АПО учителя начальных классов
статья (русский язык) на тему
Актуальный педагогический опыт по теме" Формирование орфографической зоркости младшего школьника на уроках русского языка в системе развивающего обучения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение опыта учителя начальных классов | 314 КБ |
Предварительный просмотр:
Медведева Татьяна Николаевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Афанасовская средняя общеобразовательная школа
Корочанского района Белгородской области»
Формирование орфографической зоркости младшего школьника на уроках русского языка
в системе развивающего обучения
Автор опыта:
Медведева Т.Н.
учитель начальных классов
МБОУ «Афанасовская СОШ»
с. Афанасово
2013
Содержание
I. Информация об опыте ……………………….. 2 - 10
II. Технология опыта…………………………….11 - 18
III. Результативность опыта…………………….19 - 21
IV. Библиографический список………………......22
V. Приложения к опыту ………………………...23 - 38
I. Информация об опыте
- Условия возникновения, становления опыта
Я работаю в школе, где учатся дети из разных населенных пунктов. Социальный статус семей учеников неоднороден: служащие, рабочие, небольшой процент интеллигенции. Учащиеся живут в семьях, в которых родители имеют полное среднее и среднее специальное образование. Естественно, что социальный состав учащихся в большей мере определяет уровень их интеллектуального развития, психологические особенности, личную направленность.
В моем классе 9 учеников. Из них в полных семьях проживает 7 человек, в неполных, с одним родителем- 2 человека. По материальному обеспечению учащихся класса можно разделить на 3 группы: многодетные - 5 человек, средний достаток – 2 человека, малообеспеченные – 2 человека.
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка
В современной школе главная задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
Родной язык – важнейшее средство обучения и формирования личности. От уровня владения языком во многом зависят успехи детей в школе и в жизни в целом.
Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку.
«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова… и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка» - с этими словами К.Д. Ушинского трудно не согласиться. [10 с. 40 ]
Прошло много времени с тех пор, как были написаны эти строчки, но актуальность их не пропадает: через изучение русского языка – к познанию всех наук.
Невозможно представить современного человека, который призван решать сложные социальные задачи и в полной мере реализовать свои жиз-
ненные планы, не умеющим грамотно писать и излагать свои мысли. Ведь всем хорошо известно, что орфографическая грамотность человека – это одна из составляющих его общей культуры.
Умение грамотно писать и говорить на государственном языке – привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Одно из условий социального заказа общества и государства сегодня – формирование грамотного и образованного выпускника.
Анализ диктантов, проводимых по разным темам, заставил меня задуматься над развитием орфографической зоркости детей. Отсюда вытекают следующие последствия: снижение интереса к предмету, нежелание совершенствовать свои знания и умения, падение уровня обученности.
Передо мной остро встал вопрос: Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Считаю, что очень важно уже в начальной школе искать пути успешного обучения детей грамотному письму, используя методы и приемы развивающего обучения. Это и определило выбор моей темы.
1.2. Актуальность опыта
Актуальность опыта вытекает из потребностей совершенствования системы начального обучения, стимулируемое социальным заказом: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения. Для этого необходимо, чтобы учитель не «развивал» школьников, а помогал им развиваться самим.
Путь познания родного языка всегда самый сложный. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.
В ФГОСе начального общего образования в 12 пункте написано: «Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
…3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека…». [ 11 с. 10 ]
Формирование орфографически грамотного письма - одна из наиболее трудных задач, решаемых в начальной школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить младших школьников правописанию достаточно сложно. Связано это и со сложностью самой орфографической системы русского языка, и с тем, что дети, погружаясь в море орфографических правил и исключений, не могут уловить логики правописания и воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой "нужно" и "нельзя".
М.Р. Львов в своей работе «Правописание в начальных классах» пишет: «Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность, является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма». [ 3 с. 15 ]
В процессе наблюдений и анализа научной литературы, анализа работ учащихся были выявлены следующие противоречия:
- между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями,
полученными на уроках русского языка, и уровнем орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся;
- между необходимостью формирования прочных орфографических
умений и навыков и большим объемом теоретических сведений.
Считаю, что одна из основных причин допускаемых орфографических ошибок - «орфографическая слепота» школьников. Поэтому учитель должен помочь школьникам усвоить закономерность и целесообразность правописания.
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Умение обнаруживать орфограммы, именуемой орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Значит, центр тяжести должен быть перемещен с заучивания правил в плоскость их применения.
[ 13 с.41 ]
Чему же следует учить младших школьников, заботясь о становлении у них осознанного орфографического действия? Мне кажется, ответ подсказывается проведенным выше рассуждением: их следует учить выполнению четырех компонентов этого действия:
1) ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью);
2) устанавливать тип орфограммы, соотносить ее с определенным правилом (выбрать способ решения задачи, чаще всего – орфографическое правило);
3) применять правило (верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи);
4) проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.
Всякое познание начинается с удивления. А удивление есть момент пробуждения интереса к предмету изучения. При использовании нестандартных форм обучения развитие интереса к предмету пробуждается
у каждого ученика. Но чтобы появились результаты, нужна постоянная работа, в определённой системе по освоению учащимися орфографии,
организация учебного процесса, при которой не наносился бы ущерб здоровью учащихся, не угасал интерес к знаниям, не утрачивалась вера в себя и свои силы и при этом в достаточно полном объёме решались задачи обучения. Поэтому данную проблему считаю актуальной.
1.3. Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании практического материала, прошедшего апробацию в моей деятельности и направленная на формирование необходимого для грамотного письма умения – умения обнаруживать орфограммы, то есть на развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка, через систему развивающего обучения.
1. 4. Длительность работы над опытом
Вся работа по опыту проходила в несколько этапов:
Первый этап: теоретико – поисковый.
Изучение методической, психологической, педагогической литературы, передового опыта учителей по интересующей меня проблеме.
Второй этап: опытно – экспериментальный.
Применение активных форм и методов обучения по развитию орфографической зоркости на отдельных этапах уроков, наблюдение при этом за тем, как обучающиеся воспринимают такие виды работы.
На данный момент ведется постоянная работа по внедрению активных форм и методов обучения.
1.5. Диапазон опыта
Диапазон представленного опыта – единая система «урок – внеклассная работа».
1.6. Теоретическая база опыта
Основана на проведении анализа современного состояния проблемы. В процессе работы над поставленной проблемой мною были изучены различные взгляды ученых по проблеме исследования.
