Рабочая программа по русскому языку (Школа России) 3 кл
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Ладан Рада Олеговна

Программа составлена по учебнику Т.Г.Рамзаевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk3bladan_r.o.doc381.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Государственное бюджетное  специальное (коррекционное) образовательное учреждение  для обучающихся,     воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

                                                 школа № 59 Приморского района Санкт-Петербурга

        «Согласовано»                                                                                                                               «Утверждаю»

       Протокол МО № _____ от ________                                                                                           Директор                            Т.А. Морозова

 

Рабочая программа учителя начальной школы

Ладан

Рады Олеговны

(первая квалификационная категория, педагогический стаж- 18 лет)

по учебному курсу «Русский язык»

3 класс ( VII вид)

Базовый уровень

2012-2013 учебный год

                                    Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку для учащихся с ограниченными возможностями здоровья VII вида составлена на основе

 программы Министерства образования РФ для общеобразовательных учреждений , на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по курсу «Русский язык» 2009года и авторской программы по русскому языку для 3 класса автора Рамзаевой Т. Г. 2009года и учебно-методического  комплекта:

  1. Учебник «Русский язык» 3 класс в 2-х частях. Автор Рамзаева Т.Г., 2010 г.

Характеристика класса на начало учебного года (на основе стартовой диагностики; собеседования и анкетирования родителей)

В классе 17 учащихся. Из них 3 девочки и 14 мальчиков.

У 12 учащихся полные семьи; у 5- многодетные семьи, 5 учащихся –воспитанники детского дома №6.

Некоторые  дети  имеют хронические  заболевания. У 2 детей инвалидность. 8 учащихся занимаются с логопедом,4 учащихся занимаются с психологом. У большинства детей наблюдается гиперактивность.

В целом класс успешно завершил программу 2 класса. Уровень подготовки учащихся позволяет начать освоение курса русского языка 3 класса и не требует большой корректировки в содержании. Однако необходимо отметить, что особое внимание при планировании следует уделять развитию навыков коммуникации, построения монологического высказывания, развитию грамотно построенной письменной речи, выработке произвольного внимания, памяти как наиболее проблемных для данного класса. В силу своих особенностей(низкий уровень познавательных процессов, очень низкая работоспособность, невозможность сосредотачивать длительное время свое внимание на задании, переключать внимание с одного вида деятельности на другой, быстрая утомляемость, логопедические проблемы) многие учащиеся допускают ошибки при списывании, в записи под диктовку(пропуск букв, замена букв, недописывание элементов букв).Все учащиеся теоретически усвоили изученные орфографические правила, но  не все применяют их на практике. До сих пор многие пишут в начале предложения  строчную букву. Умеют производить   звуко- буквенный  анализ слова. У некоторых учащихся вызывает затруднение самостоятельное правильное оформление работы, не  все умеют ориентироваться в тетради, осуществлять самоконтроль. Мелкая моторика не у всех развита достаточно. Знают и правильно пишут основные словарные слова больше половины класса. Необходимо закреплять по русскому языку следующие темы, вызывающие трудности в изучении у большинства уч-ся: заглавная буква в начале предложения, постановка ударения, перенос слов, проверка безударных гласных и парных согласных в корне слов, определение частей речи.

 

Программа рассчитана на 5 часов в неделю (согласно БУП 2009 года). При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение русского языка в 3 классе составит 168 часов.

Работа над нормами литературного языка носит практическую направленность и проводится в течение всего учебного года в связи с изучением разных тем по курсу русского языка, написанием изложений и сочинений. Спланировано 28  уроков по развитию связной речи. Часть из них выделены отдельными часами, а часть проводятся по ходу изучения тем.

В течение учебного года ведётся систематический учёт усвоения основных вопросов курса русского языка каждым учеником и достижений учащихся через тесты, контрольные работы, диагностические работы.

Выполнение практической части:

1 трим.

2 трим.

3 трим.

За год

контр. дикт

4

4

3

11

контр. спис.

1

-

1

2

изложения

2

3

2

7

сочинения

1

1

1

3

     

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.

Обучение русскому языку следует организовывать в соответствии со следующими общими требованиями:

  1. преподносить новый материал предельно развернуто;
  2. отводить значительное место практической деятельности обучающихся: работе со схемами, таблицами, т.д.
  3. систематически повторять пройденный материал для закрепления изученного и полноценного усвоения нового;
  4. уточнять и расширять словарный запас на основе ознакомления с окружающим миром;
  5. предварять выполнение письменных заданий анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок;
  6. уделять должное внимание формированию культуры общения;
  7. находить любой повод, чтобы вовремя и обоснованно похвалить ученика (школьник должен понимать, какие конкретные действия и умения вызвали одобрение учителя).

