Конспект урока по русскому языку в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (8 вида) в 5классе: "Существительное по Азбуке города".
план-конспект занятия по русскому языку по теме

Болтикова Ольга Николаевна

 

Тема урока: Существительное по «Азбуке города».

 Задачи:

1.Образовательные: закрепить ЗУН учащихся по имени существительному; закрепить  представления детей о назначении светофора; повторять правила поведения на улице при переходе дороги; активизировать  познавательную деятельность учащихся;

2.Коррекционно-развивающие: развивать мелкую моторику, навык каллиграфического письма, фонематический слух, навык чтения (правильность); корригировать артикуляционный навык; развивать психические процессы (зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления, речи).

3.Воспитательные: воспитывать дисциплинированность, воспитывать  желание стать грамотным пешеходом, интерес к улучшению дорожной азбуки, пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о словах, обогащать словарь.

Оборудование и наглядность: карточки с текстами, макет светофора, мультимедийный проектор.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_goroda.docx23.31 КБ
Файл azbuka_goroda.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Существительное по «Азбуке города».

Задачи:

1.Образовательные: закрепить знания и умения учащихся о сущствительном, закрепить  представления детей о назначении светофора; повторять правила поведения на улице при переходе дороги; активизировать  познавательную деятельность учащихся;

2.Коррекционно-развивающие: развивать мелкую моторику, навык каллиграфического письма, фонематический слух, навык чтения (правильность); корригировать артикуляционный навык; развивать психические процессы (зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления, речи).

3.Воспитательные: воспитывать дисциплинированность, воспитывать  желание стать грамотным пешеходом, интерес к улучшению дорожной азбуки, пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о словах, обогащать словарь.

Оборудование и наглядность: карточки с текстами, макет светофора, мультимедийный проектор.

Ход урока

1.Орг. момент

Ну-ка проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получить

Только лишь оценку пять.

а) гимнастика для глаз

«Светофор» - поочередно закрывай то левый, то правый глаз, как мигает железнодорожный светофор.

«Далеко-близко» - сфокусируй взгляд сначала на предмете, который находится в противоположном конце комнаты (шкаф, классная доска и т.п.) и смотри на него в течение 10 секунд. Затем медленно переведи взгляд на ближний предмет (например, на свой палец) и также смотри на него 10 секунд.

б) гимнастика для пальцев рук

2.Проверка домашнего задания

3.Сообщение темы и цели урока

-Назовите тему последних уроков русского языка.

-Сегодня проведем урок, посвящённый знанию Азбуки города, продолжим работать с именем существительным.

Лозунг нашего урока.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

-Отгадав загадку, узнаете кто поможет нам провести урок.

Встало с краю улицы в длинном сапоге

Чучело трехглазое на одной ноге.

Где машины движутся

Где сошлись пути

Помогают улицу людям перейти.

(светофор)

- К какой части речи относится слово СВЕТОФОР?

-Докажите, что это существительное.

4.Повтроение ранее изученного материала

- Что такое имя существительное?

-Как изменяется имя существительное? (по числам и  падежам)

-Приведите примеры этого слова.

-Что вы знаете об имени существительном?

5.Знакомство с историей слова

-Как вы понимаете, что такое светофор? Что вы о нем знаете?

-Почему он так называется?

-Это слово состоит из 2 частей- «свет» и «фор». Первое слово хорошо известно вам, а «фор» - произошло от греческого «форос» - «несущий». Вместе означает - «носитель света». Он и несет свет 3цветов: красного, желтого, зеленого. Они очень яркие и далеко видно в любую погоду.

Ученик:           Утром проснешься ты, выйдешь из дома-

На перекрестке твой старый знакомый.

Он огоньком тебе красным мигает,

Скажет: «опасно!» «Стой!» «Не иди».

Желтый зажегся: «Чуть-чуть подожди».

Вспыхнет зеленый: «Спокойно иди».

(Когда ученик рассказывает стихотворение, прикрепляет цвета к светофору).

-Первый светофор появился в 1868году в Англии в центре Лондона. Освещались сигналы при помощи газовых светильников. В 1914году в США появились первые электрические светофоры. Они имели два цвета: красный и зеленый. А в Москве светофор появился в 1929году.

-Чтобы перейти дорогу, нужно помнить значение каждого сигнала светофора. О чем говорит каждый из них? (ответы детей)

-Зная эти правила, мы сможем избежать аварий и сохраним свою жизнь.

6.Физминутка

Красный - стоишь, желтый - хлопок, зеленый - шагаешь.

-Ребята, вы знаете кто такой регулировщик. Его называют автоинспектором.

Инспектор - должностное лицо, осуществляющий надзор за действиями и выполнением правил участниками дорожного движения.

Ученик:

Посмотрите: постовой встал на нашей мостовой.

