Урок русского языка в 3 классе "Что такое фразеологизмы" по учебнику Канакиной В.П.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России" "Что такое фразеологизмы?" к учебнику Канакиной В.П.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_frazeologizmy.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка                                                                                3 класс  по программе "Школа России".

Тема "Что такое фразеологизмы?".

  Цель: 

  1. Ознакомление с понятием «фразеологизмы».

Задачи: 

  1. Формировать  умение отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний, понимать их значение;
  2. развивать умение пользоваться различными фразеологическими словарями, фразеологизмами в устной и письменной речи;
  3. развивать познавательный интерес детей к урокам русского языка.

Литература:

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. Москва.  Просвещение, 2008.

2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса в 2-х частях, часть 1, Москва. Просвещение, 2008.

3. Канакина В.П., Фомичева Г.А. Методическое пособие к комплекту Русский язык, Москва, Просвещение 2005.

4. Лаврова Н.М. Журнал «Начальная школа». Статья «Учебник нового поколения для современной начальной школы» 2004г.  №11.

5. Большой фразеологический словарь для детей.  Москва ОЛМА  Медиа  Групп 2009    224 с., ил. Составитель  Розе Т.В.

               Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проверьте вашу готовность к уроку русского языка.                                                                                                            

(Проверяется наличие учебника, тетради с печатной основой, рабочей тетради, дневника, ручки, карандаша, линейки). Запишите  число, классная работа. Дети пишут 1 октября. Классная работа.

  1. Постановка учебной задачи.

У. Откройте, пожалуйста, учебник на стр.44 и прочитайте упр.84. (Ученики читают упражнение   про себя, затем один ученик читает вслух)                                                      (Учебник 3 класса авт. Канакина В.П., Горецкий В.Г. стр.44 упр.84)

Тапир навек повесил нос,

Грустит он об одном:

Он собирался стать слоном,

Да так и не дорос…          (Б. Заходер).

У. Кого называют  словом тапир?

Д. Это  животное,  у  которого есть небольшой хобот. Нарисован в учебнике.

У. А что  означает  выражение  повесил нос?

Д. Опустил нос.                                                                                                                                Опустил голову.                                                                                                                       Смотрит вниз.

У. На самом ли деле грустит тапир?

Д. Нет. Он не грустит, просто он так выглядит с опущенным носом.

У. В прямом или в переносном значении употреблено выражение повесил нос?

Д.  В переносном.

3. Сообщение темы и целей урока.

У. Сегодня на уроке русского языка мы узнаем, как правильно в русском языке называются такие словосочетания, будем учиться отличать их  от свободных словосочетаний, объяснять их значение и находить значение таких выражений в специальных словарях.  

У. Давайте прочитаем, как об этом говорится в учебнике.

Стр.44  

ЗАМЕТЬТЕ: в языке есть устойчивые сочетания слов. В них нельзя заменить или пропустить какое–либо слово, иначе изменится смысл: повесил нос, прикусил язык, ни свет ни заря. Объясняя значение устойчивых сочетаний, мы имеем ввиду  смысл   всего выражения в целом, а не отдельных слов. Такие сочетания слов по-другому называют фразеологизмами.

4. Наблюдения над фразеологизмами.

У. Послушайте выражения и найдите в них фразеологизмы.

У.  Повесить  картину,  повесить  портьеры, повесить  нос.

Д.  Устойчивое  словосочетание  повесить  нос, т.к. можно повесить картину на стену и портьеры на окно, а нос нельзя. Выражение повесить нос означает прийти в уныние, сильно огорчиться из-за чего-либо.  

 У.  Сесть на стул,  сесть на землю,  сесть в калошу.

Д. Фразеологизм сесть в калошу, т.к. в неё нельзя сесть.                                                    На землю и на  стул можно сесть, а в калошу нельзя.                                                            Сесть в калошу это значит что-то сделать не так.

У. Сесть в калошу – это оказаться в неловком, глупом и смешном  положении, потерпеть неудачу.  

У.    Точить ножницы,  точить лясы,  точить топор.

     Д. Ножницы и топор можно наточить, а лясы нельзя. Непонятное слово.

     У. В таком случае можно обратиться к фразеологическому словарю. Есть специальные фразеологические словари. Например, “Фразеологический словарь для младших школьников” под редакцией Н. А. Павловой. Я принесла на урок  большой фразеологический словарь для детей под редакцией Розе Т.В..  Он интересен  тем, что  в  нем  цветные страницы. Для каждой буквы – свой цвет. Например, все фразеологизмы, которые начинаются на букву А,  размещены на розовых страницах, а на букву З – на сиреневых. В книге много забавных  иллюстраций.  

У.  Я вас просила на урок принесли словари фразеологизмов. У кого дома оказались такие словари?   Хорошо.

У. А как  быстро найти в этом словаре нужный фразеологизм?

 Д. Надо посмотреть в оглавлении.

У. Откройте оглавление у кого есть словари. А дальше?

