Рабочая программа по русскому языку 4 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса. УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_4_klass-_shigapova.doc | 215.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения учителей начальных классов протокол № ___ от «____»____________2012 г. Руководитель ______Шигапова А.Х. | СОГЛАСОВАНО «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ «СОШ им. Фасиля Ахметова с. Каркаусь» _________Г.Б. Ахметгалеева «____»____________2012 г. | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ «СОШ им. Фасиля Ахметова с. Каркаусь» № ____от «___»_______2012г. __________И.А. Ахметзянов |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку для 4а го класса,
учителя высшей квалификационной категории
муниципального бюджетного образовательного учреждения
“Средняя общеобразовательная школа им.Фасиля Ахметова с Каркаусь”
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Шигаповой Альфии Хантимировны
на 2012-2013 учебный год
Принята на заседании педагогического совета школы
протокол № __ от « » августа 2012 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку 4 класса составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 5 марта 2004г. №1089);
- примерной программы начального общего образования по русскому языку (сборник нормативных документов, начальная школа /составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев-2-е изд. стереотип, - М.: Дрофа, 2008, - 23с.)
- авторской программы для общеобразовательных школ Т.Г. Рамзаевой «Русский язык», утверждённой МО РФ;
- образовательной программы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа им. Фасиля Ахметова с. Каркаусь» Кукморского муниципального района РТ;
- учебного плана 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа им. Фасиля Ахметова с. Каркаусь» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2012 – 2013 учебный год (приказ №206 от 22 августа 2012 г.).
По учебному плану 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа им. Фасиля Ахметова с. Каркаусь» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2012 – 2013 учебный год на изучение русского языка в 4 классе отводится 102 часа, 3 часа в неделю.
Изучение русского языка на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:
- развитие речевых способностей учащихся, их готовности к общению на русском языке; развитие монологической и диалогической речи;
- освоение элементарных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями слушания, говорения, чтения, письма, необходимыми для общения в семейно-бытовой и учебной сферах;
- воспитание уважительного отношения и интереса к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, приобщение к культуре и литературе русского народа.
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);
- формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
- обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
- эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
Обучающиеся должны знать:
- особенности русской графики;
- значимые части слова;
- признаки изученных частей речи;
- типы предложения по цели высказывания и структуре.
Обучающиеся должны уметь:
- понимать на слух русскую речь;
- различать на слух и правильно произносить звуки, сочетания звуков русского языка, правильно произносить слова, словосочетания и предложения;
- различать и соблюдать интонацию основных типов предложений;
- правильно образовывать формы изменяемых частей речи.
- находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание;
- безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75—80 слов) с изученными орфограммами (падежные окончания имен существительных и имен прилагательных, личные окончания глаголов, данных в учебнике по теме «1 и II спряжение глаголов», мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа)1 и знаками препинания между однородными членами, соединенными без союзов и союзами а, но, и;
- производить фонетический разбор слов типа лодка, школьный, площадь;
- производить разбор слова по составу: находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс (городской, дошкольный, позвонит);
- производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глаголов;
- производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;
- пользоваться в речи предложениями с однородными членами;
- определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;
- озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста; составлять план текста;
- распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение и использовать их в речи;
- в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.
Кроме того, обучающимся по данной программе предоставляется возможность овладеть умениями:
- писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения (обучающее);
- писать сочинение повествовательного характера с элементами описания (обучающее);
- различать и использовать в устной и письменной речи предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные), по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), по структуре (распространенные и нераспространенные) предложения; распознавать простые распространенные и сложносочиненные предложения, состоящие из двух простых, и осознанно применять их в речевом общении.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Количество часов |
Повторение. | 17 | |
Синтаксис и пунктуация. Главные и второстепенные члены предложения | 4 | |
Связи в предложении. Текст. Виды текстов. | 1 | |
Морфология. Части речи в русском языке. Имя существительное | 28 | |
Морфология. Части речи в русском языке. Имя прилагательное | 21 | |
Морфология. Части речи в русском языке. Местоимение | 5 | |
Морфология. Части речи в русском языке. Глагол | 18 | |
Повторение . | 8 | |
ВСЕГО | 102 |
Содержание учебного предмета
- Повторение (17 ч.)
