Изучение правописания приставок и предлогов
учебно-методический материал по русскому языку по теме
Изучение правописания приставок и предлогов в рамках программы «Русский язык» для 1-4 классов под редакцией Н.Ф. Виноградовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_pravopisaniya_pristavok_i_predlogov_v_ramkah_programmy.doc | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение правописания приставок и предлогов в рамках программы «Русский язык» для 1-4 классов под редакцией Н.Ф. Виноградовой
Проект "Начальная школа XXI века" - результат многолетних исследований коллектива сотрудников Центра начальной школы Института общего среднего образования РАО, а также ряда сотрудников Российской академии образования, разделяющих единые концептуальные подходы.
Ведущей идеей УМК "Начальная школа ХХ1 века" является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе. Исходя из этого, авторским коллективом созданы средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради) и учителя (книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.).
В УМК реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.
Следующая особенность проекта "Начальная школа ХХ1 века" состоит в том, по УМК позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности. Это положение целесообразно представить в таблице, в которой сравниваются позиции учителя и ученика.
Идея построения обучения младших школьников на основе учебной деятельности принадлежит теоретикам развивающего обучения. Вместе с тем, авторы "Начальной школы ХХ1 века" поставили своей задачей разработать методику такого типа обучения для массовых школ России, независимо от местонахождения, условий работы, подготовленности учителя и т.п. Исходя из этого, в методике обучения особое внимание уделяется, во-первых, целенаправленному использованию моделирующей деятельности., во-вторых, авторами создана система игр с правилами, которые развивают необходимые для учения качества. И, в третьих, в содержании и структуре средств обучения отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся (рубрика "Проверь себя", задания "Сравни свой ответ с текстом", "Найди ошибки" и др.).
Компоненты учебной деятельности(позиция учителя) | Вопросы, на которые отвечает ученик (позиция ученика) |
Мотив деятельности | "Зачем я это изучаю?" |
Постановка учебной задачи, ее принятие учащимися | "Каковы мои успехи и что у меня не получается?" |
Обсуждение способа действий при решении учебной задачи | "Что я должен делать, чтобы решить эту задачу?" |
Осуществление контроля | "Правильно ли я решаю эту задачу?" |
Соотнесение полученного результата с целью (эталоном, образцом) | "Выполнил ли я правильно поставленную учебную задачу?" |
Оценка процесса и результата | "Какая учебная задача стоит передо мной?" |
Обновление начальной школы означает переход с приоритета репродуктивной и инструктивной деятельности на приоритет поисково-исследовательской. В УМК это достигается методикой, при которой школьник осваивает принципиально другую роль - не просто "зритель", "слушатель", "репродуктор" ("смотрю, слушаю, запоминаю, повторяю"), а "исследователь". Роль исследователя заключается, прежде всего, в том, что школьник является равноправным участником процесса обучения, его субъектом. Он весьма заинтересован в поиске истины, открытии для себя нового знания: ученик может выдвинуть свою гипотезу (рубрика учебника "Выскажи предположение"), выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (задания "Выскажи свое мнение"). В этом случае меняется место и роль образца (правила, способа, вывода и пр.). Он не предъявляется учителем в начале познавательной деятельности как не подлежащий обсуждению, изменению и тем более оценке, а рождается в процессе коллективной работы и часто завершает ее, что дает возможность каждому ученику "открыть" для себя и сознательно принять научное знание.
Каждый предмет УМК вносит свой вклад в реализацию изложенных положений.
Новизна подходов к построению курса «Русского языка» заключается в том, что он является первым этапом непрерывного лингвистического образования учащихся: учебный материал излагается не концентрически, а линейно, реализуя научный подход к анализу языковых явлений.
Курс "Русский язык" состоит из трех безусловно взаимосвязанных, но самостоятельных блоков: "Как устроен наш язык" (знакомство с основными лингвистическими знаниями), "Правописание" (формирование грамотного письма) и "Развитие речи (развитие речи учащихся). Эти блоки являются одновременно структурными единицами учебника и представляют собой объединение уроков, реализующих определенную цель обучения.
