Интегрированный урок по математике 4 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида по теме: «Деление на 5 равных частей».
план-конспект урока по математике (4 класс)

Осмолкина Лариса Ивановна

Урок составлен  в соответствии с ФГОС, с использованием элементов интегрированного урока, игровых технологий, ИКТ, что способствует вовлечению всех обучающихся класса в процесс обучения.

В целом урок направлен на формирование и развитие БУД, на достижение личностных результатов, обеспечивающих школьникам умение учиться; проявлять мотивацию при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики и при выполнении домашнего задания; вырабатывать  умение высказывать своё мнение, способствовать   саморазвитию и самосовершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delenie_na_5_ravnyh_chastey_4_kl.docx188.82 КБ
Файл prezentatsiya_delenie_na_5_-_kopiya.pptx2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Деление на 5 равных частей».

Цель: закрепление умения выполнять деление на 5 равных частей.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять знания о действиях умножения и деления с числом 5;

умение решать задачи на деление на 5 равных частей;

Коррекционно - развивающие:

- корректировать и развивать мышление на основе упражнений в анализе, синтезе (активизирование мыслительной деятельности при помощи использования ИКТ);  пространственное восприятие, зрительное внимание через геометрический материал.

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес учащихся в области математики и окружающего мира.

Личностные  результаты:

У обучающихся будут формироваться:

– проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики и при выполнении домашнего задания;

– элементарные навыки межличностного взаимодействия при выполнении группой отдельных видов деятельности на уроке математики, умение оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации;

– элементарные навыки организации собственной деятельности по самостоятельному выполнению математической операции (учебного задания) на основе усвоенного пошагового алгоритма;

– начальные навыки самостоятельной работы с учебником математики;

–начальные умения производить самооценку выполненной практической деятельности, в том числе на основе знания способов проверки правильности вычислений, измерений, построений, и при необходимости осуществлять необходимые исправления неверно выполненного задания;

– элементарное понимание связи математических знаний с некоторыми жизненными ситуациями, умение применять математические знания для решения отдельных жизненных задач;

Тип урока: комбинированный.

Технологии:

здоровьесберегающие (физкультминутки, смена видов деятельности); коррекционно - развивающие (развитие мышления, памяти, зрительного внимания, ориентировки в пространстве);

 уровневая дифференциация и индивидуализация обучения (использование индивидуальных заданий на уровне возможностей и способностей учащихся);

информационно – коммуникационные (компьютерные) (презентация); интегрированное обучение (межпредметные связи);

игровые (обучающие).

Оборудование: компьютер; презентация к уроку; презентация «В сказочном лесу» (тренажёр по отработке действия умножения); презентация «Изучение таблицы деления» (тренажёр по отработке действия деления); карточка с заданием графический диктант «Ёлочка» (Приложение № 1); карточка с заданием «Примеры» (Приложение № 2); карточка с заданием «Телеграмма и текст задачи» (Приложение № 3); набор дубовых листочков с числами и буквами; разрезные буквы (П Р И Р О Д А); набор фигурок животных и растений; пазл «Бабочка»; дидактическая игра «Палочки».

Форма организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный (рассказ, беседа, демонстрация); практический, частично-поисковый (самостоятельная работа); контроль и самоконтроль (самопроверка).

План урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока, активация мыслительной деятельности учащихся.

3. Работа по теме урока.

4. Физкультминутка.

5. Работа по теме урока.

6. Работа с учебником.

7. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

8.Рефлексия урока.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Упражнения на стимулирование внимания, совершенствование пространственных представлений, ориентационных способностей.

Учитель произносит слово «земля», учащиеся должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

-Какой по счёту урок? Как  называется? Чему учимся на уроках математики?

II. Сообщение темы урока, активация мыслительной деятельности учащихся.

Пальчиковая гимнастика Массаж пальчиков.

Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

- Откроем тетради и запишем число.

- На минутке чистописания будем писать число. Оно однозначное, в числовом ряду его соседи – числа 4 и 6. (5) Слайд 2.

- Это число для нас сегодня очень важное. Почему? Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (деление на 5) Слайд 3.

 – Мы вчера составили и постарались запомнить таблицу деления на 5.

- Знание какого числового ряда нам помогло в составлении и изучении таблицы деления на 5? (счёт по 5) Проверим. На карточке №1 найдите число, которое не делится на 5. Назовите числа, которые делятся на 5 по порядку, начиная с наименьшего числа; с наибольшего числа.

- Сегодня на уроке мы продолжим закреплять умение делить числа на 5 равных частей.

- А вот куда мы пойдём, узнаем, когда выполним задание.

 После правильного выполнения задания будете получать букву. 