Теоретическую основу моего педагогического опыта составили труды отечественных психологов и педагогов, ученых по теории личностно-деятельностного подхода к обучению Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, М.С.Шехтер, П.И.Зинченко, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Занков, Л.В. Щерба, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, М.Р. Львов, М.М. Разумовская, Р.Ф. Иванова, В.В. Бабайцева, М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, О.О.Харченко, П.С.Жедек, В.В. Репкина и др.
Анализ психологической и методической литературы позволяет нам определить, что главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограмму, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.
В таком понимании орфографической зоркости содержится важный для методики обучения вывод о необходимости на первоначальном этапе знакомить детей со всеми опознавательными признаками орфограмм и добиваться их прочного усвоения в деятельности. [1 с. 5]
Как известно, ни один урок русского языка не обходится без слова орфограмма. Но если этот термин не наполняется смыслом, как это обычно и бывает в начальной школе, у ученика непроизвольно складывается свое, часто неправильное понимание орфограммы, что порой приводит к орфографическим ошибкам.
Следовательно, на мой взгляд, необходимо уже в начальной школе попытаться раскрыть детям само понятие «орфограмма», не ограничиваясь только термином, как этикеткой. К сожалению, в школьной методике не сложилось пока универсального определения, отвечающего всем необходимым требованиям.
Орфографическая зоркость– это способность замечать практически все орфограммы. Она и нужна для того, чтобы на ее основе разграничивать «трудные» и «нетрудные» случаи – такие, где написание сразу понятно, и такие, где нужно подумать. Для становления орфографической зоркости нужны не субъективные, а объективные признаки орфограмм. [1 с.10]
Если детям «открыть», что при письме на месте одного и того же безударного гласного звука (или парного по глухости – звонкости согласного, например, на конце слова) бывают разные буквы (о или а, е или и, б или п…), но для конкретного слова правильна только одна из них и ее надо выбрать, а потом зафиксировать в их сознании названные опознавательные признаки таких «опасных» при письме мест, то база для развития орфографической зоркости младших школьников на ранних этапах обучения будет обеспечена.
Изучение работ психологов (А.Р.Лурия, М.С.Шехтер, П.И.Зинченко и др.) позволило выделить в структуре орфографической зоркости следующие компоненты: мотивационный, операционный и контролирующий.
Мотивационный компонент связан с коммуникативной направленностью письменной речи и предполагает осознание учащимися необходимости грамотного письма и постановки орфографической задачи.
Операционный компонент связан с опознаванием орфограммы на основе знания ее признаков и их определением в речевой ситуации. Данный компонент на первоначальном этапе формирования орфографической зоркости предполагает активное участие фонематического слуха, звукового анализа в процессе проговаривания, а на последующих этапах – целенаправленное зрительное восприятие.
Контролирующий компонент складывается на основе самопроверки написанного в результате сличения воспринимаемых зрительных образов с их следом в памяти. [ 13 c. 45]
Таким образом, мы видим, что на формирование орфографической зоркости оказывает большое влияние следующие психические процессы:
а) активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный анализ;
б) логические операции сравнения, конкретизация, систематизация, классификация;
в) зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм;
г) непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.
Природу русской орфографии обычно определяют с лингвистических позиций – с точки зрения фонологии, морфемики и прочее. Разные орфографические явления, типы орфограмм при этом подводятся под морфологический, фонетический, традиционный и иные принципы, что помогает в выборе методов и приёмов обучения не орфографии вообще, а каждому конкретному типу орфограмм. Понимание природы орфографии, её свойств раскрывается через её принципы, то есть основные положения и теории.
Главная задача учителя – не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» школьникам, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения различных упражнений. Вести содержательную работу по формированию орфографической зоркости мне помогают методы и приемы развивающего обучения.
1.7. Новизна опыта
Новизна опыта состоит в создании системы работы учителя по формированию орфографической зоркости у младших школьников на основе современных подходов к обучению.
В опыте основополагающим является разработка направлений деятельности, поиск занимательных форм и методов, отбор дидактического материала, форм контроля, оценки умений и навыков учащихся по орфографии, разработка последовательности упражнений для развития орфографической зоркости, попытка создать свою систему по развитию орфографической зоркости с целью формирования навыка грамотного письма.
1.8. Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта
Русский язык среди школьных дисциплин имеет первостепенное значение, поскольку является не только предметом изучения системы знаний, на основе которых формируются практически важные умения и навыки, но и важнейшим средством познания других наук.
Уже несколько лет работаю по учебникам комплекта «Начальная школа XXI век» (под редакцией Н.Ф. Виноградовой). Система учебников «Начальная школа XXI века» входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Комплект базируется на теории деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Общая цель обучения – формирование ведущей для этого возраста деятельности. Основной дидактической идеей комплекта «Начальная школа XXI века»- системно-деятельностный подход.
Цель педагогов начальной школы – не просто научить ученика, а научит его учить самого себя, т.е. учебной деятельности; цель ученика при этом – овладеть умениями учиться. Ученик – главный в этой системе. Он активно принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, определяет причины ошибок; готовый образец или инструкцию учителя он принимает не бездумно, а сам в равной с ним мере отвечает за свои успехи и промахи. Школьник осваивает принципиально другую роль - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели.
Рассмотрим, как в этих учебниках реализуется процесс формирования орфографической зоркости младших школьников.
Учебник «Русский язык» (авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова) предполагает организацию индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися.
Курс «Русский язык» осуществляет задачу развития младшего школьника, раскрытия перед ним особенностей родного языка, формирования умений и навыков грамотного, безошибочного письма, развития устной и письменной речи учащихся, привития любви и интереса к языку. [ 14 c.23 ]
На мой взгляд, всё в учебнике русского языка достойно: и опережение, и дифференциация, и многократное повторение, и нестандартное обучение устной и письменной речи, и какография, помогающая развивать орфографическую зоркость. В нём даётся много материала, который выходит за рамки традиционной учебной программы, что позволяет детям лучше адаптироваться при переходе в среднее звено. Курс состоит из трёх блоков: «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи». Эти блоки взаимосвязаны, но самостоятельны. Они же одновременно являются структурными единицами учебника и представляют собой объединение уроков, реализующих определенную цель обучения.
В УМК входят специальные рабочие тетради, которые обеспечивают педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим учащимся. По русскому языку – «Пишем грамотно», «Учусь писать без ошибок», «Запоминаем слова». Существенной особенностью заданий, представленных в тетрадях, является то, что они устраняют причину возникшей у неуспевающих школьников трудности
И в учебнике, и в рабочих тетрадях выделены три уровня:
1) базовый;
2) материал, не включенный в образовательный стандарт;
3) материал повышенной трудности.