Все эти требования необходимо сочетать с индивидуальным подходом к детям: учитывать уровень их подготовленности, особенности личности учащегося, его работоспособности, внимания, целенаправленности при выполнении заданий.

3 класс занимает центральное место в обучении младших школьников русскому языку по всем разделам потому, что происходит формирование основных понятий курса: части речи, значимые части слова, предложение, словосочетание, текст, изучаются существенные признаки каждого из понятий и связи между ними, что чрезвычайно важно для усвоения языка и овладение речью. На основе знаний состава слова в 3 классе проводится формирование навыков правописания безударных  гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных в корне слова, а так же навыков правописание приставок.

                                                                                           Цели обучения

В  системе предметов курс  русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

-познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей  целостной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников

-социокультурная  цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся- развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, навыков грамотного ,безошибочного письма

Для достижения поставленных целей изучения русского языка необходимо решение практических задач:

-развитие речи, мышления, воображения ,умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения

 -освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка

-овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания  и повествования небольшого объема.

-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению

 его  уникальности и чистоты,  пробуждение познавательного интереса к языку ,стремления совершенствовать свою речь

Основная задача обучения русскому языку - развитие школьника как личностно-полноценно владеющей устной и письменной речью.

Конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны  и взаимосвязаны между собой:

  1. Владение речевой деятельностью в разных её видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
  2. Освоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики, лексики, морфемики;
  3.  Формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений;
  4.  Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального образования по курсу «Русский язык. 3 класс»:

Образовательные задачи:

Фонетика и графика

  1. Проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений, навыков, полученных во втором классе.
  2. Систематизировать сведения об устной и письменной речи, систематизировать знания о признаках текста, о предложениях, о главных членах предложения.
  3. Повторить материал об имени существительном, имени прилагательном, глаголе, предлоге.
  4. Повторить написание имен собственных.
  5. Совершенствовать умение находить корень, однокоренные слова.
  6. Формировать умение делить слова на слоги.
  7. Формировать представление о роли мягкого знака — показателя мягкости и разделительного мягкого знака.
  8. Отрабатывать умение правильно обозначать на письме сочетания — ЖИ - ШИ, ЧУ — ЩУ, ЧА — ЩА, ЧК, ЧН,
  9. Развивать умение распознавать звонкие и глухие согласные и правильно писать слова с этими звуками.

Синтаксис и пунктуация.

  1. Познакомить учащихся с характеристикой предложения по цели высказывания и по интонации.
  2. Развивать умение правильно ставить знаки препинания, выделять интонацией знак препинания.
  3. Развивать представление о связи между предложениями, учить передавать содержание текста по вопросам.
  4. Формировать умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены. Отрабатывать умение устанавливать связь между словами в предложении.
  5. Формировать умение находить словосочетания в предложении.
  6. Отрабатывать умение правильно строить свое высказывание, озаглавливать текст.

Морфология.

             Состав слова.

  1. Уточнить представления учащихся о признаках родственных слов.
  2. Формировать умение выделять корень в словах.
  3. Уточнить знания о том, что корни однокоренных слов пишутся единообразно.
  4. Познакомить с окончанием и его ролью в предложении.
  5. Формировать умение выделять приставку и суффикс в слове. Развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.
  6. Развивать умение разбирать слова по составу.

                         Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне.

  1. Закреплять умение подбирать проверочные слова, сравнивать искомую букву в проверяемом и проверочном слове.
  2. Учить учащихся различать парные согласные.
  3. Формировать умение определять основную мысль текста, составлять коллективный план текста, последовательно передавать содержание текста.  

                       Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне.

  1. Способствовать усвоению особенностей проверочных и проверяемых слов; закрепить способы проверки таких слов.
  2. Отрабатывать умение распознавать орфограмму и проверять ее.
  3. Отрабатывать умение проверять слова с двумя гласными в корне.
  4. Развивать умение воспринимать картинку, определять ее тему и описывать.               

                 Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

  1. Формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне.
  2. Формировать умение проверять слова с непроизносимыми согласными.
  3. Познакомить учащихся со словами, в которые не нужно вставлять лишнюю букву.
  4. Формировать умение выбирать из рассказа отрывок в соответствии с заданием.

                        Правописание приставок.

  1. Познакомить учащихся с приставкой как частью слова и её ролью в речи.
  2. Развивать умение выделять приставку в слове.
  3. Развивать умение писать приставки всегда одинаково, независимо от произношения и слитно со словами.
  4. Совершенствовать умение правильно писать гласные в приставках.
  5. Развивать умение различать приставки и предлоги, правильно писать их и употреблять в речи.