Слово. Предложение. Текст. Знаки препинания в предложении. Звуки, буквы, слог, ударение в словах. Состав слова. Значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание. Однокоренные слова. Анализ слова по составу, объяснение правописания слов в соответствии с изученными правилами.
Роль каждой части слова в языке. Правописание гласных и согласных в корне слов. Обобщение знаний о корне слова, приставках, суффиксах и окончаниях.
- Синтаксис и пунктуация. Главные и второстепенные члены предложения (4 ч)
Однородные члены предложения с союзами. Однородные члены предложения, соединённые союзами и, а, но.. Сложные предложения с союзами что, чтобы( употребление в речи).Употребление в речи предложений, различающихся по цели высказывания, с правильной интонацией. Употребление простого и сложного предложений в соответствии с речевой ситуацией.
- Связи в предложении. Текст. Виды текстов. (1 ч.)
Текст. Виды текстов. Представление о теме и основной мысли текста. Деление текста на части; составление плана текста.
- Морфология. Части речи в русском языке. Имя существительное (28 ч.)
Имя существительное. Существительные одушевленные и неодушевленные. Род существительных. Изменение существительных по числам и падежам. Основные значения падежей. Различение и правильное употребление в речи одушевленных и неодушевленных имен существительных.
Склонение имён существительных. Упражнения в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные. Родительный падеж имён существительных. Именительный падеж имён существительных. Дательный падеж имён существительных. Винительный, творительный, предложный падеж имён существительных. Три склонения имён существительных.
Ударные и безударные окончания имён существительных.
Правописание безударных падежных окончаний им. сущ. 1,2, 3 склонения.
- Имя прилагательное (21 ч.)
Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Количественные и порядковые числительные. Согласование имен прилагательных с именами существительными (употребление в речи). Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода. Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода. Различие безударных окончаний им. прил. женского и среднего рода. Склонение имён прилагательных во множественном числе.
- Местоимение. (5 ч.) Понятие о местоимении. Местоимения 1, 2, 3 лица. Употребление в речи местоимений личных, вопросительных, указательных и притяжательных. Согласование местоимений с существительными в роде, числе, падеже (употребление в речи).
- Морфология. Части речи в русском языке. Глагол (18. ч.)
Глагол. Общее понятие. Изменение глаголов по временам. Неопределённая форма глагола.
Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение) 2-е лицо глаголов единственного числа. I и II спряжение глаголов Будущее время. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание спряжения глаголов по неопределённой форме. Глаголы – исключения. Правописание глаголов в прошедшем времени.
- Повторение в конце года (8 ч.)
Обобщение знаний о предложении. Состав слова. Упражнения в написании корней слов.
Части речи(обобщение)Сопоставление изученных частей речи, особенности их. Изменение частей речи (изменение по числам и падежам существительных и прилагательных, изменение
глаголов по временам, числам и лицам, изменение по родам прилагательных и глаголов в прошедшем времени в ед.ч. Усовершенствование орфографического навыка (правописание падежных окончаний существительных и прилагательного и личных окончаний глаголов) морфемный состав слова и правописание корней слов.
