Корень слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Измалкина Юлия Евгеньевна

Урок разработан по программе " Школа 2100". Тема урока: "Корень слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koren_slova.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

г.  Саранск, МОУ «Гимназия №12»

Измалкина  Юлия Евгеньевна

Тема. Корень слова.

Цели: 1. Дать представление о понятии «корень», «однокоренные слова»

            2. Повторить  такие понятия как, многозначные слова и омонимы.

            3. Развивать орфографическую зоркость учащихся.

            4. Воспитывать у учащихся дружелюбие, взаимопомощь.

Ход урока.

  1. Минутка чистописания.

В с о Ё (Слайд 1)

- На какие группы можно разделить буквы?

(На гласные и согласные. На  заглавные и строчные.)

- Составьте из этих букв слово. (Овёс)

(Слайд 2)

    2. Словарная работа.

-Запишите слово овёс к себе в тетрадь. Поставьте ударение и  разделите на слоги.

- Назовите  опасные  места в этом слове. Выделите их.

(Слайд 2)

- Запомните правописание этого слова.

-Как называется любимая каша англичан из овса? (Овсянка)

     3. Инсценировка.

- Давайте внимательно  послушаем диалог двух друзей. Речь пойдёт об овсянке.

1. –А у меня дома овсянка!

2.- Подумаешь, у меня дома тоже овсянка.

1.-Люблю я овсянку

2.- И я люблю.

1.-Она жёлтая, красивая такая!

2.-И вкусная, особенно с молоком!

1.-Как это – вкусная? Как это – с молоком?

2.-Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.

1.-Да ты про что говоришь?

2.-Какэто- про что? Про овсянку!

1.-Про какую овсянку?

2.-Про обыкновенную.  А ты про какую?

1.-И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

2.-Каша песни пела?

1.-Какая каша?  Не каша, а птица. Птица овсянка! Не слышал про такую, что ли?

1.-Пойдём ко мне мою овсянку слушать. (Слайд 3)

2.-Пойдём! А потом ко мне - мою овсянку кушать! (Слайд 3)

-Прослушав диалог, что можете сказать о слове «овсянка» ?   (Слово овсянка имеет два значения. Это птица и каша.  Поэтому  является омонимом.)  (Слайд 4)

     4. Введение в новый раздел.

(Слайд 5)

-Прочитайте слова.

(Овсянка, ключ, корень, лук, бабочка, коса   )

-Какое слово здесь лишнее?  (Корень- это многозначное слово, а овсянка, ключ, лук, бабочка и коса  -омонимы)

(Слайд 6) (Слайд7) (Слайд8)

- Что общего в значениях этого слова?

(Корень - важная часть чего-либо)

-Сегодня мы будем говорить о корне, как о части слова.

(Слайд9)

Белка, беленький, белить,

Водяной, вода, водить,

Лист, лиса, лисёнок,

Лось,  лоскут,  лосёнок,

Горный, горка, городок,

Пёс, песочный и песок.

Где слова родные, однокоренные?

- Найдите в каждой строчке лишнее слово. Объясните,  по какому признаку вы его зачеркнули.

- Оставшиеся слова запишите парами.

(Слайд10)

- Что общего в каждой паре слов?  (Общая часть слова)

- Такие слова мы можем назвать родственными словами.

- Обозначьте в словах общую часть значком                  или можно сказать «выделите корень слова».

- Что такое корень? Какой вывод можно сделать?  (Корень - общая часть родственных слов)

- Сравните свой вывод с правилом на странице 51.

5. Наблюдение над однокоренными словами.

(Слайд11)

Много-много лет назад появился на свет корень САД. Нашли его люди и решили посадить . Стало корень САД расти. Сначала один росток  пустил  САДОВНИК, потом другой ПОСАДКА, потом третий РАССАДА. Много ростков появилось от корня САД.  Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево получилось.  (Слайд 11)

- Какой корень во всех этих словах?

- Как вы думаете, как называются слова, которые образовались  от одного итого же корня? (Однокоренные)

- Прочитаем правило на странице 52.

6. Физкультминутка. (Слайд12 )

Приплыли тучки дождевые: - лей, дождик, лей!

Дождинки пляшут, как живые! - пей, земля, пей!

И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, пьёт!

А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт.

- Найдите в тексте однокоренные слова.

- Запишите их и выделите корень.

- Какой корень с этих словах?

7. Работа с учебником.

Упражнение 349 стр. 52

- Прочитайте и найдите однокоренные слова. (Снегом, снежною)

-Почему вы так считаете?

-Выделите корень в словах.

- Что заметили?

- От какого корня образовалось слово СНЕЖНОЮ? (От корня снег)

Давайте прочитаем, что произошло с буквой  С при образовании родственного слова.  Стр 53

Игра «Составь пару» (Слайд 13)

Моряк - морской, ночь - ночной, письменный - письмо, творог – творожный, яблоко – яблочный.

-Какими частями речи являются эти слова?

Упражнение 352. Стр. 55

Самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

8. Итог урока.

- О чём говорили сегодня на уроке?

- Что такое корень? Однокоренные слова?

Домашнее задание.

Упражнение353. Стр.55


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...

План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....

Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)

Русский язык Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)...