Методическая разработка раздела программы
методическая разработка (русский язык, 2 класс) на тему

Голубева Светлана Владимировна

Медическая разработка раздела программы по русскому языку для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века". Урок на тему: "Приставка как часть речи."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdel_programmy_golubevoy_s._v.docx102.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10 г. Павлово

Методическая разработка раздела учебной программы

Работу выполнила:

Голубева Светлана Владимировна

учитель начальных классов

МБОУСОШ № 10

Павлово  2013г.

Пояснительная записка.

     Рабочая программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.

Целями обучения русскому языку являются:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;

- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;

- развитие устной и письменной речи учащихся:

- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

     Программа курса «Русский язык» реализует задачи ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке, формирование умений и навыков грамотного безошибочного письма, развитие речи школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

     Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно-коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристанное внимание к значению и функциям всех языковых единиц. В программе курса  «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи». Такое структурирование курса позволяет успешно реализовывать цели развития логического и абстрактного мышления; решить практические задачи по формированию навыков грамотного безошибочного письма и развитию речи учащихся; сделать ученика субъектом обучения. Когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет; избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешивания различных видов работ.

Ценностные ориентиры содержания предмета.

     Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционирование родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить кругозор второклассников, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

     Программа «Русский язык» состоит из разделов:

Фонетика (10 ч.)

Слово и предложение. (6 ч.)

Состав слова (морфемика) (19 ч.)

Лексика (22 ч.).

Правописание (формирование навыков грамотного письма), (58 ч.)

Развитие речи (34 ч.)

Повторение (5 ч.)

Задачи раздела программы.

  1. Предметные.

- Формировать навыки грамотного письма;

- Формировать знания о частях слова (окончание, суффикс, приставка, корень, основа) и их значение;

- Познакомить с признаками родственных слов;

- Познакомить с написанием корней с чередующимися согласными;

- Формировать умение образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;

- Формировать умение разбирать слово по составу.

2. Метапредметные.

     -Развивать умение использовать язык с целью поиска необходимой       информации в различных источниках для решения учебных задач;  

- Развивать способности контролировать свои действия, проверять написанное;

- Развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- Развивать умения преобразовывать объект из чувственной формы в модель;

- Развивать логических действий: анализ, синтез, классификация.

  1. Личностные.

- Воспитывать любовь к родному языку;

- Прививать стремление к улучшению качества своей устной и письменной речи.

Психолого–педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями

Возрастные  особенности  учащихся  8-9  летнего  возраста:

Младший школьный  возраст является сензитивным для:

- формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;

- развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;

- Усиливается роль словесно – логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно – образным)

- раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;

- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;

- усвоения социальных норм, нравственного развития;

- развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

Психолого-педагогическая характеристика класса

  1. В  классе 26 учащихся: 16 мальчиков и 10 девочек. Все дети посещали ДОУ. По итогам изучения школьной мотивации  учащихся условно можно разделить на три уровня:

     (Методика  Н.Л.  Белопольской)

 1уровень – высокий ( 19%, 5 человек)

Учащиеся данного уровня проявляют активность и желание заниматься учебной деятельностью, усидчивы,  умеют принимать инструкции взрослого и выполнять их. Эти дети быстро и легко усваивают учебный материал, применяют знания.  Объем кратковременной памяти большой, работает как словесно-образная, так и логическая память. Преобладает высокий темп деятельности.

2 уровень – средний (58 %, 15 человек)

При запоминании учебного материала сочетают механические приемы заучивания с логическими. Восприятие материала не всегда характеризуется достаточной осмысленностью. При увеличении объема воспринимаемого материала эффективность восприятия снижается.

3 уровень – низкий ( 23 %, 6 человек)

Преобладает образная память с опорой на новизну. Заученный материал воспроизводят фрагментарно, а заучивают наизусть с помощью взрослого.

 Эти дети не могут одновременно эффективно воспринимать разные виды информации, у них низкий уровень целостности восприятия: с трудом выделяют главное, не замечают второстепенное.

