Подробное изложение по деформированному тексту (Г.Цыферов «Ежик»)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Стуканова Елена Евгеньевна

Конспект занятия по развитию речи младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izlozhenie_ezhik.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Подробное изложение по деформированному тексту

 (Г. Цыферов. «Ежик»)

Цели: 1. Умение определять последовательность частей в тексте-повествование

2. Умение использовать средства языковой выразительности для передачи авторского отношения.

Оборудование: карточка с текстом для каждого ученика, карточка для определения темы частей, памятка подготовки к изложению.

Ход урока.

  1. Ознакомление с текстом, который отпечатан с измененным порядком частей. Постановка учебной задачи.

Ёжик

Вдруг заметил ёжик в голубой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть — да ничего не вышло. Подумал он, подумал и накрыл её лопушком: пусть до утра полежит.

Пошёл тёмной ночью серый ёжик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол на серую иголочку. Увидел жёлтые листья и тоже наколол.

А утром под лопухом вместо голубой звезды нашел большое красное солнышко. Вот ёж смеялся. Очень.

  1. Прочитайте текст. Что заметили?

Можно ли так оставить в изложении? Почему? (Трудно понять рассказ.)

Какому требованию должен отвечать текст, чтобы его было легко понять? (Все части должны идти по порядку.)

Какое задание будете выполнять?

Как будете определять последовательность частей? (Прочитаем. Представим, как происходили события: с чего все началось, как развивались события, как закончились.)

Как называется такой текст? (Повествование.)

  1. Восстановление последовательности частей. Определение темы каждой части.
  1. Определите, в каком порядке должны идти части. Обозначьте цифрами.

Прочитайте задание на карточке.

Запись на карточке:

Определи, о чем говорится в каждой части. Допиши предложения.

В первой части говорится о том, как _______________________________________                        

Во второй части говорится о том, как _____________________________________

В третьей части говорится о том, что _____________________________________

  1. Что нужно сделать? (Определить, о чем говорится в каждой части. Дописать предложения.)

Варианты выполнения задания: самостоятельно, в паре, под руководством учителя.

  1. Проверим, как выполнили задание. Прочитайте составленные предложения.

О чем говорится в первой части? (О том, как ежик гулял по лесу.)

Это начало события. Как дальше развивается действие? О чем говорится во второй части? (О том, как ежик нашел звезду.)

О чем третья часть? (О том, что утром он нашел красное солнышко.) Какие слова помогли определять порядок частей? (Вдруг, а утром.)

III. Чтение текста. Анализ содержания и языковых особенностей.

  1. Какой получился рассказ? Прочитайте его выразительно.

        Прочитайте в памятке, с чего нужно начать подготовку к изложению? (Определить тему и основную мысль.)

        Какой вопрос себе нужно задать, чтобы определить тему текста? (О чем говорится в тексте?)

О чем этот рассказ? (О том, как ежик отражение принял за настоящую звезду.)

Понял ли еж свою ошибку? Как об этом сказано в тексте?

Как он отнесся к своей ошибке? Прочитайте.

Как автор относится к ежику?

Есть ли в тексте предложение, где об этом прямо сказано?

Как вы догадались об отношении автора?

Выясним, как автор выражает свое отношение в тексте.

Подчеркните в тексте слова и выражения, которые передают отношение автора.

Варианты выполнения задания: самостоятельно, в паре, под руководством учителя.

  1. Какие слова вы подчеркнули? (Ежик, клюквинка, иголочка, лопушком, солнышко.)

Сравните с предложением, в котором я изменю эти слова: Увидел красную клюквину и наколол на серую иголку. Чем это предложение отличается от того что дано в тексте?

Почему при подготовке к изложению важно обратить внимание на слова, передающие отношение автора? (Чтобы использовать их в изложении и передать отношение автора.)

Представьте, что вам надо раскрасить картинку к этому рассказу. Какие краски «подсказывает» текст?

Найдите в тексте интересные предложения. Прочитайте их выразительно.

Найдите в первой части предложения с повторяющимися словами. Почему автор повторяет слова «увидел» и «наколол»? (Ежик неторопливо гуляет по лесу. Что увидит, то и наколет на иголочки.)

Почему не удалось наколоть голубую звезду? Прочитайте, как об этом сказано.

Какой знак стоит в этом предложении?

Следующее предложение тоже имеет интересный знак — двоеточие.

Прочитайте выразительно. Почему перед словами «пусть до утра полежит» стоит двоеточие? (Это то, что ежик подумал.)

Вспомните, как мы готовились к изложению. (Определили тему и основную мысль текста, тему каждой части, нашли слова, передающие отношение автора, нашли интересные предложения.)

  1. Орфографическая подготовка.
  1. Определите по памятке, что нужно сделать при подготовке к изложению, чтобы грамотно его написать? (Нужно выделить трудные для написания слова.)

Найдите слова с приставками, назовите приставки.

Найдите в тексте следующие слова и вставьте пропущенные буквы.

Запись на доске:

пош..л                 увид..л                        н.чего

ж..лтые                         замет..л                         л..пушком

наш..л                                 подум..л

Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.

Запись на доске:

нак..лол,         см..ялся,         пол.жшп

  1. Перечитывание текста.
  1. Прочитайте в памятке, как нужно закончить подготовку к работе? Сколько частей в тексте? Как покажем это при записи?
  1. Запись текста. Проверка.
  2. Итог урока.
  1. Расскажите, что нужно сделать, чтобы подготовиться к изложению?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Подробное изложение деформированного повествовательного текста.

Конспект урока развития речи в 4 классе по учебнику Канакиной.Подробное изложение повествовательного деформированного текста....

УМК Школа России. Русский язык 3 класс. Подробное изложение деформированного текста по рассказу Геннадия Цыферова "Ёжик" (презентация)

Презентация по теме Подробное изложение деформированного текста по рассказу Геннадия Цыферова "Ёжик"...

ИЗЛОЖЕНИЕ по деформированному тексту по рассказу Г Цыферова «Ёжик»

Материал содержит конспект урока и презентацию по теме "Изложение деформированного текста". данный материал можно использовать на уроках русского языка и развития речи.Ориентирован на учащих...

Технологическая карта урока по развитию речи: «Подробное изложение деформированного текста по рассказу В.Чаплиной «Мушка», 3 класс».

Целью урока является отработка навыков написания подробного изложения с использованием приёма реконструкции деформированного художественного текста....

Деформированные тексты Ежик

Данные  тексты могут быть использованы в работе на уроке ввиде карточек...

Разделительный твёрдый и мягкий знаки.Р/р № 2 Письменное изложение повествовательного деформированного текста с грамматическим заданием.

Разделительный твёрдый и мягкий знаки.Р/р № 2 Письменное изложение повествовательного деформированного текста с грамматическим заданием.Цели: повторить правила правописания мягкого и твердого  зн...