Схема-конспект урока накопления фактического материала (групповая форма работы) по русскому языку в 1 классе по теме "Текст, предложение, диалог"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Турлович Татьяна Викторовна

 

Схема-конспект урока накопления фактического материала

(групповая форма работы) по русскому языку

                                 в 1 классе по теме: «Текст, предложение, диалог»

Цели деятельности педагога: создать условия для развития познавательной деятельности, группового общения, речевых умений правильно подбирать слова и употреблять их в речи, строить словосочетания и предложения, текст в зависимости от определённой учебной задачи; обобщить знания по теме «Текст, предложение, диалог».

Тип урока: обобщение и систематизация изученного.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение различать и понимать понятия – «текст», «предложение» и «диалог»; записывать правильно предложение с законченной мыслью, составлять текст.

Личностные: интерес к учебному труду; умение оценивать свои поступки и знания; внимание к переживаниям других детей; чувство сопереживания.

Метапредметные  (критерии сформированности, оценки компонентов универсальных учебных  действий – УУД).

Познавательные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме, осуществлять поиск необходимой информации у других членов команды.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, умение проводить аналогии между учебным материалом и собственным опытом, понимать и интерпретировать знаки и символы.

Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная, частично поисковый.

Образовательные ресурсы: памятки для работы в группе, надписи вывески для каждого этапа урока, индивидуальные карточки (красного, зелёного и жёлтого цвета), медальки для каждого ребёнка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 30._doc.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Схема-конспект урока накопления фактического материала

(групповая форма работы) по русскому языку

                                 в 1 классе по теме: «Текст, предложение, диалог»

Цели деятельности педагога: создать условия для развития познавательной деятельности, группового общения, речевых умений правильно подбирать слова и употреблять их в речи, строить словосочетания и предложения, текст в зависимости от определённой учебной задачи; обобщить знания по теме «Текст, предложение, диалог».

Тип урока: обобщение и систематизация изученного.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение различать и понимать понятия – «текст», «предложение» и «диалог»; записывать правильно предложение с законченной мыслью, составлять текст.

Личностные: интерес к учебному труду; умение оценивать свои поступки и знания; внимание к переживаниям других детей; чувство сопереживания.

Метапредметные  (критерии сформированности, оценки компонентов универсальных учебных  действий – УУД).

Познавательные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме, осуществлять поиск необходимой информации у других членов команды.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, умение проводить аналогии между учебным материалом и собственным опытом, понимать и интерпретировать знаки и символы.

Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная, частично поисковый.

Образовательные ресурсы: памятки для работы в группе, надписи вывески для каждого этапа урока, индивидуальные карточки (красного, зелёного и жёлтого цвета), медальки для каждого ребёнка.

Схема урока.

Учитель делит детей всего класса на группы по уровню их познавательных интересов, а также уровню их подготовки.

I ЭТАП: Начало занятия. Активное включение обучающихся в познавательную деятельность. Диалог учащихся внутри группы по теме урока, написанной на доске. Члены группы свободно высказываются и совместно делают вывод. Этот вывод один из членов команд по желанию произносит вслух.

II ЭТАП: Основная часть урока. Развитие познавательной активности на основе поисковой диагностики. Обязанности распределяются между членами команд с учётом их индивидуальных особенностей и интересов.

Команды получили памятки:

  1. Успех команды зависит от деятельности каждого.
  2. Задания между членами команд распределяйте так, чтобы каждый мог справиться после коллективного обсуждения.
  3. Обязательно приди на помощь тому, кто не успевает справиться с заданием.
  4. В группе равные возможности успеха.

В команде 6 человек, каждый выбирает себе карточку с заданием по своим возможностям. Сильные дети должны выбрать задания повышенной сложности, направленные на углубление и расширение материала по изученной теме.

В ходе выполнения задания возможно групповое обсуждение проблемы и совместный поиск правильного выполнения задания.

Группа получает карточки с заданиями разного уровня сложности. Учителем даётся время на выполнение ( внутри группы происходят обсуждения, помощь друг другу, но написать должен тот, кому досталась карточка).

III ЭТАП: Демонстрация выполненной работы. Учитель ведёт диалог с каждым учеником о проделанной работе. Ученик рассказывает, что он делал и как, справился ли сам или помогли товарищи в группе.

Группа оценивает свою работу в целом, отвечая на главный вопрос «Была ли оправдана групповая, т. е. совместная работа?» (обучающиеся высказывают свою точку зрения).

IV ЭТАП: Рефлексия (духовное состояние после урока). Ученики воодушевлены, не устали; имеют хорошее настроение, потому что добились хороших результатов; сами решали проблемы, устраняли препятствия; оценивали свою деятельность и деятельность своих товарищей.

Итог урока подводится учителем, который делает упор не на оценку знаний, а на результаты процесса и деятельности. Каждая команда получает медальки, в зависимости от активности и продуктивности работы в группе.

Ход урока.

Учитель: - Сегодня у нас необычный урок. Вы наверное поняли это по обстановке в классе. Я разделила вас на команды таким образом, так как хочу увидеть и ваше общение между собой, и умение помогать друг другу, и умение проявлять себя в определенной области знаний.

-Получите, пожалуйста памятку, которая будет вам напоминать, как работать в группе.

I ЭТАП. На доску вывешивается девиз данного этапа урока «Что я знаю, расскажу»

Учитель: -Расскажите друг другу, что и сколько вы знаете по теме, написанной на доске. Ответы кратко записывайте на одном листке, нумеруя каждое правило или знание.

-Какая команда знает больше?

 

Дети друг другу в группе рассказывают то, что они знают по теме урока, дополняя ответы друг друга. Один самый инициативный член команды набрасывает на листочке ответы всех и делает выводы.

В группе должны прозвучать знания:

1. Текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу.

2. Предложение состоит из слов, связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль.

3. Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

4. В конце предложений ставятся – ., !, ? (точка, восклицательный и вопросительный знаки).

5. Диалог –это разговор двух или нескольких лиц.

6. В диалоге слова каждого лица, участника разговора пишутся с новой строки. Перед ними ставится горизонтальная черта, которая называется -тире.

Учитель: -А теперь выходите представители команд и расскажите или прочитайте по листочку, что знает и вспомнила ваша группа.

-Как вы считаете, вы уже много знаете? А есть что-то, что вас заинтересовало?

II ЭТАП: На доску вывешивается девиз 2 этапа урока «Учимся вместе!»

Учитель: -Распределите карточки с заданиями по уровню своих возможностей, оцените их сами. Карточки красного цвета повышенной трудности, зелёные средней сложности, то есть задания для учащихся, которые знают пройденную тему и уверены в своих знаниях. А карточки желтого цвета легче других, но тоже требуют определённых знаний. Их могут выбрать дети, не совсем уверенные в своих силах. Помогайте друг другу, объясняйте, если кто-то не справляется. На выполнение задания вам даётся 15 минут.

-Успехов вам, ребята!

В приложении даны карточки с разноуровневыми заданиями , в соответствии с требованиями программы.

III ЭТАП: На доску вывешивается девиз третьего этапа урока «Моя группа лучше всех, в их помощи мой успех!»

Учитель:  - Расскажите, каждый о своем задании и успехе его выполнения. Смогли ли сделать сами и почему? Помогли ли товарищи из вашей группы? Считаете ли вы ребят из вашей группы хорошими помощниками?

IV ЭТАП:    Рефлексия. На доске появляется надпись девиза

                    «Спасибо тебе одноклассник, спасибо тебе школа!»

Учитель: -Понравился ли вам урок? Почему?

                 - Как вы думаете, надо ли помогать друг другу в учёбе, в жизни.