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | |||
Повторение .Слово. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Текст. Знаки препинания в предложении. | 4.09 | |||
Синтаксис и пунктуация Главные и второстепенные члены предложения | 5.09 | |||
Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Связи в предложении. Текст. Тема, основная мысль, структура текста. Типы текста: описание, повествование, рассуждение. | 7.09 | |||
Фонетика. Звуки, буквы, слог, ударение в словах, их особенности. Фонетическая транскрипция. | 11.09 | |||
Состав слова и словообразование. Роль каждой части слова в языке. | 12.09 | |||
Основные способы образования слов в русском языке. Обобщение знаний о корне слова, приставках, суффиксах и окончаниях. | 14.09 | |||
Правописание гласных и согласных в корне слов. | 18.09 | |||
Правописание гласных и согласных в корне слов.Правописание слов с непроизносимыми и двойными согласными. | 19.09 | |||
Изложение текста по коллективно составленному плану. «Медаль за отвагу» | 21.09 | |||
Приставки и предлоги. Анализ ошибок, допущенных в изложении. | 26.09 | |||
Разделительные твёрдые и мягкие знаки. | 28.09 | |||
Морфология. Части речи. Имя существительное. | 2.10 | |||
Склонение имён существительных. Контрольный диктант «Журавлиный крик» | 3.10 | |||
Работа над ошибками. Имя прилагательное. Повторение. | 5.10 | |||
Склонение имён существительных. Имя прилагательное. Повторение. | 9.10 | |||
Морфология. Глагол. Повторение. | 10.10 | |||
Изложение по коллективно составленному плану. «Купание медвежат» | 12.10 | |||
Анализ ошибок, допущенных в изложении. Однородные члены предложения. | 16.10 | |||
Однородные члены предложения с союзами. | 17.10 | |||
Однородные члены предложения, соединённые союзами и, а, но. | 19.10 | |||
Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» «Грустный вид» | 23.10 | |||
Работа над ошибками. Текст. Тема и основная мысль текста. Смысловые части и основные средства связи между ними. | 24.10 | |||
Склонение имён существительных. | 26.10 | |||
Упражнения в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные. | 29.10 | |||
Именительный падеж имён существительных. | 30.10 | |||
Родительный падеж имён существительных. | 31.10 | |||
Дательный падеж имён существительных. | 2.11 | |||
Винительный, творительный, предложный падеж имён существительных. | 13.11 | |||
Обобщение знаний о падежах имен существительных. | 14.11 | |||
Контрольный диктант по теме «Склонение имен существительных» «Журавли» | 16.11 | |||
Работа над ошибками. Три склонения имён существительных. | 20.11 | |||
Упражнение в определении склонений имён существительных. | 21.11 | |||
Ударные и безударные окончания имён существительных. | 23.11 | |||
Правописание безударных падежных окончаний им. сущ. 1,2, 3 склонения. | 27.11 | |||
Правописание безударных окончаний существительных в родительном падеже. | 28.11 | |||
Изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану «Спасенный сад». | 30.11 | |||
Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний сущ. в родительном и дательном падежах. | 4.12 | |||
Правописание окончаний сущ. 1-го и 3-его склонения в родительном и дательном падежах. | 5.12 | |||
Родительный и винительный падежи имён существительных 1-го и 2-го склонений. | 7.12 | |||
Контрольный диктант «Лесная столовая». | 11.12 | |||
Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже. | 12.12 | |||
Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже | 14.12 | |||
Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах. | 18.12 | |||
Множественное число имён существительных. Именительный падеж множественного числа. | 19.12 | |||
Именительный и винительный падежи им. сущ. во множественном числе. | 21.12 | |||
Контрольный диктант по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе» «Зимний гость». | 25.12 | |||
Работа над ошибками. Родительный падеж имён существительных множественного числа. | 26.12 | |||
Упражнение в правильном употреблении существительных в родительном падеже множественного числа. | 28.12 | |||
Дательный, творительный и предложный падежи имён существительных во множественном числе. | 15.01 | |||
Множественное число имен существительных. Склонение имен существительных во множественном числе. | 16.01 | |||
Морфология. Имя прилагательное. | 18.01 | |||
Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | 22.01 | |||
Склонение имён прилагательных. | 23.01 | |||
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | 25.01 | |||
Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода. | 29.01 | |||
Развитие речи. Письмо. | 30.01 | |||
Изложение текста по самостоятельно составленному плану. «Две встречи» | 1.02 | |||
Работа над ошибками. Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. | 5.02 | |||
Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода. | 6.02 | |||
Склонение имён прилагательных женского рода. | 8.02 | |||
Р/Р Знакомство со структурой текста- описания. Изложение текста по самостоятельно составленному плану на основе зрительного восприятия. «Морж» | 12.02 | |||
Контрольный диктант по теме: «Падежное окончание имён прилагательных в единственном числе». «Зимняя ночь в лесу» | 13.02 | |||
Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода. | 15.02 | |||
Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода. | 19.02 | |||
Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода. | 20.02 | |||
Контрольное списывание по теме: «Падежное окончание имён прилагательных в единственном числе». | 22.02 | |||
Работа над ошибками. Закрепление изученного. Имя прилагательное. | 26.02 | |||
Склонение имён прилагательных во множественном числе. | 27.02 | |||
Родительный и предложный падежи мн. ч. имён прилагательных. | 1.03 | |||
Дательный и творительный падежи множественного числа имён прилагательных. | 4.03 | |||
Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном. | 5.03 | |||
Морфология. Понятие о местоимении. | 6.03 | |||
Местоимения 1, 2, 3 лица. Личные, вопросительные, указательные и притяжательные местоимения. | 12.03 | |||
Правописание местоимений с предлогами. Личные, вопросительные, указательные и притяжательные местоимения. | 13.03 | |||
Контрольное изложение по самостоятельно составленному плану на основе зрительного восприятия. «Утро в сосновом лесу». | 15.03 | |||
Работа над ошибками. Повторение пройденного.Местоимение. | 19.03 | |||
Глагол. Общее понятие. | 20.03 | |||
Изменение глаголов по временам. | 22.03 | |||
Неопределённая форма глагола. | 2.04 | |||
Неопределённая форма глагола. Начальная форма. | 3.04 | |||
Контрольный диктант. | 5.04 | |||
Работа над ошибками Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение) | 9.04 | |||
2-е лицо глаголов единственного числа. | 10.04 | |||
I и II спряжение глаголов | 12.04 | |||
Будущее время. | 16.04 | |||
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | 17.04 | |||
Распознавание спряжения глаголов по неопределённой форме. | 19.04 | |||
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | 23.04 | |||
Контрольный диктант «Весна в степи» | 24.04 | |||
Работа над ошибками. Глаголы - исключения | 26.04 | |||
Правописание глаголов в прошедшем времени. | 29.04 | |||
Прошедшее время глагола. Правописание глагольных суффиксов. | 30.04 | |||
Изменение глаголов по временам. | 3.05 | |||
Обобщение знаний о глаголе | 7.05 | |||
Контрольный диктант «Жизнь спасена» | 8.05 | |||
Обобщение знаний о предложении. | 10.05 | |||
Состав слова. | 14.05 | |||
Упражнения в написании корней слов. | 15.05 | |||
Части речи(обобщение) | 17.05 | |||
Итоговой контрольный диктант | 21.05 | |||
Работа над ошибками. Повторение. | 22.05 | |||
Обобщение. | 24.05 |
Используемая литература:
- «Русский язык 4 класс»в двух частях,Т.Г.Рамзаева, издательство «Просвещение» 2008 год.
- Ф.Ф.Харисов, Ч.Ф.Харисова В мире слов и предложений, Казань, издательство «Магариф», 2009.
- Сборник нормативных документов Начальная школа /составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев-2-е изд. стереотип, - М.: Дрофа, 2008, - 172с..
Электронные образовательные ресурсы:
- сетевое объединение методистов http://center.fio.ru/som;
- газета «Первое сентября» http://nsc.1september.ru/ «Начальная школа»;
- каталог ресурсов на Российском образовательном портале
http://school.edu.ru/catalog.asp, Раздел «Начальная школа»;
- электронное образование РТ http://km.edu.tatar.ru;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...