  1. Уровень воспитанности класса – 3,7 балла

  1. По уровню развития и обученности

      ( методика  Э.Ф.  Замбицавигене)

      класс можно разделить на три группы:

1 группа – дети с уровнем развития – ниже среднего – 10 человек (38%)

2 группа – дети среднего уровня развития –13 человек (45%)

3 группа – дети с уровнем развития – выше среднего – 5 человек (17%)

Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

Умения,  формируемые  в  процессе  изучения   темы:

Личностные результаты

 - Понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем индивидуальной культуры человека.

- Следование в речи моральным нормам и этическим требованиям

 

Предметные результаты

- Выделять и находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;

- Находить лексическое значение слова в толковом словаре;

- Подбирать однокоренные слова;

- Определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

- Устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);

- Определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);

- Различать однозначные и многозначные слова.

Метапредметные результаты

 - Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебной задачи.

 - Учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.

 - Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.

 - Умение задавать вопросы.

-Формирование навыков самоконтроля и   самооценки на основе наблюдения за собственной речью.

Обоснование технологий организации учебной деятельности учащихся.

Для успешного усвоения раздела программы использую  следующие технологии:

Дифференцированное обучение

 - с учетом индивидуальных особенностей учащихся и их интереса

Развивающее обучение

 - для развития познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия, воображения, внимания.

 - для развития речи

Информационные технологии

 - для развития познавательного интереса и лучшего восприятия учебного материала

Технология сотрудничества

-для развития коммуникативных умений

Здоровьесбережение

 -для сохранения здоровья,  релаксации, снятия утомляемости глазных мышц

       Деятельностный  подход  к  обучению  предполагает:

наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

Обоснование методов и приемов

 Методы

Приемы

Проблемно - поисковые

Создание проблемной ситуации, организация обсуждения, разрешение проблемы, подтверждение правильности выбора «ловушки»

Метод демонстрации (наглядные)

Показ с помощью технических средств

Практические

Постановка задания, планирование его исполнения, анализ итогов

Индуктивные и дедуктивные

Приемы учебного анализа, синтеза, сравнения, аналогии, выявление причинно – следственных связей

Словесные

Постановка вопросов, обсуждение ответов и мнений учеников, выделение главного, формулирование выводов, изложение информации

Система знаний, система деятельности.

Знания

Деятельность детей

1.Окончание как часть слова. Изменение формы слова

с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов

Различать разные слова и формы одного и того же слова. Высказывать предположение в результате

 наблюдения за предметом и словами, его называющими. Употреблять слова в предложении в нужной форме. Формулировать вывод на основе наблюдения. Наблюдать изменение формы слова, выявлять изменяемую часть слова. Знакомиться с окончанием как частью слова.

2. Корень как часть слова. Различение однокоренных слов и раз личных форм одного и того же слова

Понимать информацию, представленную в виде рисунка. Сопоставлять предложенные слова и высказывать предположение об их сходстве и различии. Находить общую часть в группах слов. Знакомиться с понятиями «корень», «однокоренные слова». Находить слова по заданному основанию. Различать родственные слова и формы одного и того же слова.

3.Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными

корнями

Дополнять однокоренные слова по заданному основанию (отвечают на вопросы что? какой? что делать?). Наблюдать за словами с омонимичными корнями. Устанавливать различия родственных слов и слов с омонимичными корнями. Понимать алгоритм выделения корня и использовать его при решении практических задач. Различать родственные слова и синонимы . Находить однокоренные слова

4.Овладение понятием «родственные (однокоренные)

слова». Различение однокоренных слов

и различных форм одного и того же слова

Различать однокоренные слова и формы слова. Подбирать слова по заданным основаниям; находить, выделять и отмечать корень. Различать однокоренные слова и формы слова. Подбирать родственные слова. Находить слова с заданным корнем.

5.Чередование согласных

в корне слова

Наблюдать за чередованием согласных в корне слова. Понимать информацию, представленную в таблице Подбирать родственные слова с чередованием согласных в корне слова. Доказывать собственную точку зрения. Дополнять ряды слов по заданному основанию.