УМК "Начальная школа XXI века" (под редакцией проф. Виноградовой Н.Ф.) стал победителем "Конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы", проводимого Национальным Фондом подготовки кадров и Министерством образования РФ.
Авторы: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. предлагают
в блоке «Правописание» (учебник «Русский язык» 2 класс) начинать изучение тем о предлогах и приставках таким образом:
1. Тема: « Приставка как часть слова» - 1 час
2. Тема: « Значение приставок» - 1 час
3. Тема: « Учимся писать приставки» - 1 час
4. Тема: « Различаем приставки с буквами о, а» - 1 час
5. Тема: « Учимся различать предлоги и приставки» - 1 час
Авторы: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. предлагают
в блоке «Правописание» (учебник «Русский язык» 2 класс) следующие практические задания к темам, включая правила и алгоритм написания приставок.
Тема: « Приставка как часть слова »
Упражнение №1 Допиши недостающую по смыслу часть слова.
… бежал за угол; …бежал из дома; …бежал первым; …бежал через дорогу; …бежал от края.
за-, вы-, при-, пере-, от-
А теперь прочитай правило.
Приставка – это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
Приставка обозначается
Упражнение №2 В данных словах выдели приставки. На какой вопрос отвечают эти слова? Как они называются?
вылить отлить
записать выписать
вписать написать
перелить пролить
заехать переехать
налить уехать
выехать
Прочитай, как «работает» приставка
Приставка образует новые слова: читать – прочитать – дочитать перечитать.
Приставка имеет значение: запел – начал петь; допел – закончил петь.
Чтобы найти приставку, надо подобрать однокоренные слова и отметить часть слова перед корнем, которой они отличаются:
выход - ? ход. Уход, заход, приход.
Поэтому приставка в слове выход – вы-.
Упражнение №3 Спиши предложения. Вставь пропущенные приставки по-, у-.
Неожиданно …дул ветер. Серые тучи …бежали по небу. На землю …пали первые капли дождя.
Тема: « Учимся писать приставки »
Упражнение №1 Посмотрим внимательно на приставки до-, о-, об-, от-, по-, под-, про-.
довод – доводить поезд – поездка
проводы – провожать окрик – окрикивать
Догадался ли ты, что общего в написании этих приставок?
В приставках до-, о-, об-, от-, по-, под-, про- всегда пишется гласная буква о: поезд , поездка, проводы , провожать , окрик ,окрикивать.
Учимся применять правило.
1. Проверяем в какой части слова безударный звук – в корне или приставке. Для этого подбираем родственные слова, меняя, если возможно, приставки.
2. Если безударный звук оказался в приставке, вспоминаем правило: в приставках до-, о-, об-, от-, по-, под-, про- всегда пишется гласная буква о.
[да]плыть, плыть, переплыть, уплыть отплыть.
Вывод: безударный гласный в приставке.
В приставке до- всегда пишется гласная буква о, пишем доплыть.
[а]жить, жить, дожить, прожить
Вывод: безударный гласный в приставке.
В приставке по- всегда пишется гласная буква о, пишем ожить.
[а]ляна, полянка, поле, полевой.
Вывод: безударный гласный в корне.
Проверочное слово поле, пишем поляна.
Букву а в приставках до-, о-, об-, от-, по-, под-, про- писать нельзя.
Упражнение №2 Запишите в столбик группы однокоренных слов, выдели приставки.
красить, пробежать, подходить, докрасить, подписать, пробежать, смотреть, покрасить, подкрасить, добежать, писать, бежать, подбежать, посмотреть, ходить, отходить, досмотреть, отбежать, описать, проходить, просмотреть, дописать, осмотреть.
Тема: « Учимся писать приставки »
Упражнение №1 Посмотри внимательно на приставки за-, на-, над-.
Запись, насыпь, надпись, записать, написать, надписать
Что ты заметил?
