Урок русского языка по теме "Алфавит" (УМК Гармония")
материал по русскому языку (1 класс) по теме

Никитина Марина Петровна

Урок русского языка по теме "Алфавит" предназначен для учителей, работающих по программе Гармония в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Гармония

Предмет: Русский язык

Тема урока: Алфавит

Тип урока:  урок освоения новых знаний.

Цель урока:  развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.

Задачи урока:

  1. Предметные

1)  помочь первоклассникам осознать необходимость знания алфавита и начать осваивать его

2 Метапредметные

 Познавательные:

-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;

-содействовать развитию умения наблюдать исследовать;

-формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;

-формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте,

Регулятивные:

- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;

 - адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.

Коммуникативные

- содействовать развитию у детей  умению общаться;

-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

Личностные:

-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.

-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

Предполагаемые результаты:

  1. осознают необходимость знания алфавита
  2. умеют называть буквы в алфавитном порядке
  3.  приобрели первый опыт обращения к словарям
  4.  повышение активности и самостоятельности на уроке

Формы организации урока: индивидуальная,  фронтальная,  парная.

Оборудование:   компьютерная презентация, учебник, карточки

Орг. момент   Имя урока на слайде 2

Алфавит  встретиться вам в жизни ещё не раз.  Пусть эти слова  станут вам напоминанием,  напутствием  об этом.

У. Как вы думаете, вы уже всё знаете о звуках  и буквах русского языка?

Тогда продолжим наше путешествие по стране звуков и   букв.

     Устная характеристика звуков.

У. На доске картинки со словами: 

БЕЛКА, ПЕТУХ, КОШКА, УЛИТКА, ЗАЯЦ  ( слайд 3)

 У. Назовите слова и дайте характеристику первых звуков.( Устно).

 У. По вашему мнению какой звук лишний?( [ У ], потому что гласный)

  1. Какой буквой обозначен звук у?  Стих  о букве У  

Я тетрадочку открою….Правила письма слайд 4

 5. Чистописание. У. Запишите букву «У» в тетрадь в следующем порядке:

 У У У у у у Уу у  

  1. Всех ли животных можно назвать словом «звери»?

   Запишите слово «улитка».  

Улитка-часть внутреннего уха     слайд  5

Медленно  передвигающийся  моллюска, обычно имеющий раковину. Моллюски –беспозвоночное с мягким телом животное, обычно  покрытое раковиной

Что скажите о слове улитка? ( 6б, 6з, 3 слога, ударение падает на 2 слог,  Кто?  одушевленный предмет,  имя существительное, имя нарицательное,  женского рода, в форме  единст. числа, слово многозначное)

  Загадка: 33 родных сестрицы,

  Писанных красавицы,

 На  одной живут странице         слайд 6

 И повсюду славятся! Почему?

  Хором прочитаем новый заголовок учебника. Он подскажет, что мы будем обсуждать дальше.

Кто поможет назвать тему урока? (Алфавит)    Что бы вы хотели узнать по данной теме?  

  Сюрприз:     Послушайте песенку:

Название,   каких букв вы  услышали  в песенке?

  Давайте продолжим  алфавит, так как мы уже знакомились с ним при изучении Букваря. ( Слайд 7)

Проверим, не потеряли ли мы буквы?

Повторение изученного о буквах русского языка

 

Перед вами необычный алфавит.  

Как вы считаете, хорошо ли вы знаете русские буквы, сумеете ли отличить их от букв иностранных языков? Проверим?

  1. Найдите    нерусские буквы - буквы других языков (упр. 91). С 60
  1. Сколько букв вы нашли? (Должно быть зачёркнуто 6 букв.) Давайте хором назовём буквы, которые у вас остались.
  2. Какие же нужны буквы, чтобы записывать русскую речь? (Делается вывод о том, что в русской письменной речи нужны русские буквы.)

   Сколько букв? (33)

  1.  Но мы нашли    записано 22. Нужно найти ещё 11- потерявшихся. Будем искать их и записывать  в тетрадь.
  1. Какой нет первой буквы? А,
  1.  Запишите букву а.   в тетради, красиво и аккуратно.      А теперь читайте по порядку все буквы русского языка и ищите потерявшиеся. (Ребята хором читают названия букв на обратной стороне обложки учебника или на таблице[1]. Вписываются буквы г, е, з, й, о, п, с, ф, ш, ы  и даёт образец записи на доске, обращает внимание на наиболее трудные элементы букв.)
  2. Почти все буквы русского языка обозначают какие-то звуки.
  1. Почему я говорю почти все буквы?
  2. Какие две буквы   никаких звуков не могут обозначать? (ь и ь.)


    Отдохнем и проведем веселую  Физкультминутку    (изображение букв)


Работают по карточкам





Определяют, что знают по новой теме




Запись букв

«Открытие» понятий алфавит

азбук


 

 



 




 

  1.   Сегодня нам предстоит сделать ещё одно маленькое открытие. Нам помогут названия двух первых букв в двух языках - в греческом и старом русском. (Учитель читает запись на доске.) с.61

      а - альфа        а - аз

        Р - вита        б - буки

  1. Из названий этих букв составлено два важных слова.
  1. Кто-нибудь догадался, что это за слова? (Алфавит и азбука.)

                Как вы понимаете, что такое алфавит? («Это буквы».)

