Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

конспект урока русского языка в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 3 классе.

Тема: Правописание безударных  окончаний имён существительных 2-го склонения

Цели и  задачи урока:

  1. учить сравнивать ударные и безударные окончания существительных;
  2.  отрабатывать прием проверки безударного окончания существительного;
  3. сформировать алгоритм деятельности при проверке безударного окончания существительного;
  4. развивать умение формулировать выводы, аргументировать свои высказывания.
  5. развивать у учащихся память, внимание, логическое мышление, устную речь;
  6.  воспитывать заботливое и бережное отношение к природе;

Планируемые результаты

Личностные:

Осознавать роль языка в жизни людей

-понимать эмоции одноклассников, выражать свои эмоции

-уметь делать самооценку на основе наблюдений за собственной речью

Метапредметные :

Регулятивные:

- самостоятельно формировать тему и цели урока

-составлять план решения учебной проблемы;

-работать по плану.

Познавательные:

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

-строить рассуждения;

-устанавливать причинно-следственные связи -оформлять свои мысли в письменной речи;

Коммуникативные:

-научатся быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

- получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное.

Предметные:

-научатся использовать приём проверки безударных окончаний существительных 1. 2-го склонения;

-получат возможность научиться осознавать место возможного возникновения ошибки в окончаниях существительных.

Тип урока: Закрепление изученного материала.

Форма проведения: Путешествие по зимнему лесу с исследованием и  использованием ИКТ.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Приёмы: игровые моменты, презентация, наглядность, работа в парах, группах, индивидуальная работа, фронтальная работа, взаимопроверка.

Ход  урока:

      Сегодня у нас урок необычный, праздничный и деловой. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте своим взглядом мне и своему товарищу.

       Я приглашаю вас отправиться в путешествие .  Во время путешествия  все учётные записи нужно фиксировать. Я предлагаю фиксировать  всё в тетради.

1. А чтобы узнать в какое путешествие я вас приглашаю нужно выполнить задание и догадаться

. Запишите существительные с предлогами, вставив окончания.

(1 слайд)

По тропинк…,на дерев…, под солнц…,   на  полянк…,   у  берёзк…,  за куст…,   от ёлочк…  к  ёлочк… .    

 Давайте проверим

(2 слайд)

 Кто же догадался, куда я вас приглашаю?

 (в лес)

(3 слайд)

-Мы отправимся в лес сказочно красивый, зимний.

Зима весь лес заворожила,

Накинув сказочный наряд

-Как ещё зиму называют?   Матушка – зима.   Зима всегда трудное испытание для животных, птиц.  Да и человеку приходится трудно. Вот и нам зима приготовила трудное испытание.

-Ребята, какие трудности у вас вызвало задание , которое мы выполняли?

-Может кто-то сможет сформулировать тему нашего урока?

Вот тема, над которой мы будем работать во время путешествия: (4 слайд) «Правописание безударных окончаний имён существительных 2 склонения».

       -Это новый материал?   (нет)

       - Какие задачи поставим на уроке? Что  нужно будет повторить?

   1) Падежи и падежные вопросы. Различение падежей.

   2) Способы проверки безударных окончаний имён существительных

   3) повторить и закрепить  какие окончания бывают у существительных 1-го, 2-го склонений

2.

-А сейчас отгадайте загадки зимы (5 слайд)

В белом бархате деревня

И заборы, и деревья.

А как ветер нападает

Этот бархат опадает. (иней)

Белых пчёл из синей тучи

Вылетает рой летучий.

Не гудят и не кусают,

На ладошке тихо тают.(снежинки)

Выгляну в оконце

Лежит белое суконце

Всю зиму лежит,

А весной  убежит.(снег)

(6 слайд)

-Вопрос: Какое  слово « Лишнее»? Почему?

Снежинки – сущ. множ ч.

- По какому признаку можно объединить эти слова?