Часть заданий отмечена специальными знаками: «работа в парах», «вспомни материал, изученный ранее», «подсказка», «давай подумаем». Кроме того, в учебник включены различные сведения: «из истории языка», «путешествие в прошлое», «этот удивительный мир». Эти задания служат для развития интереса учащихся к предмету, расширения их кругозора и арсенала новых способов рассуждений.
Орфографические правила по программе изучаются во втором - четвертом классах. Сведения по орфографии в учебниках даны строго в соответствии с программой и предполагает большой объем теоретического материала и обучение правописанию на грамматической основе. Решающая роль в учебниках отводится теоретическим знаниям, а на их основе строятся орфографические упражнения. Упражнения строятся на таких принципах:
1. Большой объем словарного материала.
2. Преобладание упражнений с грамматическими заданиями.
3. Большое количество вопросов, подготавливающие учеников к восприятию нового материала.
Главная функция учебника - это руководство всеми видами познавательной деятельности учащихся, развитие наблюдательности, мышления, практических действий, что отвечает основной цели развивающего обучения. При этом значительная роль отведена проблемному методу изложения знаний, проблемным заданиям. Знания не даются в готовом виде. Мысль ученика направлена на поиск, «добывание» знаний путем систематических наблюдений за языковыми фактами, их сравнения и обобщения полученных выводов.
Задания учебника во многом рассчитаны на самостоятельное выполнение. Важно, чтобы каждый ученик обдумывал задание, пытался его выполнить, осознавал процесс выполнения и причины своих затруднений, ошибок. Поэтому в содержании и структуре средств обучения, по данному предмету, отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся (рубрика "Проверь себя", задания "Сравни свой ответ с текстом", "Найди ошибки" и др.).
При выполнении заданий повышенной трудности учащимся предлагаются варианты помощи, что связано с реализацией одного из свойств методической системы развивающего обучения - свойства вариантности, учитывающего прежде всего индивидуальные особенности школьников.
Упражнения, подводящие к выводу, лучше выполнять коллективно. Для коллективной классной работы следует использовать и такие упражнения, в которых от детей требуется придумать слова или предложения в соответствии с грамматическим заданием.
В дополнение к упражнениям учебника необходимо систематически проводить диктанты различных видов. Особое внимание следует уделять слуховым и зрительным диктантам.
Учебник «Русского языка» содержит большое количество отрывков из художественных произведений. Очень важно использовать этот материал не только для грамматического анализа, но и для выявления выразительных средств языка и его эстетического воздействия на читателя. Целесообразно связывать выполнение этих заданий с работой по стилистике. [13 с.92]
II. Технология опыта
Целью педагогической деятельности является обеспечение условий для формирования орфографической зоркости у младших школьников на основе современных подходов к обучению.
Достижение данной цели предполагало реализацию следующих задач.
- знакомство детей с понятием «орфограмма» и оказание им помощи в осознании сущности орфографических трудностей русского письма. Введение в практику письменной речи младших школьников особый способ письма - письмо с пропусками орфограмм, с «окошками». Обучение ребенка действовать по принципу «знаю букву - пишу, не знаю - пропускаю, оставляю сигнал опасности».
- развитие умения школьников работать с орфографическим словарем, формирования правильного способа действия, необходимого для поиска ответа на орфографический вопрос.
- обеспечение запоминания орфографического облика слов разных тематических групп, т.е. развитие орфографической памяти учеников.
Достижение планируемых результатов предполагает реализацию следующих условий:
- использование современных подходов к обучению орфографии в начальной школе;
- соблюдение технологических принципов алгоритмизированного обучения русскому языку;
- использование различных приёмов на разных этапах урока;
- создание благоприятного психологического климата на уроках, способствующего лучшему усвоению материала, созданию ситуации успеха;
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.
Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости, а это:
1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.
Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
2. Слуховой фактор. Слуховое восприятие, умение определять последовательность звуков составляют основу развития не только устной, но и письменной речи. Как графические, так орфографические написания возможны при условии сопоставления произношения и написания, другими словами, при фонологической оценки звукового состава языковой единицы. Звуки в сильных позициях передаются на письме однозначно – это графические написания. Орфографические написания связываются с возможностью выбора букв на месте звуков в слабых позициях. Таким образом, развитие фонематического слуха оказывается решающим условием при постановке орфографической задачи – нахождении орфограммы и определении её типа.
3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
При разработке процесса обучения я опираюсь на следующие требования к современным средствам обучения:
1. Требование научности.
2. Требование доступности.
3. Требование обеспечения проблемности.
4. Требование обеспечения наглядности.
5.Требование обеспечения сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности.
6. Требование систематичности и последовательности. [ 4 с.18 ]
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.
В работе над развитием орфографической зоркости ориентируюсь не только на современного ученика, но и на природосообразность ребёнка и для этого использую следующие современные образовательные технологии:
- технологию игровых методик (ролевые, деловые и другие обучающие игры);
- обучение в сотрудничестве (коллективная, групповая работа, работа в парах);
- информационно – коммуникационные технологии;
- компьютерные технологии обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- исследовательский метод обучения;
- проблемное обучение;
- развивающее обучение.
В своей работе я использую приёмы, которые, по – моему мнению, в наибольшей степени развивают орфографическую зоркость.
1. Списывание.
Время для списывания я отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями.
Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам.
2. Комментированное письмо.
Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим. Особенно важно научить детей комментировать свое письмо при выполнении домашних упражнений. При комментировании достигается более высокий уровень самоконтроля, т.к. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил. Комментирование - это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений.
При комментировании, или орфографическом разборе, ученик должен прежде всего найти объект объяснения, то есть орфограмму, поэтому комментированное письмо развивает орфографическую зоркость учащихся. Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся; они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно; у детей формируется хорошая дикция.
3. Письмо с проговаривание.
Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.
Орфографическое проговаривание целесообразно использовать при выполнении упражнений, в которых немало многосложных слов с неизученными орфограммами. Орфографическое проговаривание характеризуется тем, что каждое слово проговаривается так, как пишется, и поэтому «в памяти» движений остается память движений речевого аппарата. Проговаривание не обосновывает, а лишь фиксирует, закрепляет написание слов, поэтому оно используется как упражнение, способствующее запоминанию.
В современной школе распространяется методика П.С. Тоцкого – учителя с большим стажем педагогической работы. [7 с.33] В основе его методики - орфографическое чтение и артикуляционная память. Чтобы запомнить написание слова, ребенок должен несколько раз повторить его вслух так, как оно пишется. Я считаю, что данная методика оказывает положительное влияние на грамотное письмо школьников, но не может считаться универсальным средством при обучении орфографии, т.к. в процессе проговаривания восприятие орфографического материала не связано с его теоретическим осмыслением.
4. Письмо с пропуском орфограмм или письмо с «окошками».
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.
