Интегрированный урок русского языка и литературного чтения в 3 классе.М. М. Пришвин. « Моя Родина». ( Из воспоминаний.) Род и число имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Авраменко Ольга Ивановна

План-конспект интегрированного урока литературного чтения и русского языка УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : М. М. Пришвин. « Моя Родина». ( Из воспоминаний.)

Род и число имён существительных.

Дидактическая цель: знакомство с произведением М. Пришвина «Моя Родина.»

(Из воспоминаний);

закрепление умения определять род и число имён существительных.

Задачи:

образовательные: посредством интеграции урока литературного чтения и русского

языка способствовать формированию умения наиболее глубоко анализировать литературное произведение, определять его тему и основную мысль; закрепить умение определять род и число имён существительных;

развивающие: развивать речь учащихся, наблюдательность, воображение, память, умение устанавливать причинно-следственные связи;

воспитательные: воспитывать патриотические чувства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, любовь и бережное отношение к природе, интерес к чтению.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесный, наглядный, метод ИКТ, репродуктивный,

практический, метод наблюдения, частично-поисковый.

Формы организации учебной работы на уроке: фронтальная, индивидуальная.

групповая, работа в парах, самостоятельная работа.

Средства обучения: учебник «Родная речь», рабочий лист на печатной основе,

карточки для индивидуальной работы, материал для дополнительного чтения, толковый словарь русского языка В.И. Даля.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, аудиозапись.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Исправление осанки.

  1. Дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика.
  2. Сообщение темы урока ( русского языка).
  1. Сегодня у нас необычный урок: урок литературного чтения и русского языка. По русскому языку мы продолжим изучать то, что начали изучать на предыдущих уроках. ( Слайд №1: Род и число имён существительных.)
  1. Актуализация опорных знаний.

Лингвистическая разминка. ( Учащимся II группы даются индивидуальные задания тестового характера. Приложение 1).

  1. Слайд №2: Закончить высказывания:
  1. Существительные - это слова ...
  2. Существительные могут обозначать ...
  3. Все существительные, кроме имён собственных ...
  4. Существительные, отвечающие на вопрос кто? называются ...
  5. Существительные, отвечающие на вопрос что? называются ...
  1. Проверка работы учащихся II группы. Верные утверждения:
  1. Имена существительные изменяются по числам .
  2. Бывают существительные, которые употребляются только в единственном числе .
  3. Бывают существительные, которые называют один предмет, а сами относятся к множественному числу .
  4. Род существительных определяется при помощи местоимений: он, она, оно .
  5. Существительные бывают трёх родов: женского, мужского, среднего.
  1. Создание проблемной ситуации.
  1. У вас на рабочем листе в задании №1 - шифровка. Чтобы её расшифровать, отгадаем загадки. (Читают учащиеся III группы. Приложение №2).

Слайды №№3-11: Иллюстрации к отгадкам.

  1. Работа по теме урока русского языка.
  1. Слайд №12:

лягушка

крапива

подорожник

солнце

подосиновик

филин

тюлень

орехи

бобры

  1. К какой части речи относятся эти слова?
  2. На какие группы можно распределить эти имена существительные?
  1. Разноуровневые задания:

III гр. Распределить имена сущ. ед.ч. по родам.

II гр. Распределить все им. сущ. по родам.        

I гр. Распределить им.сущ. на одушевлённые и неодушевлённые.

  1. Проверка. Слайд №13: подорожник                        лягушка                       солнце

  подосиновик                       крапива

  тюлень

  бобры

  филин

  орехи

  1. Как определили род у сущ.мн.ч.?
  1. Проверка. Слайд №14: лягушка                подорожник

                                                        тюлень                        подосиновик

 бобры         крапива

 

филин         орехи

  1. Определение темы урока литературного чтения.

Шифровка

1234        12345

1234        76623

  1. ряд цифр - номер слова в столбике
  2. ряд цифр - номер буквы в слове
  1. Какие получились слова? ( Люби живое ) Слайд №14.
  2. Это название раздела учебника, к изучению которого мы приступаем сегодня на уроке. Первое произведение, которое мы прочитаем (Слайд №15: М.М.Пришвин «Моя Родина» (Из воспоминаний)).
  1. Сообщение об авторе.

Подготовленный ученик. (Слайд № 16: Портрет писателя, даты жизни.)

  1. Чтение рассказа.

Читает учитель и подготовленный ученик.

  1. Кому понравился рассказ?
  2. На какую тему это произведение?
  3. Как понимаете смысл выражения из воспоминаний?
  1. Работа по развитию речи.
  1. Какое воспоминание согревает душу писателя? Выберите нужные слова и вставьте в предложение в задании №3 на рабочем листе (Слайд №17: Грустное, печальное, светлое, радостное.)
  1. Работа по теме урока русского языка.
  1. Характеристика предложения с указанием главных членов и связи слов в предложении.(Учащиеся III группы работают по памяткам.)
  2. У имён существительных указать род и число.
  1. Чтение рассказа учащимися.

Работа в парах. Дети читают друг другу вполголоса по абзацам.

Задание: деление рассказа на части по готовому плану

(Слайд №18: План.

  1. Вкусное угощение.
  2. Восход солнца.
  3. Находки в природе.
  4. Обращение к молодым друзьям. )
  1. Анализ 1 части.
  1. Чтение.
  2. Беседа.

– Какое событие произошло в жизни писателя, которое повлияло на всю его жизнь?

– Как называется тот момент, когда солнце ещё не взошло, а уже стало светло? ( Рассвет)

  1. Работа по развитию речи и по теме у р. рус.яз.

– Измените предложение Пришвин привык вставать до солнца. ( Запись предложения на рабочем листе в задании №4: Пришвин привык вставать на рассвете.)

Морфологический разбор существительного - на рассвете - (неполный), по схеме. Индивидуальное задание: разбор слова по составу.

  1. Анализ II части.
  1. Чтение.
  2. Выборочное чтение.

– Как повлияла привычка вставать до солнца на всю жизнь писателя?

– В чём заключается работа растений? (Подготовленный ученик зачитывает справку. В листьях растений на свету из воды и углекислого газа образуются питательные вещества, необходимые растениям, которые также используют животные и люди. При этом растения выделяют кислород. ( Из учебника « Мир вокруг нас», часть 1. стр. 79)) (Слайд №19 : Схема питания растений.)

– В чём заключается работа животных?

3) Работа по развитию речи. Рабочий лист, задание №5.

– Дополните предложение. ( С восходом солнца пробуждается всё живое.)

  1. Физминутка. (Слайд №20: Восход солнца в лесу. Фонограмма — голоса птиц в природе.)

– Давайте представим, что мы в этот момент оказались в лесу.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки плавно подняли –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.

  1. Прочитайте высказывание о солнце. (Слайд №21:

Восходишь — все оживает.

Заходишь - и все умирает.

Ты жизни мерило и первопричина ее.

  1. Проверка домашнего задания. Пословицы и загадки о солнце.
  2. Рабочий лист. Задание №6.

– Закончить предложение. (Солнце - источник жизни на земле.)

– Сравнить роль существительного солнце в двух последних предложениях.

– Почему окончания разные?

15. Анализ III части.

1) Чтение.

– О какой охоте говорит писатель?

2)Чтение стихотворения (читают учащиеся I группы по одному четверостишию. Текст на каждой парте).

Когда ты идёшь по тропинке лесной .

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно " почему " меж деревьями мчится.

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое - пчелой забралось на цветок,

А третье - лягушкою скок в ручеёк.

" Кто" мышкой шныряет под листьями в норах.

” Что“ищет в кустах притаившийся шорох.

Сидит ” отчего “ на зелёном листке.

’ Куда ' полетело верхом на жуке.

“ Зачем “ вслед за ящеркой влезло на пень ...

Вопрос за вопросом, и так - целый день.

Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоём Ответы искать под зелёным шатром.

  1. Анализ IV части.
  1. Чтение.
  2. Слово учителя.

С этим обращением Пришвин выступил перед участниками слёта юных туристов.

  1. Словарная работа.

Значение слова кладовая определяет по толковому словарю русского языка В.И.Даля подготовленный ученик.

– Подберите синонимы к этому слову.

– Как понимаете значение слова сокровища?

  1. Беседа.

– О каких сокровищах говорит автор в выражении Кладовая солнца? (Запись предложения в задании №7 на рабочем листе. Кладовая солнца - природные богатства.)

– Что означает выражение Хозяин природы?

  1. Работа в парах у доски.

