Главные вкладки

    Авторская методическая разработка. Развитие речи в начальной школе.
    методическая разработка по русскому языку на тему

                                     Авторская методическая разработка по развитию речи в начальной школе.

     

       Основная цель образования сегодня – это формирование готовности ребенка к успешной самореализации.

       Дети приходят в школу с бедным речевым запасом, объем словаря у будущих первоклассников маленький, они не умеют выражать свою мысль. Как помочь им в том, чтобы их речь была яркой, эмоциональной, выразительной, содержательной. Конечно, работа, которую проводила я по развитию речи, являлась недостаточной, и я задумалась над вопросом: «Как быть?» Много работала над литературой по данной проблеме, познакомилась с трудами М.Р.Львова, Л.Л.Андрюховой, Т.А.Ладыженской, Н.В.Новотворцевой и др.

       После изучения материала создала свою систему работы по развитию речи, основной задачей поставила перед собой непрерывность работы по развитию речи в течение всех лет обучения в начальной школе. В работе указаны основные этапы по каждому году обучения:

       1 класс – работа со словом, предложением, так как понимание слова, прежде всего зависит от степени «нужности» этого слова ребенку. У ребенка должен быть мотив, по которому он стремится познать смысл слова: чтобы понять прочитанное, узнать, как называется заинтересовавший его предмет или иное явление. Когда у школьника есть соответствующая мотивация, он готов к тому, чтобы усвоить данное слово, использовать его в своей речи. Этому могут способствовать нетрадиционные задания в игровой форме. Занимательный материал дает возможность ученику без особого напряжения усвоить новые для него факты языка. Игры могут служить и средством повторения изученного (в работе представлены такие игры, как «Кто больше напишет слов?», «Наоборотки», «Запоминайка», «Букву заменишь-смысл слова изменишь»)

       2 класс – подготовительные упражнения к изложению текста плюс обучение изложению текста – это подробные изложения по обобщенным вопросам, по опорным словам, по коллективно составленному плану, редактирование текста изложения.

       3 класс – выборочное и краткое изложение, сочинение-описание, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение.

       4 класс – изложения с творческим дополнением и раз в четверть провожу сочинение по картине. Мы брали картины В.М.Васнецова «Аленушка», «Богатыри», М.А.Врубеля «Царевна-лебедь».

       Следующий позитивный момент в данной работе заключается в том, что здесь представлены памятки по развитию речи (это и как подготовиться к изложению, как работать над кратким изложением, это и портретное описание человека, описание сюжетного рисунка).

       Собран интересный и нужный, на мой взгляд, дополнительный материал, особенно на начальной ступени обучения развитию речи и как подсказка для слабых учеников в дальнейшем (краски, которые использует художник; отношение к рисунку, характеристика действия).

        Наблюдения показывают, что ученики начальной школы умеют передавать содержание прочитанного, но затрудняются рассказывать о нравственных переживаниях героев художественных  произведений и о своих собственных впечатлениях. Речь их бедна словами со значением чувства, отношения, словами, обозначающими нравственные понятия. В работе представлен словарь глаголов, который условно можно разделить на группы:

    1. Глаголы, обозначающие тяжелое душевное состояние
    2. Глаголы, обозначающие хорошее душевное состояние
    3. Глаголы, обозначающие возбужденное состояние
    4. Глаголы, обозначающие неловкость, неуверенность в себе
    5. Глаголы, обозначающие удивление
    6. Глаголы, обозначающие положительное отношение
    7. Глаголы, обозначающие переживание, сочувствие.

     

    Этим словарем ребята могут пользоваться на уроках чтения и русского языка.

    Такая планомерная работа дала следующие результаты:

    • при начальном этапе работы лишь 30% учащихся могли сразу передать содержание близко к тексту, то к концу 4 класса испытывают затруднения в этом направлении 13%
    • если в 1 классе составлять связный рассказ из 3-5 предложений могли лишь 23%, то к концу обучения в начальной школе уже 70% справлялись с таким заданием.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе.

    Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе....

    Система работы по развитию речи в начальной школе посредством заданий творческого характера.

    В настояще время педагогическая практика испытывает затруднения в формировании грамотной речи учащихся., предполагающей отсутствие грамматических и речевых ошибок. У 60% детей, пост...

    Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках развития речи в начальной школе.

    В данной статье рассматриваются игры и творческие задания для подготовки детей к составлению текстов сказочного содержания....

    Урок развития речи в начальной школе. Обучающее изложение.

    Урок развития речи( обучающее изложение) с презентацией для учащихся 2-3 классов.Презентацию можно скачать здесь:http://vk.com/doc151161108_155516198?hash=f86fa45eb077a8669c&dl=524cf1f777048f423...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия в начальной школе ко Дню матери

    Данное внеклассное мероприятие проводится в начальной школе совместно с мамами учащихся ко Дню матери, которое в России проводится в последнее воскресенье ноября. Дети заранее готовят подарки, учат ст...

    Методическая разработка урока математики в начальной школе в свете требований новых Образовательных стандартов

    Проект урока  математики во 2-ом классе, ОС «Школа 2100»Тема урока:  «Решение задач»Тип урока:  урок  рефлексии (урок повторения, закрепления знаний и выработки умений  решать...

    Доклад: КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.

    Доклад: КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.  Каждый, кто знаком с проблемами изучения русского языка в начальных классах,...