Быстро руку протянул, ловко палочкой взмахнул.

Вы видали? Вы видали?

Все машины сразу встали,  

Дружно встали в три ряда и не едут никуда.

Не волнуется народ, через улицу идёт.

И стоит на мостовой, как волшебник, постовой.

Все машины одному подчиняются ему.

-К какой части речи относится слово? Докажите.

7.Закрепление

-Вставь буквы и разбейте слова на три столбика: м.р., ср.р., ж.р.

…вт…мобиль

 К...лесо

Д…р...га

В…дитель

М…шина

Ш…фер

Г..р..д

-Взаимопроверка

8.Игра «Дорожные знаки»

9.Работа по картине – иллюстрации

-Что изображено?

-Посмотрите на рисунок и скажите, все ли в рисунке правильно расположено?

-Есть ли ошибки в рисунке?

10.Словарная работа

 - А теперь проверим насколько у вас развито логическое мышление.

  1. Как называют место, где ожидают транспорт? (остановка)
  2. Этот конь не ест овса.

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

(Велосипед)

3.Как называют участника дорожного движения, идущего по тротуару? (пешеход)

4.По чем шла Саша и сосала сушку? (шоссе)

5.Как называется место, где пересекаются улицы и дороги? (перекресток)

6.Как называется дорожка, по которой идут пешеходы?

7. У полоски перехода,

На обочине дороги,

Зверь трёхглазый, одноногий,

Неизвестной нам породы,

Разноцветными глазами

Разговаривает с нами.

Красный глаз глядит на нас:

- Стоп! - гласит его приказ.

Жёлтый глаз глядит на нас:

- Осторожно! Стой сейчас!

А зелёный: что ж, вперёд,

Пешеход, на переход!

Так ведёт свой разговор

Молчаливый ...

(светофор)

8.Шагаешь – впереди бежит, оглянешься – домой бежит. (дорога)

10.Самостоятельная работа

-Сегодня пришло любопытное письмо.

Азбука города

Город, в котором с тобой мы живем
Можно по праву сравнить с букварем
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город все время дает нам урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.

-Прочитайте и выберите на ваш взгляд главные сточки.

Вывод:

11.Итог урока

-Что понравилось на уроке?

-Чему он вас научил?

Выставление оценок



Предварительный просмотр:

Тема урока: Существительное по «Азбуке города».

Задачи:

1.Образовательные: закрепить знания и умения учащихся о сущствительном, закрепить  представления детей о назначении светофора; повторять правила поведения на улице при переходе дороги; активизировать  познавательную деятельность учащихся;

2.Коррекционно-развивающие: развивать мелкую моторику, навык каллиграфического письма, фонематический слух, навык чтения (правильность); корригировать артикуляционный навык; развивать психические процессы (зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления, речи).

3.Воспитательные: воспитывать дисциплинированность, воспитывать  желание стать грамотным пешеходом, интерес к улучшению дорожной азбуки, пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о словах, обогащать словарь.

Оборудование и наглядность: карточки с текстами, макет светофора, мультимедийный проектор.

Ход урока

1.Орг. момент

Ну-ка проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получить

Только лишь оценку пять.

а) гимнастика для глаз

«Светофор» - поочередно закрывай то левый, то правый глаз, как мигает железнодорожный светофор.

«Далеко-близко» - сфокусируй взгляд сначала на предмете, который находится в противоположном конце комнаты (шкаф, классная доска и т.п.) и смотри на него в течение 10 секунд. Затем медленно переведи взгляд на ближний предмет (например, на свой палец) и также смотри на него 10 секунд.

б) гимнастика для пальцев рук

2.Проверка домашнего задания

3.Сообщение темы и цели урока

-Назовите тему последних уроков русского языка.

-Сегодня проведем урок, посвящённый знанию Азбуки города, продолжим работать с именем существительным.

Лозунг нашего урока.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

-Отгадав загадку, узнаете кто поможет нам провести урок.

Встало с краю улицы в длинном сапоге

Чучело трехглазое на одной ноге.

Где машины движутся

Где сошлись пути

Помогают улицу людям перейти.

(светофор)

- К какой части речи относится слово СВЕТОФОР?

-Докажите, что это существительное.

4.Повтроение ранее изученного материала

- Что такое имя существительное?

-Как изменяется имя существительное? (по числам и  падежам)

-Приведите примеры этого слова.

-Что вы знаете об имени существительном?

5.Знакомство с историей слова

-Как вы понимаете, что такое светофор? Что вы о нем знаете?

-Почему он так называется?

-Это слово состоит из 2 частей- «свет» и «фор». Первое слово хорошо известно вам, а «фор» - произошло от греческого «форос» - «несущий». Вместе означает - «носитель света». Он и несет свет 3цветов: красного, желтого, зеленого. Они очень яркие и далеко видно в любую погоду.