В приставках за-, на-, над- всегда пишется гласная буква а: запись, надпись, налететь.
Букву о в приставках за-, на-, над писать нельзя.
Учимся применять правило.
- Определяем, в какой части слова безударный гласный звук – в корне или в приставке. Для этого подбираем родственные слова, меняя, если возможно, приставки.
2. Если безударный звук оказался в приставке, вспоминаем правило: в приставках за-, на-, над - всегда пишется гласная буква а.
[за]шить, шить, пришить, подшить, дошить, прошить.
Вывод: безударный гласный в приставке.
В приставке за- всегда пишется гласная буква а, пишем зашить.
[на]рисовать, рисовать, дорисовать, подрисовать, пририсовать
Вывод: безударный гласный находится в приставке.
В приставке на- всегда пишется гласная буква а, пишем нарисовал.
Упражнение №2 Выпишите три группы родственных слов в столбик. Обозначить приставки.
наполнить, залить, рисовать, записка, наливать, заходить, зарисовка, лить, письмо, заполнить, находка, нарисовать, писать, рисунок, заливать, запись, ходить, надпись, налить, написать, находить, надписать, зарисовать.
Тема: « Различаем приставки с буквами о и а »
Сравни две группы приставок
до-, о-, об-, от-, по-, под-, про-; за-, на-, над
Что ты помнишь о первой группе приставок, о второй?
до-, о-, об-, от-, по-, под-, про-; за-, на-, над
Давай проверим, хорошо ли ты это запомнил. В каких приставках пишется а, а в каких о?
[за]грустить грустить погрустить
Вывод: безударный гласный в приставке.
В приставке за- всегда пишется гласная буква а, пишем загрустить.
[па]лить, лить, налить, залить, подлить.
В приставке по- всегда пишется гласная буква о, пишем полить.
Упражнение №1 Запиши буквами слова в два столбика: в первый – с приставками, в которых всегда пишется о, во второй– с приставками, в которых всегда пишется а.
[па]встречать, [на]учить, [на]дуть, на]пасть, [на]бежать, [а]пустеть,
[ат]бежать, [на]рисовать, [да]бежать, [за]морозить, [на]помнить, [за]лететь, [аб]лететь, [пад]лететь.
Упражнение №2 Объясни, какие ошибки отметил учитель.
Зобежал, поход, праходить, даслушать, наварить, нописать, дарасти, ажить.
Запиши слова правильно.
Упражнение №3 Запиши по три слова с такими же приставками.
Побелеть, закрыть, пробежка, отбежать, остудить
Выполни упражнение в орфографической тетради.
Тема: « Образование слов с помощью приставок »
Упражнение №1 Спиши пары слов. Подумай, при помощи каких частей слова образовались выделенные слова. Обозначь эти части.
Играл – заиграл, летел – прилетел, радоваться – обрадоваться
Прочитай правильно.
Если слово образовано при помощи приставки, то способ образования называется приставочным:
Хотеть – захотеть, бежать – прибежать.
Упражнение №2 Образуй два-три слова с каждой приставкой: под-, вы-, от-, про-.
Упражнение №3 Определи, от каких слов образованы данные слова. Отметь часть слова, при помощи которой эти слова образовались.
Образец : плыть + про = проплыть.
…+…= присниться
…+…= предобрый
…+…= слететь
…+…= накричать
Упражнение №4 Из каждой группы выпиши только те слова, которые образованы приставочным способом.
по- - подарить, поехать, победить, порадоваться
на- - нарисовать, начать, написать, намочить
за- - забежать, запрятать, заплакать, запасать.
Упражнение №5 Спиши текст. Найди слова, образованные приставочным способом. Обозначь в них приставки.
Ветер разлетелся. Липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер налетел ещё раз – и тогда разом слетели все листья. Остались на чёрных ветвях редкие золотые монетки.
Тема: «Учимся различать предлоги и приставки»
Прочитай: По дороге шёл — подорожник нашёл. Как ты думаешь, где по- приставка?