6.Суффикс как часть слова; значения суффиксов

Знакомиться с алгоритмом нахождения суффикса в словах. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Подбирать слова с заданным значением. Понимать и преобразовывать в текст информацию, представленную в виде схемы..

7.Суффикс как часть слова; значения суффиксов

Отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове. Соотносить слова со схемами их морфемного состава. Анализировать схемы морфемного состава слов и подбирать собственные примеры к заданной схеме. Наблюдать за образованием новых слов и выделять суффиксы, с помощью которых они образованы.

8.Суффикс как часть слова; значения суффиксов

Выделять суффиксы на основе развёрнутого толкования слова.. Сопоставлять значения суффиксов. Понимать информацию, представленную в виде таблицы, дополнять таблицу. Согласовывать действия в ходе групповой работы, контролировать и координировать действия партнёров.

9.Суффиксальный способ образования слов

Устанавливать значения суффиксов. Знакомиться с суффиксальным способом образования слов. Понимать схемы способов образования слов и подбирать к предложенным схемам

10.Суффиксальный способ образования слов

Образовывать слова по заданным моделям. Выделять части слова: корень, суффикс и окончание Находить допущенную ошибку и объяснять причину её появления. Определять способ образования слов.

11.Приставка как часть слова; значения приставок

Анализировать языковой материал. Обсуждать проблемные вопросы. Высказывать предположение о наличии/отсутствии тех или иных частей в слове. Восстанавливать по смыслу и по структуре недостающую часть слова. Знакомиться с приставкой как частью слова.

12.Приставочный способ образования слов

Определять значения приставок и способ образования слов. Подбирать слова, образованные приставочным

способом, в соответствии с заданной моделью. Находить слова, образованные приставочным способом. Осуществлять самоконтроль и самопроверку

13.Суффиксальный,

приставочный

и приставочно- суффиксальный

способы образования слов

Наблюдать за словами, образованными приставочно-суффиксальным способом, определять способ образования слов. Конструировать слова в соответствии с заданной моделью. Наблюдать за словами, образованными способом сложения. Устанавливать способ образования слов..

14.Слово и его лексическое значение. Понимание слова

как единства звучания

и значения

Знакомиться с основой как частью слова. Применять алгоритм нахождения основы слова. Подбирать слова к схемам. Находить и исправлять ошибку в разборе слова. Подбирать слова по заданным основаниям и фиксировать указанные в задании части слов

Поурочное  планирование  по  разделу  программы: «Состав слова (морфемика)»

1.Окончание  как часть слова.

2. Корень как часть слова.

3. Корень слова как общая часть родственных слов.

4. Контрольный диктант №1 по теме: буквы безударных гласных в корне слова.

5. Однокоренные слова.

6. Корень слова с чередованием согласных.

7. Суффикс как часть слова.

8. Значения суффиксов.

9. Значение суффиксов.

10. Значения суффиксов.

11. Образование слов с помощью суффиксов.

12. Образование слов с помощью суффиксов.

13. Приставка как часть слова.

14.Значения приставок.

15.Образование слов с помощью приставок.

16.Как образуются слова.

17.Основа слова.

18.Повторяем состав слова.

19. Повторяем состав слова.

Проект урока

Тема урока: Приставка как часть слова.

Дата проведения: 24.12.2012

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель урока: Формирование знаний о приставке как части слова.

Задачи урока:

1.Предметные:

- познакомить с приставкой как значимой частью слова;

- повторить изученные орфограммы;

2. Метапредметные:

-  формировать регулятивные УУД: целеполагание, оценку, прогнозирование, самоконтроль и самоанализ.

- развивать коммуникативные УУД: умение взаимодействовать, строить речевые высказывания;

-  развивать познавательные УУД: логическое мышление через операции анализа, синтеза, обобщения; внимание.

3. Личностные:

- формировать познавательную мотивацию;

- воспитывать интерес к русскому языку

Методы: проблемный; объяснительно – иллюстративный; словесный; наглядный, практический; частично – поисковый.

Формы организации: фронтальная, работа в группах, индивидуальная.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с приставками, карточки для самостоятельной работы, сигнальные карточки для обратной связи, кубик, смайлики.