                        Разделительный твердый знак.

  1. Познакомить учащихся с правилом употребления твердого знака.
  2. Формировать умение различать твердый и мягкий знаки.
  3. Учить правильно писать слова с твердым знаком.

                         Части речи.

  1. Продолжить знакомство с частями речи и их особенностями.
  2. Развивать умение распознавать  имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог и местоимение.
  3. Развивать умение разбирать предложение по членам, правильно употреблять разные части речи в предложении.
  4. Познакомить с особенностями текста-описания, учить составлять текст по плану с использованием прилагательных.

                          Имя существительное.

  1. Познакомить с обобщенным лексическим значением имени существительного.
  2. Учить определять род имен существительных.
  3. Развивать умение изменять существительное по числам.
  4. Познакомить с падежами имен существительных.
  5. Учить распознавать падеж по предлогу и вопросам.
  6. Познакомить с новой ролью мягкого знака — показателя женского рода имени существительного.
  7. Учить распознавать род существительного с шипящим на конце.
  8. Формировать умение определять тему и основную мысль текста, выделять главное и сокращать текст.

               Имя прилагательное.

  1. Познакомить с ролью прилагательного в речи.
  2. Уточнить представление учащихся о зависимости прилагательного от существительного.
  3. Обобщить знания учащихся о синонимах и антонимах, развивать умение употреблять их в речи.
  4. Познакомить учащихся с изменением прилагательных по родам. Учить определять род прилагательного.
  5. Развивать умение определять число прилагательного.
  6. Формировать умение определять и раскрывать тему сочинения.
  7. Познакомить со структурой текста-рассуждения.

                    Глагол.

  1. Уточнить роль глагола в речи.
  2. Формировать умение изменять глаголы по числам.
  3. Познакомить с изменением глаголов по временам.
  4. Познакомить с неопределённой формой глагола.
  5. Познакомить с изменением глаголов прошедшего времени по родам.
  6. Познакомить учащихся с ролью частицы «не» и её раздельном написании с глаголами.

Повторение изученного за год.

  1. Уточнить знания учащихся о роли слова и предложения в речи.
  2. Обобщить знания о видах предложений по цели высказывания и по интонации.
  3. Развивать умение определять тип текста.
  4. Развивать умение разбирать слова по составу.
  5. Развивать умение распознавать орфограммы в словах и правильно подбирать проверочные слова.
  6. Обобщить знания о правописании приставок. Развивать умение различать части речи и правильно их использовать.

Коррекционно — развивающие задачи:

  1. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, расширять кругозор.
  2. Развивать познавательные процессы.
  3. Развивать умение сравнивать классифицировать, анализировать.
  4. Обеспечить преодоление трудностей.
  5. Развивать умение осуществлять самоконтроль и самопроверку.
  6. Развивать самостоятельность.
  7. Развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие.
  2. Воспитывать толерантность, доброе отношение к товарищам.
  3. Воспитывать любовь к родному языку.
  4. Воспитывать правильное отношение к учебной деятельности.
  5. Воспитывать бережное отношение к книге.

Основные требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся к концу 3 класса.

Учащиеся должны знать:

  1. части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
  2. части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
  3. члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.

Учащиеся должны уметь:

  1. грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы: безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, непроверяемые ударением; звонкие и глухие согласные; разделительные твёрдый и мягкий знаки; непроизносимые согласные; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода; не с глаголами; раздельное написание предлога со словами; знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательные знаки);
  2. производить разбор слова по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
  3. подбирать однокоренные слова разных частей речи;
  4. распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имени существительных, род и число имён прилагательных, время и число глаголов;
  5. изменять имена существительные по числам;
  6. склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
  7. изменять имена прилагательные по родам и числам в соответствии с родом и числом имени существительного;

изменять глаголы по временам (простые случаи) и в прошедшем времени - по родам;

  1. распознавать и употреблять в тексте синонимы и антонимы;
  2. устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
  3. распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
  4. производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
  5. интонационно правильно произносить предложения;
  6. писать изложения в 60-75 слов по коллективно составленному плану (обучающее); определять тему и основную мысль текста;
  7. делить текст на части, соблюдать красную строку; устанавливать связь между частями текста;

озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

  1. распознавать вид текста - повествование, описание, рассуждение;
  2. писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;

составлять устный ответ-рассуждение;

  1. развивать речь.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач и др.);
  2. работы со словарями;
  3. соблюдения орфоэпических норм;
  4. создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
  5. овладения нормами русского речевого этикета.