Спиши, Выдели приставки, подчеркни предлоги.
Автобус доехал до города. Орёл слетел с дерева.
Как ты думаешь, какие слова можно назвать предлогами?
А теперь прочитай правило.
Приставка — это часть слова. Между приставкой и корнем нельзя поставить другое слово.
Предлог — это самостоятельное слово, Между предлогом и следующим за ним словом можно поставить другое слово.
Ты заметил, что многие приставки совпадают по своему звучанию с предлогами? Давай вместе найдём способ различения предлогов и приставок.
Митя побежал по тропинке.
Митя побежал по узкой тропинке.
Машина съехала с дороги.
Машина съехала с широкой дороги.
Учимся применять правило.
Если ты сомневаешься, что перед тобой — предлог или приставка:
1) проверь, можно ли вставить перед корнем другое слово, например слово большой;
2) если можно — это предлог. Предлог пишем отдельно.
Если нельзя — это приставка. Пишем слитно.
от?бежать от?дома
1. Пробуем вставить слово большой в места сомнения.
2. от большой бежать — вставить слово невозможно, значит, это приставка. Пишем слитно: отбежать.
от большого дома — вставить слово. можно, значит,
предлог. Пишем отдельно: от дома.
отбежать от дома
Упражнение №1 Спиши, раскрывая скобки, между предлогом и именем существительным обязательно вставь подходящее по смыслу имя прилагательное (загляни в слова для справок).
(На)ступила весна, лёд (на)реке лопнул, и льдинки (по)плыли вниз. (С)берегов (с)летались (на)льдины серые птички трясогузки. Скоро речка вышла (из)берегов, и льдины вынесло (в)луга.
Слова для справок: своих, широкой, большие, крутых, залитые водой.
Выполни упражнения в орфографической тетради.
Упражнение №2 Спиши, добавляя нужные предлоги и приставки
Ребята играли (...) прятки. Они (...) прятались (...) домом, (...) кустом, (...) берёзой, (...) ёлкой. Костя хорошо искал и быстро всех (...) шёл.
Упражнение №3Спиши, раскрывая скобки, между предлогом и именем существительным обязательно вставь подходящее по смыслу имя прилагательное (загляни в слова для справок).
Идёт утром Егорка (с)мамой. Егорка — (в)ясли, мама — (на)работу. (Про)шли свою улицу, (к)автобусу (под)ходят. Сели (в)автобус и быстро (до)остановки (до)ехали.
Слова для справок: своей, любимую, родную, красивому, этот.
Авторы: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. предлагают
в блоке «Правописание» (учебник «Русский язык» 3 класс) повторить правописание приставок в глаголах, тема: «Повторяем правописание приставок». Авторы рекомендуют следующие практические задания.
Тема: « Повторяем правописание приставок»
Контроль за усвоением знаний авторы рекомендуют по предложенным
авторским коллективом контрольным работам .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Правописание приставок и предлогов"
Урок в 3 классе (система Занкова) "Правописание приставок и предлогов"....
Правописание приставок и предлогов
Презентация по русскому языку для учащихся 2 классов. Подходит к любому УМК. Цель презентации: формировать умение правильно писать и отличать приставки от предлогов....
Проверочная работа по теме "Правописание приставок и предлогов"
Презентация поможет сформировать умение правильно писать и отличать приставки от предлогов....
Урок русского языка. Правописание приставок и предлогов.
1) учить различать приставки и предлоги на письме; систематизировать знания о составе слова; развивать умение разбирать слова по составу; 2) развивать орфографическую зоркость; фонематический слух; у...
Урок "Правописание приставок и предлогов"
Урок формирует понятие о приставке как части слова и понятие о предлоге как служебной части речи...
Тест по русскому языку по теме: «Правописание приставок и предлогов» (3 класс, "Школа России")
http://www.uchportal.ru/load/0-0-0-24421-20...
Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание приставок и предлогов"
Открытый урок русского языка в 3 классе с использованием презентации, технологии межпредметной интеграции и технологии проблемного обучения....