Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Мишенькина Ольга Валерьевна

Предлагаю вашему вниманию конспект урока русского языка  и презентацию. Тема урока: "Правописание  безударных окончаний  имён существительных 2-го склонения". УМК Школа XXI века.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА № 7

РУССКИЙ ЯЗЫК

программа «ХХI век»

«Правописание

безударных окончаний

 имён существительных 2-го склонения»

( 3 КЛАСС )

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ  

Мишенькина Ольга Валерьевна

Кулебаки, 2017


Педагогическая цель: способствовать развитию умения анализировать языковой материал, развернуто объяснять выбор безударного  падежного окончания.

Тип урока: открытие знаний и способов действий

Планируемые результаты (предметные): применяют орфографические правила; проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые единицы, как  част слова, часть речи

Личностные результаты: применяют правила делового сотрудничества: сравнивают различные точки зрения; считаются с мнением другого человека

УУД (метопредметные):

Познавательные: применяют таблицы, схемы для получения информации; устанавливают  причинно-следственные связи; находят ответы на вопросы.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); различают способ и результат действия: анализируют собственную работу.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге: слушают, точно реагируют на реплики, поддерживают деловое общение; используют речь для регуляции своего действия.

Основное содержание темы, понятия и термины

Введение алгоритма применения правила. Правописание падежных окончаний имён существительных 2-го склонения. Анализ языкового материала. Развернутое объяснение выбора безударного падежного окончания. Словарная работа.

Оборудование: учебник «Русский язык 3 класс» С. В. Иванов¸ компьютер с мультимедиапроектором и экраном¸ «Лист самооценки».

Ход урока:

I. Организационный момент.

 1. Давайте проверим готовность к уроку.

- Руки? (- На месте)

- Ноги? (- На месте)

- Локти? (- У края)

- Спина? (- Прямая)

Учитель. - Древняя пословица гласит, что «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».

- Как вы её понимаете?

Ученик  Мы узнаём что-то новое.

Учитель. Вы знаете, что наши знания – это богатство, которые мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.

Давайте проверим какие сокровища накопили вы

2. Игра «Мозговой штурм» по теме «Имя существительное».

За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Выясним знатоков этой темы. Итак, начинаем.

  • Что такое склонение? (изменение имен существительных по падежам и числам)
  •  Что такое имя существительное?
  • Какая часть слова изменяется при склонение?
  • Что такое окончание и для чего оно служит?
  • Что такое начальная форма имени существительного?
  • Сколько падежей в русском языке?
  • Как определить падеж имени существительного в предложении?
  • Как распределяются имена существительные по склонениям?
  • Как определить род имени существительного?

- Молодцы! Справились с заданием.

3 Проверка домашнего задания. 

(Текст от  третьего лица запишите от своего имени, т.е. от 1-го лица. Найдите  и выпишите по одному  слову1, 2 и 3-го склонения)

Заботливая мама

  У крыльца Алеша увидел ежика. Мальчик взял ежика в руки, погладил по мягким иголкам. Ежик не испугался, не свернулся клубком. Бабушка угостила зверька молоком. Вечером Алеша увидел ежиху и маленьких ежиков. Она принюхивалась, тревожно водила мордочкой по сторонам. Мать искала малыша. Алеша принес ежика, бережно опустил на землю. Мать обнюхала малыша и устремилась в кусты. За ежихой покатились ежата. (61 слово)

(В. Баныкин)

4. Минутка чистописания.

Учитель. - Я предлагаю вам поработать сейчас над красотой письменной речи. Желаю вам, чтобы вся письменная работа была выполнена также красиво и правильно, как и у меня на доске.

Запись даты и чистописание

Учитель  Наш урок я хочу продолжить отрывком-заклинанием: Послушайте и постарайтесь вспомнить что это за произведение,

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли –
Быть по-моему вели! 

Назовите имя главной героини.

Что подарила волшебница Жене?

II. Актуализация знаний учащихся

1. Словарная работа

Учитель. Выпишите из текста-заклинания все названия сторон света в начальной форме.

Проверка задания (запад, восток, север, юг).

Организация работы в группах. (Класс делится на четыре группы, каждая группа получает задание.)