Словарные слова, изучаемые в 3 классе:

автобус, адрес, аллея, аптека, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, вдруг, вместе, вокруг, воскресенье, восток, вчера, герой, горох, декабрь, дорога, жёлтый, животное, завтра, завтрак, запад, завод, земляника, картина, картофель, квартира, килограмм, коллектив, коллекция, комбайн, комбайнер, комната, компот, корабль, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, месяц, метро, молоток, морковь, ноябрь, обед, овёс, овощи, огород, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, памятник, песок, пловец, победа, погода, помидор, понедельник, потом, праздник, приветливо, пшеница, пятница, ракета, рассказ; расстояние, растение, революция, рисунок, сахар, север, сегодня, сентябрь, сирень, совет, солдат, соловей, солома, столица, тарелка, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, февраль, хоккей, хороший, чёрный, четверг, чувство, яблоко, яблоня, январь.

№ п.п.

№ по теме

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

03.09

I триместр — 60 часов.

Фонетика и графика (10часов)

Речь. Текст. Предложение. Слово.

Различать слог, слово, предложение,

 речь, текст; определять тему текста. Моделировать предложения,

распространять и сокращать их,

контролировать правильность предложений, корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки. Распознавать слова по вопросам,

определять часть речи. Объяснять случаи употребления заглавной буквы в написании

имен существительных. Характеризовать особенности гласных, согласных звуков. Определять звук по его характеристике.

Определять наличие изученных орфограмм

 в словах. Контролировать правильность написания- письмо со знаками вопроса

на месте сомнения.

Обосновывать целесообразность выбора языковых средств, воспроизводить текст

в соответствии с заданием.

04.09

Главные члены предложения.

05.09

Части речи. Распознавание частей речи по вопросам.

06.09

Заглавная буква. Имена собственные. Однокоренные слова.

07.09

Звуки и буквы. Гласные Е, Ё, Ю, Я.

10.09

Слово и слог. Перенос слов.

11.09

Мягкий знак- показатель мягкости согласного. Разделительный мягкий знак.    

12.09

Сочетания ЖИ -ШИ, ЧУ - ЩУ, ЧА - ЩА,ЧК, ЧН.

13.09

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их     буквами.

14.09

Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их     буквами.



17.09

  Синтаксис и пунктуация. (20 часов)

Повествовательные, вопросительные и побудительные          предложения.

Развивать умение выделять

вопросительные, побудительные,

повествовательные и восклицательные

предложения из потока речи, правильно

выстраивать и оформлять их на письме., состав-

лять такие предложения, классифицировать

предложения по цели высказывания и

 интонации

Соблюдать в устной речи логическое

(смысловое) ударение и интонацию конца

 предложения

Обосновывать знаки препинания в конце

предложения


Уметь находить и различать  в предложении

главные и второстепенные члены,

распространенные  и нераспространенные

предложения

устанавливать по вопросам связь слов  

в предложении, объяснять алгоритм

нахождения.

Разбирать предложение по членам

Анализировать последовательность

собственных действий при работе

над изложением и соотносить  

с разработанным алгоритмом,

оценивать правильность выполнения

 учебной задачи.

Различать предложение и словосочетание,

текст  и предложение, текст  и набор

предложений

Выделять в предложении словосочетание,

Устанавливать связь между словами в словосо-

четании и предложении

Соотносить текст, тему текста,

основную мысль, выбирать заголовок,

анализировать и корректировать тексты

 с нарушенным порядком предложений

Определять тему и главную мысль текста

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения

Различать типы текстов- повествование, описание, рассуждение

18.09

Повествовательные, вопросительные и побудительные    предложения.

19.09

 Контрольный диктант №1.              

20.09

Работа над ошибками.              

21.09

Восклицательные и невосклицательные  предложения.

24.09

Восклицательные и невосклицательные  предложения.

25.09

Главные и второстепенные члены предложения.

26.09

Главные и второстепенные члены предложения.

27.09

Подробное изложение.  Упр.90

28.09

Редактирование текста изложения.

01.10

Связь слов в предложении.

02.10

Контрольное списывание.  Упр.111 (51сл.)

03.10

Упражнение в правильном построении предложений.

04.10

Простое и сложное предложения.

05.10

Словосочетание.

08.10

Словосочетание.

09.10

Предложение и словосочетание.

10.10

Текст. Тема текста.

11.10

Части текста.

12.10

Обобщение знаний о тексте и предложении.

15.10

             Морфология. (130 часов) Состав слова  

Однокоренные слова. Два признака однокор. слов.

Группировать слова по заданному принципу,

контролировать правильность объединения

слов в группу,  обнаруживать лишнее слово

в ряду предложенных.

Подбирать максимальное количество

родственных однокоренных слов,

анализировать  текст с установкой на поиск

в нем однокоренных слов, объяснять  

значение слова.

