова с приставками. (Добежать, забежать.)

  • Скажите, что такое приставка, для чего она служит? (Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
  • Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме не разделяется.)
  • Как найти приставку в слове? (Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать родственное слово без приставки или с другой приставкой.)
  • Докажите, что в первых словах словосочетаний имеются приставки. (Добежать, забежать - бежать, выбежать, прибежать.)
  • Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами. (До аптеки, за лекарством.)
  • Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог - это слово. С помощью предлога слова связываются между собой в предложении.)
  • Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами пишется раздельно.)

Обобщим сказанное, прочитаем подсказку Летучей Мыши в учебнике.

 Попытайтесь между предлогом и следующим за ним словом вставить вопрос или другое слово. (Добежать до : (какой?) аптеки: до ближайшей аптеки, до новой аптеки; забежать за : (каким?) лекарством: за новым лекарством, за дорогим лекарством.)

Вернитесь к словосочетаниям. Попробуйте вставить слово между приставкой и корнем.

Как же различить: где приставки, а где предлоги? (Между предлогом и словом можно вставить еще одно слово, а между приставкой и оставшейся частью слова - нельзя.)

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Различать приставки и предлоги

Ставить цель урока

Обобщать и закреплять пройденный материал отвечая на вопросы учителя

Анализировать и решать проблемную ситуацию

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

4.

Решение частных задач

Словес.: ответы на вопросы.

Практич.: устное граммат.упр.

Практич.: письм. граммат.упр.

Практич.: проверка.

20 мин

  • Прочитайте текст.
  • Обсудите в группах, как нужно писать слова в скобках: слитно со словами-названиями предметов или раздельно?
  • Это приставки или предлоги? (Все частички в скобках предлоги.)
  • Докажите это. (Чтобы доказать, нужно вставить подходящие по смыслу слова между предлогом и словом, называющим предмет.)
  • Проверяем по цепочке.

Без своего (летнего, голубого) зонтика;

под сильным (проливным, теплым) дождиком; от черненького (маленького, своего) носика;

до пушистого (короткого, длинного) хвостика.

  • Как нужно писать слова с предлогами? (Слова с предлогами пишем раздельно.)

Прочитайте слова, выделенные цветом. (Под дождиком, от носика, до хвостика.)

  • Поставьте слова в начальную форму. (Дождик, носик, хвостик.)
  • Письменно покажите, как образовались данные слова. Один человек от группы у доски.

1 группа - слово "дождик",

2 группа - "носик",

3 группа - "хвостик".

Проверка.

Упражнение 66, страница 62.

  • Прочитайте текст.
  • Прочитайте первое предложение.
  • Чтобы правильно раскрыть скобки, надо определить, где приставка, а где предлог.
  • Давайте разберемся, где же слово - действие, а где - слово - предмет в первом предложении.
  • Задайте вопросы к интересующим нас словам. (Не жалея чего? мыла; нос что делала? мыла.)
  • Прочитайте второе предложение.
  • Где слово - действие, а где слово - предмет во втором предложении.
  • Задайте вопросы к интересующим нас словам. (Зависело б от чего? от мыла; я б что сделала? отмыла.)
  • Вставьте слово между предлогом и словом, между приставкой и частью слова. (В первом случае это возможно - от душистого мыла, а во втором случае - нет.)
  • Выпишите из второго предложения слова с приставками и предлогами, звучащими одинаково. (От мыла - от душистого мыла; отмыла - помыла.)

Выполнив это задание, что мы закрепили?

Что помогло вам выполнить это задание?

Работать в группах

Формулировать выводы

Выполнять задание по образцу

Делать вывод по выполненному упражнению

Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, словаря и учебника; логические - осуществляют анализ частей слова. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют выводы; аргументируют собственное мнение.

5.

Физминутка.

1 мин.

Решение частных задач

Практич.: устное граммат.упр.

Практич.: письм. граммат.упр.

Взаимопроверка.

10

Работа в печатной тетради: задания 44, 45.

Задание 44.

Возможные словосочетания: по широкой дороге, у старого дома, перед фруктовым садом, возле овощного магазина, в еловом лесу, на зеленой опушке, за большим деревом, под дубовым столом, с ледяной горы. Задание 45.

Словарное слово: скоро.

Родственные слова: сказка, сказывается; дело, делается.

  • Перед вами на экране запись. Посовещайтесь и ответьте на вопрос "Что это?" (Это предложение.)
  • Прочитайте предложение правильно. (Дворник сбросил снег с крыши.)
  • Запишите предложение. (Один ученик у доски.)
  • Выделите приставку, подчеркните предлог.
  • Докажите.

Выполнять задание в рабочей тетради

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

6.

Итог урока. Рефлексия.

5 мин.

  • что нового узнали о приставках и предлогах?
  • Как отличить приставку от предлога?

Р: осуществлять итоговый контроль по результату.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

7.

Домашнее задание.

1 мин.

Рабочая тетрадь. Страница 32, упражнение 44.

Дата: 19.02.15.                                                                                                                         Учитель школы: Дубровская Н.Ю.

Школа: №95                                                                                                                            

Класс: 2-2                                                                                                                                 Студентка: Лебединец Е.С., 43 гр.

Кабинет:214

Конспект урока по русскому языку

Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки

Цели деятельности учителя: : учить правильно писать слова с предлогами и приставками; совершенствовать умение различать омонимичные слова.

Планируемые результаты:

 предметные: научатся самостоятельно выделять приставки и различать приставку и предлог.

личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; Содействовать воспитанию интереса к русскому языку, активности, умению общаться, общей культуре.

Тип урока: закрепление

Оборудование: презентация.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Добежать до аптеки; забежать за лекарством.

Слайд 3

Работа в группах: Выслушать мнение каждого участника, постараться прийти к общему мнению и представить одного выступающего

Слайд 4

(с)крыши дворник (с)бросил снег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе «Образование слов-названий признаков с помощью суффиксов»

Данный урок разработан в соответствии с концепцией УМК "Перспективная начальная школа" и ФГОС НОО....

Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »

Заранее  класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...

План - конспект урока по русскому языку во 2 классе "Корень слова. Однокоренные слова". Школа 2100, Бунеев Р.Н.

План - конспект урока по теме:  "Корень слова. Однокоренные слова" включает перечень используемых ЭОР со ссылками....

Конспект урока по русскому языку на тему "Тематические группы слов. Классификация слов на основе лексического значения" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: развивать логическое мышление детей при классификации слов на основе лексического значения; активизировать словарный запас учащихся и обо...

Приставки. Логопедическое занятие. Образование слов противоположного значения при помощи приставки.

Тема: Образование слов противо­положного значения при помощи приставок.Цели: 1) Учить образовывать новые слова при помощи приставок через собственные действия.2) Учить заменять приставки, придавая сло...

Урок по русскому языку во 2 классе «Образование слов с помощью приставки и суффикса»

Урок закрепления знаний по умению находить приставки в словах....

Конспект урока по русскому языку "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы" (2 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока: «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.» Цели деятельности учителя:-Формирование первоначального представлени...