                 - А самое главное, надо любить и уважать каждого человека, который        

                   оказался рядом с вами в определённые моменты жизни.

                 -Наблюдая за вами во время работы, я определила, какая группа:

                    Самая весёлая;

                    Самая любознательная;

                    Самая общительная;

                    Самая умная.

-Поэтому хочу вручить вам медальки за то, что вы попытались сегодня быть добрее, смелее, увереннее в себе и проявили свои самые лучшие качества человека и школьника.

-Спасибо вам за интересный урок!

           

                                                  Приложение.

                                               

Карточки с заданиями (красные)

1.Спиши текст, расставляя нужные знаки препинания. Озаглавь текст.

Как хорошо летом в лесу густая зелень деревьев дарит прохладу кругом разлит запах лесных трав и цветов повсюду слышны птичьи голоса.

_____________________________________________________________________

2.Запиши текст, расставляя границы предложений. Определи количество

предложений.   Озаглавь текст.

       

По двору важно ходит гусак он грозно шипит маленькая собачка Пуська бежит от гусака из дома выходит Серёжа он кормит кур и гусей а важный гусак уже рядом с мальчиком.

________________________________________________________________________

3.Составь из слов каждой строки предложения. Запиши их.

В, купались, её, Юрка, реке, брат, и , Иринка

Мире, самая, в , Россия, большая, страна

Яркая, к, подлетела, птица, рябине, села, и

В, грибами, субботу, мы, в лес, отправились, за

_____________________________________________________________________

 

4.Из слов каждой строки составь и запиши предложения. Запиши их. Озаглавь текст.

Солнышко, в, ярко, светит, небе

Падают, с, дома, капли, крыши

Крыльца, у, лужа

Дорогах, потемнел, кругом, снег, на

Весна, это, пришла

_____________________________________________________________________

  1. Запиши текст, расставляя границы предложений. Озаглавь полученный

текст. Подсчитай количество предложений в тексте.

Мы живём на даче стоят тёплые летние дни мы часто ходим в рощу около дома большой сад в саду много цветов вот душистые георгины на листочках блестят капли росы в тени спит рыжий кот Борька хороши у кота усы.

  1. Раздели предложения на слова. Запиши пословицы, прочитай. Объясни

их смысл.

НЕУЧИСЬРАЗРУШАТЬАУЧИСЬСТРОИТЬ

НЕИМЕЙСТОРУБЛЕЙАИМЕЙСТОДРУЗЕЙ

____________________________________________________________________

  1. Из слов каждой строки составь и запиши предложения. Озаглавь текст.

Посчитай количество полученных предложений.

Котёнка, папа, Ире, маленького, подарил

Белый, весь, он, пушистый, был, и

Рони, назвали, его

Шалить, любил, котёнок

С, играла, Ира, ним, часто

___________________________________________________________________

     

  1. Спиши пословицы, разделяя слова. Объясни смысл пословиц.

Ленивомувсегдапраздник.

Дорогуосилитидущий.


                                             Карточки  (зелёные).

  1. Восстанови текст. Напиши предложения  в правильном порядке. Подбери и запиши  название к тексту: «Ветерок», «Кораблик», «Ручеёк».

Вова пускает бумажный кораблик.

          Побежали первые весенние ручейки.

          Весело гонит кораблик лёгкий ветерок.

__________________________________________________________________________

2.Запиши текст, обозначая  границы предложений. Выбери название к тексту и запиши: «Проталинки», «Ручейки», «Весна».

  Наступила весна солнце стало греть сильнее снег на полях начал таять побежали ручейки появились первые проталинки

  1. Спиши, расставляя знаки препинания. Замени, где нужно, строчные буквы прописными.

  Наступило утро ожили улицы города люди спешат на работу всюду снуют машины.

_____________________________________________________________________

    4. Выбери и запиши только  те предложения, из которых можно составить

текст. Озаглавь его.

