«Фонетическая зарядка в начальных классах для слабослышащих детей».
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Урецкая Татьяна Александровна

 

В данной работе описано применение фонетической ритмики в системе работы над произношением в специальных школах для глухих и слабослышащих детей; использование фонетической ритмики при работе над звуковым составом; принципы отбора движений при работе над звуками речи; работа над гласными звуками; работа над согласными звуками; применение фонетической ритмики в процессе развития речевого дыхания, голоса, элементов ритмико-интонационной структуры, речи, при работе над словом и фразой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_po_teme.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение  «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

 I и II видов»

Методическая разработка по теме:

Фонетическая зарядка в начальных классах для слабослышащих детей

 Подготовила:

учитель начальных классов:

Урецкая Татьяна Александровна

г. Смоленск  2013 год

        

Описание: в данной работе описано применение фонетической ритмики в системе работы над произношением в специальных школах для глухих и слабослышащих детей; использование фонетической ритмики при работе над звуковым составом; принципы отбора движений при работе над звуками речи; работа над гласными звуками; работа над согласными звуками; применение фонетической ритмики в процессе развития речевого дыхания, голоса, элементов ритмико-интонационной структуры, речи, при работе над словом и фразой. 

Формирование у слабослышащих детей устной речи – одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания. Это объясняется той исключительной ролью, которую играет в жизни людей устная речь как способ общения, основа владения языком и инструментом мышления. При этом задача формирования произносительной стороны речи слабослышащих детей является наиболее специальной, так как она реализуется в условиях, когда нарушено единство слуха и речи.

        Работа по совершенствованию произносительных навыков имеет особенности, связанные с состоянием произношения, возрастом учащихся. А также уровнем их речевого развития и в целом общеобразовательной подготовки.

        Слабослышащие дети овладевают устной речью в процессе специального обучения и в ходе подражания речи педагога. Успех в существенной мере зависит от усвоения словаря, грамматического строя языка, навыков восприятия устной речи и произношения, а также навыков общения с окружающими посредством устного слова.

        Сложность работы усугубляется тем обстоятельством, что состав детей, обучающихся в школе, далеко не однороден как в отношении состояния слуха, так и потенциальных возможностей усвоения произносительной стороны речи. Перечисленные особенности необходимо учитывать во всей системе работы по формированию произносительной стороны речи. В частности при проведении фонетических зарядок.

        Работа над устной речью (в том числе и над произношением) должна вестись в ходе всего учебно-воспитательного процесса: на общеобразовательных уроках и воспитательных занятиях, на специальных уроках  (в слуховом кабинете и ритмики), на специальных индивидуальных или групповых занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению, в ходе повседневного общения в школе, вне её, дома.

        Фонетическая зарядка – это одна из форм организации работы над произношением. Основной задачей здесь является закрепление в устной речи учащихся ранее произносительных навыков, их совершенствование и предупреждение распада. Не менее важно и закрепление вновь приобретенных навыков.

        Содержанием фонетической зарядки может быть любая сторона устной речи: работа над звуками, голосом, речевым дыханием, словесным и логическим ударением, нормами орфоэпии, темпом речи, интонацией. Конкретное содержание определяется программными требованиями. Кроме того, оно зависит от состояния устной речи данного класса в целом и от индивидуальных особенностей произношения каждого учащегося. Если большинство школьников не имеет прочных навыков по некоторым уже изученным разделам программы, то допустимо включать материал, пройденный в предыдущие годы.

        В основу фонетических зарядок в школе для слабослышащих детей положен аналитико-синтетический полисенсорный метод с элементами концентрического.

        Соответствие аналитико-синтетическому методу проявляется в том, что в ходе речевых зарядок сочетается работа над целым словом и его элементами.

        Слоговые упражнения полезны на всех годах обучения не только для закрепления произносительных навыков, но и для предупреждения возможного их распада. Но желательно не злоупотреблять ими в ущерб работе над целыми словами, словосочетаниями и предложениями.

        Приведу пример соотношения работы над словом и его элементами. Тема зарядки -  «Звук Ш».

Цель – автоматизация звука Ш в позиции прямого слога.

        Учитель отобрал для отработки на уроке математики в ходе фонетической зарядки числительные 6, 16. В содержание зарядки включены не только слова, но и слоги, а сами слова представлены не только в целостном виде, но и по частям:

Ш___            Ш__есть

Ш___а          шесть

Ш___е          Ш___ес(т)на(д)цать

Ш___и          ШЕС(т)на(д)цать

Реши пример и скажи только ответ:

20 – 4      2 * 3

4 * 4        18 : 3

        

        Следует отметить, что отработка произносительных навыков на осмысленном речевом материале должна занимать центральное место на всех ступенях школьного обучения слабослышащих.

        Полисенсорность предусматривает  широкую опору на разные анализаторы слабослышащего ребенка  - слуховой, зрительный, тактильный.         Обычно фонетическая зарядка проводится на первом уроке в течение

2 – 5 минут. При необходимости (отработка сложных терминов, связанных с программным материалом и темой речевой зарядки на данную неделю) её можно проводить на любом уроке в течение 2 мин. Методика работы сводится к тому, что все упражнения выполняются фронтально с использованием звукоусиливающей аппаратуры: с индивидуальными слуховыми аппаратами или аппаратурой коллективного пользования. Часть упражнений выполняется при восприятии только на слух, а часть при слухо-зрительном восприятии.

        Речевой материал следует подбирать таким образом, чтобы в одном слове не было двух (или более) звуков, одинаково сложных для детей на данном этапе работы.

        Например, если проводится работа по автоматизации звука К и коррекции звука С, то нельзя использовать в качестве речевого материала слова, содержащие оба эти звука, например: собака, коса, песок. Целесообразно использовать слова, в которых эти звуки  вместе не встречаются.

        В выборе речевого материала предпочтение необходимо отдавать разговорной лексике. Необходимо подбирать слова и выражения, которыми дети пользуются самостоятельно.

        Обычно фонетическая зарядка проводится при хоровом проговаривании. Но наряду с ним вызываются и отдельные учащиеся, особенно те, кто допускает ошибки по теме зарядки. К исправлению ошибки привлекаются не только оценка и инструкция учителя, но и оценка и оценка и правильный образец произнесения речевого материала одноклассниками. Но это в том случае, если собственная речь детей достаточно внятная и они научились слушать друг друга.

        В младших классах допускается разделение упражнений, предусмотренных для одного дня, на несколько уроков. Это связано с тем, что на этом этапе обучения темп работы ещё очень медленный и такие занятия требуют слишком много времени.

        Поскольку время фонетической зарядки очень ограничено, в известной мере ограничены и виды работы, которыми пользуется учитель. Но необходимо практиковать разнообразные виды работ. Это следует предусматривать в плане. Наряду с чтением речевого материала с доски и плаката нужно тренировать учащихся в назывании картинок и конкретных предметов, воспроизведении в действиях ситуации, рассказывании. В младших классах следует применять виды работ, связанные с речевой практикой детей: рассказывание, чтение стихотворных текстов, загадок и т.д.

ВИДЫ  РАБОТ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ  НА  ФОНЕТИЧЕСКОЙ  ЗАРЯДКЕ.

  1. Восприятие на слух слов, слогов, написанных на доске, и их воспроизведение:

СА  СА  СА  - сарай (самолёт, …)

СО  СО  СО  - сок (40, …)

СУ  СУ  СУ  - сумка (сутки, …)

СЕ  СЕ  СЕ  -  семь (70, …)

СИ  СИ  СИ  - семнадцать (700, …)

  1. Восприятие на слухо-зрительной или слуховой основе слов, словосочетаний и фраз с опорой на картинки (запись на доске) и их воспроизведении:

Лужайка

Урожай

Снежинка

Зелёная лужайка

Богатый урожай

Красивые снежинки

На полях собран богатый урожай.

В воздухе кружатся снежинки.

У Жени тяжелый портфель.

  1. Чтение слов с последующим восприятием на слух:

здравствуйте                  четыре                          семь

здоровье                         четырнадцать              семнадцать

                                        четыреста                     семьдесят

длинный

взрослые        

  1. Чтение предложений с наращиванием:

Будем писать.

Будем писать рассказ.

Будем писать большой рассказ.

  1.   Чтение словосочетаний с последующим составлением предложения:

В садах, в полях, в лесах (поспели ягоды, поют птицы, лежит снег…).

  1. Чтение слов, словосочетаний, предложений с пропущенными звуками:

О.сенью на улице на ул.це гря.но.

  1.  Подбор слов и словосочетаний по образцу:

Одна тетрадь                      волк – волчонок

Две тетради                        белка - …

Три …                                 кролик - …

Четыре …                            заяц - …

  1. Составление предложений по образцу и их чтение:

У медведя  - берлога

У лисы - … (нора)

У белки - … (дупло)

У птицы - …(гнездо)

  1. Подбор слов противоположных по значению:

Справа – слева

Сзади - …

Вверх - …

  1.  Работа по опорным словам:

А) Ответы на вопросы с использованием данных слов:

Что ты хочешь есть на обед (кашу, котлету,  суп, макароны)?

Б) Составление предложений по опорным словам:

Купил, помидоры, в магазине, папа, арбуз.

  1. Составление словосочетаний:

Ягоды …

Цветы …

Ножницы …

Каникулы …

(спелые, душистые, острые, веселые).

  1. Ответы на вопросы:

- Сколько минут в часе?

- В часе 60 минут.

  1. Выполнение поручений:

          - Решите пример: 16 – 10 =

          - Скажите ответ: 13 + 4 =

          - Назовите осенние месяцы.

        При планировании и проведении фонетической зарядки важно следить за тем, чтобы была обеспечена смена видов речевой  деятельности: от менее самостоятельных к более самостоятельным (подражание при сопряженном с педагогом воспроизведении речевого материала и при отраженном его повторении – чтение – рядовая речь (постоянные ряды слов, например, название числительных, дней недели, падежей, считалки…) самостоятельное называние – ответы на вопросы и выполнение заданий).

В ходе фонетической зарядки должна быть обеспечена смена хотя бы двух видов речевой деятельности

Виды:

  1. воспроизведение речевого материала по подражанию и чтению;
  2. воспроизведение речевого материала по подражанию, чтение и рядовая речь;
  3. воспроизведение речевого материала по подражанию и самостоятельное называние;
  4. чтение и самостоятельное называние;
  5. рядовая речь и ответы на вопросы, выполнение заданий;
  6. воспроизведение речевого материала по подражанию, чтение, ответы на вопросы и выполнение заданий.

        При воспроизведении речевого материала в сопряженном и отраженном проговаривании надо использовать движения речевой ритмики. Дети с её использованием произносят слоги, слова, словосочетания, фразы, например:

АН  АН  АН  -  Вот Тихий океан

УС  УС  УС  - плюс

УС  и  УС  - плюс и минус

          В ходе проведения фонетических зарядок детям предлагается задавать вопросы и отвечать на них. Для этого целесообразно использовать фигурки Незнайки, Знайки, Почемучки и т.д.  

        Весь материал фонетических зарядок необходимо подбирать с учетом программных требований к общеобразовательным урокам, уровня общего и речевого развития слабослышащих детей и фонетического принципа так, чтобы этот материал обеспечивал речевую практику учащихся и способствовал развитию речи в целом.

Список использованной литературы:

  1. Гридчина Н.И. Речевые пятиминутки Санкт-Петербург, КАРО 2005

  1. Руленкова Л.И. Обучение и реабилитация детей с нарушением слуха с использованием верботонального метода: Инновации в российском  образовании. Специальное (коррекционное) образование. – М., 1999.

  1.  Pay Е. Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи. М, Изд-во АПН РСФСР, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетический разбор в начальных классах.

В программе начальной школы по русскому языку большое внимание уделяется различным видам грамматических разборов. Фонетический разбор слов — один из самых сложных видов разбора на уроках русского язык...

«Основные направления работы учителей начальных классов по обучению детей первоначальным навыкам игры в шахматы».

Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то ...

Методическая разработка игры-соревнования по правилам дорожного движения для начальных классов «Правила дорожные детям знать положено»

Аннотация к методической разработке: Данная разработка представляет собой методический материал для проведения игры-соревнования по правилам дорожного движения в начальных классах.Актуальность: Развит...

Организация фонетической зарядки в младших классах

Фонетическая зарядка как форма фронтальной работы имеет большое значение в обучении, так как является своеобразной установкой учащимся на правильное произношение в течение всего дня занятий. Фонетичес...

Рабочая программма по развитию речи 1-5 класс для слабослышащих детей.

Рабочая программма по развитию речи 1-5 класс для слабослышащих детей. Рабочая программа по учебному предмету « Развитие речи для обучающихся  воспитанников  с ограниченными возможност...

Письмо к учителю начальных классов, обучающих особенных детей

Обращение к учителям начальных классов  о восприятии ими особенных детей, о стремлении помочь ребятам  войти в школьную  среду....