Ученик:           Утром проснешься ты, выйдешь из дома-

На перекрестке твой старый знакомый.

Он огоньком тебе красным мигает,

Скажет: «опасно!» «Стой!» «Не иди».

Желтый зажегся: «Чуть-чуть подожди».

Вспыхнет зеленый: «Спокойно иди».

(Когда ученик рассказывает стихотворение, прикрепляет цвета к светофору).

-Первый светофор появился в 1868году в Англии в центре Лондона. Освещались сигналы при помощи газовых светильников. В 1914году в США появились первые электрические светофоры. Они имели два цвета: красный и зеленый. А в Москве светофор появился в 1929году.

-Чтобы перейти дорогу, нужно помнить значение каждого сигнала светофора. О чем говорит каждый из них? (ответы детей)

-Зная эти правила, мы сможем избежать аварий и сохраним свою жизнь.

6.Физминутка

Красный - стоишь, желтый - хлопок, зеленый - шагаешь.

-Ребята, вы знаете кто такой регулировщик. Его называют автоинспектором.

Инспектор - должностное лицо, осуществляющий надзор за действиями и выполнением правил участниками дорожного движения.

Ученик:

Посмотрите: постовой встал на нашей мостовой.

Быстро руку протянул, ловко палочкой взмахнул.

Вы видали? Вы видали?

Все машины сразу встали,  

Дружно встали в три ряда и не едут никуда.

Не волнуется народ, через улицу идёт.

И стоит на мостовой, как волшебник, постовой.

Все машины одному подчиняются ему.

-К какой части речи относится слово? Докажите.

7.Закрепление

-Вставь буквы и разбейте слова на три столбика: м.р., ср.р., ж.р.

…вт…мобиль

 К...лесо

Д…р...га

В…дитель

М…шина

Ш…фер

Г..р..д

-Взаимопроверка

8.Игра «Дорожные знаки»

9.Работа по картине – иллюстрации

-Что изображено?

-Посмотрите на рисунок и скажите, все ли в рисунке правильно расположено?

-Есть ли ошибки в рисунке?

10.Словарная работа

 - А теперь проверим насколько у вас развито логическое мышление.

  1. Как называют место, где ожидают транспорт? (остановка)
  2. Этот конь не ест овса.

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

(Велосипед)

3.Как называют участника дорожного движения, идущего по тротуару? (пешеход)

4.По чем шла Саша и сосала сушку? (шоссе)

5.Как называется место, где пересекаются улицы и дороги? (перекресток)

6.Как называется дорожка, по которой идут пешеходы?

7. У полоски перехода,

На обочине дороги,

Зверь трёхглазый, одноногий,

Неизвестной нам породы,

Разноцветными глазами

Разговаривает с нами.

Красный глаз глядит на нас:

- Стоп! - гласит его приказ.

Жёлтый глаз глядит на нас:

- Осторожно! Стой сейчас!

А зелёный: что ж, вперёд,

Пешеход, на переход!

Так ведёт свой разговор

Молчаливый ...

(светофор)

8.Шагаешь – впереди бежит, оглянешься – домой бежит. (дорога)

10.Самостоятельная работа

-Сегодня пришло любопытное письмо.

Азбука города

Город, в котором с тобой мы живем
Можно по праву сравнить с букварем
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город все время дает нам урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.

-Прочитайте и выберите на ваш взгляд главные сточки.

Вывод:

11.Итог урока

-Что понравилось на уроке?

-Чему он вас научил?

Выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (8вида) во 2 классе на тему: «Правописание заглавной буквы в именах людей».

Цель: развитие умений осознанного написания заглавной буквы в именах людей.Задачи:Образовательные:-актуализировать имеющиеся  знания учащихся по данной теме,-продолжить работу по формирован...

Конспект урока по окружающему миру в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (8 вида) во 2классе на тему: «В гостях у осени".

Цель урока: познакомить учащихся с осенними изменениями в живой и неживой природе; уточнить и систематизировать представления учеников о признаках осени.Задачи урока:1.Дать представления об изме...

Конспект урока по окружающему миру в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (8 вида) в 4 классе на тему: "Тайны жизни насекомых".

Цель: изучение характерных признаков класса «Насекомые», формирование знаний об отличительных признаках насекомых, их разнообразии. Задачи:  Образовательные: способствовать обогащению ...

Презентация к уроку по изобразительному искусству в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида во 2классе на тему : «Русская матрёшка».

Цель: знакомство детей с народной игрушкой - матрешкой.Задачи:Познакомить детей с историей Семеновской матрешкой, Сергиево- Посадской матрешкой  и Полхов - Майданской матрешкой.Воспитание э...