Наступила весна. Стали опадать листья с деревьев. Солнце стало греть сильнее. Главный город России – Москва. Снег на полях начал таять. Побежали первые весенние  ручейки. Мы учимся в 1 классе. Вова пускает бумажный кораблик.

_____________________________________________________________________

5. Составь из слов каждой строки предложения, изменяя, где нужно, форму        слов. Запиши их. Какой знак ты поставишь в конце предложений?

Беленький, под, сидит, куст, зайчик

Берлоги, медведь, из, большой, вылез

         _____________________________________________________________________

  1. Спиши текст, расставляя нужные знаки препинания. Озаглавь текст.

Как хорошо летом в лесу густая зелень деревьев дарит прохладу кругом разлит запах лесных трав и цветов повсюду слышны птичьи голоса.

____________________________________________________________________

  1. Выбери и запиши только те предложения, из которых можно составить текст. Озаглавь его.

Над лесом встаёт солнышко. На столе стоит чайник. Под его лучами синей лентой блестит река. Едет машина. На её берегах уже сидят рыбаки. Кот пьёт молоко. Они наловили много рыбы. На улице холодно и сыро. Хороша будет уха!

  1. Составь из слов каждой строки предложение, изменяя, где нужно форму слов. Запиши их.

Любят, с, папа, ловить, Миша, рыба

Они, лето, Волга, рыбачат, на


                              Карточки (жёлтые).

  1. Из слов каждой строки составь и запиши предложения.

Росли, дома, высокие, около, тополя.

Медведи, весной, бурые, просыпаются.

__________________________________________________________________

  1. Из слов каждой строки составь и запиши предложения.

По, ручейки, побежали, первые,  лесу, весенние

Забрался, холодный, в , постельку, ручеёк, ежа.

         ___________________________________________________________________

           

  1. Запиши только те предложения, которые связанны между собой по

смыслу.

Ребята пришли в рощу. Мне семь лет. Там пели птички. Там было красиво.

          ____________________________________________________________________

  1. Из слов каждой строки составь и запиши предложения.

Плывёт, небу, тучка, по

Дождь, скоро, капать, начнёт

В, лисичка, нору, спешит

           _____________________________________________________________________

  1. Спиши только те предложения, которые могут составить текст.

Во дворе куры и петух. Дима принёс корм. Ребята пошли на речку. Куры ели

зерно. Малыши играют.

___________________________________________________________________

  1. Раздели на предложения, поставь где надо точку. Спиши, разделяя текст на предложения.

 

      У  Вовы живёт пёс Тузик мальчик взял Тузика на дачу пёс радовался и

       веселился.

  1. Составь и запиши предложение из слов каждой строки.

есть, у, Брат, Димы, и , сестра

 

уроки, Дима, учил

стихи, Оля, Пушкина, читала

Юра, письмо, писал

___________________________________________________________________

  1. Найди предложение, в конце которого надо поставить знак (?).

Напиши его.

Весело ребятам

Они играют в прядки

В какую игру играют дети


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по русскому языку 1 класс. Тема "Предложение".

Проверочная работа по русскому языку 1 класс. Тема "Предложение". Раздаточный материал....

Проверочная работа по русскому языку на тему "Отличие сложного предложения от простого предложения с однородными членами" 4 класс

Данная проверочная работа разработана в двух вариантах, что позволяет учителю проверить качество знаний каждого ученика....

Проверочная работа по русскому языку 1 класс по теме: Предложение

Проверочная работа по русскому языку 1 класс , поможет учащимся четко сформировать знания , что такое предложение...

Материал для домашней работы по русскому языку, 2 класс 2 четверть

Интересные домашние задания, попробуйте, не пожалеете....

Проверочные работы по русскому языку (2 класс) по темам: "Предложение", "Текст".

Данные проверочные работы составлены в соответствии с содержанием учебного курса "Русский язык" для 2 класса УМК "Школа России" с целью отслеживания достижениий необходимого уровня...