Словарные слова
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме

 

Нетрадиционно слова с непроверяемым напи­санием, или так называемые словарные слова, усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания их графического облика

. Это объясняется прежде всего тем, что правописание таких слов основано на историческом принципе орфографии, в со­ответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их с помощью современного литературного произношения нельзя и поэтому их написание рекомендуется запомнить. С этой целью новое слово записывается на доске, анализируется , проговаривается орфографически , записывается в тетради и повторяется на следующих уроках.

Такая работа , ориентируя учащихся на заучивание словарных слов не обеспечивает прочного их запоминания о чем свидетельствуют ошибки допускаемые учениками, как в заучиваемых словах, так и в родственных.

Повышение эффективности усвоения слов с традиционными написаниями должно быть осмысленным, а не механическим. Осмыслен­ность запоминания может быть достигнута на основе понимания учеником значения изучае­мого слова, сущности и характера содержа­щейся в нем трудности, установления связи данного слова с ранее изученными словами. Одним из средств, которые помогают осмыслить и повысить правильность и прочность запоминания является этимологический словарь в сокращенном варианте .Это очень хорошо прослеживается в учебнике «Русского языка» УМК «Планета знаний».

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon slovarnye_slova.ppt1.95 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

словарные слова Репко Татьяна Анатольевна Учитель начальных классов МОБУ СОШ №2 пгт Лучегорск, Приморского края.

Слайд 2

радужный словарь

Слайд 3

Нетрадиционно слова с непроверяемым напи­санием, или так называемые словарные слова, усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания их графического облика . Это объясняется прежде всего тем, что правописание таких слов основано на историческом принципе орфографии, в со­ответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их с помощью современного литературного произношения нельзя и поэтому их написание рекомендуется запомнить. С этой целью новое слово записывается на доске, анализируется , проговаривается орфографически , записывается в тетради и повторяется на следующих уроках. Такая работа , ориентируя учащихся на заучивание словарных слов не обеспечивает прочного их запоминания о чем свидетельствуют ошибки допускаемые учениками, как в заучиваемых словах, так и в родственных. Повышение эффективности усвоения слов с традиционными написаниями должно быть осмысленным, а не механическим. Осмыслен­ность запоминания может быть достигнута на основе понимания учеником значения изучае­мого слова, сущности и характера содержа­щейся в нем трудности, установления связи данного слова с ранее изученными словами. Одним из средств, которые помогают осмыслить и повысить правильность и прочность запоминания является этимологический словарь в сокращенном варианте .Это очень хорошо прослеживается в учебнике «Русского языка» УМК «Планета знаний».

Слайд 4

МАЛИНА — душистые сладкие, обычно красного цвета ягоды. В основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей. Слово малина образовано от слова ма­лый — «маленький». Малина — малый= «состоящая из малень­ких частей». Сладкая, душистая, Выросла в саду тенистом. Состою из долек малых, Очень сочных, вкусных, алых.

Слайд 5

я г о д а - год - ка я - год- ный земляника малина

Слайд 6

Конь-ки КОНЬКИ — узкие стальные полозья, при­крепляемые к обуви для катания на льду. Первоначально коньки делали из дерева, прикрепляя внизу стальные полозья. Ме­таллические коньки в России впервые появи­лись триста лет назад. Молодой царь Петр I собственноручно выковал для себя желез­ные коньки. Их называли скороходами. Мчусь как пуля я вперед, Лишь поскрипывает лед, Да мелькают огоньки. Кто несет меня? ...

Слайд 7

Круглое, румяное Я расту на ветке Любят меня взрослые И маленькие детки. Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою. Яблоко я пополам разломлю, Яблоко с другом своим разделю. Яб - ло - ко

Слайд 8

Воробей,воробушек,воробышек ВОРОБЕЙ — маленькая птичка с коричне­вато-серым оперением, живущая обычно близ строений. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, было образовано немало слов-названий птиц. Так, воробей назван по своему чириканью, от звукоподра­жательного вор. Та же основа и в несохранившемся ворк, на базе которого образова­лось ворковать, т. е. «издавать переливчатые звуки». Воробей — вор, ворк = «воркует, издает переливчатые звуки». — Итак, воробышки, урок! Сейчас по расписанию У нас чистописание. Запомним: пишется «чирик», А произносится «чивик» Или «чилик», кто как привык!

Слайд 9

Жила веселая семья- три забияки. Папа , мама и сын. У папы не было хвоста. Давно потерян в драке, у мамы было пол хвоста. И перышки в замен хвоста у сына- забияки. На тротуаре всей семьёй они ведут смертельный бой. У воробья – соседа отбили пол обеда, сухую корку и одно ,не очень вкусное зерно. ВО - ро - бей Птичка- невеличка ножки имеет, а ходить не умеет. Хочет сделать шажок, получается прыжок.

