Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Исмайлова Элеонора Элдаровна

Целью данного урока является развитие у учащихся умений выделять корень слова, находить однокоренные слова и определять их лексическое значение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

                                Наблюдение над однокоренными словами.

                                        Определяем корень слова

        Цели:

  1. познакомить обучающихся с понятием корень слова;
  2. развивать умение находить однокоренные слова;
  3. способствовать формированию у обучающихся умения определять лексическое значение корня.

        Ход урока.

  1. Откройте тетрадь. Какую запись должны сделать? (Дату)
  2. Какую запись должны сделать дальше? (Классная работа)

        Чистописание

  1. Запишите слоги под диктовку со строчной буквы: ли, ле, ла, ол, ел, ил.

        Письмо по памяти.

        В лесу открылся детский сад.

        Лиса ведёт туда лисят,

        Волчица маленьких волчат,

        А барсучиха барсучат.

        

        Формулировка темы и цели урока.

        (Учитель читает сказку про корень ЛЕТ)

        Жил-был много тысяч лет назад корень ЛЕТ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?»

        А корень и говорит:

  1. Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево.

        Посадили люди корень ЛЕТ, и стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий... Много ростков появилось от корня ЛЕТ. Все они на корень похожи, но и своё в каждом есть.

        Вот какое дерево выросло.

        Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них одна общая часть ЛЕТ. И решили тогда люди общую часть родственных слов назвать корнем. И правильно решили: от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова. (По ходу прочтения сказки заполняется дерево, на нём появляются слова: лётчик, летать, полететь, перелететь, лётный, летучий и т. д.)

  1. Какова будет тема урока?

        Упражнения в нахождении корня слова

  1. Прочитайте слова.

        Лес, лесник, лесной, лесистый.

  1. Что общего у этих слов? (У этих слов есть общая часть — корень -лес-. Значение всех этих слов связано с лесом)
  2. Что же такое корень?
  3. Почему же корень главная часть слова?
  4. Попробуйте «исключить» из слов корень? Понятен ли смысл слова?
  5. Подберите однокоренные слова к словам: а) снег; б) хлеб; в) мороз.

        Игра «Найди лишнее слово»

        Вода, водяной, водитель.

        Гусь, гусеница, гусята, гусёнок.

        Лес, лесник, лисёнок.

        Пять, пятно, пятнышко, пятнистый.

        Горный, горе, гористый, горка.

        Лето, лётать, взлететь.

        

        Итог урока. Рефлексия.

  1. Что у вас получилась лучше всего?
  2. Удалось ли выполнить все задания?
  3. В чём испытывали затруднения?

        

        Домашнее задание.

        Придумать сказку про корень слова.

        

        Деятельность учеников:

  1. Наблюдать над однокоренными словами.
  2. Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.
  3. Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.
  4. Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем

        Список используемых источников:

  1. Дидактическая тетрадь по русскому языку для учащихся 1 — 2 класса. Составитель Полникова М.Ю. - СПб: СМИО Пресс, 2008. - 72 с.
  2. Дидактическая тетрадь по русскому языку для учащихся 3 класса. Составитель Полникова М.Ю. - СПб: СМИО Пресс, 2008. - 72 с.
  3. Занимательная грамматика. Составитель Е.Г. Бурлака, И.Н. Прокопенко: Донецк: ПКФ «БАО», 1997. - 512 с.
  4. www.school2100.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100" по теме"Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова."

Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. Цели: Образовательные: - познакомить с однокоренными словами; -научить определять корень слова; -повторить ранее изученные ор...

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Цели: Образовательные: - познакомить с однокоренными словами;  -научить определять корень слова; -повторить ранее изученные орфограммы. Развивающие: -развивать...

План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

План-конспект урока по учебнику "Русский язык" Р.Н. Бунева, Е.В. Бунеевой с использованием ЭОР....

Урок русского языка "Наблюдение над однокоренными словами.Определение корня слова". 2 класс.

На этом уроке дается определение корня, однокоренных слов. Проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренным...

Урок по русскому языку "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова".

Урок для учащихся 2 класса проводится с целью развивать умение распознавать однокоренные слова, находить и выделять в словах корень....