1 группа

Задание

Являются ли выписанные слова словарными (орфографическими)?

Дети распределяют действия между членами группы:

1-й ученик определяет место ударения в словах,

 2-й ученик выделяет буквы, которые надо запомнить, т. к. их проверка невозможна,

3-й ученик определяет, какое из слов не является словарным,

4-й ученик читает интересный материал по учебнику (с. 65) из истории языка.

Запад – слово общеславянское, образовано от слова «западать, закатываться за горизонт». Действительно, солнце садится на западе, «падает» за горизонт. Вот потому-то эту часть света и назвали запад.

Действия выполняют последовательно, обсуждают, делают вывод.

5-ученик докладывает решение группы

(слова восток, запад, север являются словарными).

2 группа

Задание

Записать как можно больше родственных слов.

1-й ученик группы работает со словом восток.

2-й ученик группы работает со словом запад,

3-й ученик группы работает со словом север,

4-й ученик группы работает со словом юг.

Все члены группы внимательно слушают ,дополняют друг друга.

(Возможный набор слов: восточный, востоковед, западный, северный, северянка, североморский, южный, южанка, северо-восточный, юго-западный.

5-й ученик докладывает решение группы.)

3 группа

Задание

Составить и записать предложение.

1-й ученик работает со словом восток,

2-й ученик работает со словом запад,

3-й ученик – со словом север,

4-й – со словом юг.

Все члены группы внимательно слушают, обсуждают предложения.

5-й ученик записывает лучшее предложение группы на доске.

Учитель.  Давайте запишем это предложение в тетрадь.

4 группа

Задание

Что общего у этих слов?

1-й ученик определяет часть речи выписанных слов,

2-й определяет одушевлённое или неодушевлённое существительное,

3-й ученик определяет род существительных,

 4-й – склонение.

5-й делает вывод и докладывает решение группы классу,

(имена существительные, неодушевлённые, мужского рода, 2-го склонения). 

 Проверка и оценка работы в группах.

2. Самооценка учащимися собственных знаний и умений

Учитель. Подведём первый итог и поставим в «Листе самооценки» полученный балл.

Если вы верно и легко справились с заданием, то в столбике «Количество баллов» поставьте «3», если испытывали небольшие затруднения, то поставьте «2», а если сильно затруднялись – «1».

Лист самооценки_______________________________________________

 

Виды работ на уроке

Количество баллов

Работа в группе

Самостоятельная работа

Знание алгоритма

Учитель. Сейчас вам предстоит самостоятельно записать эти имена существительные в форме творительного и предложного падежа. Оцените свою готовность к выполнению самостоятельной работы по «Оценочной линейке

  • Поднимите руки:
  • Кто уверен, что справится с заданием?
  • А кто сомневается в своих силах?
  • Кто думает, что не справится с работой?
  • Как можно помочь сомневающимся ученикам?

Ученик. Нужно вспомнить вспомогательные слова и  падежные вопросы,

Учитель. Назовите вспомогательное слово творительного падежа, падежные вопросы.

Ученик. Любуюсь (кем? чем?) 

 Учитель. Назовите вспомогательное слово предложного падежа, падежные вопросы.

Ученик. Говорю (оком? о чём?) 

Самостоятельно записать эти имена существительные в форме творительного и предложного падежа.

Т.п – любуюсь (чем?) востоком, западом, севером, югом

П.п. – говорю (о чём?) о востоке, о западе, о севере, о юге

Проверка на доске

Что вызвало у вас затруднение и почему?

Ученик не понятно какое писать окончание

Учитель В какой позиции находятся окончания у имен существительных?

Ученик безударной

Учитель Имена существительные, которые вызвали затруднения, к какому склонению относятся?

Ученик. Эти существительные 2-го склонения.

3. Определение темы урока

Учитель. Попробуйте сформулировать тему нашего урока

Ученик. Безударные окончания имён сущ 2-го склонения

Учитель. Какие задачи нам предстоит решить?

Ученик. Будем учиться писать  безударные окончаний имён существительных 2-го склонения.

4. Физминутка

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.

И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п., 5 – плавно наклонить голову назад, 6 – и.п., 7 – голову наклонить вперед. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.

