Подробное изложение деформированного описательного текста «Свиристели» по Б.Павлову.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Костина Ирина Юрьевна

конспект + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sviristeli.zip1.86 МБ

Предварительный просмотр:

Подробное изложение деформированного описательного текста «Свиристели» по Б.Павлову.

Ход урока

1       Постановка учебной задачи.

(Каждое предложение напечатано на отдельной полоске.)

Свиристели

  Свиристели прилетают к нам с Севера и остаются на всю зиму.

  Окраска у них розовая. Крылья чёрные с яркими жёлтыми полосками. На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки. Очень нарядная птица.

  Свиристели очень любят рябину. Её ягоды и зимой висят большими красными гроздьями. Как опустится стайка птиц на дерево рябины, так и не улетит, пока все ягоды не склюёт.

  Поют свиристели негромко, обычно нежно посвистывают и чуть – чуть шипят. Про их песню в народе говорят: ишь как свистят. За эту ласковую песенку и прозвали этих птиц свиристелями.                     

(  По Б.Павлову)

 

Учитель.

-  Какая задача стоит перед нами?

Ученики.

-  Составить из предложений текст.

Учитель.

-  Что для этого нужно сделать?  

Ученики.

-  Внимательно прочитать все предложения и расположить их в такой последовательности, чтобы получился текст.

        11.   Составление текста.

         Ученики каждый сам читают самостоятельно предложения.

       Учитель.

       -  О чём рассказывается в этом тексте?

      Ученик.

      -  О птицах свиристелях. 

     (На экране появляется слайд с изображением свиристелей)

     Работа в тетрадях по развитию речи.

Учитель.

-  Какое первое задание нужно выполнить?

Ученик.

-  Определить количество частей в тексте .

(Ученики в парах обсуждают и принимают решение, что 3)

Учитель.

-  Докажите, что в тексте три части.

Ученик.

-  В одной части говорится о внешнем виде птиц, в другой – о том, как они поют, в третьей – что любят свиристели.

Учитель.

-  Что нужно сделать, прежде чем составлять весь текст?

Ученик.

-  Сначала нужно составить каждую часть.

-  В каком порядке строится описание.  -  Давайте вспомним, как строится описание. (Слайд с порядком построения описания.

1.     Общее впечатление.

2.     Крупные детали.

3.     Мелкие детали.

4.     Оценка автора.)

-  Подберите все предложения, в которых даётся описание птицы, её внешнего вида.

(Ученики работают в парах, подбирают  4 предложения, составляют их по плану слайда.

Одна пара читает составленную часть и защищает свой вариант первой части текста. У других учеников есть возможность исправить ошибки.)

Учитель.

-  Почему в таком порядке вы расположили предложения?

Один ученик из отвечающей пары.

-  Сначала мы поставили предложение об окраске птиц, так как оно относится ко всей птице в целом, потом - о крыльях, затем – о пятнышках. Последнее – оценка, отношение автора.

Учитель.

-  Почему нельзя начать с предложения о пятнышках?

Второй ученик из пары ребят.

-  Сначала надо передать общее впечатление, затем описать крупные детали, потом – мелкие. А закончить описание внешнего вида птицы впечатлением, оценкой. Это и есть отношение автора.

Пара ребят садится, и учитель продолжает задавать вопросы всему классу.

Учитель.

-  Какие слова помогают автору описать птицу?

Ученик.

-  Прилагательные, обозначающие цвет.

Учитель.

-  Какие прилагательные будете использовать при описании птицы?

На доске: розовая, чёрные, яркие, жёлтые, красные.

Учитель.

-  Как автор говорит о расположении пятнышек?

Ученик.

-  Пятнышки разбросаны.

Учитель.

-  Что подчёркивает это слово?

Ученик.

-  Расположены в беспорядке, кое – где.

Учитель.

-  Что автор хочет показать своим описанием?

Ученик.

-  Это нарядная птица.