Всем известна ситуация, когда ученик, хорошо знающий орфографическое правило, пишет с ошибками. Начинать работу следует с того, что детей нужно учить хорошо слышать звуки в слове, определять их характеристики. Далее идет знакомство с признаками слабых позиций для гласных звуков. Система письма с пропусками имеет различные формы: сначала это просто точка на месте пропущенной орфограммы слабой позиции (или ? знак на месте орфограммы сильной позиции), а затем так называемая буквенная дробь, определяющая границы выбора букв.
Главное достоинство письма с «пропусками» - предупреждение ошибок.
5. Какографические упражнения.
Предусматривают исправления учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.
6. Корректировка письма.
Орфографическая зоркость, кроме умения находить орфограммы и определять их тип, включает в себя также умение обнаруживать допущенные ошибки (свои или чужие). С целью развития этого умения используется прием корректировки письма, это известные самопроверка и взаимоконтроль.
Учителю следует помнить о целенаправленности различных видов самоконтроля и предлагать детям конкретные задания при проверке выполненной работы. Например: «Проверьте, правильно ли записаны слова с безударными гласными в корне? Волна, маячок, моряк, синева, ветерок, паруса, глядеть». Использование взаимной проверки способствует развитию произвольного внимания школьников: они стремятся не допустить ошибки в своей работе и не пропустить их в тетради товарища, что создает условия для формирования орфографической зоркости.
7. Графическое выделение орфограмм (подчеркивание) возможно при выполнении всех письменных работ.
На определенной ступени обучения применению правил при объяснении написания слов вместо развернутого комментирования (или наряду с ним) используется письменное комментирование: подчеркивание орфограмм, обозначение знаков проверки. Это не что иное, как включение обоснования в процесс самостоятельного письма. Такое комментирование, создает лучшие условия для наглядного выделения орфограмм, сопоставления их признаков, обобщения фактов языка.
В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным и более активным, используются условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит ее написание. В этом случае орфограмма подчеркивается снизу одной чертой, предшествующая или последующая (или та или другая вместе).
8. Скоростное письмо.
Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
9. Письмо по памяти.
Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.
10. Диктант. Приложение 3
· Предупредительный диктант
· Объяснительный диктант
· Выборочный диктант
· Свободный диктант
· Самодиктант
· Зрительно-слуховые диктанты
Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Такие упражнения развивают зрительную память.
· Диктант с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
· «Проверяю себя».
Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.
· Словарный диктант.
Одним из приёмов повышения грамотности считаю работу над словами с непроверяемым написанием. Мои ученики имеют индивидуальный орфографический словарик.
При работе с непроверяемыми словами использую разнообразные приемы работы. Приложение 1, 5
Работа направлена на запоминание непроверяемых слов и рассчитана на неделю работы с блоком слов (по методике С.Н. Лысенковой). Все слова, рекомендуемые для изучения, я делю на тематические группы (по 5 – 7 слов в каждой). Каждое слово должно быть написано на отдельной карточке:
1-ый день. Ознакомительный этап. (Первичное восприятие группы слов).
2-ой день - Закрепление правописания. Запись на карточках этих слов с «дырками».
3-ий день – Предметно – картинный словарный диктант, сопровождающийся хоровым орфографическим произношением слов.
4-ый день – Интеллектуально-лингвистические упражнения со словами изученной группы.
5-ый день. - Контрольный этап (проверочные словарные диктанты).
[16, с. 26]
11. Орфографические разминки и минутки
Уроки русского языка я начинаю с орфографической разминки, для которой подбираю стихи, отрывки из рассказов, сказок. Учащиеся выразительно читают, анализируют, высказывают свои мнения по содержанию, а затем работают над орфограммами. Например, отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Князь у синя моря ходит.
С синя моря глаз не сводит.
Только, полно, правда ль это?
Задания:
1.Найдите и назовите изученные орфограммы.
2.Докажите правильность написания.
3.Сгруппируйте слова по орфограммам.
4. Докажите правильность группировки слов.
12. Использование словарей.
Уже на первых уроках я знакомлю учащихся с орфографическим словарем, который в дальнейшей работе становится «настольной» книгой, часто используемой на уроках. Далее происходит знакомство со словарями разного вида – дети умеют пользоваться ими и делают это с интересом.
Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера (работа с дисками – тренажёрами) и проектора, презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе. Считаю полезным для работы обучающую программу-тренажёр по русскому языку «Фраза», который предназначен как для индивидуальной работы, так и фронтальной. При использовании данного электронного репетитора ставлю задачи: повысить уровень грамотности письма, помочь изучить и повторить правила орфографии и пунктуации, тщательно проверить знания и восполнить пробелы. [ 15 ]
Из своего опыта знаю, что крайне необходимы систематическая проверка усвоения именно опорных знаний и формирование на их основе умений и навыков учащихся. Осуществлять ее можно с помощью проверочных работ, которые позволяют выявить уровень подготовленности каждого ученика, проследить темпы его продвижения в обучении, а также своевременно обнаружить и устранить пробелы в знаниях отдельных учащихся, предупредить неуспеваемость.
На уроках я применяю различные методы обучения в зависимости от вида содержания и характера познавательной деятельности учащихся:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый.
Для активизации учебного процесса и лучшего усвоения родного языка применяю различные формы обучения:
- Игровую деятельность (дидактические игры - ребусы, кроссворды, разрезные картинки и т.д.). Приложение № 2, 4
- Внеклассные занятия, КВНы, викторины и т.д. Приложение № 8
- Проведение олимпиад по русскому языку. Приложение № 9
- Проведение различных форм урока: урок - аукцион, урок - сказка, урок - путешествие.
5) Тестирование. Приложение № 6
6) Составление схем-опор, алгоритма правил, таблиц.
Приложение № 7
От того, насколько правильно будут сформированы орфографические навыки на начальном этапе, зависит дальнейшее обучение ребёнка. Вот почему в работе при обучении младших школьников русскому языку важна установка на безошибочное письмо.
Чтобы выяснить уровень орфографической зоркости у учащихся, предлагаю детям списывание с заданием:
- Подчеркнуть все буквы на изученные правила.
Например: Засыпав белые тропинки,
Стирая свежие следы,
На землю тихие снежинки
Ложатся блёстками слюды.
Не все дети с этим заданием справляются полностью, т.е. многие орфограммы остаются не увиденными. Это говорит о том, что дети не видят «опасные места» в словах.
Способность видеть орфограммы – это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Обращаю внимание на развитие этой способности у учащихся.
Умение обнаруживать орфограмму развиваю в результате выполнения целенаправленных упражнений с постепенным их усложнением. Одним из важнейших условий формирования орфографической зоркости у учащихся является развитый фонематический слух. Пользуюсь приёмом развития умения слышать звучащее слово через звуковой анализ. Регулярно проводимый звуковой анализ способствует выработке фонематического слуха, который использую как базу для развития орфографической зоркости. Работу по формированию у детей умения видеть орфограммы начинаю со знакомства детей с основными признаками этих орфограмм сначала для гласных, потом для согласных. Данную работу очень часто провожу в игровой форме.
Анализируя свою педагогическую деятельность, я пришла к выводу, что использование различных видов упражнений по развитию орфографической зоркости благоприятно сказывается на грамотности учащихся, активизирует мыслительную деятельность учащихся, вырабатывает у них навыки сознательного применения теории на практике. Благодаря этой технологии, учащиеся смогут получить более обширную и прочную базу знаний.
Разумеется, все предложенное не является чем-то новым, но систематическая работа на каждом уроке даёт неплохие результаты в обучении грамотному письму.
III. Результативность опыта
Одним из критериев результативности опыта является оценка уровня сформированности орфографического навыка младших школьников. Результативность опыта отслеживается ежегодно посредством исходной (констатирующей), текущей (формирующей, промежуточной) и итоговой (контрольной) диагностики. При определении уровня сформированности орфографического навыка следующие критерии:
- интеллектуальный критерий, который подразумевает усвоение теоретических основ учебного материала (основных видов орфограмм);
- деятельностный критерий, который предполагает умение использовать полученные знания на практике;
- личностный критерий (имеет показатели: учебно-познавательный интерес, учебное действие, действие контроля, действие оценки).
Сочетание данных критериев может характеризовать виды учебно-познавательной деятельности, репродуктивный, продуктивный и творческо-поисковый, как уровни сформированности орфографического навыка.
Для диагностики использовались следующие методы:
- контрольные работы;
- наблюдение.
Данные динамики уровня сформированности орфографического навыка младших школьников представлены в таблицах:
Таб.1. Качество знаний учащихся по русскому языку. Анализ словарных диктантов.
Диктант № 1 | Диктант № 2 | Диктант № 3 | Диктант № 4 | ||||
2 кл | 3 кл | 2 кл | 3 кл | 2 кл | 3 кл | 2 кл | 3 кл |
% | % | % | % | % | % | % | % |
33 | 66 | 44 | 66 | 55 | 66 | 66 |
|
Рис. 1. Динамика словарных диктантов. Уровень сформированности написания словарных слов
Рис.2. Качество знаний учащихся по русскому языку. Анализ диктантов.
- Обнаруживает не все орфограммы, допускает ошибки в определении их типа.
- Обнаруживает большинство орфограмм и верно определяет их тип.
- Обнаруживает 100% орфограммы и верно определяет их тип.
- Не обнаруживает орфограммы
После такого анализа работ учащихся составляю таблицу на каждого ученика в отдельности:
Умеет решать орфогра фичес- кие задачи | Умеет обнару-живать орфограм мы | Опреде-ляет их тип | Не искажает слова при написании | Не пропускает слова при написании | Знает правила и умеет их применять | Умеет планировать деятельность с поставлен-ной задачей | Умеет работать самостоя-тельно |
Такой анализ трудоёмкий, но он необходим, так как даёт чёткое представление о сформированности орфографической зоркости каждого ученика, а это хороший материал к уроку, где проводится работа над ошибками.
Анализ результатов проверочных работ, проведённых через определённые временные интервалы, позволяет увидеть небольшой, но стабильный рост грамотности учащихся. После подведения итогов, выявляю группу учащихся с недостаточной сформированностью орфографической зоркости и провожу с ними индивидуальную работу.
Считаю, что с началом применения на практике технологий, способствующих развитию орфографической зоркости при изучении русского языка, показатели качества знаний по предмету выросли.
Рис. 3. Динамика сформированности орфографической зоркости.
Вывод: Положительная динамика увеличения количества учащихся, выполнивших работы на «5» и «4» свидетельствует о повышении грамотности и об эффективности используемых мною технологий и методов обучения на уроках русского языка.
На сегодняшний день учащиеся умеют находить орфограммы; при объяснении написания слов наряду с развёрнутым комментированием
( используют письменное комментирование); подчёркивают орфограммы, обозначают знаки проверки.
IV. Библиографический список:
1. М.С. Соловейчик, О.О. Харченко. Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе. М.: Первое сентября, 2010. – с.100.
2. Трибуна учителя: опыт Белгородчины по развивающему обучению.
М.: Начальная школа, 2002. – с. 313.
3. Львов, М.Р. Правописание в начальных классах: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1998.
4. Т.Д. Бочкарёва. Предупреждение ошибок.//Начальная школа. 2001.-№3, - с. 17-20.
5. В.Я. Булохов. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся// Начальная школа. – 1991.-№1.- с.23 – 25.
6. М.О. Арсентьева. О развитии орфографической зоркости младших школьников// Начальная школа.- 2005.-№ 4. – с.28.
7. Тоцкий П.С. Орфография без правил. М.: Просвещение, 1991.
8. М.Р. Львов. Правописание в начальных классах. Издательство: АСТ -2001.
9. М.С. Соловейчик. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения. М., 1999.
10. Е.В. Головко. Работа по развитию речи – один из путей повышения письменной грамотности младших школьников// Начальное образование.-2008.-№ 4.-с.40-43.
11. ФГОС начального общего образования
12. Г.И. Мацкевич. О работе по УМК «начальная школа XXI// Начальная школа.- 2008. № 4.-с. 92-93.
13. Л.А. Фролова. Структура орфографической зоркости и условия
её развития у младших школьников// Начальная школа. – 2001.- № 1.-
с. 41-47.
14. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «начальная школа XXI века»/Н.Ф. Виноградова.-М.: Вентана – Граф, 2010.-144с.
15. Программа-тренажёр по русскому языку «Фраза» для 1-9 классов
16. А.П. Мишина «словарно – орфографическая работа на уроках русского языка// Начальная школа. – 2007. № 8. – с. 26 – 31.
17. Сайт http://festival.1september.ru/articles/
Виды работ над словами с непроверяемыми орфограммами.
18. Сайт http://school12szn.ucoz.ru/publ/6
Выработка орфографической зоркости на уроках русского языка.
Приложения к опыту.
Задания на развитие орфографической зоркости
и формирование познавательного интереса к предмету.
Приложение № 1
1. Задание: найти и выделить правильный ответ.
Слова | ответ | Слова | ответ | |
1 2 | 1 2 | |||
б . атон г . зета г . рох | а о о а о а | ко …ектив а…ея ко…идор | л лл лл л рр р |
2. Замена описательных оборотов словами-синонимами.