И.п. – сидя, руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6 – 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

III. Изучение нового материала

Учитель. Как вы думаете. Как можно поверять безударные окончания имён существительных 2-го склонения? 

Ученик. С помощью падежных окончаний имён существительных 2-го склонения, или слов помощников

Учитель Давайте проверим наши предположения. Откройте учебник на с.57

Рассмотрите внимательно таблицу. На что обратили внимание?

Ученик. Ударные и безударные окончания пишутся одинаково

Учитель. Прочитайте выводы, которые сделали Петя и Женя

Итак, Петя и Женя предложили нам два способа проверки безударных окончаний имен существительных 2- го склонения. Пользуйтесь тем способом, который вам нравиться.

Давайте составим алгоритм работы с безударными окончаниями для существительных 2-го склонения.

Памятка

(порядок орфографических действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных)

  1. Нахожу имя существительное с безударным падежным окончанием.
  2. Определяю склонение.
  3. Подставляю имя существительное с ударным окончанием того же склонения.
  4. Под ударением слышу … .
  5. Пишу ту же гласную в безударном окончании.

Учитель. Давайте потренируемся. Откройте рабочую тетрадь на стр.13. (комментированное письмо по цепочке)

Учитель. Вернитесь к «Оценочной линейке». Оцените ещё раз свою готовность к выполнению самостоятельной работы. Если у вас возникают затруднения, то вы можете воспользоваться «помощником» – памяткой.

Учитель. Какие опорные слова будете использовать для проверки окончаний выписанных имён существительных? Почему?

Ученик. Колесо и слон

Самостоятельно просклоняйте слово стул (взаимопроверка)

Учитель. Подведём итог работы и поставим в «Листе самооценки» полученные баллы. Поднимите руки, кто правильно написал безударные окончания имён существительных. Кто допустил ошибки? Почему возникло затруднение?

Ученик. Был невнимателен, забыл опорные слова, не знаю алгоритма.

IV. Подведение итогов и рефлексия

Учитель. Чему научились сегодня на уроке?

Поднимите руку кто доволен своей работой на уроке.

– В чём испытали затруднения? 

Чтобы понять, на сколько хорошо вы поняли тему, предлагаю выполнить тест.

Тест

  1. Укажи существительные

а) стол

б) кукла

в) диван

  1. Укажи существительные 1-го склонения

а) кукла

б) стол

в) диван

  1. Укажи существительные 2-го склонения

а) стул

б) поле

в) яблоко

  1. Найди ошибку

а) Р.п (кого? Чего?)

б) Д.п (Кому? Чему)

в) В. п. (Кого? Чего?)

  1. Укажи существительные 3-го склонения

а) мышь

б) лень

в) цепь

а

б

в

1

2

3

4

5

У кого получилась цифра 5? Вы получаете оценку 5.

V. Домашнее задание

Выучить окончания или опорные слова для существительных 2-го склонения

Р. Т.

С.14, На «4»упр. 2

На «5» упр. 2,3  


Текст от  третьего лица запишите от своего имени, т.е. от 1-го лица. Найдите  и выпишите по одному  слову 1, 2 и 3-го склонения

Заботливая мама

  У крыльца Алеша увидел ежика. Мальчик взял ежика в руки, погладил по мягким иголкам. Ежик не испугался, не свернулся клубком. Бабушка угостила зверька молоком. Вечером Алеша увидел ежиху и маленьких ежиков. Она принюхивалась, тревожно водила мордочкой по сторонам. Мать искала малыша. Алеша принес ежика, бережно опустил на землю. Мать обнюхала малыша и устремилась в кусты. За ежихой покатились ежата.

(В. Баныкин)

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Текст от  третьего лица запишите от своего имени, т.е. от 1-го лица. Найдите  и выпишите по одному  слову 1, 2 и 3-го склонени

Заботливая мама

  У крыльца Алеша увидел ежика. Мальчик взял ежика в руки, погладил по мягким иголкам. Ежик не испугался, не свернулся клубком. Бабушка угостила зверька молоком. Вечером Алеша увидел ежиху и маленьких ежиков. Она принюхивалась, тревожно водила мордочкой по сторонам. Мать искала малыша. Алеша принес ежика, бережно опустил на землю. Мать обнюхала малыша и устремилась в кусты. За ежихой покатились ежата.

