Урок русского языка во 2 классе
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Гугучкина Елена Евгеньевна

Конспект урока русского языка по теме: "Повторение правописания орфограмм корня"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus_yaz.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Конспект урока русского языка во 2 классе.

             

Тема урока: «Повторение правописания орфограмм корня»

Цели урока: совершенствовать умение находить и проверять       орфограммы корня – безударные гласные и парные по звонкости/глухости согласные;

развивать орфографическую зоркость;

способствовать повышению интереса учащихся к русскому языку.

Оборудование урока: карточки для индивидуальной работы у доски, комплект карточек для парной работы, комплект карточек для самостоятельной работы, сигнальные карточки  А, О,  И,  Е,  Я .

Ход урока:

I. Орг. момент.

II. Мотивация. Постановка учебной задачи.

- Что изучаем сейчас на уроках русского языка?

 - Для чего это нужно?

 - Почему можно допустить ошибки в написании орфограмм корня?


 - Какие задачи вы поставили перед собой в конце прошлого урока?



 - Что хотите изменить или добавить?

 - Изучаем орфограммы корня.


 - Чтобы писать слова без ошибок.

 - Потому что в слабой позиции часто не совпадает написание буквы и произношение звука.

 - Продолжать учиться находить орфограммы в корне слова, подбирать проверочные слова, исправлять свои и чужие ошибки.

 

III. Актуализация опорных знаний.

1.Фронтальный опрос и составление схемы на доске.

- Нужно ли повторить правило проверки корневых орфограмм? Почему?

 - Как удобнее повторять - со схемой или без неё?


 - Какие орфограммы корня мы знаем?

 - Какая позиция является слабой для гласных, для согласных?



 - Какой общий способ проверки для всех корневых орфограмм?

 - Что для этого делаем?


 - Какая позиция является сильной для гласных, для согласных?

 - Да, это нужно для успешной работы на уроке.


 - Со схемой удобнее, она помогает вспомнить последовательность  действий при проверке.

 - Безударные гласные и парные по звонкости/глухости согласные.

 - Для гласных – безударное положение, для согласных – в конце слова или перед другим парным согласным.

 - Поставить в сильную позицию.


 - Изменяем слово или подбираем однокоренное.

 - Для гласных – под ударением, для согласных – перед гласным или перед сонорным.

2.В это время 2 человека у доски выполняют индивидуальное задание.

Задание № 1.

Распредели на 2 группы слова, подбери проверочные, выдели корни.

Водный, водитель, водичка, вода, водить, водяной, заводить, водит, водянистый.

Задание № 2.

Из двух предложенных слов выбрать проверочное, вставить пропущенные буквы, выделить корни.

Насл_дил – следы, след;                       б_гун – беглец, бег;

с_лёный – посолить, соль;                   зн_ток – знает, знатоки;

пр_сить – просит, проситель;           гл_зеть – глаз, глазок.

3. Фронтальная проверка выполнения индивидуального задания.

IV. Основная часть урока. Упражнение в проверке и написании слов с корневыми орфограммами.

  1. Работа в парах.

 - Как интереснее работать – по одиночке или в паре? Почему?

 - Вам предлагается работа с карточкой: в словах с корневыми орфограммами нужно вставить пропущенные буквы и записать проверочные слова. Обязательно объясняете своему соседу, какую орфограмму вы проверяете, как, затем называете проверочное слово.  Работаем ручками разного цвета.

Вариант 1.

в   рить  _________________

скр   пит  ________________

ло  ка  __________________

пиро   ки  _______________

св   тлячок  ______________

з   мующий  _____________

хр   брец  _______________

кр   снеть  _______________

конфе   ка  ______________

ст   рушка  ______________

реди   ка  _______________

лепё   ка  _______________

Вариант 2.

теле   ка  ________________

карто   ка  _______________

т   рпеть  ________________

сл   мать  ________________

фла   ки  ________________

сапо   ки  ________________

обн  вить  _______________

раст   лстеть   ____________

х  трить  ________________

прив  зить  ______________

серё   ка  ________________

бума   ка  _______________

 - В чём упражнялись, выполняя это задание?

 - Всё ли удалось? Какие были трудности?

 - Использовали помощь своего соседа?

 - Как оцените свою работу на этом этапе?

  1. Физминутка.
  2. Распределительный диктант с использованием сигнальных карточек.

 - В предыдущем задании вы проверяли орфограммы корня, работая в паре. Теперь попробуйте сделать это самостоятельно. Я продиктую слова. Нужно распределить их по трём столбикам: с безударными гласными е, и, я. С помощью сигнальной карточки показываете, в какой столбик вы записали слово.

Белить, скрипит, вертеть, тяжёлый, снегирь, трясти, ядовитый, сверлить, линейка, крикливый, пятно, зимовать.

  1. Взаимопроверка.
  2. Цифровой диктант с использованием сигнальных карточек.

 - В предыдущем задании использовались слова с безударными гласными е, и, я. Сейчас приготовьте сигнальные карточки А, О. Напоминаю: в цифровом диктанте слова не пишутся; цифрой мы обозначаем букву, которую нужно писать на месте орфограммы. Букве «а» соответствует цифра 1, букве «б» – цифра 2.

Учитель диктует: колючий, хлопушка, храбрец, большой, столовый, катушка, дочурка, жарища, глазной, правдивый.

  1. Самопроверка по записи на доске: 2,2,1,2,2,1,2,1,1,1.

 - Назовите слова, в которых кроме безударной гласной была парная по звонкости/глухости согласная. (Хлопушка, катушка)

 - Как проверили эту орфограмму?

    7. Физ.минутка.

    8. Самостоятельная работа по карточкам (по выбору учащихся).

 - Вы уже поработали коллективно, в парах. Вспомнили способы проверки корневых орфограмм, тренировались в подборе проверочных слов. Готовы ли вы к самостоятельной работе?

 - А зачем нужно уметь работать самостоятельно?

 - Вам предлагается на выбор два задания. В первом нужно вставить пропущенные буквы и обозначить изученные орфограммы. Во втором – найти и исправить все ошибки.

Вариант 1.

Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.

        В л_су, на п_ляне, под в_твями с_сны ст_ял гн_лой пень. Это был дом гнома. Каждое утро гном расп_вал  в_сёлую песенку. Ему подп_вали   л_сные зв_рю_ки.  

Вариант 2.

Спиши текст, исправляя ошибки.

        Наступила марозная зема. К акошку подлитела синичька. Девачька пожалела птичьку и впустила в комноту. Она накармила галодную пташку крожками.

9. Самопроверка по записи на доске.

V. Рефлексия. Подведение итога урока.

 - Вернёмся к задачам, которые вы поставили перед собой в начале урока. Всё ли удалось сделать? Почему?

 - Довольны ли вы своей работой? Как оцениваете себя?

 - Что скажете об уроке?

 - Над чем ещё нужно поработать на следующем уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...