Выделять в предложенных словах корень, приставку, суффикс и окончание и основу

формулировать их определения, объяснять значение

Различать однокоренные слова и формы одного слова

Образовывать новые слова с помощью

приставки и суффикса. Определять и обосновывать роль окончания и предлога

в предложении.

Проводить разбор слов по составу

Анализировать, составлять модели слова по составу и подбирать слова по этим моделям

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке письменной работы




Рассматривать картину, высказывать отношение, анализировать содержание

Составлять план сочинения

с опорой по серии картинок

 и с помощью учителя.    

16.10

Корень слова.

17.10

Единообразное написание однокоренных слов.

18.10

Понятие об окончании.

19.10

Окончание и его роль в предложении.

22.10

Форма слова.

23.10

Ознакомление со словообразовательной ролью   приставок и суффиксов.

24.10

Закрепление знаний о суффиксах и приставках как значимых частях слова.

25.10

  Образование слов с   помощью суффиксов.

       

26.10

Образование слов с   помощью приставок.  

29.10

 Образование слов с   помощью суффиксов и приставок.

30.10

Контрольный диктант №2.

31.10

 Работа над ошибками.

01.11

Сочинение по серии картинок.   Упр.138    

02.11

Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

12.11

Закрепление. Разбор слов по составу.



13.11

Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне(14 часов)

Особенности проверочных и проверяемых слов с парными согласными в корне.

Различать согласные звуки и буквы,

твердые и мягкие, звонкие и глухие,

парные и непарные.

 Определять звук по его характеристике, характеризовать его.


Анализировать последовательность

собственных действий при работе

над изложением и соотносить

с разработанным алгоритмом,

оценивать правильность выполнения

учебной задачи.

Группировать звуки по заданному основанию.

Моделировать правило и способы

проверки слов с парными согласными в корне, глухими и звонкими согласными в корне. 

Группировать слова по типу орфограммы, по

 месту

Приводить примеры слов с заданной

орфограммой, подбирать несколько

проверочных слов

Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Определять наличие в слове изученных орфограмм, находить и отмечать в словах орфограммы

Обсуждать алгоритм орфографических

действий при решении орфографической задачи

14.11

Проверка слов с парными согласными в корне.

15.11

Подробное изложение по плану.  Упр.206

16.11

Работа над ошибками.

19.11

Проверка слов с глухими и звонкими согласными в конце и в середине слова.

20.11

Контрольный диктант №3

21.11

Работа над ошибками.

22.11

Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

23.11

Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне слова.

26.11

Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными.

27.11

Административный контрольный диктант за 1 триместр

28.11

Работа над ошибками.

29.11

Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне слова.

Работать с орфографическим словарем

30.11

Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне слова.




03.12

II триместр 55 часов.

    Правописание слов с проверяемыми безударными         гласными в корне слова.

 Безударные гласные в корне слова.


Различать звуки гласные: ударные и

 безударные.

 Наблюдать над проверяемыми

и проверочными словами.

 Моделировать правило и способы

проверки безударных гласных в корне слов.

Моделировать правило и способы

проверки слов с безударной гласной в корне.

Анализировать последовательность

собственных действий при работе

над изложением повествовательного текста

и соотносить  с разработанным алгоритмом, оценивать правильность выполнения

 учебной задачи.

Моделировать правило и способ проверки

 слова с безударной гласной буквой «е», проверяемой буквой «ё».

Моделировать правило и способы проверки

слов с двумя безударными гласными в корне.

 Распознавать слова, различающиеся гласной буквой в корне.

Находить и отмечать орфограммы

Группировать слова по типу орфограммы, по

 месту

Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Приводить примеры слов с заданной

орфограммой, подбирать несколько

проверочных слов

Обсуждать алгоритм орфографических

действий при решении орфографической задачи

Работать с орфографическим словарем

04.12

Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова.

05.12

Правописание слов с безударными гласными.

06.12

Правописание слов с безударными гласными.

07.12

Правописание слов с безударными гласными.

10.12

Изложение повествовательного текста.  

11.12

Работа над ошибками.

12.12

   Слова с буквой Е в корне, которая проверяется буквой Ё.

13.12

Правописание слов с двумя безударными гласными.

14.12

   Отработка умения подбирать проверочные слова;   оформлять предложения в тексте.

17.12

   Правописание слов с двумя безударными гласными.

18.12

Правописание слов с двумя безударными гласными.

19.12

Контрольный диктант № 5.  

20.12

  Работа над ошибками.  


   15.


15.


21.12

Правописание слов с безударными гласными.

   16.



24.12

      Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

 Правила проверки слов с непроизносимыми согласными.


Моделировать правило и способы проверки

слов с непроизносимыми согласными. 