Задание: вместо описательного оборота подобрать слово-замену и вставить пропущенную букву.
(карточка)
описательные обороты | слова |
1. Ящичек для ручек, карандашей. 2. Коллективная поездка, посещение чего-нибудь. 3. Собрание однородных предметов. 4. Собрание засушенных растений. 5. Помещение, где хранятся и выдаются книги. | г…рбарий б…бл…отека п…нал ко…екция …кскурсия |
3. Словарно-орфографическая работа.
В..сна, со..нце, радос..ный, б..гут, лё..кий, звёз..ная, гр..мыхать, голу..ь, тра..ка.
- На какие три группы можно разделить слова?
( по частям речи, по орфограммам)
- Записать слова в тетрадь, решить орфографические задачи, доказать выбор букв письменно (проверочные слова).
Приложение № 2
Игры.
Игра «Выбери три слова»
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.
I | рыбка | вьюга | чулок | II | подъезд | склад | ворона |
дубки | варенье | чучело | съемка | град | ворота | ||
гриб | ручьи | чум | подъем | клад | воробей |
Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
огород | парк | море | школа | столовая | зоопарк |
гря-ки | доро-ки | пло-цы | кни-ки | хле-цы | кле-ка |
кали-ка | бере-ки | фла-ки | обло-ки | пиро-ки | марты-ка |
реди-ка | ду-ки | ло-ки | тетра-ка | сли-ки | тра-ка |
морко-ка | ли-ки | остро-ки | промока-ка | голу-цы | реше-ка |
Задания:
Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
Составить предложения, используя данные слова.
Игра « Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
жыил | ански | кьоинк |
лыжи | санки | коньки |
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)
Игра « Клички»
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
Игра. Найди «лишнее слово»
Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.
МАК | РОМАШКА | РОЗА | ЛУК |
КОШКА | СОБАКА | ВОРОБЕЙ | КОРОВА |
БЕРЕЗА | ДУБ | МАЛИНА | ОСИНА |
КОРОВА | ЛИСА | ВОЛК | МЕДВЕДЬ |
Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?
Приложение № 3
Виды диктантов
1. Слуховые
Прослушайте диктант и запишите под диктовку предложения.
Диктант №1
Гуси.
За селом широкий луг. На лугу пруд. Тут гогочут гуси. Гусиная семья мирно щипала сочную травку. Антон взял гибкий пруд. Стал дразнить гусей. Зашипел гусь, вытянул шею. Кинулся на мальчика. Больно ущипнул Антона. (33слова).
Диктант №2
Сливы.
Вот сад. На деревьях весят чудные сочные сливы. Илья живо залез на забор. Начал рвать крупные плоды. Вдруг из ворот вышел садовник. Он вынес ведро душистых слив. Стал угощать ребят. Стыдно Илье. (32 слова)
2. Зрительные
Выборочный диктант: спишите из ряда слов глаголы и подчеркните в них все орфограммы.
Рисует, жук, пишет, белый, дуб, рассориться, живет, речной, бежать, дома, верный, содержание, привез, пыхтит, папа, паровоз, побежал, сильный, лишний, решили.
Прочитайте диктант, выделите орфограммы, подберите проверочные слова. Спишите текст.
Опять на дворе зима. Мороз. Свистят холодные ветры. Мы живем в селе. В нашей избе стоит печка. Печку надо топить. Мы должны пилить и колоть дрова.
На лесной опушке стоит молодая березка. На верхушке деревца ворона свила гнездо. Там живут птенцы. Вороны сторожат их и учат летать. Не ходи близко!
Почему ландыш белый? Ландыши растут в тенистых местах. В сумраке леса насекомым хорошо видны только белые цветы. Учись разгадывать загадки природы.
3. Самодиктанты (списывание)
Прочитайте текст. Найдите в тексте слова, с орфограммами, подберите к ним правило и проверочное слово. Спишите внимательно текст. Проверьте.
Рыбалка.
Павлик и Юра - братья. Они живут в селе Нива. Днем мальчики пошли на рыбалку. Вот и речка Клязьма. Ребята стали рыбачить. Рядом сидел кот Васька. Юра тащит окунька. Эту рыбку дали коту. Васька был рад. Павлик поймал щуку. (38 слов).
4. Словарный диктант
Назови одним словом и подчеркни орфограмму:
Лиственное дерево с белой корой (береза);
Человек, совершающий подвиги, необычайно храбрый (герой);
Место за городом, где останавливаются или временно живут (дача);
Еда утром, до обеда (завтрак);
Прием пищи в середине дня (обед);
Участок земли, где устроены грядки с овощами (огород);
Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров (автобус);
Овощ с продолговатым зеленым плодом (огурец);
5. Контрольный диктант
ДИКТАНТ.
Осенью.
Мы часто ходим в ближайший лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз.. падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом. (41 слово)
Слова для справок: ходим, воздухом.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
- Выпишите из текста однокоренные слова, выделите корень
- Слова РУССКИЙ, ЛИСТЬЯ разделите для переноса.
6. Списывание с грамматическим заданием
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
- Найдите границы предложения.
- Списать, ставя, где нужно, знаки препинания.
В декабре.
На улице стоит слабый мороз солнце посылает на землю яркие лучи под ногами хрустит снег дорога укатана санями небо над землёй стоит чистое и высокое днём можно увидеть на небе молодой месяц в лесных ручьях течёт светлая и прозрачная вода на дне ручьёв видны сухие листочки и травинки. (51 слово) (По И. Соколову- Микитову)
- Разобрать по составу слова: ТРАВИНКИ, ЛИСТОЧКИ.
Приложение № 4
Нетрадиционные упражнения на отработку орфограмм
Упражнение "Внимательные руки".
Цель: развитие слухового сосредоточения, фонематического слуха, закрепление учебного материала через использование двигательного анализатора.
Описание. Учитель произносит слова с согласными на конце; в паузе между словами дети поднимают руку: правую - если окончание твердое; левую - если окончание мягкое.
Задачи, которые стоят перед детьми:
1) держать в памяти инструкцию;
2) сосредоточиться на восприятии слуховой информации;
3) выделить в ней окончания слов;
4) классифицировать выделенные окончания, т.е. отнести их к категории "твердое" или "мягкое";
5) отреагировать соответствующим движением.
Сложность содержания упражнения при внешней простоте действия облегчается возможностью наблюдать за другими и подражать им. Учитель легко может выделить детей, испытывающих трудности, связанные с недоразвитием фонематического слуха.
Упражнение "Найди мягкий звук".
Цель: развитие внимания, фонематического слуха.