Этапы урока и их продолжительность:

  1. Организационный момент (этап мотивации) – 5 минуты
  2. Актуализация опорных знаний и умений – 5 минут
  3. Постановка учебной проблемы – 5 минута
  4. Формулирование проблемы, планирование деятельности – 3 минуты
  5. Открытие нового знания -  5 минут
  6. Первичная проверка понимания – 6 минут
  7. Применение новых знаний – 6 минут
  8. Итог урока – 3 минуты
  9. Рефлексия – 1 минута
  10. Домашнее задание – 1 минута

Итог: 40 минут.

Ход урока

Психолого-педагогическое обоснование деятельности учителя.

Предполагаемые результаты деятельности учеников.

1.Организационный момент

(этап мотивации)

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Девочки за парты сели,

мальчики за парты сели.

На меня все посмотрели.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

У. А теперь давайте улыбнёмся друг другу

С хорошим настроением приступим к работе.

У. Ребята, каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок?

У. Чтобы хорошо учиться, надо к цели стремиться. Чему вы хотите сегодня научиться, какие цели ставите перед собой? (слайд 1)

Планирование работы.

- Обратите внимание на доску, на ней вывешен план работы на сегодняшний урок. Скажите, что мы будем делать сегодня на уроке? (на доске вывешен план, в котором с помощью условных обозначений определены методы и формы работы)

Чистописание.

У. Наш урок я бы хотела начать с загадки. Отгадайте:

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать.

Что такое я…

Д. Тетрадь (слайд 2)

У. Откройте тетради, запишите дату сегодняшнего урока, классная работа.

У. Прежде чем писать давайте вспомним правила посадки во время письма: ножки вместе, спинки прямые, тетрадочки под наклоном.

Словарная работа

У.  Посмотрите на доску, какие слова вы видите на ней, прочитайте.(слайд 2)

Д. Сорока, ворона, воробей, корова.

У. Что общего у этих слов?

Д.  Эти слова словарные.

Д. Это слова с сочетанием -оро-

У. Что мы знаем про это буквосочетание? В каких словах оно встречается?

Д. В словарных.

У. Как вы думаете, что мы будем сегодня писать на минутке чистописания?

Д. пишут сочетание -оро-

У. (закрывает словарные слова) Хорошо. А теперь запишите словарные слова по памяти в тетрадь.

Эмоциональный настрой на работу – мотивационный компонент учебной деятельности.

Создание доброжелательной обстановки в классе.

Выслушав несколько ответов, предложить сказать о намеченных целях друг другу

Предварительное знакомство с целью и способами деятельности.

Развитие операционного  компонента учебной деятельности.

Контроль за посадкой детей.

Здоровьесберегающая технология.

Репродуктивная работа с целью формирования каллиграфического навыка письма.

Аналитическая деятельность учащихся.

Создание у детей хорошего настроения, включение в совместную деятельность. Внутренняя позиция школьника. (Л)

Мотивация к учебной деятельности (Л)

Целеполагание (П)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Способность к самооценке (Р)

Структурирование знаний (П)

Коммуникативность, принятие позиции партнёра (К)

Осознание детьми необходимости планирования предстоящей деятельности. Планирование учебного сотрудничества. (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения объектов. (П)

Умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умение слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей. (К)

2. Актуализация опорных знаний и умений.

У. В какой части слова находится буквосочетание - оро-?

Д. В корне

У. Что такое корень?

Д. Корень – это общая часть родственных слов. Корень – это главная часть слова.

У. А какие части слова слов вы знаете?

Д. Окончание, корень, суффикс.(слайд 3)

У.  Давайте вспомним, что такое суффикс и что такое окончание. Объединитесь в пары и расскажите друг другу правила.

Д. Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Окончание – это изменяемая часть слова. Корень – это общая часть родственных слов.

У. Может ли слово быть без суффикса, окончания, а корня?

Д. Слово может быть без суффикса или окончания, но не может быть без корня.