  1. Вы сказали правильно, но не совсем точно. Чтобы узнать точное значение слова алфавит, хором прочитаем сведения в рамке на с.61     слайд 8 

Совместное открытие новых понятий





Работа по учебнику

       Обсуждение практической значимости знания алфавита


 

  1. Антон, услышав слово азбука, вспомнил учебник, по которому мы недавно учились читать, и задал вопрос. Прочитайте его на странице 61, внизу. (Читает вызванный ученик.)
  2. -        Чтобы ответить Антону, нам придётся обратиться к толковому словарю. (Учитель показывает большой словарь.) Толковый он потому, что в нём толкуются, объясняются значения слов.
  3. Слова, которые нас интересуют, мы найдём и в маленьком толковом словаре нашего учебника. Откройте страницу 132.
  4.  Отыщите сначала название словаря, а потом над ним вопрос, на который с помощью этого словаря можно получить ответ. (Хором читается: Что значит слово? Толковый словарь.)
  5. Найдите слова азбука и алфавит.
  1. Есть ли у них одинаковое значение? (Есть.) Какое?
  2. А у какого слова есть и второе значение? (У слова азбука.) Какое?
  1. На этой же странице объясняется значение слова словарь: это перечень слов в определённом порядке.
  1. Но что это за порядок? Давайте узнаем ответ.
  1. Назовите в последних словах нашего маленького толкового словаря выделенные буквы. (Си Т.)
  1. Догадались, почему сначала напечатано слово на букву С, а потом - на букву Т? (Ребята не смогли догадаться, поэтому учитель предлагает обратиться к алфавиту и посмотреть, как расположены буквы с, т.)
  2. Как же располагают слова в словаре? (По алфавиту.)

 

  1. Проверим. Назовите две первые выделенные буквы. и Д.)
  1. В алфавите они идут в таком порядке? (Учащиеся смотрят на обложку учебника или на таблицу и подтверждают вывод.)
  1. Ну-ка, закройте глазки и по памяти назовите буквы, которые находятся между А и Д. (Б, В, Г.)
  2. Почему же мы их не видим в словаре выделенными голубым цветом? (Здесь нет слов на эти буквы.)
  3. Вы догадались правильно: слова в словарях располагают в алфавитном порядке.
  1. Как вы думаете, а зачем авторы тратят столько времени, чтобы расположить слова по алфавиту? (Ответы детей: «Чтобы был порядок»; «Так договорились».     для удобства
  1. Прочитайте сведения в  рамке на странице 63 и найдите более точный ответ. (Он даётся после «жужжащего» чтения: Чтобы мы быстрее находили нужные нам слова.)

-Для всех нас в алфавитном порядке приводятся слова в самых разных словарях, энциклопедиях, справочниках.

  1. Встречались ли вам книги, при работе с которыми нужно знание алфавита? (Телефонный справочник, детская энциклопедия...)


Вызываются 5 детей:    Назовите  свои имена.   Запишите слова  в алфавитном  порядке.    

С какой буквы будем писать слова. Что объединяет эти слова?  

Проверка:  снова пригласить и  расставить   в алфавитном порядке.

 

  1. Наше задание заинтересовало Антона, и он снова задаёт вопрос. Прочитайте его на странице 62. УПР. 94    
  1. Сумеете объяснить Антону, зачем нужно знание алфавита? Поможем!

Чтение вопроса




Работа по словарю




Чтение по учебнику стр. 132


Объясняют значение слов





Ищут ответ на проблемный вопрос

 




Работают по алфавиту, находят буквы





Делают вывод







 

Резервное задание

Самостоятельная  работа:  Расположи в алфавитном  порядке


Волжск, Самара, Уфа, Москва, Рязань

Проверка

Что объединяет слова?

Что вам напоминает название города Волжск?


Как вы считаете, надо ли нам поработать над знанием алфавита на следующем уроке? (Да.)

С.61  знак справа Что он означает?

(расскажи дома) 

  Мы его уже выполняли, а вот ваши мамы, папы, сестрёнки и братишки могут не знать того, что узнали вы.     Перескажите им свои  знания  близким. Расскажите и обо всём другом, что узнали на уроке.









Подводят итог урока

                   Слайд  9

Рефлексия.

Я знаю

Я запомнил



 

Дают оценку своей работе

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Фонетический разбор в УМК"Гармония"

Представляю выполнение фонетического разбора в УМК "Гармония"....

Тема урокРусский язык.docx

Проблемный урок русского языка....

Интегрированный рок Литературное чтение. Тема. Н.Сладков. Ивовый пир ( 3класс, УМК «Гармония») Русский язык. Тема. Что ты знаешь о словах ( 3класс, УМК «Гармония»)

Интегрированный рокЛитературное чтение. Тема. Н.Сладков. Ивовый пир ( 3класс, УМК «Гармония»)Русский язык. Тема. Что ты знаешь о словах ( 3класс, УМК «Гармония») Цели:  познакомить с жизнью ...

Эссе " Я в «Гармонии», гармония во мне".

С древнегреческого языка это слово переводится как согласие, слаженность, единство.Чем гармония привлекательна? Прежде всего, своей красотой, рациональностью, логичностью, оптимальностью, безупречност...

"Единицы времени" УМК "Гармония" 4 класс УМК "Гармония"

Цель: продолжать  закреплять  теоретические знания по теме: « Единицы длины, времени, массы», применяя алгоритм перевода больших единиц в меньшие и обратно.Задачи:а) образовательные:·...