Рабочая программа по русскому языку 4 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) по теме

Шигапова Альфия Хантимировна

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_4_klass-_shigapova.doc215.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНА

на заседании методического объединения учителей начальных классов

протокол № ___ от

«____»____________2012 г.

Руководитель

______Шигапова А.Х.


 СОГЛАСОВАНО                «Согласовано»

Заместитель директора

по УР МБОУ «СОШ им. Фасиля Ахметова с. Каркаусь»

_________Г.Б. Ахметгалеева


«____»____________2012 г.

  УТВЕРЖДЕНА

приказом директора МБОУ «СОШ им. Фасиля Ахметова

 с. Каркаусь»

№ ____от «___»_______2012г.


__________И.А. Ахметзянов


РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по русскому языку  для   го класса,

учителя высшей квалификационной категории

муниципального бюджетного образовательного учреждения

“Средняя общеобразовательная школа им.Фасиля Ахметова с Каркаусь”

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Шигаповой Альфии Хантимировны

на 2012-2013 учебный год

                                                                                                                 

Принята  на заседании педагогического совета школы

протокол № __ от «   »   августа  2012 г.                                                                              

                                                                                         

Пояснительная записка

       

Рабочая программа по русскому языку 4 класса  составлена  на основе:

  1. федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 5 марта 2004г. №1089);
  2. примерной программы начального общего образования по русскому языку (сборник нормативных документов, начальная школа /составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев-2-е изд. стереотип, - М.: Дрофа, 2008, - 23с.)
  3. авторской программы для общеобразовательных школ Т.Г. Рамзаевой «Русский язык», утверждённой МО РФ;
  4. образовательной программы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа им. Фасиля Ахметова с. Каркаусь»  Кукморского муниципального района РТ;
  5. учебного плана 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа им. Фасиля Ахметова с. Каркаусь»  Кукморского муниципального района Республики Татарстан  на 2012 – 2013 учебный год (приказ №206 от 22 августа 2012  г.).

По учебному плану 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа им. Фасиля Ахметова с. Каркаусь» Кукморского муниципального района Республики Татарстан  на 2012 – 2013 учебный год на изучение русского языка в 4 классе отводится  102 часа, 3 часа в неделю.

Изучение русского языка на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие речевых способностей учащихся, их готовности к общению на русском языке; развитие монологической и диалогической речи;
  2. освоение элементарных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  3. овладение умениями слушания, говорения, чтения, письма, необходимыми для общения в семейно-бытовой и учебной сферах;
  4. воспитание уважительного отношения и интереса к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, приобщение к культуре и литературе русского народа.

Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  1. овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
  2. усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);
  3. формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
  4. обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
  5. эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.

Требования к уровню подготовки учащихся  4 класса

Обучающиеся должны знать:

  1. особенности русской графики;
  2. значимые части слова;
  3. признаки изученных частей речи;
  4. типы предложения по цели высказывания и структуре.

Обучающиеся должны уметь:

  1. понимать на слух русскую речь;
  2. различать на слух и правильно произносить звуки, сочетания звуков русского языка, правильно произносить слова, словосочетания и предложения;
  3. различать и соблюдать интонацию основных типов предложений;
  4. правильно образовывать формы изменяемых частей речи.
  5. находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание;
  6. безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75—80 слов) с изученными орфограммами (падежные окончания имен существительных и имен прилагательных, личные окончания глаголов, данных в учебнике по теме «1 и II спряжение глаголов», мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа)1 и знаками препинания между однородными членами, соединенными без союзов и союзами а, но, и;
  7. производить фонетический разбор слов типа лодка, школьный, площадь;
  8. производить разбор слова по составу: находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс (городской, дошкольный, позвонит);
  9. производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глаголов;
  10. производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;
  11. пользоваться в речи предложениями с однородными членами;
  12. определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;
  13. озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста; составлять план текста;
  14. распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение и использовать их в речи;
  15. в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.

Кроме того, обучающимся по данной программе предоставляется возможность овладеть умениями:

  1. писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения (обучающее);
  2. писать сочинение повествовательного характера с элементами описания (обучающее);
  3. различать и использовать в устной и письменной речи предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные), по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), по структуре (распространенные и нераспространенные) предложения; распознавать простые распространенные и сложносочиненные предложения, состоящие из двух простых, и осознанно применять их в речевом общении.

Учебно-тематический план

Название раздела

Количество часов

Повторение.

17

Синтаксис и пунктуация.

Главные и второстепенные  члены предложения

4

Связи в предложении. Текст. Виды текстов.

1

Морфология. Части речи в русском языке. Имя существительное

28

Морфология. Части речи в русском языке. Имя прилагательное

21

Морфология. Части речи в русском языке. Местоимение

5

Морфология. Части речи в русском языке. Глагол

18

Повторение .

8

ВСЕГО

102

Содержание учебного предмета

  1. Повторение (17 ч.)

Слово. Предложение. Текст. Знаки препинания в предложении. Звуки,  буквы, слог, ударение в словах. Состав слова.  Значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание. Однокоренные слова. Анализ слова по составу, объяснение правописания слов в соответствии с изученными правилами.

Роль каждой части слова в языке. Правописание гласных и согласных в корне слов. Обобщение знаний о корне слова, приставках, суффиксах и окончаниях.

  1. Синтаксис и пунктуация. Главные и второстепенные  члены предложения (4 ч)

Однородные члены предложения с союзами. Однородные члены предложения, соединённые союзами и, а, но..  Сложные  предложения с союзами что, чтобы( употребление в речи).Употребление в речи предложений, различающихся по цели высказывания, с правильной интонацией. Употребление простого и сложного предложений в соответствии с речевой ситуацией.

  1. Связи в предложении. Текст. Виды текстов. (1 ч.)

Текст. Виды текстов. Представление о теме и основной мысли текста. Деление текста на части; составление плана текста.

  1. Морфология. Части речи в русском языке. Имя существительное (28 ч.)

Имя существительное. Существительные одушевленные и неодушевленные. Род существительных. Изменение существительных по числам и падежам. Основные значения падежей. Различение и правильное употребление в речи одушевленных и неодушевленных имен существительных.

Склонение имён существительных.  Упражнения в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные. Родительный падеж имён существительных. Именительный падеж имён существительных. Дательный падеж имён существительных. Винительный, творительный, предложный падеж имён существительных. Три склонения имён  существительных.

Ударные и безударные окончания имён существительных.

Правописание безударных падежных окончаний им. сущ. 1,2, 3 склонения.  

  1. Имя прилагательное (21 ч.)

Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Количественные и порядковые числительные. Согласование имен прилагательных с именами существительными (употребление в речи). Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода. Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. Творительный и предложный падежи имен прилагательных  мужского и среднего рода. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода. Различие безударных окончаний им. прил. женского и среднего рода. Склонение имён прилагательных во множественном числе.

  1. Местоимение. (5 ч.) Понятие о местоимении. Местоимения 1, 2, 3 лица. Употребление в речи местоимений личных, вопросительных, указательных и притяжательных. Согласование местоимений с существительными в роде, числе, падеже (употребление в речи).
  2. Морфология. Части речи в русском языке. Глагол (18. ч.)

Глагол. Общее понятие. Изменение глаголов по временам. Неопределённая форма глагола.

Изменение глаголов по лицам и числам  (спряжение) 2-е лицо глаголов единственного числа. I и II спряжение глаголов  Будущее время. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание  спряжения глаголов по неопределённой форме. Глаголы – исключения.  Правописание глаголов в прошедшем времени.

  1. Повторение в  конце года (8 ч.)

Обобщение знаний о предложении. Состав слова. Упражнения в написании корней слов.

