Интегрированный урок русского языка и литературного чтения в 1 классе.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Кирнос Елена Юрьевна

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_1_klasse.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка и чтения

Тема: Слова обозначающие предметы. Вопросы кто? что?

           Произведения К.И. Чуковского

Цели:

-Формировать языковые и познавательные отношения: представления о словах, обозначающих названия предметов.

-Формировать умения ставить вопросы к словам, обозначающим предметы.

-Формировать понятие о словах, обозначающих названия предметов, различать их по вопросам: кто? что?, находить их в тексте.

-Продолжить знакомство с произведениями К.И. Чуковского.

-Развивать речевые умения, воображение, память и внимание

-Побуждать «помогать» героям этих произведений – вместе с ними проговаривать знакомые стихи, используя интонационные средства выразительной речи.

-Закреплять умения детей читать наизусть стихотворения, совершенствовать творческие  способности детей.

-Воспитывать организованность, аккуратность, самостоятельность при выполнении заданий.

Оборудование: 

у учащихся: учебник, тетрадь, карточки с индивидуальными заданиями; карточки для рефлексии

у учителя:

презентация.

Ход урока:

1.Организационный момент.  (слайд)

  • Эмоциональный настрой:

Учитель: Настроенье каково!

Ученики: Во!

Учитель: Все такого мнения!

Ученики: Все без исключения!

Учитель: Может, вы уже устали?

Ученики: Мы с собой таких не брали!

Учитель: Может, ляжем, отдохнём?

Ученики: Лучше мы урок начнём!

-У нас в гостях солнышко. Ребята, оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы друг другу. Улыбнитесь мне. Ведь улыбка располагает к приятному общению. А теперь настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу:

« Я хочу много знать!».

- Я желаю вам успехов!

2. Вступительная беседа.

-Сегодня у нас в гостях детский писатель и поэт. (слайд)

Вам знакомы эти герои? Из каких они произведений?

 А кто их автор? Корней Иванович Чуковский. (слайд)

Сегодня мы с героями его произведений будем  определять слова, которые обозначают предметы.

3. Минутка  чистописания  

-Чуковский – с какой буквы начинается фамилия писателя?

С буквы Ч. (слайд)

- А какой это звук? (Звук согласный , непарный, мягкий, глухой)

-Буква Ч непростая, а загадочная. В чем заключается ее загадка при написании с гласными? Ча – чу.

Выполните по образцу.

4. Актуализация знаний 

А)-Итак отправляемся  в путешествие по сказкам

К.И. Чуковского. (фильм) Как называется эта сказка?  Кто пришел лечиться к доктору Айболиту?

(Лиса, Барбос, зайчиха, заяц) 

Как мы можем сказать о них одним словом?( животные)

На какой  вопрос отвечают эти слова? Что они обозначают? Какой предмет? Запишите эти слова.

Б) Какой необходимый предмет берет с собой доктор, когда идет лечить животных? (чемоданчик)

-А на какой вопрос это слово отвечает? Почему?

 Давайте поможем собрать чемодан Доктору Айболиту. Нам нужно выбрать из данных слов только те слова, которые обозначают  предметы .

( Шприц, синие, градусник, над, книга, таблетки, очки, взять)

5. Работа по теме урока

А) Работа по карточкам.

–Молодцы, справились с заданием.

-А сейчас Чуковский загадает вам загадку?(слушание сказки «Тараканище»)

- Как называется эта сказка? (слайд)

-У вас на столах лежат карточки с отрывком из сказки. Давайте прочитаем. (слайд)

Тараканище 

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперёд.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

А за ними раки

На хромой собаке.

Волки на кобыле.

Львы в автомобиле.

Зайчики  

В трамвайчике.

Жаба на метле...

-Тараканище для нас приготовил задание:

Найдите и подчеркните слова, обозначающие одушевленные предметы.

-А теперь поменяйтесь карточками и проверьте, все ли слова подчеркнуты? (слайд)

6. Физминутка

7. Продолжение работы по теме

Б)- Продолжим наше путешествие. (слайд) Кто это? Из какой сказки? Давайте послушаем наших ребят.

Федорино горе
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
"Что такое? Почему?
Ничего я не пойму".
Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.
И помчалися по улице ножи:
"Эй, держи, держи, держи, держи, держи!"
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
"Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!"
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит...
Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы - дзынь!- натыкаются,
И стаканы - дзынь!- разбиваются.
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
"Вы куда? куда? куда? куда? куда?"
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.
Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл...
А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
"Уходите, бегите, спасайтеся!"
И в железную трубу:
"Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!"

-От кого убежала посуда?

Её посуда, когда убегала, разбивалась, на кусочки. Нам нужно помочь Федоре собрать посуду.

Собираем слова 

Стакан, сито, чайник, блюдце, ложки, самовар.

-Как назвать эти предметы одним словом? Посуда. Они тоже отвечают на вопрос что? И какой предмет обозначают?

-Мы Федоре помогли, посуду собрали, довольна наша Федора Егоровна. (слайд)

В) –А теперь внимание – задание, причем на внимание,

У меня в сундучке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Давайте найдём их владельцев. А владельцы герои произведений К.И.Чуковского.
ВОЗДУШНЫЙ ШАР (Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике).
КАЛОШИ (А потом позвонил Крокодил И со слезами просил:
- Мой милый, хороший пришли мне калоши)

ШОКОЛАД (- Что вам надо? Шоколада. Для кого? Для сына моего)
БЛЮДЦЕ (А за ними блюдца дзынь ля-ля, дзынь ля-ля)
ГРАДУСНИК (И ставит, и ставит им градусник).

7. Итог урока

-Вам понравился урок? Он пошел ребятам впрок? Давайте подведем итог.

Я узнал…

Мне понравилось…

Какие слова обозначают предметы?

8. Рефлексия

У вас на столах два солнышка. Одно – веселое, другое – грустное.

Если вы довольны своей работой, покажите веселое солнышко, а если вам на уроке было грустно и неинтересно, покажите грустное солнышко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в Лексикоград. Интегрированный урок русского языка и литературного чтения по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", 2 класс "УМК "Школа 21 века"

Мудрость  сказок А. С. Пушкина  неисчерпаема. О них написано столько, что всё не перечитать. Работая во втором классе по УМК «Школа ΧΧΙ века», я соединила параллельное изучение на урок...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока (русский язык и литературное чтение, 3 класс).

Тема: «Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова».  Михаил Михайлович Пришвин «Моя Родина»....

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения.2 класс

Тема. С. Есенин "Берёза". Упражнение в проверке безударных гласных.Цель:способствовать уточнению знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах их проверки, формированию умений обосновыва...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе

В данной разрабоке показываю как можно совместить урок русского языка по теме "Проверка безударных гласных в корне слова " с уроком литературного чтения  "Краткая биография и творчество   А....

Презентации к интегрированному уроку русского языка и литературного чтения. 1 класс

Презентации к интегрированному уроку русского языка и литературного чтения. 1 класс...

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения 3 класс

Тема урока: Однородные члены предложения в сказках А.С. Пушкина...