Моделировать правило и способы проверки

слов с непроизносимыми согласными. 

Определять наличие изученных орфограмм

в словах.

   17.

25.12

Правописание слов с непроизносимой согласной.

   18.

26.12

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

   19.

27.12

Правописание слов типа ЧУДЕСНЫЙ, ОПАСНЫЙ.

   20.

09.01

Обобщение правил о правописании корня.

   21.

10.01

Написание слов с  безударными гласными; парными и непроизносимыми  согласными.

22.

11.01

Написание слов с  безударными гласными; парными и непроизносимыми  согласными.

23.


14.01

Правописание приставок

Приставка.

Сопоставлять правила  написания

безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных. Моделировать правило и способы проверки слов

 с написанием приставок и безударных

 гласных в корне. Анализировать последовательность собственных действий

при работе над выборочным изложением

и соотносить  с разработанным алгоритмом, оценивать правильность выполнения учебной задачи. Распознавать предлог и приставку, наблюдать за их правописанием.

Определять наличие изученных орфограмм

в словах.

24.

15.01

Правописание приставок.

25.

16.01

Правописание безударных гласных в приставках.

26.

17.01

Изложение. Упр.316 или 340        

27.

18.01

Работа над ошибками.

28.

21.01

Предлоги и приставки.

29.

22.01

Упражнения в распознавании приставок и предлогов.

30.

23.01

Контрольный диктант № 6.                  

31.

24.01

Работа над ошибками.

32.


25.01

Разделительный твердый знак

Разделительный твердый знак.

Моделировать правила написания Ь и Ъ разделительных знаков.

 Распознавать Ь и Ъ разделительные знаки

в словах, наблюдать за их правописанием. Контролировать правильность написания.

Анализировать последовательность

собственных действий при работе

над изложением повествовательного текста

и соотносить  с разработанным алгоритмом, оценивать правильность выполнения учебной задачи.

33.

28.01

Разделительный твердый знак.

34.

29.01

Разделительные мягкий и твердый знаки.

35.

30.01

Правописание разделительных мягкого и твердого знака.

36.

31.01

Закрепление. Слова с Ъ и Ь знаком.

37.

01.02

Изложение повествовательного текста.  

38.

04.02

Работа над ошибками.

39.


05.02

Части речи.

Понятие о частях речи.

Определять наличие в тексте изученных

частей речи, обосновывать, доказывать её принадлежность.

Распознавать личные местоимения, определять грамматические признаки личных местоимений

Характеризовать как часть речи местоимение.

 Составлять и анализировать таблицу

 по изученным частям речи.

Анализировать последовательность

собственных действий при работе

 над сочинением и соотносить их

с разработанным алгоритмом, оценивать правильность выполнения учебной задачи.

40.

06.02

Контрольный диктант № 7.            

41.

07.02

Работа над ошибками.

42.

08.02

 Местоимение.

43.

11.02

Упражнение в распознавании частей речи.

  44.

12.02

Изменение имен существительных, имен прилагательных и глаголов по числам.

  45.

13.02

Сочинение по картинке. Упр.386  

  46.


14.02

Имя существительное.

Имя существительное и его роль в речи.

Анализировать грамматические признаки

имени существительного.

Характеризовать как часть речи имена существительные, распознавать имена существительные, определять лексическое значение

Объяснять случаи употребления заглавной

буквы в написании имен существительных.

Определять число и род имен существительных

Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения

рода

Находить орфографические ошибки,

объяснять их причины. Устанавливать

наличие в словах изученных орфограмм.

Прогнозировать необходимость

использования дополнительных источников информации – уточнять написания слов

по орфографическому словарю.

Упражняться в склонении имен существительных.

Изменять имена существительные по падежам, запоминать и определять  названия падежей

Записывать имена существительные с

шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи

Определять наличие в тексте изученных

частей речи, обосновывать, принадлежность

к той или иной части речи.

  47.

15.02

Имена существительные, отвечающие на вопросы КТО? И ЧТО?

  48.

18.02

Род имен существительных.

  49.

19.02

Определение рода имени существительного, стоящего во множественном числе.

  50.

20.02

Родовые окончания имен существительных.

  51.

21.02

Изменение имен существительных по числам.

  52.

22.02

Изменение имен существительных по числам.

  53.

26.02

 Административный контрольный диктант за 2 триместр        

  54.

27.02

 Работа над ошибками

  55.

28.02

Склонение имен существительных.

01.03

III триместр — 53 часа.

Склонение имен существительных. Ознакомление с приемами определения падежей.

02.03

Упражнения в определении падежей.

05.03

Подлежащее-существительное в именительном падеже.

06.03

Мягкий знак на конце существительных после шипящих.      