Д. Может быть, искать на нужную букву.                                                                                          Д. Посмотреть  на букву, с которой начинается фразеологический оборот.           Надо вспомнить место этой буквы  в алфавите. Открыть  страницу с этой буквой.  

У. Молодцы. Действительно, фразеологизмы в словарях даны в алфавитном порядке. Поэтому, чтобы найти быстро нужный фразеологизм, надо его чётко знать, т.к. это устойчивое сочетание слов. Менять в нем какие-либо слова нельзя.

(Вызвать к доске 1 ученика, с целью найти фразеологизм точить лясы в Большом фразеологическом словаре авт. Розе. )

Ученик.  Наш фразеологизм точить лясы находится на стр. 195 .                                Точить лясы (балясы) значит заниматься пустой болтовнёй, пустословить.

 У. В нашем учебнике тоже есть словарь фразеологизмов. Сейчас мы с вами выполним  упражнение  86  устно. Прочитайте задание.

Д. (Читают задание). Познакомьтесь с фразеологическим словарём (учебник, с.154-155) .Прочитайте, как толкуются в нём значения словосочетаний   брать на буксир, зелёная улица, висеть на телефоне, бить баклуши.

У. Откройте стр.154-155 и прочитайте данные фразеологизмы. (Читают вслух по 1 человеку).

Д.  Брать на буксир – помогать отстающему.

Д. Зелёная улица – путь без задержек.

Д. Висеть на телефоне – часто и долго говорить по телефону.

Д. Бить баклуши – бездельничать, заниматься пустяками.

У.  Чем же отличается фразеологизм от простого сочетания слов?

Д.  Фразеологизм нужно запомнить.

Д.  В нём нельзя заменить какое-либо слово.

Д. Например можно повесить на гвоздик шляпу, пальто, а нос на самом деле нельзя никуда повесить, так просто говорят, когда человек огорчается.

 5. Упражнения  в употреблении фразеологизмов в речи.

а)    Упр. 85. Стр.45.  Прочитайте. Объясните значение выделенных сочетаний слов (фразеологизмов).                                                                                                                

  1. Филиппок пустился бежать во весь дух. (Л.Толстой). 
  2. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, у зайца – душа в пятки. (Д.Мамин-Сибиряк)
  3. Лягушка полетела вверх тормашками на землю. (В.Гаршин).
  4. Вот и пошли они,  куда глаза глядят. (Из сказки «Петух да Собака».)

   Спишите любые два  предложения.  Подчеркните в них фразеологизмы.

Проверка. Прочитайте фразеологизмы, объясните их значения.

Д. Во весь дух – очень быстро бежать.   Душа в пятки – испугаться. Вверх тормашками – вниз головой. Куда глаза глядят – идти,  не зная куда.

б)  Упр.88 стр.46. Задание по вариантам.

   Задание будете выполнять по вариантам. Первому  варианту  - списать простые  словосочетания, выделить орфограммы. Второму варианту списать фразеологизмы и выделить орфограммы.  

         М..рской  берег, друж..ть с товарищем, взяться  за  ум,  х..р..шо работать, работать спустя рукава,  управлять тракт..ром,  остаться с носом, м..двежья берлога, м..двежья услуга,  мягкая меб..ль,  с гулькин  нос.

(Одновременно,  два ученика  работают у доски. Первый выписывает словосочетания, выделяет в словах  орфограммы, второй – фразеологизмы, выделяет в словах  орфограммы)

Проверка:                                                                                                                                   1 вариант:                                                                                                                                Морской берег (орф. -безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением, проверочное слово – море),                                                                                                 дружить с товарищем (орф. – правописание гласных после шипящих –ши, жи пиши с гласной и),                                                                                                                            хорошо     работать (орф. -- непроверяемые безударные гласные в корне слова),           управлять трактором (орф. - непроверяемая безударная гласная в корне слова),  медвежья берлога (орф. -   непроверяемая безударная гласная в корне слова),       мягкая     мебель (  орф.  - непроверяемая безударная гласная в корне слова).

2 вариант:

Взяться за ум,                                                                                                                    работать спустя рукава,                                                                                                   остаться с носом,                                                                                                                медвежья услуга,   ( орф.  - непроверяемая безударная гласная в корне слова)                                                                                                                            с гулькин нос.                                                                                                                                                                                                                                

 У.  Взяться за ум – заставить себя работать.                                                                                                                Работать спустя рукава -   плохо работать.                                                                                                       Остаться с носом  -  остаться ни с чем.                                                                                                              Медвежья услуга -  такая услуга, которая вместо помощи приносит вред.                                                                                                                               С гулькин нос -   Очень мало.    

Выставление оценок.  

У. К данным фразеологизмам можно подобрать фразеологизмы синонимы и антонимы.

Я буду называть вам фразеологизм. А вы должны определить,  к какому сочетанию слов, этот фразеологизм является синонимом, а к какому - антонимом.

У. Кот наплакал, капля в море.

Д. Это синонимы к фразеологизму с гулькин нос.

У. Лодыря гонять.

Д. Синоним  к фразеологизму работать спустя рукава, а антоним  к фразеологизму взяться за ум.