Задание I пары - выписать из последнего абзаца им.сущ.одушевлённые, подчеркнуть сущ.ед.ч.

Задание II пары - выписать из последнего абзаца им.сущ.неодушевлённые, подчеркнуть сущ.мн.ч.

  1. Определение основной мысли рассказа.

– В каких строках заключается главная мысль произведения? В задании №8 на рабочем листе восстановить предложение.

  1. Проверка работы у доски:

рыба        вода

животные        водоёмы

птица        леса

зверь        степи

человек        горы

Родина

  1. Что обозначают слова первого столбика ? (Живая природа)
  2. Что обозначают слова второго столбика? (Неживая природа)
  3. Является ли слово человек лишним по смыслу? (Человек — часть живой природы)
  4. Почему слово Родина написано с большой буквы?
  1. Слайд №22: Пейзаж: горы, река, небо.
  1. Как советует Пришвин сохранить живую природу? (Чтобы сохранить живую природу надо бережно относиться к неживой природе )

17.Работа по развитию речи.

  1. Чтение задания №6 на стр. 59 учебника «Родная речь».

Задание I группе - написать на рабочем листе в задание №9 что для вас значит слово Родина.

Задание III группе - подбор однокоренных слов к слову Родина.

I группа выполняет задание по выбору.

Индивидуальное задание: разбор слов Родина и природа по составу.(Имеют ли слова общий корень?)

  1. Проверка.

18.Рефлексия.

  1. Пригодятся ли нам те знания, которые мы получили на уроке?
  2. Что главное мы должны запомнить?

19.Домашнее задание.

  1. Чтение текста стр.58-59 учебника.
  2. В тетради по чтению на печатной основе: I гр. - цитатный план, з.№33; II гр. - по выбору; III гр. - з.№32, 34.

20. Оценки.

Приложение 1

Тест № 1

Имена существительные

  1. изменяются по числам        
  2. не изменяются по числам

Тест № 2

  1. Бывают существительные, которые употребляются только в единственном числе
  2. Не бывает существительных, которые употребляются только в единственном числе

Тест № 3

1 )Бывают существительные, которые называют один предмет, а сами относятся к множественному числу

  1. В русском языке не бывает существительных, которые употребляются только во множественном числе

Тест № 4

Род существительных определяется при помощи местоимений

  1. он, они, оно
  2. он, она, оно
  3. они, она, он

Тест № 5

  1. Существительные бывают трёх родов
  2. Существительные изменяются по родам
  3. Существительные не изменяются по родам

Приложение 2

Загадки

  1. Над рекой - водицей —

царевна круглолица.

Поёт  царевна.

Да так напевно.

Что все на суше

Затыкают уши.

  1. Лекарь вырос у дороги,

Он больные лечит ноги.

  1. Схоронился паренёк

 За осиновый пенёк.

 Только шляпка паренька

 Для любого грибника.

 Как маяк для моряка.

  1. Лежит пень.

В имени - лень.

  1. Эти строители –

Речные жители.

Пилят древесину.

Строят плоти ну.

  1. Растёт зелёный кустик.

Дотронешься - укусит.

  1. Шар воздушный, золотой

Над рекой остановился.

Покачался над водой.

А потом за лесом скрылся

  1. Прилетел бывалый

Разбойник старый:

Когти, как кинжалы.

 Глаза, как фары.

  1. На тонкой, гибкой ветке

Выросли конфетки.

Для мальчика и девочки,

 И для рыжей белочки.

(лягушка )

( подорожник )

( подосиновик)

( тюлень 1

( бобры )

( крапива)

( солнце )

( филин )

( орехи )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока (русский язык и литературное чтение, 3 класс).

Тема: «Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова».  Михаил Михайлович Пришвин «Моя Родина»....

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения.2 класс

Тема. С. Есенин "Берёза". Упражнение в проверке безударных гласных.Цель:способствовать уточнению знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах их проверки, формированию умений обосновыва...

Презентации к интегрированному уроку русского языка и литературного чтения. 1 класс

Презентации к интегрированному уроку русского языка и литературного чтения. 1 класс...

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения. Тема урока:Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Повторение произведений К.Чуковского.

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения во 2 классе по произведениям Корнея Чуковского по теме  «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные » направлен на ...

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения 3 класс

Тема урока: Однородные члены предложения в сказках А.С. Пушкина...