Обобщение ранее полученных знаний

Работа в парах

Умение организовать себя на выполнение поставленной задачи. (Л)

Умение анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте.(П)

Умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, слушать и строить своё поведение с учётом позиций других людей.(К)

Саморегуляция  как способность к мобилизации сил и энергии.(Р)

3. Постановка учебной проблемы.

Создание проблемной ситуации.

У. Ребята, посмотрите, что произошло! Я приготовила для вас слова, но они разлетелись на части, помогите мне их восстановить.(Слайд 4)

 Д. Школьник, школьный, пришкольный. (слайд 5)

У. Что можете сказать об этих словах?

Д. Эти слова однокоренные.

У. Что они обозначают? Какие части слов знаете? Выделите эти части в словах.

Д. Называют известные им части слов.

У. С какой проблемой столкнулись?

Д. Не все части слова можем обозначить.

У. В каком слове выделены не все части? Почему?

Д. В слове пришкольный.

 У. Где находится эта часть?

Д. В начале слова.

У. Назовите эту частичку.

Д. при-

У. Молодцы. Скажите куда мы приставляли частичку при-?

Д. В начало слова.

У. Кто догадался как она называется?

Д. Приставка.

У. Как вы думаете, а каким значком может обозначаться приставка?

Д. Предлагают варианты.

 У. Посмотрите как она обозначается ¬.

Создание проблемной ситуации.

Прогнозирование учебной деятельности.

Частично-поисковая деятельность.

Решение практических задач. Связь с жизнью.

Участие в целеполагании как постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно.(Р)

Умение организовать себя на выполнение поставленной задачи. (Л)

Умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться. (К)

Поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, построение логической цепочки, рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.(П)

4. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

У. Как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока?

Д. Приставка.

У. Тема нашего урока « Приставка как часть слова».(слайд 6) Скажите, а что бы вы хотели узнать о приставке?

Д.- что такое приставка? (слайд 7)

- место приставки в слове?

- для чего служит приставка?

Формулирование задачи урока совместно с учащимися.

Деятельностный подход в обучении.

Настрой на успешную деятельность

Принимают  учебную задачу (П)

(К)

Овладение основами культуры учебного труда.

5. Открытие нового знания

У. А для того, чтобы ответить на эти вопросы я предлагаю вам выполнить задание. Для выполнения этого задания я предлагаю вам объединиться в группы. Прочитайте задание, допишите недостающую по смыслу часть слова, пользуясь подсказкой. После того как вы выполните задание попробуйте ответить на наши вопросы.

Д. Выполняют задание и отвечают на вопросы.

Задание для 1 группы

Допишите недостающую по смыслу часть слова, пользуясь подсказкой.

…бежал за угол

…бежал из дома

…бежал первым

…бежал через дорогу

…бежал от края

Подсказка:

За - вы - при - пере - от - про -

Задание для 2 группы

Допишите недостающую по смыслу часть слова, пользуясь подсказкой.

…читал маме

…читал вслух

…читал снова

…читал в журнале

…читал до конца

Подсказка:

За - про - пере - вы - до -

Задание для 3 группы

Допишите недостающую по смыслу часть слова, пользуясь подсказкой.

...писал письмо

… писал рассказ

…писал в тетрадь

…писал красиво

…писал из словаря

Подсказка:

На - до - за - пере - вы -

После того как дети выполнят задание, каждая группа представляет свою работу.

У. Давайте сделаем вывод. Скажите что общего в ваших выводах?

Д. Приставка – это часть слова, стоит перед корнем, служит для образования новых слов. (слайд 8)

 У. У вас на столах лежат листочки с волшебными полосками. Оцените, пожалуйста, свою работу в группе.

Д. Оценивают свою работу.

У. Молодцы, давайте откроем учебник и сравним наши выводы с тем, что предлагают ученые.

Работа по учебнику.

У. Откройте тайну золотого ключика на стр. 144 (знакомство с определением)

У. Ребята, а кто-нибудь из вас знает, как отыскать приставку в слове?

У. Давайте посмотрим в учебник страница 145. Знакомство с памяткой.(слайд 9)

Физкультминутка

Работа в группах

Рефлексивно –оценочный этап.