У. Русский язык очень богат меткими словосочетаниями.  Они обогащают нашу речь, делают её привлекательней и красивей. Знать фразеологизмы должен каждый. Фразеология – это величайшая сокровищница. В ней, как в зеркале отражается история русского народа, его трудовой опыт и нравственные ценности. Знайте и применяйте в своей речи фразеологизмы. 6. Физкультминутка.

У. Я буду называть фразеологизмы, а вы назовите их значение и выполняйте движения.

  1. Качать головой” (сомневаться);
  2. Взлететь на воздух” (взорваться);
  3. Затаив дыхание” (замереть от восторга);
  4. Втянуть голову” (сжаться, согнуться);
  5. Задать стрекоча” (убежать, умчаться); (бег на месте)
  6. Выбиться из сил” (устать, обессилить);
  7. Всплеснуть руками” (изумиться, удивиться);
  8. Стоять как каменный” (неподвижно);
  9. Из угла в угол” (в разных направлениях).
  1. Закрепление.

а) Работа в тетрадях с печатной основой авт. Канакина В.П., Горецкий В.Г. стр. 20.

 У. Откройте   тетради с печатной основой на стр.20. Упр.47.  

Задание: Прочитайте, Составьте из данных слов все возможные словосочетания. Запишите.

    Верный, язык, товарищ, гласный, русский, звук, длинный.  

 (Учитель пишет предложенные словосочетания на доске, а учащиеся пишут их в тетрадях).

Верный товарищ, русский язык, гласный звук, длинный язык.

У. Какое из записанных словосочетаний является фразеологизмом?

Д.  Длинный язык.                                                                                                                         Так говорят, когда человек очень много болтает.                                                                   Говорят о человеке, который любит поговорить.

б) Самостоятельная работа .Упр.49.

Задание: Прочитайте. Соедините линиями каждое устойчивое словосочетание (фразеологизм) с его значением.

Набрать в рот воды -                   обманывать.

Сидеть сложа руки -                    победить.

Одержать победу    -                    глядеть по сторонам.

Кривить душой       -                    ничего не делать.

Ворон считать        -                     молчать.

Проверка. Обмен тетрадями с соседом по парте.

в)Дополнительное задание для тех, кто справился упр.48. Прочитайте. Что означают выделенные словосочетания? Спишите.

  Каша в голове у дяди Саши,                                                                                                             И ботинки просят каши.

Д. Каша в голове у дяди Саши – это  значит путаются мысли.                                                   Д. Ботинки просят каши – это значит, что они рваные.

8. Обобщение:

У. С каким понятием познакомились?                                                                                               Д. Мы познакомились с фразеологизмами.

У. Как их можно различить в речи?                                                                                              Д. Эти выражения несут особый смысл, употребляются в переносном значении.

У. Какие фразеологизмы запомнили?                                                                                         Д. Кот наплакал, бить баклуши, сесть в калошу …    (Называли много фразеологизмов).                                                                                                                                                        

 9. Домашнее задание:

 У. Прочитаете определение на стр.44, выполните  упр. 87.

У. Прочитайте задание к упр. 87.

Дети читают задание: Прочитайте фразеологизмы. Подберите к словам из правого столбика соответствующие им по смыслу фразеологизмы. Запишите парами:                Падать духом -  унывать.

 

                 УМК «Школа России»

Учебник русского языка в двух частях.

Авт. Канакина  В.П., Горецкий В.Г.

                                                                         3 класс

(Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации 3-е издание. Москва. «Просвещение». 2008г.)

 В комплект входит рабочая тетрадь с печатной основой в двух частях .

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 4 классе по учебнику "Русский язык" Т.Г. Рамзаевой

Моя методичекая тема: "Использование НИТ на уроках в начальной школе как средство повышения качества образования". Применеие ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует позн...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Урок русского языка в 4 классе по учебнику Р.Н.Бунеева «Русский язык». Роль прилагательных-антонимов в речи.

Закрепить знания учащихся об имени прилагательном. Выявить и обосновать роль прилагательных-антонимов в речи. Развивать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, мышление, память, умение рабо...

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по учебнику Канакиной

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы Канакиной В.П.,   В.Г.Горецкого «Русский я...

Рабочая программа и календарно-тематический план уроков русского языка во 2 классе. В.П.Канакина.УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету  «Русский язык»  для 2 класса  МКОУ Куйбышевская общеобразовательная  школа разработана в соответствии с основными положениями федерального государств...

календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса по учебнику Канакиной В.П.

Программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования (2004 г.), на основе требований ФГОС НОО....

Технологическая карта урока русского языка для 4 классов по учебнику Канакина на тему "Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже"

Технологическая карта урока русского языка на тему:Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже...


 

Комментарии

Петошина Ольга Станиславовна

Елена Сергеевна. Урок интересный. Мой голос за Вас. Познакомтесь с моей работой. Буду благодарна за Вашу оценку.http://nsportal.ru/node/596242/works/all?realname=%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%... Это ссылка на мою страничку.

Мерзлютина Ирина Александровна

Примите мой голос.