Сложные слова.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме


Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип урока МДО: урок- применение.

Тема: Сложные слова.  Лексическое значение сложных слов.

Обобщение: значение сложных слов складывается из значений тех слов, от которых они образованы.

Ход урока.

  1. Словарная работа.

Запишем несколько словарных слов: акварель, аллея, декабрь, малина, футбол, сумма. Что вы можете сказать об этих словах?

(В русском языке  много разных слов).

  1. Мотивация.

Как выдумаете, как связаны наши словарные слова и слово «лексика».

 (На доске написано слово «лексика»).

Что это за слово?

Что такое «лексика»?

Выслушать детей и рассказать, что лексика – это наука, которая занимается изучением значения слов.

Объясните значения словарных слов.

Какие слова мы изучали на прошлых уроках? (Сложные слова).

Вот, например сложные слова:

1. Мукомол.

2. Зимородок.

3. Трехтонка.

4 Хронометр.

5. Шестигранник.

6.Честолюбие.

7. Бурелом.

Вот, например, слово  «бурелом».

Как вы думаете, что оно обозначает?

Дети высказывают гипотезы, учитель их записывает.

Как много версий! Какая из них верная?

  1. Работа в малых группах. Выдвижение гипотез.

Давайте поработаем с другими словами.

Определите цель нашей работы. (Определить значения сложных слов).

Каждая группа обсудит значение одного из слов этого списка и запишет версии в свой список.

  1. Мукомол
  2. Зимородок
  3. Трехтонка
  4. Хронометр
  5. Шестигранник
  6. Честолюбие

Дети работают в группах 5 минут.

  1. Обмен информацией.

Один участник группы представляет  результат работы группы.

Что можно сказать о ваших работах?

(Все выдвинули несколько версий и неизвестно, какая из них верная).

Как это определить? Нужно воспользоваться словарем.

Какой словарь может нам помочь? (Работа по выставке словарей).

Какие трудности могут возникнуть при поиске значения слова?

(Мы ищем значение сложного слова).

Какое правило нужно вспомнить? (с.78).

  1. Работа в малых группах.

Дети в группах работают еще 5 минут, определяют значение слова по словарю.

  1. Обмен информацией. Организация информации.

Один участник группы представляет  результат работы группы.

Второй прикрепляет на доску по схеме: слово – предположение - значение по словарю.

Мукомол - тот, кто занимается размолом зерна на муку; владелец мукомольни.

 Зимородок - большеголовая птица с красивым оперением и длинным клювом, живущая у воды. 

Трехтонка - автомобиль грузоподъемностью в три тонны.

Хронометр - переносные пружинные часы, отличающиеся большой точностью хода. Точные астрономические часы с балансиром. Часы с особо точным ходом.

Шестигранник -  геометрическое тело, ограниченное шестью  гранями.

Честолюбие - любовь к почестям, стремление к ним.

  1. Анализ информации. Обобщение.

Сравните собственные предположения с толкованием словаря. Какой вывод вы сделали? (Мы учитывали значения двух слов).

Обобщение: значение сложных слов складывается из значений тех слов, от которых они образованы.

  1. Для закрепления выполним задание. Я называю слова – вы составляете сложное слово и пробуете его объяснить.

Лира и хвост – лирохвост, большие ноги - большеног, нос и рога - носорог, утка и нос – утконос, вуаль и хвост- вуалехвост, лиса и пёс – лисопёс.

  1. Домашнее задание.

Определить значение слов: автограф, сухостой, домосед.



Предварительный просмотр:

Слово «мукомол».

 Предположения.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Слово «мукомол».

Значение слова по словарю.

Слово «зимородок».

 Предположения.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Слово «зимородок».

 Значение слова по словарю.

Слово «хронометр».

 Предположения.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Слово «трёхтонка».

 Значение слова по словарю.

Слово «трёхтонка».

 Предположения.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Слово «хронометр».

 Значение слова по словарю.

Слово «шестигранник».

 Значение слова по словарю.

Слово «шестигранник».

 Предположения.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Слово «честолюбие».

 Предположения.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Слово «честолюбие».

 Значение слова по словарю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Сложные слова . Образование сложных слов .

Открытый урок по русскому языку в 3 классе...

введение понятия "сложные слова", образование сложных слов

На уроке создаются условия для самостоятельного определения нового понятия, темы и целей урока, используются игровые, информационные технологии, парная работа....

Конспект урока для 4 класса. Школа России. Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах

Конспект урока русского языка.Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах Цели деятельности учителя: различать сложные слова, находить в них корни; наблюдать за правописанием сло...

Учебно-методический комплект по русскому языку для 2 класса на тему "Сложные слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного"

Цели: учить делить слова на группы: слова-названия предметов одушевленные и неодушевленные; формировать умение выполнять разбор сложных слов....

Тема урока Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах

Конспект урока по теме " Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах" с презентацией....

Технологическая карта урока русского языка "Сложные слова. Образование сложных слов".

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе Занкова "Сложные слова. Образовние сложных слов"...

Понятие о сложных словах. Образование сложных слов.

Расширить знания о составе слов русского языка, познакомить учащихся с новым понятием "сложные слова"....