Здоровосберегающие технологии

Формирование самооценки и самоконтроля

Совершенствование навыков работы в группе.(К)

Умение организовать себя на выполнение поставленной задачи. (Л)

Овладение азами исследовательской деятельности

Развитие логического мышления

Учащиеся делают выводы

Выполнение действий по алгоритму. (Р)

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. (К)

Выбор наиболее эффективных способов решения задач. (П)

Развитие самооценки. Осознание значимости работы. (Л) (К)

Умение запоминать и удерживать правило. (Р)

6. Первичная проверка понимания.

У. Найдите упр. 1 (с.143). Прочитайте задание.

У.Что надо сделать? (Слайд 10)

Д. Надо добавить так, чтобы была завершённость действия.

У. Как называется недостающая часть слова?

Д. Приставка

У. Значит, мы будем добавлять приставки.  Прочитайте первое сочетание слов.  Какую приставку вы добавите?

Д. Добавляем приставку за-

У.  У меня возникает вопрос, а как написать приставку со словом? Почему вы так думаете?

Д. Название приставка, приставляется к слову.

У. Пишем первое словосочетание., обозначаем приставку с слове во таким значком:¬ (аналогично 2)  

Д. Дети выполняют самостоятельно, один у доски.

У. Перечислите действия, которые выполняются в упражнении.

У.  Что можете сказать об этих словах?

Д. Эти слова однокоренные.

У. Докажите.

Д. Они имеют общую часть -  корень - беж - .

У. Выделите корень. Какое значение у слов?  

Д. Значение движения, перемещения.

У. А все ли эти слова обозначают одно и то же?

Д. Нет

У.  Какие же части изменили смысл слов?

Д. Приставки.

У. Назовите их.

Д. Это приставки за-, вы-, при-, пере-, от-.

У. Где расположены приставки?

Д. Перед корнем.

У. Для чего они нужны?

Д. Для образования новых слов.

Физкульминутка для глаз (Слайд 11 )

Фронтальная работа помогает выявить уровень сформированности знаний

Здоровьесберегающая технология

Здоровьесберегающая технология

Учатся применять полученные знания

(П)

Умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использованием норм саморегуляции. (Р)

Построение логической цепи рассуждения, доказательство. (П)

Овладение учащимися способа профилактики нарушения зрения

7. Применение новых знаний.

У. Ребята, посмотрите, птички прилетели к вам на парты и принесли каждому карточки разного цвета. Прочитайте, какие задания они вам предлагают выполнить.

Зелёная карточка

«Вставь приставку»: 
…лить
…лить
…лить
…лить

Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-

Синяя карточка
«Выдели приставку»:
налить
перелить
полить
вылить

Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-

Красная карточка

«Вставь подходящую по смыслу приставку»:
…лить чай в чашку
…лить цветы
…лить воду из ведра
…лить сок из банки в кувшин

Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-

Д. Выполняют работу самостоятельно.

Проверка фронтальная.

дифференцированная работа по объему, степени трудности

Частично –поисковая деятельность

Воспитание самостоятельности

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятсявий. (Р)

Развитие самоконтроля

Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей (Р)

Выбор наиболее эффективных способов решения задач. (П)

Принимают  учебную задачу (П)

8. Итог урока.

У. Итак, пришло время подвести итоги. Весь наш урок был посвящён ответу на вопрос…? (что такое приставка) - Выяснить, как вы это поняли, мне поможет игра

1. Прием «Кубик» Продолжите предложения

На гранях куба: приставка-это.., приставка стоит…, приставка служит…, обозначается…, имеет…, чтобы найти приставку….

Д. Несколько ребят по очереди кидают кубик и отвечают на вопросы.

 У. Какие вы запомнили приставки? Давайте посмотрим в наш сундучок, сколько приставок мы с вами узнали.

Ориентация на понимание причин успеха (Л)

Самооценка на основе критерия успешности (Л)

9.Рефлексия

У. У вас на столах смайлики. Посмотрите на экран и выберите:

      1.Вы считаете, что урок прошёл для вас

плодотворно, с пользой. Вы научились и

можете помочь другим.