На листах в клеточку учащиеся выполняют графический диктант по карточке «Ёлочка». Карточка №2

Учитель: А теперь проверим, правильно ли мы выполнили задание. Что у нас получилось? (Самопроверка: дети показывают свои графические рисунки и называют, что у них получилось, сравнивают с образцом).

Выдаётся буква. (П-первая и А-последняя (на доску))

Слайд 4.

Учитель: - Правильно, это дерево(ёлочка).

- А где у нас растут деревья? (В лесу).

Учитель даёт определение леса.

Лес – это природное сообщество, состоящее, главным образом из деревьев и кустарников.

Слайд 5.  Устный счёт.

Учитель: - Итак, мы отправляемся на прогулку в лес.

- А что это за листочек зацепился за веточку и дубовые листики с числами? На листочке какое-то задание?

Задание. Реши примеры и отгадай слово.

Слайд 6

- Но прежде чем его выполнить, мы повторим таблицу умножения и деления с числом 5.

Презентации «В сказочном лесу» (тренажёр по отработке действия умножения),

«Изучение таблицы деления» (тренажёр по отработке действия деления).

Выдаётся буква.

Учитель: - А теперь выполним задание. Слайд 7 - 13

Решить примеры и на парте найти дубовый листочек с соответствующим ответу числом (с обратной стороны буквы, из которых надо сложить слово «БЕЛКА»).

1вар) 35 + 25 : 5 = 40 (Л) 56 – 5 х 7 = 21 (А) 45 : 5 + 1 = 10 (К)

46 + (24 – 14) = 56 (Е) 5 х 3 : 5 = 3 (Б) (карточка)

2 вар) 35+5=40(Л)  5х4+1=21(А)   50:5 = 10 (К)

65 – 9=56(Е)  5 х 3 : 5 = 3 (Б) (один у доски)

3 вар) (слаб)  10 – 7=3(Б) 46+10=56(Е)  5х8=40(Л)  50:5=10(К)  5х4 +1=21(А)  (карточка, работают с тьютером)     Проверяют, составляют слово.

Выдаётся одна буква.

Слайд 14 - 15.

На слайде изображена белка.

Учитель: - С кем мы встретились в лесу? (С белкой).

- А что мы знаем о белке?

Белка - это зверёк, обитающий в лесах. Она относится к роду грызунов семейства беличьих. У неё тело покрыто шерстью: летом шерсть рыжая, зимой – серая, а на ушках шерсть собрана в кисточки. Питается орехами, грибами, шишками другими плодами, которые старается запасти на зиму. Живёт в дуплах деревьев , делает гнездо из веточек, мха, где выводит бельчат. (Читает ребёнок)

III. Работа по теме урока.

Задание выполняется на доске.

Учитель: - На предыдущем уроке мы учились делить число на 5 равных частей, а сейчас мы закрепим это умение. Будем раздавать белкам орехи.

Задание: Разделить орехи между 5 - ю белками. (На доске выставляется 5 фигурок белки).

- Смотрите к нам прискакали пять белочек и принесли какой-то мешочек.

- А что это лежит в мешочке? (Выкладывается 20 орехов, которые надо разделить между 5 белками).

- Как будем делить? (Берём 5 орехов и раскладываем по 1 каждому животному, затем ещё 5 орехов и раскладываем по 1 и т.д. пока все орехи не закончатся).

- Сколько орехов было? (20).

- На сколько частей делили? Сколько было животных? (5).

- Как делили? По сколько давали каждому животному? (По одному).

- Сколько орехов у каждого животного? (4).

- Поровну мы разделили? (Да).

Слайд 16 - Как правильно записать? Почему? Записать в тетради: 20:5= 4.

Поверка умножением: 5 * 4 = 20.

Вывод:

- Что нужно сделать, чтобы разделить некоторое количество предметов поровну, на равные части? (Нужно брать столько предметов на сколько частей мы делим и раскладывать их по одному, так при делении на 5 равных частей берём 5 предметов и раскладываем по одному)

Выдаётся буква.

Слайд17 -  18.

IV. Физкультминутка. «Ёлочка»

Учитель: - Мы с вами хорошо потрудились. Теперь надо отдохнуть.

V. Работа по теме урока.

1.- Хорошо мы отдохнули, и теперь наш путь идёт вдоль небольшой речушки. Слайд 19       Загадка.

Работящие зверьки

Строят дом среди реки.

Если в гости кто придет,

Знайте, что из речки вход! (Бобры).

Слайд 20 – 24

Бобёр – это полуводное млекопитающее отряда грызунов. Обитает по берегам медленно текущих рек, озёр, прудов обильно заросших деревьями и кустами, которыми они питаются так же, как и растительностью водной и травяной. Окраска меха от светло – каштановой до тёмно – бурой, иногда чёрная. Живут бобры в норах или хатках. Вход в жилище бобра для безопасности всегда располагается под водой.(читает ребёнок)

*(Вред или пользу приносят?)

