Русский язык. Строчная согласная буква «ш»
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Чернега Елена Ивановна

 

Познакомить со строчной буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формировать умение выделять звук в речи; развивать фонематический слух, умение слышать и слушать; воспитывать культуру поведения; познакомить с орфограммой «ши"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:


Строчная согласная буква «ш»

Цели: познакомить со строчной буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формировать умение выделять звук в речи; развивать фонематический слух, умение слышать и слушать; воспитывать культуру поведения; познакомить с орфограммой «ши».

Оборудование: мультимедийная презентация на тему «Цирк», предметные картинки, модели звуков, касса букв и слогов, образцы печатной буквы «ш», карточка «ши».

Ход урока

I. Организационный момент.

                Звонок голосистой птицей

                    В класс прилетел поутру

                    И мы начинаем учиться

                    По прописям только добру.

Сегодня нас ждёт увлекательное путешествие, догадайтесь куда?

Это сказочный сверкающий шатер.

Это кольцами играющий жонглер.

Это тигров полосатых дружный рев.

Это музыка и свет прожекторов. (цирк)

Мы с вами совсем недавно были на замечательном представлении в Краснодаре, в цирке на воде, учили стихотворение С.Маршака «Цирк»,  вы мне  его рассказывали, давайте вспомним. (читают стихотворение, сопровождается мультимедийной презентацией)

II. Повторение изученного материала

           На арене звуковички. Это схемы каких звуков? (глас, звон, глух-возле них буквы) В чём отличие глас.от согл. Назовите какие буквы изучили?

-Попробуем к каждой букве подобрать артистов цирка ? (а-акробаты, атлеты, у-укротители, г- гимнасты, маг-фокусник, к-канатоходец, с-силач, к-клоун)

-Кто смешит зрителей между цирковыми номерами? ( презентация -клоун)

-Имя клоуна-начинается на букву, которая лежит у вас на парте  П (Паша), а как по-другому назвать клоуна?( шут) Схема слова и звуко-букв разбор.

-Паша клоун-он любит веселить детей, он приготовил и вам шутку. Раскройте листочки и превратите букву п в другую букву-ш (На партах у  детей вдвое сложенные листочки, на которых написана буква п)

-Произнесите звук (ш)

-Что вам о нём известно? (согласный, всегда твёрдый, глухой)

-назовите друзей звука (ш)             т, к, с, п, ш     (интернет-картинка)

-Сегодня будем учиться писать маленькую строчную букву ш.

III. Изучение нового материала.

1. Игра со словами

Откройте прописи с.26, вспомните положение тетради, ручки, сядьте прямо, расправьте плечики. Найдите звуковичка и оденьте его (на доске: шляпка-цилиндрик, синие башмачки)

-Рассмотрите картинку с шутом Пашей.

                              Поразмысли не спеша

                И отыщешь обязательно

                          Пять вещей на букву «ш»

(шар, шут, ширма-переносная перегородка, шатёр-палатка, крытая тканью, штаны)

-Заштрихуйте шары.

– Прочитайте, что говорит шут. (Утка – шутка.)

– Чем слова похожи и чем отличаются? (Буквой «ш».)

- Сравните письменную и печатную букву «ш». На какую письменную букву похожа «ш»? (На букву «и».)

- В чем сходство и отличие? (Количество элементов.)

2. Письмо буквы «Ш».

 (картинка волшебной ручки)   Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем наклонную линию вниз с закруглением вправо, ведем вверх, 2 и 3-й элементы – наклонные линии с закруглением внизу вправо.

 -Письмо в воздухе под счет: раз–и–два–и–три–и–«ш»; (под ручку)

- Письмо в синей рамке  (ш)

 -Повторение написания буквы и   ( раз–и–два–и–«и».)

Что можно сказать о расстоянии между элементами-наклонами?

- запишите 1, 2, 3строку

Физминутка

                              Покачайтесь, покружитесь,

                Потянитесь, распрямитесь.

                Приседайте, приседайте,

                Пошагайте, пошагайте,

                Встаньте на носок, на пятку,

                Покачайтесь-ка вприсядку.

                Глубоко теперь вздохните,

                Сядьте тихо, отдохните,

                Все в порядок приведем

                И писать, друзья, начнем.

III. Закрепление изученного материала

-Прочитайте слоги. Запись слогов ша, шо- нижнее соединение, шу – верхнее соединение (по одному разу-самостоятельно)

 -Произнесите слог «ши» (хором).

– Назовите первый звук. Второй звук.

– Какими буквами они обозначены?

–Какой звук не соответствует букве? (Звук [ы], пишем букву и.) (интернет-картинка)

     -Сочетание «ши» нужно запомнить. Это опасное место. Обратите внимание сколько одинаковых элементов в сочетании «ши»? (Пять.)

(Учитель на доске показывает написание слога «ши».)

– Удлините последний элемент у буквы «ш» при соединении с буквой «и». Так нам будет удобно читать слог.

– Подчеркните: « ши ».

Игра «Кто больше» (слова с сочетанием ши)

-Прочитайте слова, которые записаны письменными буквами, найдите среди них с сочетанием ши. Обвидите по написанному их.

-Прочитайте предложение. На доске схему. Вспомните правила написания предложения. Напишите на пустой строке.

Итог урока  Понравился урок? Что запомнилось? Какую букву писали? В чём отличие звука?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ф], [ф’], буква ф . Строчная согласная буква «ф»

Технологическая карта интегрированного урока «Обучение грамоте» + «Письмо» по ОС «Школа – 2100»....

Согласные звуки [х], [х`]. Строчная согласная буква х.

Презентация к уроку обучения грамоте по программе "Школа 2100"  ("Букварь", авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.) Тема урока: "Согласные звуки [х], [х`]. Строчная согласная буква х."...

Интегрированный урок обучения грамоте «Согласные звуки [л], [л,], [м], [м,]. Строчные согласные буквы «л», «м».

Интегрированный урок обучения грамоте «Согласные звуки [л], [л,], [м], [м,]. Строчные согласные буквы «л», «м». Программа Бунеева....

Урок русского языка: "Строчная и заглавная буквы Д, д".

Данный урок предназначен для учащихся 1 класса по теме: "Строчная и заглавная буквы Д, д" по программе Школа 21 века. Цель урока: формировать умение писать заглавную и строчную буквы Д, д; развивать м...

Конспект урока по русскому языку "Строчная и заглавная буква К" УМК "Перспектива"

Ход урока:1.      Организационный момент.У: - Давайте проверим все ли готовы к уроку. Я буду называть предметы, которые должны лежать у вас на столе, а вы будете класть на них...