      2.Вы считаете, что вы научились

Находить приставки, но иногда вам ещё нужна помощь.

      3.Вы считаете, что было трудно

на уроке.

- Молодцы, вы хорошо поработали на уроке.

Рефлексивно –оценочный этап. Создание ситуации успеха. Анализ и оценка учебной деятельности.

Развитие самооценки. Осознание значимости работы. (Л) (К)

10.Домашнее задание
учебник с.144 правило

На выбор:

1.Стр. 144 упр. 4

2.Попробуйте сочинить сказку о приставках (3-4 предложения).

Дифференцированное задание по степени творчества и уровню сложности, ситуация выбора.

Дети выбирают задание по желанию, развивается творческое воображение. (П)

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Тема урока: Приставка как часть слова.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель урока: Формирование знаний о приставке как части слова.

Задачи урока:

1.Предметные:

- познакомить с приставкой как значимой частью слова;

- повторить изученные орфограммы;

2. Метапредметные:

-  формировать регулятивные УУД: целеполагание, оценку, прогнозирование, самоконтроль и самоанализ.

- развивать коммуникативные УУД: умение взаимодействовать, строить речевые высказывания;

-  развивать познавательные УУД: логическое мышление через операции анализа, синтеза, обобщения; внимание.

3. Личностные:

- формировать познавательную мотивацию;

- воспитывать интерес к русскому языку.

     Содержание урока соответствует теме и поставленным задачам.  Все  они были реализованы  в ходе урока. При подборе материала опиралась  на  зону ближайшего  развития  детей,  стремилась  к  тому,  чтобы  при  выполнении учебной  задачи каждый ученик  приложил  определенное доступное усилие, умел использовать  в  собственной  деятельности  результаты  коллективной работы  и  проявлял  самостоятельность.  Т.о,  стремилась  каждого  ученика сделать соучастником учебного поиска.

     Применялись разнообразные формы организации деятельности учеников: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.

    Использовались проблемные методы, приемы активизации познавательной деятельности детей.

    Мотивационный,  операционный  и  регулирующий  компоненты  учебной деятельности развивались в равной степени.

     Была организована оперативная обратная связь.  Отслеживалось усвоение детьми учебного материала и правильность выполнения  заданий,  осуществ-лялась  своевременная  коррекция  ошибок,  использовались  разнообразные способы и средства обратной связи.

    При организации самостоятельной работы  были преду-смотрены дифференциация и индивидуализация обучения.

     На  уроке были созданы условия для формирования положительной моти-вации ( эмоциональной, социальной, познавательной).

    Учебные задачи ставились на уроке совместно с детьми, учащиеся осозна-вали их.

    Формировались умственные учебные действия  (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и познавательные способности учащихся  с  учё-том возраста детей.

         Было  организовано  сотрудничество  учителя  и  учащихся  как  равных партнеров, а также сотрудничество детей друг с другом. Дети выступали  в роли субъектов деятельности, проявляли на уроке познавательную активность.

    Исходя из  разноуровневой  модели класса и реализуя принцип технологии личностно-ориентированного  обучения  была  организована  дифференциро-ванная работа.

    На уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера за счет тактичного, демократического стиля общения: учитель- ученик (фронтальная работа), ученик-ученик (работа в группах, парах).

Приложение к разделу программы

«Начальная школа 21 века», «Русский язык», 2 класс, 1 полугодие.

Итоговый тест.

1.Отметь «+» слова,в которых есть суффикс –к-

- лапка

- горка

- избушка

- стирка

- срок

2. Отметь «+» слова, у которых корень совпадает с основой

- столбик

- сокол

- загадка

- забор

- конфета

3. Отметь «+» название части слова, которая изменяет форму слова

- суффикс

- корень

- приставка

- окончание

- основа

4. Отметь «+» слова, в которых первая буква о является частью слова

- осина

- осмотреть

- овраг

- ослабить

- олень

5. Отметь «+» слова, которые соответствуют схеме: корень, суффикс, окончание, основа

- хвосты

- ягодка

- рассада

- зимний

- облака

6. Отметь «+» однокоренные слова

- прудик

- запруда

- прутик

- закрутить

- пруд

7. Отметь «+» слова, в которых есть приставка под-

- подвиг

- подписать

- подгореть

- полить

- подберёзовик

8. Отметь «+» приставку, которая придаст слову налить противоположное значение

- под-

- в-

- за-

- вы-

- пере-

Самостоятельная работа:

1.К данным глаголам подбери по два однокоренных с разными приставками. Запиши их.