Учитель.

-  Какие слова передают отношение автора?

Ученик.

-  Пятнышки, полоски, очень нарядная.

Учитель.

-  Каково же отношение автора к свиристелям?

Ученики.

-  Автору эти птицы симпатичны, он любуется ими, с удовольствием наблюдает за ними и слушает их песню.

Учитель.

- . Составьте    остальные части текста, работайте в парах. А кому будет трудно, я помогу.

Желающая пара учеников читает вторую и третью части текста.

Учитель.

-  О чём вы рассказали во второй части?

Один ученик из пары.

-  О том, как поют свиристели.

Учитель.

-  О чём вы рассказали в следующей части?

Второй ученик.

-  О том, что любят свиристели.

111.  Составление плана.

Учитель.

-  Что нужно сделать дальше?

Ученик.

-  Определить порядок частей в тексте.

Учитель.

-  Какой частью нужно закончить текст?

Ученик.

-  Той частью, в которой рассказывается, как свиристели поют.

Учитель.

-  Почему именно так будет правильно?

Ученик.

-  В этой части рассказывается, почему этих птиц прозвали свиристели.

Учитель.

-  Расположите на своих партах последовательно части текста, чтобы могли все его прочитать.

(Один ученик выходит на класс и выразительно читает текст)

Учитель.

-  Нам осталось в тетради выполнить 5-ое задание. Составьте план, работая в парах.

Примерный план.

1.     Нарядная птица.

2.     Любимое кушанье.

3.     Ласковая песенка.

Учитель.

-  Что старались отразить в заголовках плана?

Ученик.

-  Главное в каждой части.

Учитель.

-  По плану попробуем текст пересказать, пользуясь записями в тетради.

Один ученик пересказывает. Дополняем, исправляем.

1V. Запись текста.

V.  Проверка написанного текста.

Учитель.

-  Сколько частей в вашем тексте?

Один ученик читает получившийся текст. Дополняем, исправляем, если необходимо.

V1.  Итог урока.

Свиристели прилетают к нам с Севера и остаются на всю зиму.

Окраска у них розовая.

Крылья чёрные с яркими жёлтыми полосками

На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки.

Очень нарядная птица.

Свиристели очень любят рябину.

Её ягоды и зимой висят большими красными гроздьями.

Как опустится стайка птиц на дерево рябины, так и не улетит, пока все ягоды не склюёт.

Поют свиристели негромко, обычно нежно посвистывают и чуть – чуть шипят.

Про их песню в народе говорят: ишь как свистят.

За эту ласковую песенку и прозвали этих птиц свиристелями. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подробное изложение по деформированному тексту (Г.Цыферов «Ежик»)

Конспект занятия по развитию речи младших школьников...

Тема: Подробное изложение деформированного повествовательного текста.

Конспект урока развития речи в 4 классе по учебнику Канакиной.Подробное изложение повествовательного деформированного текста....

УМК Школа России. Русский язык 3 класс. Подробное изложение деформированного текста по рассказу Геннадия Цыферова "Ёжик" (презентация)

Презентация по теме Подробное изложение деформированного текста по рассказу Геннадия Цыферова "Ёжик"...

Конспект урока по русскому языку на тему:"Изложение описательного текста" 4 класс Школа России

Конспект урока по русскому языку на тему:"Изложение описательного текста" 4 класс  Школа России...

«Изложение описательного текста».Русский язык. 4 класс.

Тема урока: «Изложение описательного текста».Русский язык. 4 класс.Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.Вид урока:урок развития речи.ФИО учителя-автора...

Технологическая карта урока по развитию речи: «Подробное изложение деформированного текста по рассказу В.Чаплиной «Мушка», 3 класс».

Целью урока является отработка навыков написания подробного изложения с использованием приёма реконструкции деформированного художественного текста....

Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам

Русский язык в начальной школе»:      урок  с учетом требований ФГОС НОО;Разработка плана работы над изложением...