Слайд 10

Мчится без оглядки, Лишь сверкают пятки. Мчится что есть духу, Хвост короче уха. Живо угадай-ка, Кто же это ? ЗАЯЦ

Слайд 11

Ли-са, ли-сич-ка, ли-сонь-ка Лиса образовано от лис (ср. кум — кума). словам: лисый — «желтоватый», залисёть — «пожелтеть». Животное названо по наиболее характерному цвету шерсти. Летом, осенью, зимой Идет по тропочке лесной. След хвосточком заметает. А как её зовут, кто знает?

Слайд 12

Со-ба-ка, со-бач-ка, со-ба-чий. Не говорит, Не поёт, А кто к хозяину идёт— Она знать даёт Собака — друг человека. И название свое она получила от древнего корня соб- (место- имени^ «себя, собою»), родственного слову собственный — «существо, имеющее хозяина, принадлежащее хозяину». Собака — соб= «существо», «собствен­ность».

Слайд 13

Со-ро-ка Эта хищница болтлива, Воровата, суетлива, Стрекотунья белобока, А зовут ее ... Свое имя сорока получила от исходного сдрка, передающего особенности ее пения. Сороку называют стрекотуньей, трещоткой; сороки трещат, тарахтят («...прямо как спички в коробке»— Н. Сладкое),

Слайд 14

Кто в саду выводит трели На рожке и на свирели?: Знать опять среди ветвей Поселился...(соловей!) Со-ло-вей, со-ло-вуш-ка СОЛОВЕЙ — маленькая певчая перелет­ная птица с серовато-бурым оперением, отличающаяся красивым пением. Многие птицы получили название по цвету оперения. В слове соловей раньше выделялся корень солв-, который имел значение «серый, с рыжеватым оттенком». Кто в саду выводит трели На рожке и на свирели?: Знать опять среди ветвей Поселился …..

Слайд 15

КАПУСТА — огородный овощ, растущий обычно кочаном, т. е. шаром, состоящим из плотно прилегающих друг к другу крупных широких листьев Название капуста получила от латинского слова капут, которое имело значение «голо­ва», «кочан». Капуста — капут = «кочан, головка капу­сты». Однажды кочан капусты и огурец пошли вместе купаться. Огурец сразу в воду бро­сился, а кочан капусты стал на бережку раздеваться, и раздевался до самого вечера. Огурец его дожидался, дожидался и от холода весь покрылся пупырышками. (В. Рождественская. А. Павлова.)

Слайд 16

Ка-пус-та Зеленая толстуха Надела уйму юбок, Стоит теперь на грядке Как балерина в пачке.

Слайд 17

октабрь Листопад, зазимник, грязник, Ветер рвёт златой наряд, Землю грязную тем златом Покрывает всю подряд.

Слайд 18

октябрь ОКТЯБРЬ — десятый месяц календарного года. Слово октябрь образовано от латинского окто, что значит «восемь». Почему десятый месяц назвали октябрём? Может быть, ошиблись, когда считали, какой это месяц в году? Ошибки здесь нет

Слайд 19

Пе-тух, пе-ту-шок Спозаранку я встаю, Звонким голосом пою. Травку разгребаю, Зёрна собираю. У меня есть гребешок, Кто я дети?……

Слайд 20

ПЕТУХ — домашняя птица с ярким, раз­ноцветным оперением, красным гребешком на голове и красной бородкой. В отдельных районах нашей страны пету­ха называют певень, певун. Слова петух певень, певун русские, и восходят они к глаго­лу петь. Так называют петуха за его любовь к пению. Петухи поют на рассвете, поэтому образно говорят: вставать с первыми петуха­ми значит очень рано. Петух — петь, пёвень, певун = «поющая птица», «любящая петь». Петуха спросили дети: Почему зовут вас Петей? Так ответил Петя детям: Хорошо умею петь я.

Слайд 21

1.Русский язык. Энциклопедия (гл редактор Ф.П. Филин.-М .1979г 2.Ожегов С.И.Словарь русского языка.-М.1986г.ский словарь 3. Фасмер Этимологический словарь русского языка. 1964- 1973гг 4.Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Каткий этимологический словарь русского языка.-М.1971г. 5.Успенский Л.В. Слово о словах .-М1954г.

Слайд 22

http://zooclub.ru/dogs/89.shtml http://whttp://numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-vorobja.htmlww.prozagadki.ru/269-populjarnye-zagadki-pro-konki-dlja-detejj.html http://www.moi-detki.ru/detyam/detskie_zagadki/zagadki_pro_ptic/392-zagadki_pr o_soroku.html http:// numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-solovja.html http://www.babylessons.ru/zagadki-pro-ovoshhi-kapusta/ http://www.google.ru/search?q=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D0%BE%D0%BA%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F+%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%86%D1%8B&newwindow=1&hl=ru&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=t6B3Ufy3GcaR4ATa54CICA&sqi=2&ved=0CCwQsAQ&biw=1280&bih=699


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)

Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....

Конспект урока "Словарные слова. Словарный диктант.

Цель урока: закрепить правописание словарных слов.Образовательные задачи: упражнять в правописании словарных слов, составлении и записи словосочетаний и предложений со словарными словами, закрепление ...

Методика запоминания словарных слов. Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов.

Автобус и троллейбус, огурец и помидор, капуста и морковь… Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов....