Авторская методическая разработка. Развитие речи в начальной школе.
методическая разработка по русскому языку на тему

                                 Авторская методическая разработка по развитию речи в начальной школе.

 

   Основная цель образования сегодня – это формирование готовности ребенка к успешной самореализации.

   Дети приходят в школу с бедным речевым запасом, объем словаря у будущих первоклассников маленький, они не умеют выражать свою мысль. Как помочь им в том, чтобы их речь была яркой, эмоциональной, выразительной, содержательной. Конечно, работа, которую проводила я по развитию речи, являлась недостаточной, и я задумалась над вопросом: «Как быть?» Много работала над литературой по данной проблеме, познакомилась с трудами М.Р.Львова, Л.Л.Андрюховой, Т.А.Ладыженской, Н.В.Новотворцевой и др.

   После изучения материала создала свою систему работы по развитию речи, основной задачей поставила перед собой непрерывность работы по развитию речи в течение всех лет обучения в начальной школе. В работе указаны основные этапы по каждому году обучения:

   1 класс – работа со словом, предложением, так как понимание слова, прежде всего зависит от степени «нужности» этого слова ребенку. У ребенка должен быть мотив, по которому он стремится познать смысл слова: чтобы понять прочитанное, узнать, как называется заинтересовавший его предмет или иное явление. Когда у школьника есть соответствующая мотивация, он готов к тому, чтобы усвоить данное слово, использовать его в своей речи. Этому могут способствовать нетрадиционные задания в игровой форме. Занимательный материал дает возможность ученику без особого напряжения усвоить новые для него факты языка. Игры могут служить и средством повторения изученного (в работе представлены такие игры, как «Кто больше напишет слов?», «Наоборотки», «Запоминайка», «Букву заменишь-смысл слова изменишь»)

   2 класс – подготовительные упражнения к изложению текста плюс обучение изложению текста – это подробные изложения по обобщенным вопросам, по опорным словам, по коллективно составленному плану, редактирование текста изложения.

   3 класс – выборочное и краткое изложение, сочинение-описание, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение.

   4 класс – изложения с творческим дополнением и раз в четверть провожу сочинение по картине. Мы брали картины В.М.Васнецова «Аленушка», «Богатыри», М.А.Врубеля «Царевна-лебедь».

   Следующий позитивный момент в данной работе заключается в том, что здесь представлены памятки по развитию речи (это и как подготовиться к изложению, как работать над кратким изложением, это и портретное описание человека, описание сюжетного рисунка).

   Собран интересный и нужный, на мой взгляд, дополнительный материал, особенно на начальной ступени обучения развитию речи и как подсказка для слабых учеников в дальнейшем (краски, которые использует художник; отношение к рисунку, характеристика действия).

    Наблюдения показывают, что ученики начальной школы умеют передавать содержание прочитанного, но затрудняются рассказывать о нравственных переживаниях героев художественных  произведений и о своих собственных впечатлениях. Речь их бедна словами со значением чувства, отношения, словами, обозначающими нравственные понятия. В работе представлен словарь глаголов, который условно можно разделить на группы:

  1. Глаголы, обозначающие тяжелое душевное состояние
  2. Глаголы, обозначающие хорошее душевное состояние
  3. Глаголы, обозначающие возбужденное состояние
  4. Глаголы, обозначающие неловкость, неуверенность в себе
  5. Глаголы, обозначающие удивление
  6. Глаголы, обозначающие положительное отношение
  7. Глаголы, обозначающие переживание, сочувствие.

 

Этим словарем ребята могут пользоваться на уроках чтения и русского языка.

Такая планомерная работа дала следующие результаты:

  • при начальном этапе работы лишь 30% учащихся могли сразу передать содержание близко к тексту, то к концу 4 класса испытывают затруднения в этом направлении 13%
  • если в 1 классе составлять связный рассказ из 3-5 предложений могли лишь 23%, то к концу обучения в начальной школе уже 70% справлялись с таким заданием.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе.

Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе....

Система работы по развитию речи в начальной школе посредством заданий творческого характера.

В настояще время педагогическая практика испытывает затруднения в формировании грамотной речи учащихся., предполагающей отсутствие грамматических и речевых ошибок. У 60% детей, пост...

Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи  учащихся на уроках русского языка в условиях реали...

Методическая разработка выпускного праздника в начальной школе "До свидания, школа начальная!"

Сценарий мероприятия, тексты песен, стихи о детях, слова=напутствия от учителя и родителей...

Методическая разработка «Подвижные игры в начальной школе как средство физического развития и воспитания младшего школьника»

Человек играет только тогда,когда он в полном значении слова человек,и он бывает вполне человеком лишь тогда,когда он играет. Ф. ШиллерНормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движе...

Нетрадиционные упражнения на развитие речевого дыхания для обучающихся с ОВЗ на уроках развития речи в начальной школе.

Подобран материал на формирование плавной речи. Нетрадиционные игры и упражнения развитие дыхания....

Методическая разработка "Развитие речи у детей с интеллектуальными нарушениями"

Особенности речевого развития у детей с нарушением интеллекта. Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего...