Интегрированный урок русского языка и литературного чтения.2 класс
план-конспект урока (2 класс) на тему

Тема. С. Есенин "Берёза". Упражнение в проверке безударных гласных.

Цель:способствовать уточнению знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах их проверки, формированию умений обосновывать написание слов, распознавать орфограммы; содействовать развитию творческого воображения учащихся, воспитанию любви к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения во 2 классе.

Тема: С. Есенин «Берёза».

Упражнение в проверке безударных гласных.

Цель: способствовать уточнению знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах их проверки, формированию умений обосновывать написание слов, распознавать орфограммы; содействовать развитию творческого воображения учащихся, воспитанию любви к природе.

Оборудование: портрет С Есенина, картина с изображением «зимней берёзы», текст стихотворения С. Есенина «Берёза».

Ход урока.

  1. Постановка цели урока.
  2. Вступительная беседа.

Сергей Александрович Есенин (1895-1925)- русский поэт, перу которого принадлежат замечательные стихотворения. Очень многие свои стихи он посвящал изображению родной природы.

«Берёза» - это первое стихотворение, которое поэт посвятил детям. Оно было написано в 1914 году. В этом стихотворении поэт, восхищаясь берёзой в зимнем наряде, хотел показать красоту природы. Образ берёзы становится у поэта символом (красоты) Родины. Вот почему так названо стихотворение. (Ученица читает наизусть стихотворение).

III.Словарная работа.

На доске записано предложение:

Берёза снегом (укрылась, накрылась, прикрылась)

-Выберите наиболее точное слово для того, чтобы закончить предложение.(укрыться – закрыться со всех сторон; накрыться -закрыться сверху снегом; принакрыться – слегка накрыться).

- Почему вы так считаете?

- Вспомните, как красива берёза «под снегом». Попробуйте описать её (с опорой на картину).

- Какие краски вы будете использовать? Почему?

IV. Выразительное чтение стихотворения учителем.

А) – В какое время года поэт изобразил берёзу? (зимой)

- Какой увидел зимнюю берёзу автор?

- Почему она привлекла его внимание, вызвала у него удивление и восхищение?

V. Работа над содержанием.

- Какое время суток рисует С. Есенин? (утро)

- Почему? Какие слова и выражения указывают на это? Найдите их в тексте. ( Белая, принакрылась

Снегом, серебром, снежинки, в сонной тишине, заря).

_ Солнечное утро или пасмурное? (солнечное, «Горят снежинки в золотом огне»).

- Как занимается заря? (лениво).

- Почему  автор так говорит? ( Потому, что зимой ночи длинные, а дни короткие. Трудно новому дню победить ночь, поэтому солнце восходит осторожно, « не торопясь»).

- С чем сравниваются снежинки? (с серебром, снегом).

- А ветви берёзы? (с каймой, кистями, бахромой).

-Почему? Как вы думаете, почему С. Есенин говорит о берёзе «Принакрылась снегом, распустились  кисти»? ( Поэт одушевляет берёзу, саму природу – чудесную мастерицу, создательницу красоты)

.- Что является главным предметом повествования? ( берёза)

- Какое слово употреблено автором три раза? (белый).

- Как  вы думаете, почему он это сделал? ( Чтобы показать именно зимнюю берёзу в её белом наряде.)

VI. Чтение стихотворения учащимися.

- Перечитайте ещё раз стихотворение и подумайте, какие звуки чаще всего встречаются в тексте.

( звуки «а», «э», «о»).

- Они звучат долго, придавая певучесть, плавность произведению.

- При самостоятельном чтении выделяйте слова:  берёза, кисти, снежинки, ветки, заря, так как они создают общий план стихотворения. Не забывайте в конце предложения делать паузы. Читайте неторопливо, мелодично.

VII. Упражнение в проверке безударных гласных.

- Запиши слова из данного произведения: снегом, снежинки. Какое из данных слов является проверочным? (снегом)

- Подберите однокоренные слова к слову берёза.

- Запишите их .  (берёзовый, березняк, подберёзовик).

- К слову снежинки.  ( снежинки, снеговик, подснежник, снежок, снег).

- К слову  белый.  (белеет, побелка, белизна).

- К слову окном ( оконный, подоконник).

- Выделите корень и гласную в корне.

- На основе подбора однокоренных слов и выделения общей части сделаем вывод:

Безударную гласную нужно проверять. Следует подобрать проверочное слово так, чтобы гласная в корне стояла под ударением.

VIII. Итоги урока.

- Как следует проверять безударную гласную в корне слова?

- Чем стал для С. Есенина образ берёзы?

IX. Д/З. Выразительное чтение стихотворения С. Есенина «Берёза» наизусть; повторить правило проверки безударной гласной в корне слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в Лексикоград. Интегрированный урок русского языка и литературного чтения по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", 2 класс "УМК "Школа 21 века"

Мудрость  сказок А. С. Пушкина  неисчерпаема. О них написано столько, что всё не перечитать. Работая во втором классе по УМК «Школа ΧΧΙ века», я соединила параллельное изучение на урок...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока (русский язык и литературное чтение, 3 класс).

Тема: «Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова».  Михаил Михайлович Пришвин «Моя Родина»....

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе

В данной разрабоке показываю как можно совместить урок русского языка по теме "Проверка безударных гласных в корне слова " с уроком литературного чтения  "Краткая биография и творчество   А....

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения. "Письмо". 4 класс УМК "Перспектива"

Интегрированный урок по теме "Письмо" позволяет повторить структуру и типы писем, познакомить с этикой письма, дать представление о значении писем времён Великой Отечественной войны, актуализировать и...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. Тема урока: Правописание парных звонких и глухих согласных в корнях слов.

Повторение и закрепление правописания проверяемых согласных в корнях слов, формирование умений находить слова с парными согласными, подбирать к ним проверочные...