Фонетический разбор в начальных классах.
статья по русскому языку на тему

Карпова Елена Аркадьевна
В программе начальной школы по русскому языку большое внимание уделяется различным видам грамматических разборов. Фонетический разбор слов — один из самых сложных видов разбора на уроках русского языка. С этим видом работы над словом учащиеся встречаются с первых дней обучения в школе В зависимости от цели и задач урока разбор может быть устным или письменным, полным или частичным. Необходимо, чтобы ребята знали порядок разбора, отмечали в ходе разбора почему они оценивают анализируемый факт так или иначе, тогда анализ будет содействовать развитию связной научной речи, развивать мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

        Фонетический разбор в начальных классах.

В программе начальной школы по русскому языку большое внимание уделяется различным видам грамматических разборов. Фонетический разбор слов — один из самых сложных видов разбора на уроках русского языка. С этим видом работы над словом учащиеся встречаются с первых дней обучения в школе

В зависимости от цели и задач урока разбор может быть устным или письменным, полным или частичным.
Необходимо, чтобы ребята знали порядок разбора, отмечали в ходе разбора почему они оценивают анализируемый факт так или иначе, тогда анализ будет содействовать развитию связной научной речи, развивать мышление.

Порядок фонетического разбора.
1 этап. Постановка ударения. Деление на слоги.
2 этап. Гласные звуки.
3 этап. Согласные звуки.
4 этап. Количество звуков и букв.
В начальной школе целесообразно применение частичного фонетического разбора, который служит базой для формирования прочных фонетических умений и навыков. Поэтапный фонетический разбор в начальной школе даст материал для проведения полного фонетического разбора в средней школе.

1 этап. Постановка ударения
Навык постановки ударения формируется у учащихся еще в букварный период. Фонетический разбор позволяет совершенствовать этот навык

Для формирования навыков постановки ударения использую следующие упражнения:

- Сравни слова. Есть ли какая-нибудь разница на письме? А на слух? Прислушайся, какой слог сильнее звучит?
У реки два берега.  Волга и Нева-реки.
2.* Подумай, зависит ли смысл слов от места ударения?
Дети видели белок. В яйце есть белок и желток.
- Подчеркни слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному.
За рекой было село. Солнце село.
- Деление слова на слоги.

Деление слова на слоги не вызывает трудностей, если слоги открытые: " зи-ма, мо-ло ко"; или закрытые, конечные: "мо-роз, ле-сок". Надо обратить внимание на деление на слоги слов с неслоговым "и" [и] " са-рай, май-ка" Упражнения
Упражнения

Мы зовем:
...„ "Ко-ля! Ни-на!" - мы делим слова на слоги. Раздели слова " Таня", "Вася". Представь, что ты зовешь друзей.
2.*Добавь слог. Запиши получившееся слово.
Доро...., соло...., шап...., лож...., реч...., воро....

2этап. Гласные звуки: ударные и безударные:

Какими буквами обозначены.
Начинать разбор каждого гласного звука в отдельности надо с гласного в ударном
слоге. Необходимо обратить внимание на то, что в ударном слоге гласный звук слышится и произносится наиболее отчетливо, в безударных менее отчетливо.
При анализе необходимо называть тот гласный звук, который произносим и слышим в безударном слоге. Это позволит избежать такой ошибки, когда вместо звука называется гласная буква. Кроме того, внимание к такому положению звука подготовит основу для различения написаний, определяемых произношением, и написаний, не определяемых произношением; готовит к осознанному усвоению орфографических правил, в частности, правописанию безударных гласных в различных морфемах.