07.03

Упражнение в написании слов с шипящими на конце.

  1.


11.03

Имя прилагательное.

Имя прилагательное.


Подбирать максимальное кол-во имен прилагательных к заданному имени существительному, распознавать имена прилагательные, определять лексическое

значение

Находить грамматические признаки имен прилагательных, различать прилагательные

по грамматическим признакам, подбирать

имена прилагательные- антонимы и синонимы.

Соотносить форму имени прилагательного

 с формой имени существительного.

Изменять  имена прилагательные по родам

и числам, определять падеж имени

 прилагательного по существительному

Различать предлоги и правильно их писать, накапливать опыт по узнаванию предлогов

в речи.

Наблюдать за ролью предлогов в речи. Формировать представление о предлоге

как о слове и его роли в предложении

(всегда пишутся одинаково, независимо

от их произношения).

   7.

2.

12.03

Употребление в речи имен прилагательных.

   8.

3.

13.03

Прилагательные — синонимы и

 прилагательные — антонимы.

   9.

4.

14.03

Особенности текста — описания.

  10.

5.

15.03

Изменение имен прилагательных по родам.

  11.

6.

18.03

Изменение имен прилагательных по родам.

  12.

7.

19.03

Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

  13.

8.

20.03

Контрольный диктант № 9.          

  14.

9.

21.03

Работа над ошибками.

  15.

      10.

22.03

   Изменение прилагательных по числам.

  16.

      11.

01.04

Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных.       каникулы   

  17.

      12.

02.04

Упражнение в правописании имен прилагательных.

  18.

      13.

03.04

Обобщение знаний об имени прилагательном

  19.

04.04

Глагол.

Глагол и его роль в языке.


Определять наличие в тексте изученных

частей речи, обосновывать, доказывать принадлежность к той или иной части речи.

Составлять и анализировать таблицу

 по изученным частям речи.

Распознавать глаголы, определять лексическое значение, узнавать неопределенную форму

глагола

Писать изложения небольшого текста,

понятного младшим школьникам

по коллективно составленному плану.

Трансформировать текст, изменяя время,

число глагола.


Изменять глаголы по временам, по числам.

Наблюдать за изменением глаголов  

в прошедшем времени по родам.

Находить неопределённую форму глагола. Упражняться в точном употреблении

глаголов в речи.

Применять правила правописания корня

 и окончания.

Накапливать опыт правильного

употребления в речи форм имен

существительных, прилагательных,

 глагольных форм.

Наблюдать за написанием частицы «не»

с глаголами.

Контролировать правильность употребления.

Анализировать последовательность

собственных действий при работе

над изложением и сочинением и соотносить

их с разработанным алгоритмом, оценивать правильность выполнения учебной задачи.

  20.

05.04

Роль глаголов в предложении.

  21.

08.04

Глаголы-синонимы  и глаголы — антонимы.

  22.

09.04

Употребление глаголов в прямом и переносном смысле.

  23.

10.04

Текст — рассуждение.

  24.

11.04

Изложение.          Упр.555      

  25.

12.04

Работа над ошибками в изложении.

  26.

15.04

Изменение глагола по числам.

  27.

16.04

Определение числа глагола.

  28.

17.04

Понятие о временных формах глагола.

  29.

18.04

Упражнение в распознавании времени глагола.

  30.

19.04

Неопределенная форма глагола.

  31.

22.04

Изменение глагола по временам.

  32.

23.04

Итоговый административный контрольный диктант за год.      

  33.

24.04

 Работа над ошибками.          

  34.

25.04

 Изменение по родам глаголов прошедшего времени

  35.

26.06

Употребление глаголов прошедшего времени.          

  36.

29.04

Правописание глаголов с приставками.

  37.

30.04

Правописание частицы НЕ с глаголами.

  38.

02.05

Правописание частицы НЕ с глаголами.

  39.

03.05

Изложение.               Упр.609            

  40.

06.05

Работа над ошибками в изложении.

  41.

07.05

Упражнение в написании глаголов с частицей НЕ.

  42.

08.05

Контрольное списывание.            

  43.

12.05

Сочинение. Упр.629                        

  44.

13.05

Работа над ошибками.

  45.


14.05

Повторение (9 часов)

Обобщение знаний о словах и предложениях.

Выделять предложения из потока речи

 и оформлять их на письме.

Определять вид текста.

Подбирать, образовывать  однокоренные

слова, выделять в них корень, приставку,

 суффикс и окончание.

Определять наличие изученных орфограмм

в словах.

Контролировать правильность написания. 

Распознавать Ь и Ъ разделительные знаки

 в словах, наблюдать за их правописанием.

Накапливать опыт правильного

употребления в речи форм имен

существительных, прилагательных,

глагольных форм.