Все слова -  имена существительные.

Снег, снежинки – однокоренные слова.

Снег, иней – сущ .е.д. ч , м. р.2- го скл.

3. -Отправившись в лес, каких лесных жителей мы можем там встретить?

Просклоняйте существительные по карточкам

 ( одно существительное с ударным окончанием-кабан, другое с безударным окончанием-волк)

-  Перед вами лежат карточки. Почему они состоят из двух частей?

      ( Первая часть обозначает основу слова, вторая окончание)

- Почему вторая часть разделена   на 6 частей?

( у существительных 6 падежей – 6 разных форм)

А теперь вы будете исследователями.

- Догадались  какую часть слова  вы будете исследовать?

( окончание)

-Какого склонения эти существительные?

- Допишите падежные окончания имён существительных

кабан

волк

Взаимопроверка в парах

-Склонение какого из этих существительных вызвало у вас затруднение и почему?

- Как проверить безударное окончание имён существительных? (Определить склонение, подобрать опорное слово такого же склонения в том же падеже).

4. Вы любите зиму? Почему?

(7 слайд)

-Посмотрите на рисунок . Что здесь изображено?

-Найдите 5 существительных 2 склонения.

-Запишите эти существительные:

1 ряд: в родительном падеже

2 ряд в дательном падеже

3 ряд в предложном падеже

На доске карточки с окончаниями. Учащийся от каждого ряда выбирает свои окончания и аргументирует свой ответ.

5. Давайте составим предложение, используя  слова, которые вы выписали и разберём предложение по членам предложения (Дети слепили весёлого снеговика)

6. - Догадайтесь, какое слово лишнее в каждом столбике, и вы прочитаете предложение - просьбу. (8-9 слайд)

 около тополя                     о волке

к дереву                          у белки

берегите                           к лисе

до рощи                         про медведя

в дупле                             лес

по дорожке                  о зайце

- В первом столбике лишнее слово берегите, так как это глагол, а все остальные - имена существительные.

- Во втором столбике лишнее слово лес, так как все остальные - дикие животные.

- Получилось предложение “Берегите лес!”

- Что вы можете сделать для спасения природы? Как и чем можете помочь ей?

(10 слайд)

- Не ломать ветки деревьев.

- Не жечь костры в лесу и не мусорить.

- Не разорять гнёзда птиц.

- Не бросать мусор в водоёмы.

-Что мы с вами делали для определения безударного окончания существительных ?

7. Я вам предлагаю составить схему проверки безударных окончаний имён существительных. Перед вами лежат заготовки для составления этого алгоритма.  

-С чего нужно начать?

Алгоритм проверки

безударного окончания

1. Начальная форма  (11 слайд)

( И.п. ед.ч. )

2. Склонение  (12 слайд)

3. Опорное слово  (13 слайд)

 

Рефлексия урока

Над чем работали на уроке?  Где нам могут пригодиться эти знания? Что нужно запомнить?

Оцените значимость своей работы на уроке и поставьте себе отметку:

(14 слайд)

+ - знаю и умею применять

! - знаю, но не всегда могу применить

? - не уверен в своих знаниях

- -пока не знаю и не умею


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1,2 склонения

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1,2 склонения...

Правописание окончаний имён существительных 1 склонения

Урок русского языка "Правописание окончаний имён существительных 1 склонения" по программе "Начальная школа 21 века"...

Правописание окончания имён существительных 2-го склонения

технологическая карта урока по русскому языку...

Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения

Предлагаю вашему вниманию конспект урока русского языка  и презентацию. Тема урока: "Правописание  безударных окончаний  имён существительных 2-го склонения". УМК Школа XXI века....

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс...

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языкуТема: « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения».Цели деятельности учителя:  познакомит...

3 склонения имён существительных. 1-ое склонение имён существительных.

3 склонения имён существительных. Урок открытия новых знаний. 1-ое склонение имён существительных....