Части речи(обобщение)Сопоставление изученных частей речи, особенности их. Изменение частей речи (изменение по числам и падежам существительных и прилагательных, изменение

глаголов по временам, числам и лицам, изменение по родам прилагательных и глаголов  в прошедшем времени в ед.ч. Усовершенствование орфографического навыка (правописание падежных окончаний существительных и прилагательного и личных окончаний глаголов) морфемный состав слова и правописание корней слов.

 Календарно-тематический план

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечание

план

факт

Повторение .Слово. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Текст.  Знаки препинания в предложении. 

4.09

Синтаксис и пунктуация Главные и второстепенные  члены предложения

5.09

Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Связи в предложении. Текст. Тема, основная мысль, структура текста. Типы текста: описание, повествование, рассуждение.

7.09

Фонетика. Звуки, буквы, слог, ударение в словах, их особенности. Фонетическая транскрипция.

11.09

Состав слова и словообразование.  Роль каждой части слова в языке.

12.09

Основные способы образования слов в русском языке.

Обобщение знаний о корне слова, приставках, суффиксах и окончаниях.

14.09

Правописание гласных и согласных в корне слов.

18.09

Правописание гласных и согласных в корне слов.Правописание слов с непроизносимыми и двойными согласными.

19.09

Изложение текста по коллективно составленному плану. «Медаль за отвагу»

21.09

Приставки и  предлоги. Анализ ошибок, допущенных в изложении.

26.09

Разделительные твёрдые и мягкие знаки.

28.09

Морфология. Части речи. Имя существительное.

2.10

Склонение имён существительных. Контрольный диктант «Журавлиный крик»

3.10

Работа над ошибками. Имя прилагательное. Повторение.

5.10

Склонение имён существительных. Имя прилагательное. Повторение.

9.10

Морфология.  Глагол.  Повторение.

10.10

Изложение по коллективно составленному плану. «Купание медвежат»

12.10

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Однородные члены предложения.

16.10

Однородные члены предложения с союзами.

17.10

Однородные члены предложения, соединённые союзами и, а, но.

19.10

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»  «Грустный вид» 

23.10

Работа над ошибками. Текст. Тема и основная мысль текста. Смысловые части и основные средства связи между ними.

24.10

Склонение имён существительных.

26.10

Упражнения в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные.

29.10

Именительный падеж имён существительных.

30.10

Родительный падеж имён существительных.

31.10

Дательный падеж имён существительных.

2.11

Винительный, творительный, предложный падеж имён существительных.

13.11

Обобщение знаний о падежах имен существительных.

14.11

Контрольный диктант  по теме «Склонение имен существительных» «Журавли» 

16.11

Работа над ошибками. Три склонения имён  существительных.

20.11

Упражнение в определении склонений имён существительных.

21.11

Ударные и безударные окончания имён существительных.

23.11

Правописание безударных падежных окончаний им. сущ. 1,2, 3 склонения.  

27.11

Правописание безударных окончаний существительных в родительном падеже.

28.11

 Изложение  повествовательного текста по коллективно составленному плану «Спасенный сад». 

30.11

Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний сущ.  в родительном и дательном падежах.

4.12

Правописание окончаний сущ. 1-го и 3-его склонения в  родительном и дательном падежах.

5.12

Родительный и винительный падежи имён существительных 1-го и 2-го склонений.

7.12

Контрольный диктант  «Лесная столовая».

11.12

Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже.

12.12

Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже

14.12

Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

18.12

Множественное число имён  существительных. Именительный падеж множественного числа.

19.12

Именительный и винительный падежи им. сущ. во множественном числе.

21.12

Контрольный диктант по  теме «Правописание безударных окончаний имен существительных

1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе» «Зимний гость».

25.12

Работа над ошибками. Родительный падеж имён существительных множественного числа.

26.12

Упражнение в правильном употреблении существительных в родительном падеже множественного числа.

28.12

 Дательный, творительный и предложный падежи имён существительных во множественном числе.

15.01

Множественное число имен существительных. Склонение имен существительных во множественном числе.

16.01

Морфология. Имя прилагательное.

18.01

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

22.01

Склонение имён прилагательных.

23.01

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

25.01

Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода.

29.01

Развитие речи. Письмо.

30.01

 Изложение текста по самостоятельно составленному плану. «Две встречи»

1.02

Работа над ошибками. Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

5.02

Творительный и предложный падежи имен  прилагательных мужского и среднего рода.

6.02

Склонение имён прилагательных женского рода.

8.02

Р/Р   Знакомство со структурой  текста- описания.  Изложение  текста по самостоятельно составленному плану на основе зрительного восприятия. «Морж»

12.02

Контрольный диктант  по теме:  «Падежное окончание имён прилагательных в единственном числе». «Зимняя ночь в лесу»

13.02

Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода.

15.02

Различие безударных окончаний имен прилагательных  женского и среднего рода.

19.02

Винительный и творительный падежи имён прилагательных  женского рода.

20.02

Контрольное  списывание по теме:  «Падежное окончание имён прилагательных в единственном числе».

22.02

Работа над ошибками. Закрепление  изученного.  Имя прилагательное.

26.02

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

27.02

Родительный и предложный падежи мн. ч. имён прилагательных.

1.03

Дательный и творительный падежи множественного числа имён прилагательных.

4.03

Повторение изученного об имени прилагательном  и имени существительном.

5.03

Морфология. Понятие о местоимении.

6.03

Местоимения 1, 2, 3 лица. Личные, вопросительные, указательные и притяжательные местоимения.

12.03

Правописание местоимений с предлогами. Личные, вопросительные, указательные и притяжательные местоимения.

13.03

 Контрольное изложение по самостоятельно составленному плану на основе зрительного восприятия. «Утро в сосновом лесу».

15.03

Работа над ошибками. Повторение пройденного.Местоимение.

19.03

Глагол. Общее понятие.

20.03

Изменение глаголов по временам.

22.03

Неопределённая форма глагола.

2.04

Неопределённая форма глагола. Начальная форма.

3.04

Контрольный диктант.

5.04

Работа над ошибками Изменение глаголов по лицам и числам  (спряжение)

9.04

2-е лицо глаголов единственного числа.

10.04

I и II спряжение глаголов

12.04

Будущее время.

16.04

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

17.04

Распознавание  спряжения глаголов по неопределённой форме.

19.04

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем  времени.

23.04

Контрольный диктант «Весна в степи»

24.04

Работа над ошибками. Глаголы - исключения

26.04

Правописание глаголов в прошедшем времени.

29.04

Прошедшее время глагола. Правописание глагольных суффиксов.

30.04

Изменение глаголов по временам.

3.05

Обобщение знаний о глаголе

7.05

Контрольный диктант «Жизнь спасена»

8.05

Обобщение знаний о предложении.

10.05

Состав слова.

14.05

Упражнения в написании корней слов.

15.05

Части речи(обобщение)

17.05

Итоговой контрольный диктант

21.05

Работа над ошибками. Повторение.

22.05

Обобщение.

24.05

          Используемая литература:

  1. «Русский язык 4 класс»в двух частях,Т.Г.Рамзаева, издательство «Просвещение» 2008 год.
  2. Ф.Ф.Харисов, Ч.Ф.Харисова В мире слов и предложений, Казань, издательство «Магариф», 2009.
  3. Сборник нормативных документов Начальная школа /составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев-2-е изд. стереотип, - М.: Дрофа, 2008, - 172с..

         Электронные образовательные ресурсы:

  1. сетевое объединение методистов http://center.fio.ru/som;
  2. газета «Первое сентября»  http://nsc.1september.ru/ «Начальная школа»;
  3. каталог ресурсов на Российском образовательном портале

     http://school.edu.ru/catalog.asp,  Раздел «Начальная школа»;

  1. электронное образование РТ http://km.edu.tatar.ru;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...