Упражнения.
1.*Прочитай слова. Произнеси, как мы их обычно говорим. Сделай вывод.
Нора, норы, норы;
роман, романы, романа,
*Сравни произношение слов с написанием.  Подчеркни буквы, не соответствующие звукам.
Осина, тетрадь, окно, морской.
2.*На какие группы можно разделить эти слова?
Сын, сон, сад, рот, рыл, рак, дом, дым, дал.
Дополни каждую группу своими словами.
*Подчеркни в словах буквы, обозначающие гласные звуки. Какие гласные звуки они обозначают?
Пожалуйста, спасибо, здравствуйте.
З этап. Согласные звуки: Звонкие и глухие, твердые и мягкие:

Надо обратить внимание учащихся на то, что твердые и мягкие согласные звуки - разные звуки, с их помощью различаются лексические значения слов и их форм «уголь - угол, мель – мел» Уже в букварный период формируем у учащихся четкое представление о твердости и мягкости согласных звуков, обозначение их на письме.
Упражнения.
1.*Подчеркни "б" - в твердой позиции, "б" - в мягкой позиции.
Бараны били в барабаны.
*Подчеркни согласные, которые пишутся не так, как произносятся:
дуб  гриб   рукав  шкаф
жираф  зуб    
гараж шалаш

2.*Выпиши слова, в которых букв больше, чем звуков:
коньки, мышка, ягода, сильный, пень.
*Придумай три слова, в которых:
а) все буквы соответствуют звукам.
б) букв больше, чем звуков.

4 этап. Количество звуков и букв.

На этом этапе дети должны, определить количество звуков и букв, их обозначающих.
Учащиеся должны ответить на вопросы: из какого количества звуков, произносимых и слышимых, состоит данное слово? Какими буквами обозначены эти звуки? Совпадает ли количество звуков и букв; если нет, то почему?
Важно, чтобы учащиеся умели анализировать слова, где одна и та же буква, обозначает два разных звука и, наоборот, два, одинаковых, звука, обозначаются, разными буквами: дуб [дуп] - звук [п| обозначается буквами "б", "п".
В разбор следует включать и слова с буквами "ь", "ъ", которые не обозначают звуков с буквами "я, ю, е, ё,",  которые обозначают один или два звука в зависимости от положения в слове сочетанием одинаковых букв, произносимых как один долгий звук, с сочетаниями букв,  обозначающими один звук, сочетаниями букв с непроизносимыми согласными.

ПАМЯТКА

А О У Ы Э – указывают на твёрдый согласный звук

Я Ё Ю И Е – указывают на мягкий согласный звук

 

[Л] [М] [Н] [Р] [Й’]–непарные   звонкие согласные звуки

[Х] [Ц] [Ч’] [Щ’] – непарные глухие согласные звуки

 

Ъ Ь – звука не обозначают

 

[Б]  [В] [Г] [Д]  [Ж] [З] – парные звонкие согласные звуки

[П] [Ф] [К] [Т]  [Ш] [С] – парные глухие согласные звуки

 

[Ж] [Ш] [Ц] – всегда твёрдые звуки

[Ч’] [Щ’] [Й’] –всегда мягкие звуки

 

     Я                  Ё               Ю               Е

    /   \               /   \             /  \              /   \

[Й’] [А ]       [ Й’][О]     [Й’] [У]       [Й’] [Э]

 

 буквы   Я, Ё, Ю, Е – обозначают два звука, если стоят:

  • в начале слова (ягода, ёж, юг, ель)
  • после гласной (умная, играю)
  • после ь, ъ (вьюга, объявление)

 Основное условие для занятий по звуковому разбору – систематичность на протяжении всего периода школьного обучения.

Литература: Узорова  О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы (Уроки русского языка)


.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетический разбор слов. 4 класс.

Программа "Школа-2100". Цели: повторить порядок фонетического разбора слов; познакомить с понятием транскрипция; роль транскрипции....

Памятка к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов в начальных классах.

Памятка к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборовв начальных классах. Фонетический разбор слова. 1.     Сколько в слове слог...

Памятка Фонетический разбор слова 2 класс. Перспектива.

Памятка для работы. Предназначена для раздачи обучающимся и дальнейшей работе над умением выполнять фонетический разбор слов. Используется на уроках русского языка в классе и дома....

Памятки к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов в начальных классах.МАЙ 2016 г.

Памятки к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов в начальных классах....

Фонетический, морфемный, морфологический и синтаксический разборы в начальных классах

Фонетический, морфемный, морфологический и синтаксический разборы в начальных классах...