  46.

15.05

Роль приставок суффиксов и окончаний.

  47.

16.05

Правописание букв в корнях слов.

  48.

17.05

Правописание слов с приставками, с твердым и мягким знаком.

  49.

20.05

Правописание слов с безударными гласными и непроизносимой согласной.

  50.

21.05

Работа с текстом.

  51.

22.05

Контрольный диктант № 10.        

  52.

23.05

Работа над ошибками.

  53.

24.05

   Части речи.

 

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

1.Учебник «Русский язык» 3 класс в 2-х частях. Автор Рамзаева Т.Г., 2010 г.

  1. Дмитриева О.И «Поурочные разработки по русскому языку» 3 класс, Москва, «ВАКО», 2012г.

      УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2012-2013 учебный год.

 Комплект реализует федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования по курсу «Русский язык».

Литература  для учителя и интернет-ресурсы

Литература

1.Таблицы и перфокарты  к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку

2. «Сборник рабочих программ. Школа России. Сборник рабочих программ 1-4 классы.»Москва,Просвещение,2011

3. Карточки для самостоятельных и индивидуальных работ

4. Подборка презентаций по темам курса

5. В.Волина «Учимся играя», Москва,1994

6. С.А.Левина «Начальная школа. Математика, чтение, природоведение.  Конспекты открытых  уроков»Волгоград,Учитель,2001

7..Приглашаем на урок.3кл.Русский,математика,чтение,окружающий мир» Волгоград,Учитель,2010

8.Т.В.Титкова,Э.З.Горбачева,Л.В.Цыганок «Открытые уроки 1-4 кл» Москва, «ВАКО», 2011год

9.Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль, Академия развития, 1996

10.Л.А.Данилова «Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития»СПБ, Детство-Пресс,2011

11.Е.А.Нефедова,О.В.Узорова «Готовимся к школе»Москва,АСТ,1999

12. Е.А.Нефедова, О.В.Узорова «Практическое пособие по развитию речи» М,Аквариум,ГИППВ,1998

13.Сборник диктантов и упражнений для начальной школы. Спб,1995

14.А.Ундзенкова, О.Сагирова «Русский с увлечением»Екатеринбург,1998

15.Пословицы,поговорки,потешки,скороговорки . Ярославль,2003

16.Т.Рик «Здравствуй,дядюшка глагол!», «Здравствуй,имя существительное!», «Доброе утро,имя прилагательное!»М,Самовар,1994

17.Г.С.Щеголева «Уроки развития связной речи в начальной школе»СПБ,1996

18. Е.А.Нефедова, О.В.Узорова «Контрольные и проверочные работы по русскому языку 1-3 кл.» М,Аквариум,1996

19.В.Волина «Веселая грамматика»М,Знание,1995

20.Г.Г.Граник «Секреты орфографии» М,Просвещение,1994

21.Р.И.Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах» М, Владос,2001

22 Л.Г.Милостивенко «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей»СПБ,1996

http://festival.1september.ru/articles/subjects/15

http://allforchildren.ru/

http://metodisty.ru/

http://www.proshkolu.ru/

http://metodsovet.su/

http://nachalka.com/

http://www.openclass.ru/

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola

http://pedsovet.su/

http://www.it-n.ru/

http://pedsovet.org/

http://www.xn--80achddrlnpe7bi.xn--p1ai/

http://1sentyabrya.ru/

http://window.edu.ru/

http://numi.ru/list.php?razdel=%CD%E0%F7%E0%EB%FC%ED%E0%FF

http://www.zanimatika.ru/

http://journal-bipt.info/

http://45minut.info/

http://nayrok.ru/

http://uchitelu.net/

http://www.prodlenka.org/

http://viki.rdf.ru/

http://nsc.1september.ru/index.php

http://nsc.1september.ru/urok/

http://1september.ru/

Список литературы для детей

Орфографический словарь, толковый словарь, сборник пословиц и загадок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку "Школа России"

данная авторская программаразработана на основе программы   по ПРЕДМЕТУ«РУССКИЙ ЯЗЫК»  УЧЕБНИК  «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1, 2 ЧАСТЬ, 3 КЛАССАВТОРЫ: В.П.КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ  ...

Рабочая программа по русскому языку "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Школа России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по русскомуязыку.Школа России.4 класс.Автор:Канакина.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 5 учебных часов в неделю....

Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 2 класс

Программа автора Канакиной,расчитанна на 136часов,т.е.4 часа внеделю...

Рабочая программа по русскому языку (Школа России) для учащихся 1 класса

Рабочая программа дана в полном объеме с пояснительной запиской и поурочной характеристикой деятельности учащихся в соответствии с ФГОС...