Урок русского языка Понятие об имени прилагательном как части речи
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Зайцева Светлана Анатольевна

Понятие об имени прилагательном как части речи.

Цели: О- ознакомление с существенными признаками имени прилагательного и его ролью в нашей речи; Р- углубить представление учащихся об именах прилагательных, противоположных по смыслу, развивать познавательный интерес учащихся, В- дисциплинированность, активность, самостоятельность мнений и суждений, тактичность учащихся в общении друг с другом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Понятие об имени прилагательном как части речи.

Цели: О- ознакомление с существенными признаками имени прилагательного и его ролью в нашей речи; Р- углубить представление учащихся об именах прилагательных, противоположных по смыслу, развивать познавательный интерес учащихся, В- дисциплинированность, активность, самостоятельность мнений и суждений, тактичность учащихся в общении друг с другом.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

3.Чистописание с грамматическим заданием.

-Вспоминаем правила посадки при письме. (тетрадь под наклоном, расстояние между глазами и тетрадью)

-На доске записаны слова. Что между ними общего? (имена прилагательные)

-Что мы знаем об имени прилагательном?

-Сегодня мы продолжим знакомство с именем ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ.

-К именам прилагательным  подберите антонимы (вспомнить что такое антонимы).

-Какие орфограммы здесь встречаются? (удвоенная согласная, непроизносимая согласная, парная согласная, безударная гласная) При письме орфограммы выделяем.

-Запишите в тетради, помня о том, что писать нужно каллиграфически, обращая на правильное соединение букв, для этого обратимся к нашим альбомам.

Ранняя- …(поздняя), дальняя-… (близкая), добрый-… (злой), весёлая-… (грустная).

4.Наблюдение над ролью имён прилагательных.

-На доске написан текст, прочитайте его.

        Под кустом притаился … Зверёк. У него … уши, … хвост. Тело покрыто … шерстью. Есть … и … зубы, но обороняться ими он не может.

-Кто догадался, о ком написан текст? (нет)

Открываем слова для справок. Маленький, короткий, острые и крепкие, длинные, серый, мягкой.

-Теперь вы догадались, о ком идёт речь в тексте? (о зайце)

-Что обозначают слова, благодаря которым вы быстро догадались, о каком животном говорится? Какой частью речи они являются?

С. 170 упр. 451 (устно)

5.Обощение знаний об имени прилагательном как части речи.

-Отгадайте загадку.

Из- под снега вышел друг,

И весной запахло вдруг.

 (Подснежник)

Списать текст, вставить пропущенные орфограммы.

Первые цветы.

        Ранняя весна пришла в нашу местность. На открытых лесных полянах весеннее солнце съело остатки снега. А на дне оврагов ещё можно увидеть белое пятно. Воздух потеплел. Пробудилась земля. Она подарила людям чудесные весенние цветы. Лесные полянки украшает голубой ковёр подснежников. Прекрасные эти первые цветы.

-В предложениях подчеркните имя прилагательное и найдите слово, с которым оно связано.

-Как будем подчёркивать имя прилагательное? Чем оно является в предложении?

Определите словосочетания по образцу.

Ранняя весна (весна- ед. ч., ж.р.=> ранняя ед. ч., ж. р., вопрос КАКАЯ?) Окончание раняя- яя, какая?- ая.

-С какой частью речи связано имя прилагательное?

Имя прилагательное в предложении связано с существительным, потому что прилагательное обозначает признак предметов.

-Прочитайте стихотворение, вставьте дома в альбом.

Вместе- служба, вместе- дружба.

Художника нашего знает весь свет.

Раскрасит художник всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Он с существительным живёт на редкость дружно:

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Он его не бросит в воде и на земле:

        

Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

-Как правильно написать окончание прилагательного?

Не хочешь остаться с носом, проверяй окончание                  

                             ВОПРОСОМ.

Запомните: Прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.

-Разберите первое предложение.

По составу: ранняя, весеннее, белое.

6.Закрепление.

-Возьмите листочки и ответьте на вопросы.

Имя _______________________

1.Что такое имя прилагательное? ____________________________

2.Что оно обозначает? _____________________________________

3.На какие вопросы отвечает? _______________________________

4.С какой частью речи связано? ______________________________

5.Как изменяется? __________________________________________

6.Член предложения? _______________________________________

7.Подчёркивается __________________________________________

-Поменялись листочками, взаимопроверка (листочки сдали)

Игра «Найди разницу»

Прочитайте те признаки, которые можно отнести к лисе, а затем- к белке.

Ловкая, хищная, пугливая, запасливая, осторожная, жадная.

-Какие признаки предметов обозначают имена прилагательные? (цвет, вкус, размер, высота, форма, качество)

Игра «Проверь себя»

-Подчеркните нужное окончание.

Дождлив(ый/ое/ого/ая) лето хуже осени.

Утрен(яя/ий/ая/ое) роса.

Ярк(ые/ая/яя/ое) солнце.

Субботн(ые/ый/ий) вечер.

-Какого рода прилагательные вы употребили?

-Как узнать род имени прилагательного?

Имя прилагательное изменяется по родам в зависимости от имени существительного, с которым оно связано.

7.Итог урока.

-Что вы узнали об именах прилагательных? С какой целью вы в своей речи употребляете эти слова?

Д/З: с. 171, упр. 454, стих наизусть.

-Сравни предметы. Слова какой речи нужно дописать?

Прилагательные разобрать по составу.

Выставление оценок.

Первые цв…ты.


Ра…яя в…сна пришла в нашу мес…ность. На открытых л…сных п…лянах в…се…ее со…нце с…ело остатки снега. А на дне оврагов ещё можно увидеть белое п…тно. Воздух п…т…плел. Пр…будилась з…мля. …на п…д…рила людям ч…десные в…се…ие цв…ты. Л…сные п…лянки укр…шает голубой к…вёр.

Имя _______________________

1.Что такое имя прилагательное? ____________________________

2.Что оно обозначает? _____________________________________

3.На какие вопросы отвечает? _______________________________

4.С какой частью речи связано? ______________________________

5.Как изменяется? __________________________________________

6.Член предложения? _______________________________________

7.Подчёркивается __________________________________________


Имя __________________________


Дождлив(ый/ое/ого/ая) лето хуже осени.


Утрен(яя/ий/ая/ое) роса.


Ярк(ые/ая/яя/ое) солнце.


Субботн(ые/ый/ий) вечер.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка "Понятие об имени прилагательном" в 3 классе

Текст урока русского языка. Тип урока - знакомство с новым материалом....

Презентация к уроку русского языка "Понятие об имени прилагательном"

Презентация к тексту урока русского языка "Понятие об имени прилагательном" с анимацией и использованием интерактивной доски....

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс.Имя прилагательное как часть речи.

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс.Имя прилагательное как часть речи. Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи....

Урок русского языка по теме"Имя прилагательное как часть речи"

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке....

Конспект урока русского языка по теме: "Имя прилагательное как часть речи", 3 класс, УМУ "Перспектива"

Цели деятельности учителя: формирование языковой компетентности младших школьников посредством углубления, обобщения и систематизации знаний об имени  прилагательном  и выработки практ...

Урок русского языка на тему: Имя прилагательное как часть речи

Конспект и презентация открытого урока русского языка в рамках предметной недели....

Технологическая карта урока русского языка «Морфологический разбор имени существительного как части речи»(УМК «Школа России, 4 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: совершенствование знаний о морфологическом разборе имени существительного как части речи, падежных окончаниях имён существительных.Задач...