Описание. Учитель, бросая мяч, называет слово с мягким знаком в середине. Ученик, бросая мяч обратно, называет согласный, который звучит мягко.
В этом упражнении задача упрощена, так как не нужно подыскивать речевую ассоциацию. Оно может быть рекомендовано для детей с трудностями фонематического анализа
Разгадывание кроссвордов:
1. Большое полосатое животное(тигр)
2. Синий полевой цветок (василек)
3. Длинноногая птица (аист)
4.Черное животное семейства кошек (пантера)
5. Существо, носящее на себе домик (улитка)
6. Лохматый, косолапый (мишка)
7. Рогатая, бодатая (коза)
8. Речная рыба (карась)
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 |
1) Игра «Третий лишний». Вычеркни лишние слова.
Лес, лестница, лесничий. Смешной, смешать, смешить.
2) Игра «Назови ошибку». Выдели сло-ва, обозначающие предметы.
Кукла, дом, море, вышла, ученик. Парта, солнце, железный, дверь, моряк.
3) Найди «опасное место». (Учитель произносит слова, а дети, как только услы-шат звук, которому при письме нельзя «до-верять», хлопают в ладоши.)
Зуб, папа, лес, мягкий, поле, зима. Сосна, стол, парта, лесной, ком.
Приложение № 5
Словарно-орфографическая работа
В..сна, со..нце, радос..ный, б..гут, лё..кий, звёз..ная, гр..мыхать, голу..ь, тра..ка.
- На какие три группы можно разделить слова?
( по частям речи, по орфограммам)
- Записать слова в тетрадь, решить орфографические задачи, доказать выбор букв письменно (проверочные слова).
Словарь в стихах
Дача
Созрели на даче картофель, капуста,
Фасоль, что весной посадили так густо,
Арбуз полосатый, седой баклажан.
Пиши слова эти всегда с буквой «а».
Платье
Пальто, платье и платок
С буквой «а» пиши, дружок.
Не забудь про сапоги!
«А» да «о» им не враги.
Закат
Запах, запад и закат
Пишем, дети, с буквой «а».
Орфографическая разминка.
1)Поднимайте сигнальные карточки с нужным парным согласным.
2) Вставьте пропущенные буквы. Объясните выбор .
Ено. - красавиц смотрит вни.,
Там потянулась сла.ко ры .ь,
Плывёт могучий бегемо.,
Медве.ь над нерпою ревет,
И белый голу. ь там летает,
Всех отдохнуть нас приглашает.
Приложение № 6
Тест по теме: "Имя существительное”. 3 класс
1. Напиши существительные, которые относятся:
к 1-му скл. | ко 2-му скл. | к 3-му скл. |
____________________ | ________________________ | ________________________ |
____________________ | ________________________ | ________________________ |
____________________ | ________________________ | ________________________ |
____________________ | ________________________ | ________________________ |
2. Запиши слова в три столбика.
Печь, деревня, небо, конь, помидор, радость, крыши, дядя, старость, лагерь, рыба, сноп, капля, облако, рожь, честь, дороги, полночь, букварь, сеть.
____________________ | ________________________ | ________________________ |
____________________ | ________________________ | ________________________ |
____________________ | ________________________ | ________________________ |
3. Просклоняй существительные: беседка, окно, отец, осень.
И.п.____________________ | ________________________ | ________________________ |
Р.п.____________________ | ________________________ | ________________________ |
Д.п.____________________ | ________________________ | ________________________ |
В.п.____________________ | ________________________ | ________________________ |
Т.п.____________________ | ________________________ | ________________________ |
П.п.____________________ | ________________________ | ________________________ |
4. Прочитай текст, вставь пропущенные буквы. Укажи склонение и падеж всех имен существительных.
Прошло знойное лето. Наступила з__л__тая осень. Загл__ни в лес. По __пушкам р__стутгр__бы. Среди пожухлой тр__вы кр__снеют под__синовики. По краю ельника можно найти сколь__кие грузди, душ__стые рыж__ки. Старые пни покрыты __пёнками. Моховые болота усыпаны румяной клюквой.
5. Вставь (если нужно) на конце существительных мягкий знак.
Реч__, врач__, вещ__, луч__, сторож__, ноч__, мыш__, лож__, багаж__, чертёж__, глуш__, плащ__, товарищ__.
Приложение № 7
Алгоритмы – памятки
1. При списывании:
- Внимательно прочитай предложение.
- Повтори его, не пользуясь текстом.
- Найди в предложении все орфограммы.
- Прочитай предложение орфографически.
- Начинай писать, диктуя себе по слогам и подчёркивая орфограммы.
- Сверь с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
2. Письмо по памяти:
1. Орфоэпическое чтение текста, работа по содержанию.
2. Орфографическое чтение учителем, детьми.
3. Орфографическая работа.
4. Упражнение в запоминании.
5. Орфографическое чтение вслух.
6. Запись текста.
7. Проверка
3. Памятка работы над ошибками.
1.Запиши и подбери проверочное слово. /проверяемое написание/
(Зима –зимы. Сказка – сказочка. Грустный – грустит).
2.Подбери 3 слова на это правило.
( Москва, Зарайск, Луховицы, Смоленск. Объезд, съёмка, въехал, съли.
Молодёжь, дочь, речь, рожь. Лыжи, жила, пружина, жизнь.)
3. Напиши целую строку. /непроверяемое написание/
(Собака, собака, собака, собака, собака, собака, собака.
Рисовали, рисовали, рисовали, рисовали, рисовали.)
3. Главное правило грамотного ученика: Никогда не пиши сразу букву, в которой ты сомневаешься.
1.Реши орфографическую задачу.
2.Справься в словаре.
3.Спроси у взрослого.
4.Оставь пустое место.
4. Цепочка действий при записи слов:
1.Слушаю
2.Услышу
3.Выберу букву( проанализирую, решу орфографическую задачу)
4. Напишу
5.Проверю
Приложение № 8
КВН «Знатоки русского языка»
Ход игры
I. Вступление.
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, уважаемые участники нашего КВНа! Но, главный гость сегодня– его величество русский язык.
Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Наш КВН, девиз которого:
«Хочу всё знать!»
Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»
Сегодня мы проведём КВН и узнаем лучших знатоков русского языка.
В нашей игре участвует 4 команды:
1 класс – «Букварики»;
2 класс – «Умнички»;
3 класс – «Знатоки»
4 класс – «Грамотеи»
Команды посовещались и выбрали капитанов. Капитаны команд представьтесь.Победителей КВН определит наше уважаемое жюри… (Представляются члены жюри.)
Напоминаю правила игры.
1. На обсуждение вопроса даётся1 минута.
2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан– подать сигнал. (поднятие руки)
3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
4. Если команда даёт неправильный ответ, у других команд есть время для обсуждения.