Бежать __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Плыть __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мыть __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Выпиши слова с приставкой за-

Заря, зашуметь, забава, забег.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Используя данные корни, образуй слова и запиши их

Сам + о + лет = __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сам + о + вар = __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сам + о + кат = __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточки задания:

1.Дифференцированная работа:

Зелёная карточка

«Вставь приставку»: 
…лить
…лить
…лить
…лить

Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-

Синяя карточка
«Выдели приставку»:
налить
перелить
полить
вылить

Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-

Красная карточка

«Вставь подходящую по смыслу приставку»:
…лить чай в чашку
…лить цветы
…лить воду из ведра
…лить сок из банки в кувшин

Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-

2.Карточки:

Запиши слова в два столбика: в первый – однокоренные слова, во второй – формы одного и того же слова. Обозначь корни.

Роза, розовый, розочка, розами, розоветь, розы.

_________________________                           __________________________

_________________________                           __________________________

_________________________                           __________________________

_________________________                           __________________________            

Выпиши слова, которые ласково называют предметы. Обозначь суффиксы.

Голова, ключик, козочка, дорога, грибок, глазки.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запиши слова по их толкованию:

Помещение, где собирают, хранят и выставляют для показа произведения искусства и другие предметы - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кушанье из варёной крупы - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сооружение со специально оборудованными площадками для спортивных состязаний и местами для зрителей - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Металлический или пластиковый колпачок, который надевают на палей при шитье - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Список литературы:

1.С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова. Программа, планирование, контроль к курсу «Русский язык» 1-4 классы, Начальная школа 21 века, Москва издательский центр «Вентана - Граф», 2012.

2.С. В. Иванов, М. И. Кузнецова. Коментарии к урокам к курсу «Русский язык», Начальная школа 21 века, 2 класс, Москва, издательский центр «Вентана - Граф», 2012.

3.С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова. Учебник «Русский язык», первая часть, 2 класс, Начальная школа 21 века, Москва, издательский центр «Вентана - Граф», 2011.

4. В. Ю. Романова, Л. В. Петленко. Русский язык, тетрадь для контрольных работ, 2 класс, Москва, издательский центр «Вентана - Граф», 2012.

5.С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова, электронное пособие, тематическое планирование, контроль к курсу «Русский язык», 1-4 клссы, Начальная школа 21 века, Москва, издательство «Вентана - Граф», 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела программы "Природа России"

УМК по Окружающему миру для обучения в 4 классе создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования, программы « Окружающий мир 1- 4 класс», А.А.Плешаков...

методическая разработка раздела программы. Окружающий мир-2 класс. Начальная школа 21 века.

Методическая разработка образовательной программы . Окружающий мир 2 класс. Начальная школа 21 века. Тема:"Кто ты такой?"...

Методическая разработка раздела программы по технологии: "Дело мастера боится. Конструкция и украшение вещи" УМК "Гармония". 2 класс

Методическая  разработка   раздела  программы  по  технологии: «Дело  мастера  боится. Конструкция  и украшение  вещи»  создана  на  ос...

Методическая разработка раздела программы "Enjoy English" 2 класс

Методическая разработка раздела программы "Enjoy English"...

Методическая разработка раздела программы " Английский с удовольствием" 2 класс

Методическая разработка раздела программы "Английский с удовольствием" 2 класс...

Методическая разработка раздела программы

В методической разработке описан раздел по окружающему миру "Я и мое здоровье"...

Методическая разработка раздела программы

Я рассматриваю условия усвоения младшими школьниками понятия «наречие». Включение этого понятия в большинство новых программ по русскому языку вызвано высокой частотностью наречий, значимостью и...