Выдаётся буква.

Задача.

2.Слайд 25  

- А что это за листочек прибило к нашему берегу? На нём какая – то просьба?

Учащимся предлагается листочек с просьбой и текстом задачи:

Телеграмма от бобров:

«Нам срочно надо подготовиться к зиме и построить хатки. Помогите решить задачу».

Задача. Слайд 26-28

«На левом берегу лежит 19 брёвен, а на правом – 16 брёвен. Бобрам надо построить 5 одинаковых хаток . Сколько брёвен понадобится бобрам на одну хатку?»

Решение задачи:

1) 19 + 16 = 35 (б.) – всего

2) 35 : 5 = 7 (б.)

Ответ: 7 брёвен понадобиться на строительство одной хатки.

(Задача.для 3 уровня(слабых))

«На левом берегу лежит 35 брёвен. Бобрам надо построить 5 одинаковых хаток и разложить для этого брёвна. Сколько брёвен понадобится бобрам на одну хатку?»

Решение задачи:

35 : 5 = 7 (б.)

Ответ: 7 брёвен понадобиться на строительство одной хатки.

Слайд 29 - Молодцы. Хорошо справились с задачей. Помогли бобрам в строительстве хаток. Слайд 30

Выдаётся буква.

3.- Хорошо на речке летом, а что это впереди такое яркое виднеется?

Загадка.                          Утром он росой умыт,

Раз в году косой побрит.

Красивых много там цветов,

Туда пойти всегда готов. (Луг). Слайд 31 - 33.

Луг – это природное сообщество, образованное влаголюбивыми травянистыми растениями. Например, клевер, мятлик, тимофеевка и много других трав и цветов.

- А что это за разноцветные кусочки лежат? Давайте их соберём и узнаем, что получится. (Собрать из пазла бабочку). Карточка №3

Слайд 34.  - Да это бабочка! Какая она красивая!

Бабочки – это представители мира насекомых. А каких ещё мы знаем насекомых? Слайд 35-36 (картинка с разными насекомыми).

VI. Работа с учебником. Слайд 37.  Стр.128 №25 .

–Кого видите? Перед вами путь улитки от гриба до куста.

Слайд 38-41

1.-Какую геометрическую линию напоминает путь улитки? (Незамкнутую ломаную) – Из скольки отрезков состоит ломаная? (3) –Если известна длина каждого отрезка, можем ли мы вычислить длину всего пути? Посчитайте.(37+23+40=100см или 1 м) 

*2.Игра «Палочки».

С помощью палочек собрать ломаную из трёх отрезков. *Начертить в тетради.

Выдаётся буква.

VII. Подведение итогов урока. Домашнее задание.                           

- Вот и подошла к концу наша прогулка? Где мы побывали? (В лесу, на реке, на лугу).

- А кого мы там встретили? (Белку, бобра, бабочку и других насекомых).

- Какие задания помогали им выполнить?

- Решали примеры на умножение и деление. Закрепляли умение делить на 5 равных частей.

- Давайте повторим, как надо делить на 5 равных частей.

(Нужно брать столько предметов на сколько частей мы делим и раскладывать их по одному, так при делении на 5 равных частей берём 5 предметов и раскладываем по одному).

- А какое слово в результате нашей работы у нас получилось? (Собрать из букв слово ПРИРОДА).

(на доске)

Учитель: - Лес, река, луг, животные, насекомые -  всё это относится к ПРИРОДЕ. И значит, наша задача её охранять: не рубить деревья; понапрасну не рвать цветы, не ловить насекомых, не пугать животных, птиц. А в трудную для них минуту оказать помощь: посадить дерево, во время затушить пожар, в голодное зимнее время подкормить.

Домашнее задание (карточка № 4): раскрасить бабочку соответственно цвету полученного произведения.

                                      C:\Users\Лариса\Desktop\наглядность к откр ур\Бабочка.jpg

VIII. Рефлексия урока.

Вопросы к рефлексии:

• Что интересного было сегодня на уроке?

• Что было немного сложно?

• Какое задание понравилось больше всего?

• Хотели бы вы еще раз отправиться в путешествие?

Благодарность детям за хорошую работу на уроке. Оценки.

Слайд 42

Урок наш окончен,  и выполнен план.

Спасибо, ребята,   огромное вам.

За то, что упорно,  усердно трудились.

И знания ваши нам всем пригодились.

Слайд 43

*- дополнитеьное задание, упражнение.

Список литературы:

1. М. Н. Перова, «Математика» 4 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М: «Просвещение», 2013 г.

2. Е. И. Руднянская, «Интегрированные уроки по общеобразовательным предметам и природоведению в начальных классах», - Волгоград: Издательство «Учитель», 2002 г.