- Итак, начинаем КВН. Команды готовы? (ответ)
Всем командам желаю успеха.
II. Игра
РАЗМИНКА.
- Команды подготовятся к приветствию друг друга.
Ведущий. А сейчас, команды, поприветствуйте друг друга.
БУКВАРИКИ (хором).
Мы весёлые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием сегодня
Будем в КВН играть.
УМНИЧКИ (хором).
Мы отвечаем дружно,
И в том сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
ЗНАТОКИ (хором).
И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование.
Ведёт к победе не судьба,
А только наши знания.
ГРАМОТЕИ (хором).
И соревнуясь с вами,
Останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней,
А наша дружба крепнет с ней.
Первое задание командам.
1 класс – Подчеркните одинаковый звук в словах.
Арбуз, аист, аквариум, астра,
2-4 классы: Подчеркните твёрдые согласные в скороговорке.
«Летели лебеди с лебедятами». (т)
За правильный ответ – 3 балла.
Второе задание командам.
Расшифруйте слова, найдите «лишнее» слово.
Зоар (роза),
атрас (астра),
дышнал (ландыш),
нолс (слон).
За каждое слово– 1 балл. За «лишнее»слово – 1 балл.
Третье задание командам.
1 класс – Грамматическая арифметика. Составь слова.
Череп-еп+ё+муха= (черёмуха)
Чистый-ый+o+тел= (чистотел)
2-4 классы - Разгадайте ребусы.
Р 1 а, с 3 жи, 7 я. (Родина, стрижи, семья.)
За каждый ребус– 2 балла.
Четвертое задание командам.
За одну минуту составьте и запишите «цепочку» из слов. Последняя буква первого слова является первой буквой следующего слова.
Альбом– …
За каждое слово– 1 балл.
Пятое задание командам.
Назовите предмет, о котором идёт речь.
1.Зелёный, продолговатый, сочный… (огурец)
2.Маленькая, серая, пугливая…(мышка)
3. Белое, пушистое, лёгкое…(покрывало)
4.Ветвистая, зелёная, колючая…(елка)
5.Вкусный, сочный, алый… (арбуз)
6. Новая, интересная, библиотечная… (книга)
7.Красное, спелое, сладкое… (яблоко)
8. Жёлтые, красные, осенние…(листья)
За правильное слово - 1 балл.
Физминутка
Игра«Летит, летит по небу шар».
Я скажу небольшой текст, а вы постарайтесь его запомнить:
Летит, летит по небу шар,
По небу шар летит.
И знаем мы, что этот шар
До неба долетит.
Текст повторяется вместе с залом. Слова летит, шар, небо и мы замените движением рук:
сначала заменяется слово «шар»,потом слова«небо», «летит»,«мы»:
- «шар»- круг руками в воздухе,
- «небо»- палец вверх,
- «летит»- руки в стороны,
- «мы»- ладонью показывают на себя, прижав её к груди.
Шестое задание командам.
Составьте как можно больше слов, используя буквы из слова
р а с п о р я д о к
За каждое слово– 1 балл.
Седьмое задание командам.
1 класс- «Сбежавшие гласные»
Ведущий. Ваша задача: вставить пропущенные гласные буквы.
:с..б..к.., р..б..т.., м..л..к.., м..ш..н.., м..дв..дь.
За правильно выполненное задание – 1 балла.
2- 4 класс - «Шифровка».
Ведущий. Пользуясь алфавитом, прочитайте зашифрованную загадку и отгадайте её.
12 20 16 4 16 3 16 18 10 20 15 1 3 19 6 23 33 9 29 12 1 23? (Эхо.)
За правильно составленную загадку -1 балл; за отгадку –1 балл.
III. Подведение итогов.
Ведущий.
Вот и закончился наш КВН. И, как ни грустно, но нам пора расставаться. Мне остаётся поблагодарить вас за активное и дружное участие в нашем КВНе, за отличное знание родного русского языка.
Заключительное слово предоставляется председателю жюри.
Приложение № 9
Олимпиада по русскому языку. 2 класс
1.Сколько раз в стихотворении встречается звук «Ш»?
- Ты скажи мне, милый ёж,
Чем ежиный мех хорош?
- Тем он, лисонька,хорош,
Что зубами не возьмёшь! ________________
2.Закончи фразеологизм подходящим словом (фразеологизм– устойчивое сочетание слов):
Голоден как____________
Изворотлив как ___________
Нем как ______________
Болтлив как __________
Как мокрая _____________
3. Впиши названия
Звери рыбы
ь | ||||||
ь | ||||||
ь | ||||||
ь |
| ь | |||||
ь | ||||||
ь | ||||||
ь |
4. Отгадай шарады:
1)Первое – предлог.
Второе– летний дом.
А целое порой
Решается с трудом. ______________
2)С буквой “К”я в школе на стене,
Горы,реки есть на мне.
С буквой“П” – от вас не утаю –
Тоже в школе я стою.____________________
5.Запиши как можно больше слов, в которых есть слово«ель»:
________________________________________________________________
6.Составь как можно больше слов из слова К А Р Т О Ф Е Л Ь.
_________________________________________________________________
7. Кто эти животные?
Лёзок, кута, дашоль, лёсо, оварко, сугь, путех, цурика, воца, азок.
__________________________________________________________________
8. В каждом ряду найди лишнее понятие и подчеркни его.
Рядом запиши обобщённое название этих предметов:
1.Василий, Фёдор,Иван, Петров,Семён - ______________________________
2.Молоко, сметана,сыр, мясо, простокваша- ____________________________
3. Дождь,снег, град, гололёд- _________________________________________
4.Футбол, волейбол,хоккей, плавание,баскетбол - ________________________
9.Прочитай«заколдованные»слова и вычеркни в каждом из них лишний слог:
сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки
10. Составьте и запишите «цепочку»из слов.
Последняя буква первого слова является первой буквой следующего слова.
Альбом– _______________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.
Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...
Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.
Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...
Выступление на МО учителей начальных классов "Ключевые компетентности учителя начальных классов"
Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО. Виды компетентностей....
Инструкции по курсовой подготовке учителей начальных классов "ИКТ- компетентность учителя начальных классов"( модуль2)
Данные подробные инструкции составлены для учителей начальных классов, которые проходят курсовую подготовку по теме"ИКТ-компетентность учителя начальных классо" ( модуль2). Эти инструкции составлены о...
Сообщение на МО учителей начальных классов "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учителя начальных классов"
Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеск...
Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов
Данный материал представляет собой самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов....
Практические рекомендации учителя-логопеда учителю начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС
Практический материал для учителей начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов...