Обобщающий урок по теме "Написание заглавной буквы". 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Титова Татьяна Владимировна

Обобщающий урок по теме "Написание заглавной буквы" (с использованием интерактивной доски)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr.urok11.03.2013.titova.doc889.5 КБ

Предварительный просмотр:

День Открытых дверей ГБОУ СОШ №830

Обобщающий урок русского языка во 2 классе на тему

« Написание заглавной буквы  в словах».

Учитель: Титова Татьяна Владимировна.

Цель урока:

 - формирование целостного представления о написании заглавной буквы в начале предложения и в  именах собственных;

 - формирование навыков правописания имён собственных;

 - формирование навыков самоконтроля;

 - развитие речи.

Оборудование учителя: проектор, экран, интерактивная доска.

В центре  магнитной доски запись «Заглавная буква начинает» и отдельные записи: начало предложения; имена отчества,  фамилии людей; клички животных; географические названия.

Оборудование учащихся: веер букв гласных, пригласительные конверты, внутри которых карточки со стихотворением ( по количеству уч-ся), тест.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

– У вас на столах лежат пригласительные конверты - сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие. Готовы? А, куда, вы узнаете немного позже. Перед началом путешествия давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. А теперь повернитесь и улыбнитесь нашим гостям. Садитесь.

II. Сообщение темы урока

– Теперь  в запасе у  всех хорошее настроение, отправляемся в путь. А  куда мы отправляемся, подскажут новые словарные слова.

-  А какие слова мы называем словарными? ( орфограммы в которых нельзя проверить, а надо запомнить) Молодцы!

 III. Работа со словарем.

  1. Повторение изученных слов.

Давайте  сначала повторим те словарные слова, которые мы уже знаем. Будьте внимательны.

Работа с веером букв гласных.

Орфографическое чтение слов на доске, объяснения написания некоторых слов, после чего на интеракт. доске открывается буква.

         

  1. Новые словарные слова.

Новые слова, которые помогут узнать, куда же мы отправляемся, вы сможете узнать, разгадав ребусы(слайд №2).

Итак,  мы отправляемся, в загадочный город, на улицу…. Но смотрите!

Слайд №3

Ворота города закрыты. Надо доказать, что мы с вами достойны попасть туда, ведь мы  знаем и любим русский язык. Давайте сделаем разбор новых словарных слов.

Начнем с транскрипции (дети записывают транскрипцию слова [горат] и объясняют, какой звук обозначает каждая буква).

Прочитайте это слово орфографически. (Город)

состоит из двух слогов, ударный слог

 -Сколько орфограмм в этом слове? ( две орфограммы: безударная непроверяемая гласная и парный согласный на конце  - учащиеся подбирают проверочное слово).

Аналогичная работа – слово улица.

IV. Определение темы урока

Слайд №4

Мы  с вами попали в город, но в город необычный. В город Орфограмм. В нём много улиц.

-  Как вы думаете, каких? (ответы учащихся с названий улиц –орфограмм русского языка)Заглавных букв . (открываю запись на магнитной доске  «Заглавная буква начинает»).

- Верно! Но как узнать, на какую улицу нам необходимо попасть? На пригласительных конвертах есть подсказка.  Прочитайте:

 Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове не зря и не просто

Буква такого высокого роста…

- Как вы думаете, какую же улицу нам выбрать? (Улицу Заглавных букв)

- Догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О правописании слов с большой и маленькой буквы)

V. Решение ключевых задач по теме «Заглавная буква»

1. Начало предложения.

Улица  Заглавных  букв велика, но всё самое важное   собирают обычно в музее. Давайте мы с вами и отправимся в исторический музей Заглавных букв и узнаем там всё о его жителях.

Название музея зашифровано в буквах и знаках  (слайд №5)   КАКВАСЗОВУТ.?!

- Какие слова могут составить предложение – название исторического музея?

- Что такое предложение? (Предложение – это слово или несколько слов, в которых содержится законченная мысль. )

- Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?

Нужно разделить написанное на слова и выбрать нужный знак.)

- Как на письме обозначить начало предложения? (На письме первое слово записывается с заглавной буквы)

 -Какая же первая работа у Заглавных букв? ( показывать начало предложения)

(на магнитной доске под словами «Заглавная буква начинает» появляется первая запись «начало предложения»)

– Запишем предложение: Как вас зовут? (Обратить внимание на  соединений букв, наклона, ширины и высоты букв)

2. Имена  людей.

Проходим в первый зал (слайд №6)

Зал №1 «Почему нас так зовут?» На интерактив. доске герои закрыты «шторкой».

Чтобы ответить на этот вопрос проведём небольшую литературную викторину.

   В чашечке тюльпана на зелёном листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Её так и звали …(Дюймовочка) Почему автор назвал девочку Дюймовочка? (За её маленький рост.) Дюйм – это чуть больше двух с половиной сантиметров.

запись: «Дюймовочка». – Как будем писАть? Почему? (имя собственное).

Имя героя записывается учащимся на доске с проговариванием.

2) Девочка, беленькая, как снежок и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня … (Снегурочка).

- Почему народ назвал героиню сказки Снегурочка? (За то, что она была сделана из снега). Запись слова

3) А теперь попробуйте вспомнить, как и почему  зовут этого мальчика?

 Запишем и его имя.

Ребята, у всех – всех  имён есть что-то общее в написании. Что же это? (заглавная  буква)

-Какая же ещё очень важная работа есть у заглавной буквы? (начинать имена людей) Почему? Потому что это имена собственные.

(на магнитной доске под словами «Заглавная буква начинает» появляется вторая  запись «имена сказочных героев).

Отправляемся в другой зал (слайд № 7)

Зал №2 «Так было.» 

- Какие же были имена раньше?

Вот некоторые из русских имён: Перва, Черныш, Мал, Добр, Умник, Зим, Кот.

Одни русские имена часто были характеристиками людей. (Добр, Умник) Иногда человеку давалось числовое имя: родился первый ребёнок в семье – его назвали Перва. По внешнему виду (Черныш, Мал). Имя могло отражать время его рождения в году: Зим. Давались имена, связанные с животным миром (Волк, Кот).

Был и другой период в истории русских имён, когда их выбирали по церковным календарям. Имя давалось в соответствии с именем святого, которое приходилось на день рождения или крещения ребёнка по календарю.

Уже более 100 лет родители свободно выбирают детям имена, независимо от календаря.

– Какие? Перейдём в другой зал. (слайд №8 )

Прочитайте его название.

Зал №3 «Ты и твоё имя.»

– У каждого из нас есть своё имя. Напишите своё имя. Я дотронусь до плеча, а вы прочитайте написанное. Почему в классе есть дети с одинаковыми именами, а они написали по-разному? (Имена одинаковые, но кто-то написал полное имя, а кто-то сокращённое.)

Но как вы все написали своё имя? (С заглавной буквы) Почему? (Потому что это имя собственное.)

(на магнитной доске под словами «Заглавная буква начинает» появляется третья запись «имена людей»)

– А задумывались ли вы над тем, что значит ваше имя?

Многие имена перешли к нам из других языков. (Толкование некоторых имён.) Сравните значение женских и мужских имён. Что скрыто в них? (В женских именах доброта, нежность, ласка, в мужских – сила, мужество, смелость.) Вам задание, узнайте дома о значении своего имени.

А сейчас я посмотрю, как хорошо вы запомнили то, что нам рассказал музей.

Чтоб ошибок избежать,

Мы зоркость будем развивать.

Сейчас проверить сможешь сам

Своё внимание к словам.

Спишите предложения правильно. (Самостоятельная работа с последующей проверкой на интеракт.доске: (слайд № 9)

VII. Физкультминутка

- А сейчас, ребята, попрошу вас встать. Физкультминутку выполним следующим образом.

Если вы услышите слово, которое надо писать с маленькой буквы, то присядьте, услышав слово, которое надо писать с большой буквы, встаньте и поднимите высоко руки.

Мальчики, постарайтесь запомнить мужские, а девочки -   женские имена.

(Юрий, космонавт, Андрей, пилот, Марина, ученица, солнце, Борисов, Семёнова, Таня, тетрадь, Оля.)

- Сколько женских имен было названо и сколько мужских? (3 женских, 2 мужских)

3. Клички животных. Проходим с следующий зал (слайд №10)

Зал №4 «Клички животных.»

Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь  в этом зале?

 - Какая же ещё работа есть у заглавной буквы? ( появляется на доске : «начинать слова – клички животных».)

Самостоятельная работа.  Соединить названия и клички животных.

Знаете ребята, остался в музее лишь один зал. Как вы думаете, какая же ещё работа есть у заглавной буквы? ( выслушать все ответы)

 -А как можно объединить названия городов, рек, планет, гор, рек, стран…?

4. Географические названия. (слайд №11 )

Зал №5 «географические названия.»

Прочитайте текст на доске

Город Санкт – Петербург стоит на реке Неве. Эта река вытекает из Ладожского озера и течет в Финский залив Балтийского моря.

 - Какие слова написаны с большой буквы? Почему? Что они называют?

 - Какая ещё работа у заглавных букв? ( появляется надпись «начинать географические названия»)

VIII Физ.минутка для глаз.

Прежде, чем выполнить моё задание в тетради, давайте глазками покажем, как поднимаются волны  в Финском заливе Балтийского моря. . Рисуем волнистую линию справа налево и наоборот.

Молодцы! Запись первого словосочетания город Санкт – Петербург с проговариванием на инт.доске.

А теперь 1 ряд запишет название реки, второй ряд название моря а третий ряд – название озера.

река……      море…… озеро ….    

IХ. Подведение итогов урока ((слайд №12 )

Вот и закончилась наша экскурсия по  городу Заглавных букв. Загляните в пригласительный конверт. На память о путешествии, вы получаете в подарок вот эту карточку со стихотворением. Это то же стихотворение, что и в адресе, но оно немного длиннее! Давайте прочитаем его до конца:

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак!

- Когда же будем писать заглавную букву в словах? ( уч-ся отвечают по слайду доски, опорным словам на магнитной доске, которые складывались в ходе урока и по строчкам стих-я).

 (Если время осталось, обобщение можно провести в форме  теста).

Сегодня вы были настоящими знатоками русского языка. Особенно порадовали меня знания …, …,  ……, …..  назвать уч-ся), которые получают в дневники «пятерки» за урок.

Х. Домашнее задание.    (слайд №13 )

Упражнение 102. *Выучить стихотворение о Заглавной букве, **раскрыть тайну своего имени.

Наше занятие закончено. Спасибо  за урок!

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: «Заглавная буква «К». Письмо заглавной буквы «К». ОС «Школа 2100», 1 класс

Согласно требованиям ФГОС, урок ориентирован на новые образовательные результаты. Учащиеся получают возможность для формирования положительного мотивированного отношения к процессу обучения, адекватно...

Урок обучения грамоте "Заглавная буква Э. Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами"

Познакомиться с заглавной буквой Э, с людьми искусства, с энциклопедиями...

Конспект урока русского языка "Заглавная буква", 1 класс

Конспект урока русского языка "Заглавная буква", 1 класс...

Урок русского языка "Заглавная буква в именах собственных" 2 класс

Урок - путешествие в страну заглавных букв.Форма урока выбрана с учётом возрастных особенностей детей, что способствует активации познавательной деятельности учащихся, возбуждению интереса к познавате...

Презентация к уроку русского языка "Заглавная буква в именах собственных". 1 класс

Тема урока: Заглавная буква в именах собственных. 1 класс. Программа "Начальная школа 21 века". Цели и задачи материала: активизация познавательной деятельности учащихся; помо...