3. Дидактические карточки с заданиями, развивающая игра «Весёлые клеточки».

4. Дидактическая развивающая игра «Палочки».

5. Информация из Интернет-ресурсов.

Приложение № 1.

Графический диктант «Ёлочка».

D:\мамина папка\4 класс ФГОС\конспекты уроков 4 кл\Математика\Открытый урок деление на 5\10-elochka.jpg

Приложение № 2.

Реши примеры и отгадай слово.

1вар) 35 + 25 : 5 = 40 (Л) 56 – 5 х 7 = 21 (А) 45 : 5 + 1 = 10 (К)

46 + (24 – 14) = 56 (Е) 5 х 3 : 5 = 3 (Б) (карточка)

2 вар) 35+5=40(Л)  5х4+1=21(А)   50:5 = 10 (К)

65 – 9=56(Е)  5 х 3 : 5 = 3 (Б) (один у доски)

3 вар) (слаб)  10 – 7=3(Б) 46+10=56(Е)  5х8=40(Л)  50:5=10(К)  5х4 +1=21(А)  Приложение № 3.

Телеграмма от бобров:

«Нам срочно надо подготовиться к зиме и построить хатки. Помогите решить задачу».

Задача.

«На левом берегу лежит 19 брёвен, а на правом – 16. Бобрам надо построить 5 одинаковых хаток. Сколько брёвен понадобится бобрам на одну хатку?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики Тема: « Деление на 5 равных частей »

Слайд 4

Лес

Слайд 5

Умножение Деление

Слайд 6

35 + 5 = 40

Слайд 7

5 х 4 + 1 = 21 20

Слайд 8

50 : 5 = 10

Слайд 9

65 - 9 = 5 4 56 65 – 5 – 4 =

Слайд 10

5 х 3 : 5 = 3 15

Слайд 11

10 – 7 = 3 46 +10 = 56 5 х 8 = 40 50 : 5 = 10 5х4 + 1 = 21 20

Слайд 12

35 + 25 : 5 = 40 56 – 5 х 7 = 21 45 : 5 + 1 = 10 46 + (24 – 14) = 56 5 х 3 : 5 = 3

Слайд 15

20 : 4 = 5 20 : 5 = 4 5 х 4 = 20

Слайд 24

Телеграмма от бобров : «Нам срочно надо подготовиться к зиме и построить хатки. Помогите решить задачу».

Слайд 25

Задача

Слайд 26

На левом берегу лежит 19 брёвен , а на правом – 16 брёвен . Бобрам надо построить 5 одинаковых хаток и разложить для этого брёвна . Сколько брёвен понадобится бобрам на одну хатку?

Слайд 27

19 брёвен 16 брёвен ? ?

Слайд 28

19 брёвен 16 брёвен 35 7 7 7 7 7

Слайд 30

Луг

Слайд 34

Стр. 128 № 25

Слайд 36

37 см +23 см +40 см =

Слайд 37

37 см +23 см +40 см = 100 см

Слайд 38

100 см = 1 м

Слайд 39

37 см +23 см +40 см = 100 см


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока развития речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида на тему: "Зимующие птицы. Воробей"

На данном уроке учащиеся На основе системно-деятельностного подхода выявляют основные признаки зимующих птиц, обощают, делают выводы.урок представляет сосбой серию учебных ситуаций, развивающихся ...

урок математики в 3 классе специальной( коррекционной) школы 8 вида на тему: "табличное умножение и деление чисел 2,3,4,5,6".

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся . Имеется презентация с различными заданиями и упражнениями, а так же разнообразным наглядным материалом из истории вычислительной техники....

Урок развития устной речи в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Овощи: помидор"

Урок проводится по теме " Овощи: помидор" в 1 классе коррекционной школы VIII вида. Содержит разнообразные дидактические игры, коррекционные упражнения....

Урок чтения и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме Барков "Пожарник Карл"

Урок чтения и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема урока Барков "Пожарник Карл". Это разработка второго урока по этой теме. На уроке используются разные виды чтен...

Урок письма и развития речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Большая буква в кличках животных"

Урок письма во 2 классе специальной (коррекционной ) школы VIII вида по теме "Большая буква в кличках животных". В разработке урока содержатся виды коррекционно - развивающих упражнений на развитие вн...

Конспект урока по произношению во 2 классе специальной (коррекционной) школы V вида на тему "Дифференциация звонких и глухих согласных "д" - "т", "дь" - "ть".

Урок направлен на развитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа. Материал может использоваться в коррекционной школе V вида и в логопедической группе детского сада....

Урок математики в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении"

Цель: - закреплять вычислительные навыки в пределах 20 с числами полученными при измерении времени, длины, стоимости;- корректировать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе, сравнении...