(В. Баныкин)

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Текст от  третьего лица запишите от своего имени, т.е. от 1-го лица. Найдите  и выпишите по одному  слову 1, 2 и 3-го склонения

Заботливая мама

  У крыльца Алеша увидел ежика. Мальчик взял ежика в руки, погладил по мягким иголкам. Ежик не испугался, не свернулся клубком. Бабушка угостила зверька молоком. Вечером Алеша увидел ежиху и маленьких ежиков. Она принюхивалась, тревожно водила мордочкой по сторонам. Мать искала малыша. Алеша принес ежика, бережно опустил на землю. Мать обнюхала малыша и устремилась в кусты. За ежихой покатились ежата.

(В. Баныкин)

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Текст от  третьего лица запишите от своего имени, т.е. от 1-го лица. Найдите  и выпишите по одному  слову 1, 2 и 3-го склонения

Заботливая мама

  У крыльца Алеша увидел ежика. Мальчик взял ежика в руки, погладил по мягким иголкам. Ежик не испугался, не свернулся клубком. Бабушка угостила зверька молоком. Вечером Алеша увидел ежиху и маленьких ежиков. Она принюхивалась, тревожно водила мордочкой по сторонам. Мать искала малыша. Алеша принес ежика, бережно опустил на землю. Мать обнюхала малыша и устремилась в кусты. За ежихой покатились ежата.

(В. Баныкин)


1 группа

Задание

Являются ли слова запад, восток, север, юг словарными?

1-й ученик определяет место ударения в словах

2-й ученик выделяет буквы, которые надо запомнить, т. к. их проверка невозможна

3-й ученик определяет, какое из слов не является словарным

 

4-й ученик читает интересный материал по учебнику (с. 65) из истории языка.

Обсуждают вместе, делают вывод.

5-ученик докладывает решение группы

-------------------------------------------------------------------------------------------------

2 группа

Задание

Записать как можно больше родственных слов.

1-й ученик группы работает со словом восток.

2-й ученик группы работает со словом запад,

3-й ученик группы работает со словом север,

4-й ученик группы работает со словом юг.

Все члены группы внимательно слушают, дополняют друг друга.

5-й ученик докладывает решение группы.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3 группа

Задание

Составить и записать предложение с выписанными словами.

1-й ученик работает со словом восток,

2-й ученик работает со словом запад,

3-й ученик – со словом север,

4-й – со словом юг.

Все члены группы внимательно слушают, обсуждают предложения.

5-й ученик записывает лучшее предложение группы на доске.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

------------------------------------------------------------------------------------------------

4 группа

Задание

Что общего у слов запад, восток, север, юг?

1-й ученик определяет часть речи выписанных слов,

2-й определяет одушевлённое или неодушевлённое существительное,

3-й ученик определяет род существительных,

 4-й – склонение.

5-й делает вывод и докладывает решение группы классу,


 

Лист самооценки

Виды работ на уроке

Количество баллов

Работа в группе

Самостоятельная работа

Знание алгоритма

Лист самооценки

Виды работ на уроке

Количество баллов

Работа в группе

Самостоятельная работа

Знание алгоритма

Лист самооценки

Виды работ на уроке

Количество баллов

Работа в группе

Самостоятельная работа

Знание алгоритма

Лист самооценки

Виды работ на уроке

Количество баллов

Работа в группе

Самостоятельная работа

Знание алгоритма

Лист самооценки

Виды работ на уроке

Количество баллов

Работа в группе

Самостоятельная работа

Знание алгоритма

Лист самооценки

Виды работ на уроке

Количество баллов

Работа в группе

Самостоятельная работа

Знание алгоритма

Лист самооценки

Виды работ на уроке

Количество баллов

Работа в группе

Самостоятельная работа

Знание алгоритма

Лист самооценки

Виды работ на уроке

Количество баллов

Работа в группе

Самостоятельная работа

Знание алгоритма

Лист самооценки

Виды работ на уроке

Количество баллов

Работа в группе

Самостоятельная работа

Знание алгоритма

Лист самооценки

Виды работ на уроке

Количество баллов

Работа в группе

Самостоятельная работа

Знание алгоритма

Лист самооценки

Виды работ на уроке

Количество баллов

Работа в группе

Самостоятельная работа

Знание алгоритма

Лист самооценки

Виды работ на уроке

Количество баллов

Работа в группе

Самостоятельная работа

Знание алгоритма

Лист самооценки

Виды работ на уроке

Количество баллов

Работа в группе

Самостоятельная работа

Знание алгоритма

Лист самооценки

Виды работ на уроке

Количество баллов

Работа в группе

Самостоятельная работа

Знание алгоритма

Лист самооценки

Виды работ на уроке

Количество баллов

Работа в группе

Самостоятельная работа

Знание алгоритма

Лист самооценки

Виды работ на уроке

Количество баллов

Работа в группе

Самостоятельная работа

Знание алгоритма

Лист самооценки

Виды работ на уроке

Количество баллов

Работа в группе

Самостоятельная работа

Знание алгоритма

Лист самооценки

Виды работ на уроке

Количество баллов

Работа в группе

Самостоятельная работа

Знание алгоритма


Оценочная

линейка

Оценочная

линейка

Оценочная

линейка

Оценочная

линейка

Оценочная

линейка

Оценочная

линейка

Оценочная

линейка

Оценочная

линейка

Оценочная

линейка

Оценочная

линейка

Оценочная

линейка

Оценочная

линейка

Оценочная

линейка

Оценочная

линейка

Оценочная

линейка


Тест

1) Укажи существительные

а) стол

б) кукла

в) диван

2) Укажи существительные 1-го склонения

а) кукла

б) стол

в) диван

3) Укажи существительные 2-го склонения

а) стул

б) поле

в) яблоко

4) Найди ошибку

а) Р.п (кого? Чего?)

б) Д.п (Кому? Чему)

в) В. п. (Кого? Чего?)

5) Укажи существительные 3-го склонения

а) мышь

б) лень

в) цепь

а

б

в

1

2

3

4

5

Тест

1) Укажи существительные

а) стол

б) кукла

в) диван

2) Укажи существительные 1-го склонения

а) кукла

б) стол

в) диван

3) Укажи существительные 2-го склонения

а) стул

б) поле

в) яблоко

4) Найди ошибку

а) Р.п (кого? Чего?)

б) Д.п (Кому? Чему)

в) В. п. (Кого? Чего?)

5) Укажи существительные 3-го склонения

а) мышь

б) лень

в) цепь

а

б

в

1

2

3

4

5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»

Слайд 2

Мозговой штурм Что такое имя существительное? Какая часть слова изменяется при склонение? Что такое окончание и для чего оно служит? Что такое начальная форма имени существительного? Сколько падежей в русском языке? Как определить падеж имени существительного в предложении? Как распределяются имена существительные по склонениям? Как определить род имени существительного?

Слайд 3

Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся сделав круг. Лишь коснёшься ты земли – Быть по-моему вели!

Слайд 4

Валентин Катаев девочка Женя

Слайд 5

Выпишите все названия сторон света Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся сделав круг. Лишь коснёшься ты земли – Быть по-моему вели! запад восток север юг им. сущ. неодуш. м.р. 2 скл.

Слайд 6

Запишите имена существительные в творительном и предложном падежах Т. п. любуюсь (кем? чем?) запад ом , восток ом , север ом , юг ом П.п. говорю (о ком? о чём?) о запад е , о восток е , о север е , о юг е

Слайд 8

Тема: Безударные окончания имён существительных 2-го склонения

Слайд 9

Работа с учебником Стр. 57-58

Слайд 10

Алгоритм Определить склонение существительного. Определить падеж существительного. Поставить опорное слово в падежную форму либо воспользоваться таблицей окончаний.

Слайд 11

Работа в тетради Стр. 13 упр.1

Слайд 12

Выучить окончания или опорные слова для существительных 2-го склонения Р. т. с.14, на 4 упр . 2 На 5 упр. 2,3 Молодцы, ребята! Со всеми заданиями справились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонениЯ

Презентация предназначена для проведения урока по русскому языку по теме: "Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения" в 3 классе - система Занкова. Кроме того, материал можн...

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языкуТема: « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения».Цели деятельности учителя:  познакомит...